ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2370
Скачиваний: 6
71
ма международных отношений начались со времен конфликта
в бывшей Югославии. Вначале это выразилось во введении
односторонних санкций по отношению к Югославии (Сербии),
не затронувших других участников Балканского конфликта. В
1995 году Вашингтон поддержал операцию по «принуждению
к миру», устроенную хорватской армией в Сербской Крайне и
сопровождавшейся этническими чистками.
Впрочем, одним из наиболее вопиющих случаев пренебре-
жения правом суверенитета является военная операция НАТО
по свержению законного правительства Муаммара Каддафи в
Ливии. Напомним, что резолюция 1973, принятая Советом Без-
опасности ООН в марте 2011 года, содержала требование об
установлении в Ливии бесполетной зоны для того, чтобы вос-
препятствовать правительственной авиации осуществлять об-
стрелы и бомбардировки зоны, контролируемой повстанцами
в Бенгази. Прецедент подобной бесполетной зоны уже был в
Ираке в 1991 году, когда авиации Саддама Хусейна было запре-
щено бомбить районы, населенные курдами на севере страны.
Однако в то время авиация США все же не наносила удары по
Ираку. Резолюция же 1973 немедленно подвергнулась расшири-
тельному толкованию, уничтожающему саму возможность пра-
вового урегулирования внутриливийского конфликта. Авиация
НАТО сразу же начала наносить бомбовые и ракетные удары по
мирным объектам ливийских городов. В результате НАТОвских
бомбардировок погибло по самым скромным данным более
двадцати тысяч человек, был причинен непоправимый ущерб
объектам инфраструктуры. Ливийские события показали также
вопиющий пример вмешательства во внутренние дела суверен-
ного государства. При законном правительстве Каддафи лидеры
США, Англии, Франции признали в качестве представителей
ливийского народа членов никем не выбранного Переходного
национального совета (ПНС), по существу, самозванцев и рене-
гатов из числа бывших номенклатурщиков правящего режима.
Кузнецов А. Н.
Кризис национальных государств
72
Эрозия международного права не могла не повлечь за со-
бой упадок и деградацию основной организации, призванной
это право поддерживать: Организации Объединенных Наций
(ООН). По существу роль ООН сводится к функции пассивно-
го наблюдателя процессов нарушения международного права
сверхдержавой-гегемоном. Ярким примером здесь является
агрессия США в Ираке в 2003 году. ООН, проводившая в Ира-
ке в 2001-2003 году расследования на предмет производства и
хранения (как потом выяснилось, мифологического) ядерного
оружия, не давала Соединенным Штатам мандат на вторжение
в Ирак ( в отличие от операции в Афганистане, имевшей место
за два года до этого). Тогдашний генеральный секретарь ООН
Кофи Аннан позже задним числом признал, что был уверен в
отсутствии у Багдада ядерного и химического оружия, и был
против американского вторжения. Однако ООН не нашла воз-
можностей для осуждения агрессии. Фактически эта была ро-
спись в бессилии крупнейшей международной организации. В
результате право на суверенитет (sovereignty) уступает место
праву «на защиту угнетаемого гражданского населения» (right
to protect), которое журналист Пепе Эскобар удачно назвал
«правом на грабеж» державами НАТО слабых государств тре-
тьего мира (right to plunder).
Постепенное размывание норм международного права, в том
виде, в котором оно сложилось за последние триста пятьдесят
лет, во многом обусловлено упадком национальных государств,
которые перестают быть наиболее сильными и значимыми ак-
торами на международной арене. Это обусловлено целым ря-
дом факторов.
Во-первых, процессами глобализации, размывающими ре-
альные экономические и политические возможности нацио-
нальных элит. Экономика государств мира все более оказыва-
ется в зависимости от таких наднациональных организаций как
МВФ, Всемирный Банк, ВТО, что подрывает возможности про-
ведения независимой политики.
Гегемония и полюса власти
73
Во-вторых, «интернационализацией» самих элит, все более
равняющихся на единые стандарты поведения и жизни. По-
скольку эти стандарты формируются на Западе, такие процессы
приводят к денационализации элит, их отрыву от собственных
народов. Эти процессы очень хорошо наблюдаются на примере
компрадорских элитных групп в России (т.н. «олигархата») и в
Египте в период режима Мубарака.
В-третьих, появлением новых акторов мировой политики,
обладающих большими возможностями, чем национальные го-
сударства. К ним относятся, прежде всего, крупные транснаци-
ональные компании. Уже сейчас бюджет российского Газпрома
или английской British Petroleum превышает годовой бюджет
такого далеко не маленького латиноамериканского государства
как Колумбия.
