Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2313

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Haraway), а так же идеи, заложенные в трансгуманисткой про­грамме.

Преодоление гендерной и человеческой коллективных иден-тичностей — это уже просто детали, которые еще некоторое время будут занимать наше сознание, пугать консерваторов и неокончательно модернизированных либеральных элементов и, наоборот, вдохновлять либералов на следующие подвиги. При этом стоит отметить, что повестка дня сузилась, и по мере раз­вития генетического и хирургического искусства, микротехно­логий, биотехнологий, разгадки генома мы стоим, по сути дела, на пороге того, что эта программа станет техническим вопро­сом. Предлагается не ждать этого, а мыслить так, что либера­лизм принципиально в своей нигилистической программе осу­ществил свою задачу.

А что значит мыслить нон-либерализм вперед? Это значит мыслить нон-либерализм, который находится после этого расче­ловечивания человека, после утраты гендерной идентичности. Необходимо увидеть горизонт либерализма как абсолютную победу Ничто и предложить альтернативу не извне, а изнутри. Речь идет о том, что в конечном итоге либерализм выходит за пределы социологии и приводит нас к антропологической про­блематике. Общество распадается, возникает пост-общество, возникает отдельный либеральный гражданин мира, космопо­лит, который, по сути дела, не принадлежит никакому обществу.

Массимо Каччари (Massimo Cacciari) называет это обще­ством тотальных идиотов, которые теряют возможность комму­никации между собой, потому что утрачивают все общее, что их связывает, возникает индивидуальный язык, ризоматическое существование сети и так далее. В этой ситуации мы приходим к последней границе человека, с которой предлагается старто­вать проекту конт-гегемонии.

Принципиальным курсом контр-гегемонии в ее антропо­логическом аспекте является идея радикального переосмыс­ления свобод. Необходимо либерализму противопоставить не


тоталитаризм, потому что тем самым мы только подпитываем его деструктивные энергии, а принцип содержательной свобо­ды, т.е. «свободы для», freedom в терминологии Дж. Миля. По­дойдя к проблематике антропологии, в которой индивидуаль­ный принцип ставится над человечностью, нужно либерализму противопоставить не консервативные ценности, а нечто ради­кально другое, и названием для этого радикально иного являет­ся понятие личности или персоны (person), ^.freedom against liberty, person against individual.

Личность возвращает человека к сущности его человечно­сти, это его революционное фундаментальное задание по соз­данию самого себя собственными силами, это, если угодно, ме­тафизическая категория. В христианстве личность это то, где происходит слияние божественного начала с индивидуальным. Личность рождается в момент святого крещения.

В религиях по-разному описывается личность, но, как это пре­красно раскрыл в своих работах Марсель Мосс (MarcelMauss), в любом архаическом обществе именно понятие персоны стоит в центре внимания. Это не индивид, это пересечение данности и некоего духовного или обобщенного видового эйдетического субъекта.

Таким образом, противопоставляя индивидуальности какую-то форму социальной интеграции, мы атакуем либера­лизм и предлагаем нон-либерализм сзади, а нужно выдвинуть модель нон-либерализма из будущего. Против индивидуума должна восстать личность, против «свободы от» должна дви­нуться «свобода для», а не несвобода, необщество и какие-то формы коллективных ограничений. Мы должны принять вызов нигилизма. Это по Мартину Хайдеггеру есть трудное знание нигилизма.

Помыслить контргегемонию — это значит помыслить сози­дательно-свободную личность как корень этой контргегемонии, без этого фундаментального переключения режима в условиях


тотального нигилизма мы никакой внятной концепции контрге­гемонии не создадим.

5. модель контробщества

Модель контробщества должна быть обязательно открытой сверху, это принцип свободы, во главе этого общества должны стоять те, кто максимально открыт к персональному верхнему измерению, кто максимально не тождественен к самому себе. Это философы-созерцатели. Платонополис как политическое выражение открытого платонизма, где во главе стоит философ, который думает о чем угодно, только не о себе. Он не правит, он ничего не делает, но он открывает возможность всем быть лич­ностями. Он открывает возможность обществу быть открытым сверху, он делает это общество по настоящему свободным, не замечая его ограничений. Он создает такое общество, это и есть государство, это и есть священное общество.

