Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2297

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дугин а. Г.


контргегемония1. Грамшизм в МО



Прежде чем начать говорить о контргегемонии в первую оче­редь нужно обратиться к Антонио Грамши, который ввел поня­тие гегемонии в широкий научный политологический дискурс. В своем учении Грамши говорит о том, что в рамках марксист-ко-ленинской традиции существует три зоны осуществления доминации:

Традиционная для марксизма экономичная доминация, ко­торая определяется собственностью на средства производства, что предопределяет сущность капитализма. По Марксу это эко­номичное господство в сфере базиса.

Политическая доминация, которую Грамши связывает с ленинизмом и рассматривает как относительную автономию надстройки в сфере политики. Когда политическая воля опре­деленных пролетарских сил способна изменить политическую ситуацию даже в том случае, если базис для этого не совсем готов. Грамши трактует это как автономизацию определенного сегмента надстройки. Речь идет о политической власти, выра­женной в партиях, в государстве, в классических атрибутах по­литической системы.

1


1 Текст выступления А.Г. Дугина на заседании Центра Консервативных Исследований МГУ им. М.В. Ломоносова 28. 02. 2013.

Доминация в сфере третьего сектора в структуре надстрой­ки, которую Грамши соотносит с гражданским обществом, при этом делая акцент на фигуре интеллектуала.


Грамши считает, что гегемония — это доминация установок неравенства и господства, но не в сфере экономики и политики, а в сфере культуры, интеллектуального и экспертного сообщества, искусства и науки. Этот третий сектор обладает такой же степенью относительной автономии, как и ленинизм в политике. Революция, в таком случае, с точки зрения Грамши имеет три аспекта: в экономической сфере (классический марксизм), в политической сфере (ленинизм) и в сфере гражданского общества, которое представляет собой сферу свободы, а интеллектуал может сделать свой выбор между конформизмом и нонконформизмом, выбор между гегемонией и контргегемонией, между обслуживанием статус-кво и выбором революции. Выбор, который делает интеллектуал, не зависит ни от его экономического положения, т.е. его отношения к собственности на средства производства, ни от его политической принадлежности к той или иной партии.

Грамши рассматривает западный мир, как мир устоявшейся гегемонии, в котором в сфере экономики установилась капита­листическая система, в политике доминируют буржуазные по­литические силы, в интеллигентной среде интеллектуалы об­служивают интересы буржуазных политических сил и служат капиталу. Все это в целом в международных отношениях созда­ет некий контекст, в центре которого находится полюс устано­вившейся гегемонии. Грамши предлагает нонконформистким и революционно настроенным интеллектуалам создать истори­ческий блок, противостоящий этой гегемонии. К этому момен­ту вернемся несколько позже, а сейчас рассмотрим несколько иной аспект грамшисткой мысли.

С точки зрения Грамши существуют такие ситуации, когда возникают отношения между развитой капиталистической си­стемой и теми обществами, которые еще не до конца интегри­рованы в ядро гегемонии. Эти современные типы обществ, в которых гегемония победила не до конца, Грамши описывает как модель цезаризма. Он говорит о том, что в таких проме­


жуточных государствах политическая верхушка еще не по-настоящему включена в капиталистический западный мир, где капитал, гегемония и политические буржуазные партии, пред­ставляющие интересы среднего класса задают повестку дня.

Чарльз Капчен в своей книге «Ничейный мир» предлагает эту модель, которую Грамши называет цезаризмом, разбить на три типа:

Это российская современная коррупционная автократия и аналогичные модели на постсоветском пространстве, которые представляют собой клано-коррупционные верхушки,

Система китайского тоталитаризма, которая сохраняет тота­литарную власть на государственном уровне,

Система петромонархий Ближнего Востока, которые вклю­чают в структуру своей доминации, в свой цезаризм, еще и ре­лигиозные или династические аспекты, как например, Саудов­ские султанаты. Иран может быть соотнесен к промежуточной форме, между моделью монархий залива и российской автокра­тией.

