ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2368
Скачиваний: 6
Ратмирская А. А.
ИМПЕРИЯ В ТЕОРИИ МО
Сегодня мировая история, вопреки известному тезису Фу-
куямы, не готова облачиться в саван, а стоит перед перспекти-
вой другого начала, своего фундаментального обновления. В
связи с возросшим вниманием мировой политической элиты к
возможности возникновения нового международного порядка,
основанного на многополярности, мы констатируем агонию
однополярного момента и готовы к парадигмальному перехо-
ду. Это обязывает нас основное внимание уделить прежде всего
тщательной деконструкции понятий, правовых систем и осно-
вополагающих концептов, которые должны быть заложены в
фундамент многополярного мира. Одной из таких ярких идей,
требующих особого рассмотрения, является идея Империи, ко-
торая в XXI веке с новой силой вторгается в сферу Политиче-
ского.
На протяжении всей истории имперская идея претерпевала
серьезнейшие парадигмальные изменения. Можно выделить
два истока концепта Империи:
1) Древний Рим, понятие imperium sacrum. «Языческий им-
периализм». Римская Империя и Византия.
2) Современное понятие империализма, как глобального
проекта максимальной экспансии и гегемонистского порядка,
восходит к Британской Империи (колониальный порядок, осно-
ванный на доминации).
Империя является структурой традиционного общества, или
классической/античной системой по классификации Барри Бу-
зана и Ричарда Литтла. Имеющая фундамент в трансцендент-
ной духовной сфере, Империя премодерна выстраивает свой
78
порядок не в рамках географических границ, а по мере влия-
ния структурирующей Идеи и обладает не колониальным, но
холистским характером. Не универсальным, но уникальным.
Имперский порядок представляет собой политическое объ-
единение цивилизационно родственных территорий с единым
стратегическим центром (полюсом).
Духовное ядро Империи равноценно правовому кодексу и
составляет с ним единое целое. При этом, в обществе действует
аристотелевский принцип «единства многообразия» и прожи-
вающие на территории империи этносы не ассимилируются, а
сохраняют свою идентичность вследствие права на самоопре-
деление. Онтологически именно из разнообразия воплощенных
форм благодаря индивидуальной энтелехии выстраивается выс-
шая коллективная идентичность и сохраняется бытийный по-
рядок.
Переход от классической системы происходит в Новое Вре-
мя, начиная с 1648 года (год Версальского договора), и его по-
следним этапом можно считать окончательное утверждение
идеи Нации в ходе Французской Революции. Воцаряется яко-
бинская модель, и формат национальных государств становит-
ся приоритетным в международных отношениях. Луи Дюмон
утверждает, что культ нации имеет своим истоком ценность ин-
дивидуализма и представляет собой тип глобального общества.
Духовно-религиозные основы общества становятся второсте-
пенным фактором, происходит жесткая сепарация права. Импе-
риализм колониального толка, получивший своё начало в эпохе
Pax Britanica, зиждется исключительно на материалистических
основаниях и борьбе за территориальное влияние.
Национальные государства, которые являются основопола-
гающим субъектом в реалистской теории МО, теоретически су-
ществуют до сих пор. Однако после сокрушительного падения
Вестфальской системы субъектность обретали иные образова-
ния, ставшие концентрацией суверенитета на международной
арене. Венская геополитическая система была практически пер-
Гегемония и полюса власти
79
вой системой международных отношений, в которой акторами
были не только национальные государства, но и их коалиции.
Баланс сил устанавливался среди пяти великих держав: Англия,
Россия, Пруссия, Австрия и Франция. Но их политика остава-
лась колониально-империалистической и продолжала силовые
линии модерна, минуя религиозные и этно-социологические
характеристики распределяемых между блоками территорий,
что и привело к конфликту Первой Мировой войны.
Во второй половине ХХ века новыми акторами de facto ста-
новятся два полюса силы — США и СССР (Ялтинская систе-
ма), конкурирующие за распространение собственного влияния
на остальные государства, не обладающие достаточным сувере-
нитетом для выстраивания независимой политики. После 1991
года de facto в мире воцаряется бескомпромиссная однополяр-
ность, но политологический дискурс официально продолжает
оперировать с системой национальных государств, утратившей
своё значение еще в начале 20 века.
Единственной державой, сохранившей суверенитет и сило-
вой потенциал, стали Соединенные Штаты Америки. Уровень
политической значимости, по Шмитту, определяется в ситуа-
ции конфликта и основан на способности принятия суверенных
решений. В этом смысле, политической значимостью в полном
объеме обладает только один полюс — США.
Изначально построенные на принципе «свободы от», США
в своей внешней политике вполне логично преодолели и зало-
жившую основы их государственности Доктрину Монро. Буду-
чи сформированной в 1823 году президентом США Джеймсом
Монро, она надолго стала основополагающим столпом амери-
канской внешней политики. Суть этой доктрины заключалась
в том, что Соединенные Штаты в своей политике должны ру-
ководствоваться непосредственно интересами государств аме-
риканского континента, не допуская гегемонистского влияния
Европы. Именно в этом Карл Шмитт усматривал возможность
Ратмирская А. А.
Империя в теории МО
80
построения «Больших Пространств», должных прийти вместо
национальных государств.
Однако позже Америка выходит за рамки, установленные
Доктриной Монро, и сама берет на себя роль мирового арбитра,
утвердившись в перманентной экспансии. Этот шаг уводит аме-
риканскую цивилизацию от возможности построения порядка
«Больших Пространств» в сторону колониальной гегемонии,
манифестом которой стала написанная в 1902 году работа бри-
танского экономиста Джона Аткинса Гобсона под названием
«Империализм».
Либерально-демократическая идеология выхолощенно-
го модерна, оторванная от архаических европейских корней,
в Америке достигает пика своего развития. ManifestDestiny
трансформируется в тотальную мировую экспансию — про-
ект Нового Мирового Порядка. Фундаментальный анализ это-
го проекта был проведен антиглобалистами неомарксистского
толка: Антонио Негри и Майклом Хардтом. Глобальная Импе-
рия, которую описывают Негри и Хардт, в правовом отношении
не имеет истока в империализме по причине децентрализации
власти. Она преодолевает также и пространственные границы.
Они пишут:
«Идея Империи определяется прежде всего отсутствием гра-
ниц: её владычество не знает пределов. Первое и самое главное
в концепции Империи — это утверждение системы простран-
ственной всеобщности, то есть по сути, власти над всем «ци-
вилизованным» миром. Никакие территориальные границы не
ставят пределов этой власти» (Негри-Хардт, «Империя»).
Негри и Хардт утверждают, что глобальная Империя, осно-
ванная на сетевой структуре и децентрализации власти, явля-
ется совершенно новым проектом, который не имеет ничего
общего с традиционным империализмом, представляющим со-
бой экспансию воли национального государства. США, являясь
талассократической державой, достигает логического развития
своей морской сущности именно в окончательном низвержении
Гегемония и полюса власти