Файл: Левиафан выпуск 4.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2370

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

ма международных отношений начались со времен конфликта 

в  бывшей  Югославии.  Вначале  это  выразилось  во  введении 

односторонних санкций по отношению к Югославии (Сербии), 

не затронувших других участников Балканского конфликта. В 

1995 году Вашингтон поддержал операцию по «принуждению 

к миру», устроенную хорватской армией в Сербской Крайне и 

сопровождавшейся этническими чистками. 

Впрочем, одним из наиболее вопиющих случаев пренебре-

жения правом суверенитета является военная операция НАТО 

по свержению законного правительства Муаммара Каддафи в 

Ливии. Напомним, что резолюция 1973, принятая Советом Без-

опасности  ООН  в  марте  2011  года,  содержала  требование  об 

установлении в Ливии бесполетной зоны для того, чтобы вос-

препятствовать  правительственной  авиации  осуществлять  об-

стрелы  и  бомбардировки  зоны,  контролируемой  повстанцами 

в  Бенгази.  Прецедент  подобной  бесполетной  зоны  уже  был  в 

Ираке в 1991 году, когда авиации Саддама Хусейна было запре-

щено бомбить районы, населенные курдами на севере страны. 

Однако в то время авиация США все же не наносила удары по 

Ираку. Резолюция же 1973 немедленно подвергнулась расшири-

тельному толкованию, уничтожающему саму возможность пра-

вового урегулирования внутриливийского конфликта. Авиация 

НАТО сразу же начала наносить бомбовые и ракетные удары по 

мирным объектам ливийских городов. В результате НАТОвских 

бомбардировок  погибло  по  самым  скромным  данным  более 

двадцати тысяч человек, был причинен непоправимый ущерб 

объектам инфраструктуры. Ливийские события показали также 

вопиющий пример вмешательства во внутренние дела суверен-

ного государства. При законном правительстве Каддафи лидеры 

США,  Англии,  Франции  признали  в  качестве  представителей 

ливийского народа членов никем не выбранного Переходного 

национального совета (ПНС), по существу, самозванцев и рене-

гатов из числа бывших номенклатурщиков правящего режима.

Кузнецов А. Н.

 Кризис национальных государств


background image

72

Эрозия  международного  права  не  могла  не  повлечь  за  со-

бой  упадок и  деградацию основной  организации,  призванной 

это  право  поддерживать:  Организации  Объединенных  Наций 

(ООН). По существу роль ООН сводится к функции пассивно-

го  наблюдателя  процессов  нарушения  международного  права 

сверхдержавой-гегемоном.  Ярким  примером  здесь  является 

агрессия США в Ираке в 2003 году. ООН, проводившая в Ира-

ке в 2001-2003 году расследования на предмет производства и 

хранения (как потом выяснилось, мифологического) ядерного 

оружия, не давала Соединенным Штатам мандат на вторжение 

в Ирак ( в отличие от операции в Афганистане, имевшей место 

за два года до этого). Тогдашний генеральный секретарь ООН 

Кофи Аннан позже задним числом признал, что был уверен в 

отсутствии  у  Багдада  ядерного  и  химического  оружия,  и  был 

против американского вторжения. Однако ООН не нашла воз-

можностей для осуждения агрессии. Фактически эта была ро-

спись в бессилии крупнейшей международной организации. В 

результате  право  на  суверенитет  (sovereignty)  уступает  место 

праву «на защиту угнетаемого гражданского населения» (right 

to  protect),  которое  журналист  Пепе  Эскобар  удачно  назвал 

«правом на грабеж» державами НАТО слабых государств тре-

тьего мира (right to plunder). 

Постепенное размывание норм международного права, в том 

виде, в котором оно сложилось за последние триста пятьдесят 

лет, во многом обусловлено упадком национальных государств, 

которые перестают быть наиболее сильными и значимыми ак-

торами на международной арене. Это обусловлено целым ря-

дом факторов.

Во-первых,  процессами  глобализации,  размывающими  ре-

альные  экономические  и  политические  возможности  нацио-

нальных элит. Экономика государств мира все более оказыва-

ется в зависимости от таких наднациональных организаций как 

МВФ, Всемирный Банк, ВТО, что подрывает возможности про-

ведения независимой политики.

Гегемония и полюса власти


background image

73

Во-вторых, «интернационализацией» самих элит, все более 

равняющихся  на  единые  стандарты  поведения  и  жизни.  По-

скольку эти стандарты формируются на Западе, такие процессы 

приводят к денационализации элит, их отрыву от собственных 

народов. Эти процессы очень хорошо наблюдаются на примере 

компрадорских элитных групп в России (т.н. «олигархата») и в 

Египте в период режима Мубарака.

В-третьих,  появлением  новых  акторов  мировой  политики, 

обладающих большими возможностями, чем национальные го-

сударства. К ним относятся, прежде всего, крупные транснаци-

ональные компании. Уже сейчас бюджет российского Газпрома 

или  английской  British  Petroleum  превышает  годовой  бюджет 

такого далеко не маленького латиноамериканского государства 

как Колумбия.