Контробщество должно строится сверху, оно должно быть абсолютно открытым по вертикали, это его главный принцип. Открытая политическая философия вертикали должна быть платформой нового исторического пакта интеллектуалов. Если мы будем создавать этот пакт на основании прагматических альянсов, мы не преуспеем, потому что либерализм рано или поздно захватит все эти формы.

6. Контргегемонистская диверсификация акторов в мо

Для контргегемонистской диверсификации акторов в МО, можно оттолкнуться от понятий и дефиниций транснационализ­ма и неолиберализма в международных отношениях, которые утверждают о расширении номенклатуры акторов в контексте гегемонии. Предлагается принять эту симметрию в построении контргегемонии и признать, что исторический блок должен со­ставляться из акторов разных масштабов.

Структура контргегемонии может быть такая: в центре стоят интеллектуалы с открытой вертикальной философией, т.е.    исторический пакт интеллектуалов.    Он должен быть


обязательно глобальным, он не может быть национальным, ни в одной стране ни в одной культуре, даже, например, в большом исламском мире или в китайском это сделать невозможно. Необходим только глобальный масштаб контргегемонии и глобальное объединение контргегемонистских интеллектуалов на основании открытой философии. Вокруг этого главного актора может строиться констелляция разномасштабных систем, симметрично тому, как Джозеф Най (Joseph S. Nye) описывает транснациональную либеральную систему, где акторами становятся как государства, так партии и движения, отрасли, группы, религиозные течения и даже отдельные индивиды.

Все они не только могут, но и являются акторами в между­народных отношениях, в гегемонистской модели глобализации. Мы же говорим о контрглобализации, не об антиглобализации, не о альтерглобализации, а именно о контрглобализации, кото­рая признает что для того, чтобы обрушить эту гегемонию, не­обходимо объединить разномасштабных акторов.

7. Воля и ресурсы контргегемонии Архипелаг массимо Каччари

Осью контргегемонистской стратегии должна быть констру­ирующая воля, а не ресурсы. Сначала воля, потом ресурсы. Эта воля должна исходить из мировой контргегемонисткой интел­лектуальной элиты в качестве депутатов глобального общества. Думают, конечно, все люди, но интеллектуалы думают еще и за других, потому и наделяются правом быть ходоками народа, быть представителями человечества как такового, глобальный дискурс которого сегодня захватили и формируют представите­ли гегемонистского исторического блока. Кстати говоря, когда либералов атакуют по делу, то обязательно вскрывается скуд­ность и несостоятельность их аргументации, и все это потому, что их аргументация волевая.

Тем не менее, на какие ресурсы может опереться эта кон­ституирующая воля интеллектуальной элиты? Прежде всего,


это второй мир, о котором пишет Параг Ханна (Parag Khanna), страны БРИКС, государства, которые в сложившемся статус-кво чего-то недополучили или находятся не на первых ролях. А это практически все те государства, которым неуютно в сложив­шейся архитектуре гегемонии. Но сами по себе эти страны не являются контргегемонией, сами по себе они не будут что-либо предпринимать.

Правящие режимы в этих странах, если их не активизиро­вать, будут продолжать заниматься трансформизмо, но кон-тргегемонистские интеллектуалы должны контратаковать их, включая в свой собственный проект, вместо того, чтобы ждать, когда их позовут работать на администрацию. Важно понять, что администрация занимается трансформизмо, и будет им за­ниматься независимо от места — в Китае, в Иране, в Азербайд­жане, в Индии, в России, в странах БРИКС происходит сплош­ное трансформизмо.

Контргегемонистские интеллектуалы должны перехватить нарратив и диктовать повестку дня этим государствам для того, чтобы они могли осуществлять цезаризм как можно дольше. Но это не цель, цель контргегемонии в другом, тем не менее, потен­циал этих стран — это хороший ресурс, и как инструмент для достижения поставленной задачи он весьма хорош. Например, государство с ядерным оружием в качестве аргумента в проти­востоянии гегемонии выглядит весьма убедительно.

Так же в качестве контргегемонистского ресурса релевант­ными являются партии антилиберальной направленности во всем мире, вне зависимости от того, правые они или левые, со­циалисты или консерваторы. К этому стоит добавить различные движения вертикально-открытого типа: культурные, артистиче­ские, эстетические, экологические. В этом контексте стоит об­ратить внимание на то, что мировое крестьянство и мировая промышленность рано или поздно станут жертвами банковско-финансовой системы, третичного сектора экономики, которые уже сегодня начинают обваливаются перед лицом пропорцио­