В-четвертых, процесс упадка национальных государств да-
леко не в последнюю очередь связан с доведением до абсурда
принципа национального самоопределения. В результате про-
цесса деколонизации и распада крупных интернациональных
образований, таких как Советский Союз, в мире уже сейчас
насчитывается более 160 государств. По мнению известного
американского политолога индийского происхождения Парага
Ханны, процесс «этнического ренессанса» в XXI веке должен
привести к появлению еще более сотни государств. Будут ли
они в равной степени жизнеспособны и смогут ли отстаивать
свои суверенные права?
Представляется, что на этот вопрос надо ответить категори-
ческим «нет». Рассмотрим в качестве примера такое квазигосу-
дарство как Косово, уже признанное 50 странами мира. Амери-
канская агрессия против Югославии, развязанная в 1999 году,
оправдывалась желанием албанцев, настрадавшихся от серб-
ских шовинистов, получить свободу и независимость. Однако
является ли нынешнее Косово действительно независимым
государством? Финансовая политика косовских властей регу-
лируется представителем Всемирного Банка. Мероприятия по
Кузнецов А. Н.
Кризис национальных государств
74
охране правопорядка согласуются с комиссаром Евросоюза. На
косовской земле расположена крупнейшая в Европе американ-
ская военная база Кэмп Бондстил, занимающая, кстати, изряд-
ную долю территории этого крошечного края. Таким образом,
ни о какой реальной независимости Косова говорить не при-
ходится.
Выход из международного тупика просматривается на пути
постепенного отказа от отмирающей национальной государ-
ственности и замены национальных государств наднациональ-
ными объединениями: политиями, по выражению Александра
Дугина или импероподобными образованиями (ИПО) в тер-
минологии историка Андрея Фурсова. Образование таких эко-
номико-политических объединений предрекал еще в XIX не-
мецкий экономист Фридрих Лист, окрестивший их «большими
пространствами». Причем, основами таким объединениям мо-
гут послужить существующие цивилизации, которые должны
войти друг с другом не в столкновение, а в плодотворный диа-
лог для выработки общего видения нового мирового порядка в
противовес имеющемуся сейчас мировому беспорядку.
Представляется, что неким эмбрионом такого содружества
цивилизаций является объединение БРИКС. В пользу БРИКС как
организации, способной выработать правила грядущего много-
полярного мира, говорит цивилизационная и геополитическая
принадлежность ее участников. Раньше консолидированные
политические организации создавались по антагонистическо-
му признаку Запад-Восток (НАТО-Организация Варшавского
Договора) или Север-Юг (Большая семерка-Движение непри-
соединения). Что касается БРИКС, то здесь представлены ев-
разийский Север (Россия), азиатский Восток (Индия и Китай),
африканский Юг (ЮАР) и дальний Запад (Бразилия). При этом
Россия олицетворяет евразийский православно-исламский
блок, Китай консолидирует прилегающие страны Восточной
и Юго-Восточной Азии (конфуцианско-буддийскую цивилиза-
цию по Хантингтону), ЮАР является выразителем интересов
Гегемония и полюса власти
75
нарождающейся цивилизации Черной Африки. Об этом недвус-
мысленно заявил министр иностранных дел Южной Африки
Нкоана-Машбане на одном из форумов БРИКС, подчеркнув,
что его страна говорит «от имени Африки в целом».
Что касается Бразилии, то уже сейчас не вызывает сомнений,
что именно эта страна станет лидером латиноамериканской ин-
теграции. Политический ренессанс, наблюдающийся в странах
Южной Америки, выдвинул целый ряд ярких лидеров. Наибо-
лее выдающимся из них является революционный президент
Венесуэлы Уго Чавес. Но в силу объективных экономических и
геополитических причин Венесуэле вряд ли под силу стать ло-
комотивом латиноамериканского объединения. Между тем Бра-
зилия обладает и амбициями, и возможностями для того, чтобы
возглавить этот процесс.
В качестве еще одного участника межцивилизационного ди-
алога должен выступить Запад. Пока неизвестно в каком форма-
те это будет происходить. Будут ли это два независимых субъ-
екта: Северная Америка (США) и выступающая независимо
от нее Европа, либо это будет единое евроатлантическое про-
странство. Необходимо лишь, чтобы при этом Запад вступил в
диалог на равных, отказавшись от претензий на политическое и
цивилизационное превосходство.
Кузнецов А. Н.
Кризис национальных государств