В-четвертых, процесс упадка национальных государств да-

леко не в последнюю очередь связан с доведением до абсурда 

принципа национального самоопределения. В результате про-

цесса  деколонизации  и  распада  крупных  интернациональных 

образований,  таких  как  Советский  Союз,  в  мире  уже  сейчас 

насчитывается  более  160  государств.  По  мнению  известного 

американского политолога индийского происхождения Парага 

Ханны, процесс «этнического ренессанса» в XXI веке должен 

привести  к  появлению  еще  более  сотни  государств.  Будут  ли 

они в равной степени жизнеспособны и смогут ли отстаивать 

свои суверенные права? 

Представляется, что на этот вопрос надо ответить категори-

ческим «нет». Рассмотрим в качестве примера такое квазигосу-

дарство как Косово, уже признанное 50 странами мира. Амери-

канская агрессия против Югославии, развязанная в 1999 году, 

оправдывалась  желанием  албанцев,  настрадавшихся  от  серб-

ских шовинистов, получить свободу и независимость. Однако 

является  ли  нынешнее  Косово  действительно  независимым 

государством?  Финансовая  политика  косовских  властей  регу-

лируется представителем Всемирного Банка. Мероприятия по 

Кузнецов А. Н.

 Кризис национальных государств


background image

74

охране правопорядка согласуются с комиссаром Евросоюза. На 

косовской земле расположена крупнейшая в Европе американ-

ская военная база Кэмп Бондстил, занимающая, кстати, изряд-

ную долю территории этого крошечного края. Таким образом, 

ни  о  какой  реальной  независимости  Косова  говорить  не  при-

ходится.

Выход из международного тупика просматривается на пути 

постепенного  отказа  от  отмирающей  национальной  государ-

ственности и замены национальных государств наднациональ-

ными объединениями: политиями, по выражению Александра 

Дугина  или  импероподобными  образованиями  (ИПО)  в  тер-

минологии историка Андрея Фурсова. Образование таких эко-

номико-политических  объединений  предрекал  еще  в  XIX  не-

мецкий экономист Фридрих Лист, окрестивший их «большими 

пространствами». Причем, основами таким объединениям мо-

гут  послужить  существующие  цивилизации,  которые  должны 

войти друг с другом не в столкновение, а в плодотворный диа-

лог для выработки общего видения нового мирового порядка в 

противовес имеющемуся сейчас мировому беспорядку. 

Представляется,  что  неким  эмбрионом  такого  содружества 

цивилизаций является объединение БРИКС. В пользу БРИКС как 

организации, способной выработать правила грядущего много-

полярного мира, говорит цивилизационная и геополитическая 

принадлежность  ее  участников.  Раньше  консолидированные 

политические  организации  создавались  по  антагонистическо-

му  признаку  Запад-Восток  (НАТО-Организация  Варшавского 

Договора)  или  Север-Юг  (Большая  семерка-Движение  непри-

соединения). Что касается БРИКС, то здесь представлены ев-

разийский Север (Россия), азиатский Восток (Индия и Китай), 

африканский Юг (ЮАР) и дальний Запад (Бразилия). При этом 

Россия  олицетворяет  евразийский  православно-исламский 

блок,  Китай  консолидирует  прилегающие  страны  Восточной 

и Юго-Восточной Азии (конфуцианско-буддийскую цивилиза-

цию  по  Хантингтону),  ЮАР  является  выразителем интересов 

Гегемония и полюса власти


background image

75

нарождающейся цивилизации Черной Африки. Об этом недвус-

мысленно  заявил  министр  иностранных  дел  Южной  Африки 

Нкоана-Машбане  на  одном  из  форумов  БРИКС,  подчеркнув, 

что его страна говорит «от имени Африки в целом».

Что касается Бразилии, то уже сейчас не вызывает сомнений, 

что именно эта страна станет лидером латиноамериканской ин-

теграции. Политический ренессанс, наблюдающийся в странах 

Южной Америки, выдвинул целый ряд ярких лидеров. Наибо-

лее  выдающимся  из  них  является  революционный  президент 

Венесуэлы Уго Чавес. Но в силу объективных экономических и 

геополитических причин Венесуэле вряд ли под силу стать ло-

комотивом латиноамериканского объединения. Между тем Бра-

зилия обладает и амбициями, и возможностями для того, чтобы 

возглавить этот процесс.

В качестве еще одного участника межцивилизационного ди-

алога должен выступить Запад. Пока неизвестно в каком форма-

те это будет происходить. Будут ли это два независимых субъ-

екта:  Северная  Америка  (США)  и  выступающая  независимо 

от нее Европа, либо это будет единое евроатлантическое про-

странство. Необходимо лишь, чтобы при этом Запад вступил в 

диалог на равных, отказавшись от претензий на политическое и 

цивилизационное превосходство.

Кузнецов А. Н.

 Кризис национальных государств