Цезаризм оказывается в очень интересных условиях: с од­ной стороны он испытывает давление, исходящее от растущего среднего класса, с другой стороны — исходящее от более разви­того Запада. Гегемония извне и изнутри принуждает цезаризм идти на уступки, десуверенизироваться, входить в общий гло­бальный процесс в угоду глобальной гегемонии. С точки зре­ния Грамши, цезаризм не может просто настаивать на своем, игнорируя эти процессы, поэтому он идет по пути, который в современной политологии называется trasformismo (берется итальянский термин и иго написание сохраняется в английском контексте).

Термин trasformismo, отсылает нас к грамшизму и неограмшизму в теории международных отношений, где под этим подразумевается игра цезаризма с вызовами гегемонии, т. е. частичная модернизация, частичное движение в сторону гегемонии, но так, чтобы сохранить политический


контроль. Таким образом, trasformismo это то, чем занимается Китай с 1980 г., чем занимается путинская Россия, особенно в эпоху Медведева, чем занимаются исламские государства в последнее время. Они вбирают какие-то элементы Запада, капитализма, демократии, политических институтов разделения властей, помогают состояться среднему классу, идут на поводу у национальной буржуазии, внутренней гегемонии и интернациональной внешней гегемонии, но делают это все не до конца, не по-настоящему, на уровне фасада для того, чтобы сохранить монополию на политическую власть, которая не является строго гегемонистской.

Проделанный базовый анализ грамшистких терминов: геге­мония, цезаризм и трансформизмо был необходим как прелю­дия к разработке контргегемонистской теории.

2. Исторический пакт

Поскольку все люди обладают политическими правами и делегируют их партиям путем участия в выборах, а обладание экономическими правами дифференцируются в экономической сфере, Грамши считает, что и в третьем секторе существует точ­но такой же процесс делегирования своих прав. Представители гражданского общества уполномочивают интеллектуалов пред­ставлять себя в сфере интеллекта в неком условном парламенте гражданского общества.

Согласно теории неограмшизма существует понятие истори­ческого пакта, а поскольку речь идет о гражданском обществе, он может иметь два принципиально разных вектора: либо исто­рический пакт направлен в сторону гегемонии, либо историче­ский пакт может быть осуществлен в интересах революции.

Гегемония с точки зрения Грамши это не фатум, а выбор, такой же, как выбор политических партий. Один из предста­вителей неограмшизма Стивен Гилл (Stephen Gill) описывает в качестве такого исторического пакта интеллектуал-конформи­стов в пользу гегемонии Трехстороннюю комиссию. Это един­ственные исследования этой организации, которые сами члены


этой организации не считают параноидальной формой теории заговоров и признают ее академический статус.

В конечном итоге каждый человек, по Грамши, свободен быть за капитализм или за коммунизм, причем, даже если че­ловек не принадлежит к пролетарскому классу, он может быть членом коммунистической партии в своей стране и участвовать в политических битвах за социалистов или коммунистов. Про­летарская классовая принадлежность не является обязательной для включения в политическую партию. Точно так же на уровне интеллектуализма, совершенно не обязательно быть обездолен­ным, не обязательно быть выброшенным из системы общества для того, чтобы встать на сторону контргегемонии, которую, и это главный грамшисткий принцип, может выбрать любой ин­теллектуал и включиться в исторический пакт революции.

В 60-е, а особенно в 70-е гг., когда грамшизм получил огром­ное распространение в Европе, сложилась уникальная ситуация. Тогда интеллектуальная сфера была полностью оккупирована левакамии и было просто неприлично быть не коммунистом. Коммунизм и мораль в сфере гражданского общества были ото­ждествлены, при том, что в политической сфере компартии не доминировали, а в экономической сфере продолжали сохра­няться буржуазные отношения. Именно с этим, в значительной степени, были связаны события 1968-го г. и приход к власти Миттерана. Левый поворот во Франции начался не с победы левых сил в парламенте и не с самой власти, а с создания фран­цузскими интеллектуалами контргегемонистского историче­ского блока, на тот момент марксистского. Они сделали свой выбор, при этом их никто не выгонял из буржуазных газет, ко­торые продолжали финансироваться различными буржуазными кругами.

Этастепеньсвободыподводитнасктематикеконструктивизма социальной реальности, которая не является некой фатальной данностью. Процесс конструирования социальной реальности обнаруживается в свободе интеллектуала осуществить свой