Файл: Соколов Д.С. - Мистика и философия спецслужб (Хроники реального мира) - 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2837

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой нового поколения, совершенствовалась эксперимен­тальная база, была развёрнута система подготовки специ­алистов высочайшей квалификации. Институт теоретиче­ской кибернетики (позднее НИИ АС НИИ автоматиче­ских систем) не только не стоял в стороне от процессов мощного роста научного потенциала, он очень быстро за­воевал лидирующие позиции в мировой оборонной науке в области авиационного вооружения.

Многие совершенные по тем временам проекты и идеи были рождены именно в стенах этого ставшего уни­кальным научного учреждения. Многие из ученых инсти­тута были лауреатами Ленинских и Государственных премий. Ордена и медали украшали парадные костюмы не только мужчин, но и женщин, которые не терялись в ко­горте маститых сотрудников.

Огромные экспериментальные залы вмещали в се­бя кабины самолётов, вертолётов, образцы интеллекту­ального оружия и казались величественными космиче­скими аппаратами из мира научной фантастики. Мощная вычислительная база, обеспечивающая исследования, бы­ла соизмерима со всем парком вычислительных машин Академии наук Советского Союза. Большое внимание уделялось отбору и подготовке молодых специалистов, чьё обучение начиналось ещё со старших классов средней школы.

Костяк сотрудников составляли выпускники Мос­ковского авиационного института, Московского физико-технического института, Московского университета и Московского высшего технического училища им. Н.Баумана.


К мнению института прислушивались и граждан­ские руководители и военные, а без заключения НИИ АС оружие просто не допускалось к испытаниям. В связи с этим частыми гостями института были различные круп­ные партийные, государственные и военные руководите­ли, что придавало еще больший вес его работам и способ­ствовало упрощенному решению организационных про­блем, а так же вопросов связанных с материально-техническим обеспечением.

Особо следует сказать о военном представитель­стве, осуществлявшем контроль работ института, в кото­ром после учебы проходил службу Алексей Юрьевич Са­вин.

Подобных коллективов и школ подготовки высо­коквалифицированных и преданных своему военному призванию офицеров он в своей дальнейшей службе уже нигде не встречал. Традиции творчества, ответственного отношения к делу, профессиональной смелости, постоян­ного поиска оптимизированных решений, заложенные ру­ководителями военной приёмки В.П. Купцовым, В.А. Пресняковым, В.Г. Смирновым, живы до сих пор.

Алексею Юрьевичу посчастливилось служить в то время, когда эти традиции только формировались и отта­чивались. Профессиональные и жизненные уроки, полу­ченные в военном представительстве, впоследствии по­служили не только хорошей стартовой площадкой для его карьерного и личностного роста, но и составили надёж­ный базис в системе изнуряющей психологической, ин­теллектуальной и физической нагрузки, которая легла на


плечи Алексея во время работы в Генеральном штабе Министерства обороны.

Они же во многом оказали помощь и в процессе многих организационных и политических коловратно-стей, куда Алексей Савин оказался вплетён, попав в опас­ную близость к переплетению политических интриг и со­бытий, происходивших в стране.

Безусловно, тайны «подковёрной» борьбы пости­гались не в военном представительстве. Но способность к мобилизации в напряжённые периоды и умение просчи­тывать множество вариантов развития событий заклады­валась именно здесь. Ведь ответственность командиров за исход важных испытаний и судьбу многих проектов, вы­ходящая, порой, за рамки обычного понимания, в какой-то степени распространялась и на него, заставляя прикла­дывать большие усилия и концентрировать волю для до­стижения необходимого результата.

Именно служба в военном представительстве дала ему возможность увидеть мир с самых неожиданных для сторон. Суметь сформировать собственное миропонима­ние и даже занять в современной мировой гуманитарной науке определённое положение.

Но самое главное, что он смог ощутить себя не безликим винтиком в глобальных процессах всеобщего развития, а дерзнуть на их представление в контексте сво­его собственного участия, равно и как участие любого другого человека в необратимом созидательном природ­ном движении к ноосферному миропорядку (по В.И.Вернадскому).


Этот вывод для Алексея Савина стал, пожалуй, ед­ва ли не самым важным в его жизни. Он смог дать ощу­щение космического полёта, бессмертия и способности сотворения невозможного по обычным обывательским меркам.

В научно-исследовательском институте он прора­ботал 16 лет, закончил аспирантуру по кафедре системно­го анализа (теория вероятностей, теория игр, исследова­ние операций, анализ больших систем и др.), написал ряд научных работ по развитию боевой авиации. Но сразу за­щитить диссертацию не удалось, так как А.Ю. Савин принял предложение занять должность старшего офицера Управления вооружения, Министерства обороны СССР.

Безусловно, ему было бесконечно жалко уходить из военного представительства и института, к которым он «прикипел» всей душой. К тому же Алексей Юрьевич хо­рошо понимал, что ни в каком другом месте уже не найдет такого созвездия талантов. Но ему, как военному человеку был необходим служебный рост, и, ощущая от­крывающуюся пред ним особую перспективу, Алексей Юрьевич Савин решительно перешёл на новое место службы.



Глава 4 Создание части 10003


С переходом на работу непосредственно в Мини­стерство обороны в жизни Алексея Юрьевича Савина начались события, которые впоследствии не только при­


вели его к вершинам военной власти, но и позволили со­здать уникальную в своем роде специальную часть 10003.

Вот как сам Алексей Юрьевич в своих дневниках рассказывает об этих днях своей жизни.


***

В то время Управление вооружения Министерства обороны СССР возглавлял любимец министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова генерал армии Виталий Михайлович Шабанов. Но прежде чем занять этот пост В.М.Шабанов некоторое время работал заме­стителем министра радиоэлектронной промышленности СССР. Это был грамотный и весьма одарённый человек. Его редкая эрудиция, помноженная на опыт работы в промышленности на постах главного конструктора слож­нейших оборонительных систем и заместителя министра, фантастическое чувство новизны и основательность при принятии решений делали его исторически значимой фи­гурой в области создания вооружений и военной техники. Ни до него, ни после, фигур близких по масштабам лич­ности и по своим профессиональным качествам и при­родной одарённости, не было.

Среди всех генералов и офицеров, входивших в «гвардию» Шабанова, особо выделялся капитан первого ранга Анатолий Шурыгин.

Это был образцовый офицер. Его выдержанность, чёткость, аккуратность, мужество, великолепная эрудиция и воспитанность сразу бросались в глаза. А незаурядные аналитические способности, научная и инженерная инту­иция делали Анатолия незаменимым особенно при реше­