ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2375
Скачиваний: 6
81
пространственных императивов. Карл Шмитт в своей работе
«Номос Земли в правах народов» подчеркивает, что «Море не
знает такого очевидного единства пространства и права, поряд-
ка и локализации».
В фундаментальном труде «Теория Многополярного Мира»
Александр Дугин пишет: «Империя в контексте Постмодерна
является сетевой (а не пространственной) структурой. Она прак-
тически совпадает с гражданским обществом, так как основана
на абсолютизации либеральных ценностей и принципов, а от-
нюдь не на архаических принципах иерархий» (А.Дугин, ТММ)
Однополярный мир, каким мы его знаем, имеет в своей ос-
нове «мягкий» либерально-демократический террор. Претен-
зия западной идеологии на универсальность отрицает Justus
hostis — законность врага, признаваемую старым международ-
ным правом (Jus publicum europaeum) за каждым политическим
субъектом. Вместо этого США, уверенные в необходимости
насаждения демократии по всему миру без учета социальных,
культурологических и политических особенностей того или
иного народа, пользуется правом justa causa (справедливое
дело).
Ален де Бенуа: «Шмитт показывает, что идеологические и
«гуманитарные» войны нынешнего времени, которые лишают
врага моральных качеств вместо того, чтобы признавать в нем
противника, мотивы которого, даже ведя с ним борьбу, можно
признавать, приняли эстафету от религиозных войн. Они де-
монстрируют точно такой же безжалостный и тотальный харак-
тер».
Такое позиционирование означает выход за рамки Полити-
ческого. Необходимая для постулирования Политического пара
«Друг-Враг», которая представляет собой экзистенциальную
дифференциацию, в условиях постмодерна размывается.В со-
временном политологическом дискурсе концепт Империи име-
ет вес лишь в постмодернистском ключе, как глобальная Импе-
рия, описанная Негри и Хардтом.
Ратмирская А. А.
Империя в теории МО
82
Тем не менее, в ХХ веке можно было наблюдать рост инте-
реса к имперским проектам, в частности, в Веймарской Респу-
блике.
После 1933 года уже официальные круги Германии стали
активно обсуждать идею Рейха. Карл Шмитт, разрабатываю-
щий понятие «больших пространств» (Grossraum), выдвигал
концепт империи в качестве основной отправной точки для
нового политического порядка в международном праве. Фун-
даментальным расхождением шмиттианского концепта «Рей-
ха» с Рейхом национал-социалистов, стало постулирование
последними в качества централизующей силы национального
приоритета, тогда как Рейх в консервативно-революционной
оптике обладал цивилизационным измерением, основанным на
альянсе народов, что в гораздо большей степени соответствует
актуальному потенциалу международных отношений.
Циничный и уже давно не скрываемый отказ лидирующей
сверх-державы признавать за другими государствами уникаль-
нуюсубъектность приводит в наше время к пробуждению их са-
мосознания и возможности построения многополярного мира.
Самюэль Хантингтон еще в 90х годах писал, что «глобальная
политика стала многополюсной и полицивилизационной».
Французский философ, политик и теоретик движения «Новые
правые» («Nouvelle Droite») Ален де Бенуа выдвигал «концепт
плюриверсума», в противовес унификации и гомогенизации
мировых процессов.
Основой для построения Больших Пространств становится
цивилизационная, культурная общность. Это в первую очередь
геополитическое объединение, основанное на фундаменталь-
ном противостоянии англо-саксонсокой и евразийскойпара-
дигм.
ТММ: «Большое пространство оперирует с исторической и
сакральной картиной мира. Для теории Больших Пространств
субъект — это народ, конкретный органический коллектив».
Гегемония и полюса власти
83
Народ, противостоящий гражданскому обществу как обезли-
ченной массе постмодерна. «Мыслящее присутствие» — про-
тив двухмерной фрагментации, «метаязыка банальности».
Итак, в области международных отношений мы имеем Ци-
вилизации (Хантингтон) — культурное, социологическое объ-
единение ОБЛАСТЬ МО.
Империю же мы предлагаем в качестве наиболее конгени-
альной Цивилизациям и Большим Пространствам формы поли-
тического объединения. Империя представляет собой наднаци-
ональное политическое образование, которое, как подчеркивает
Ален де Бенуа, «apriori совместимо с разными формами правле-
ния», то есть может быть как монархической, так и аристокра-
тической или демократической, в соответствии с цивилизаци-
онным кодом.
Идея Империи как политической формы цивилизации, кон-
цептуально противостоящей Новому Мировому Порядку пост-
модерна, сейчас представляет из себя преконцепт — по Шмитту,
предшествующий правовому статусу в МО. Для полноправного
обоснования этих идей и преодоления глобальной сетевой си-
стемы, которая автономизируется от какого-либо центра власти,
правительства и пространственных императивов, необходимо
обращение к интеллектуальному ядру каждой из цивилизаций в
процессе противопоставления. Это будет радикальным ответом
высшего гуманизма, категорическое «нет» виртуальной пост-
реальности.
Американские политологи уже вынуждены признавать нача-
ло многополярной эры. Но в качестве серьезных акторов готовы
рассмотреть лишь Америку, Европу и Китай, полностью сбра-
сывая со счетов Евразию. Место для неё отводится лишь в так
называемом «втором мире». Но за этим скрывается панический
ressantiment к возрождению Хартленда, не собирающегося ста-
новиться западной колонией.
Построение четвертого, евразийского полюса требует в
первую очередь обнаружения и активизации стратегического
Ратмирская А. А.
Империя в теории МО
84
центра евразийской цивилизации. Совершенно ясно, что
таковым может быть только Россия, которая в сложившейся
геополитической ситуации обязана со всей ответственностью
взять на себя роль структурирующей оси, «Pivotarea».
Известнейший французский политолог и геополитик Эмерик
Шопрад настаивает на том, что именно Россия является
залогом дальнейшего развития событий. От её стратегической
ориентации
зависит
установление
многополярного
миропорядка.
О стратегическом полюсе цивилизации, в задачи которого
входит оформление идеологии, а также разработка стратеги-
ческого проекта и тактических решений, Александр Дугин в
«ТММ» пишет:
«Эта инстанция является условной и выводимой чисто умоз-
рительно, как умозрительное пространство, где концентриру-
ются решения, затрагивающие в той или иной степени сферу
международных отношений. Этот стратегический полюс и есть
полюс многополярного мира, поскольку мир цивилизаций от-
крывается как многополярный именно за счет пересечения
интересов или оформления конфликтов, проходящих через ин-
станцию полюса».
Парадоксальность и отказ от действия прямыми, логически
выверенными, чисто западными путями — вот та особенность
России, что всегда ужасала и восхищала весь мир. Россия всег-
да действует не благодаря, а вопреки всем законам и правилам.
Станем ли мы утверждать, что порядок Империи — наше бу-
дущее? Мартин Хайдеггер строго разделял понятия Будущего и
Грядущего, Прошлого и Бывшего. Только то, что наличествует
в со-бытии, имеет свой вечный, непреходящий лейтмотив, неу-
ничтожимо вне зависимости от факта проявления в настоящем.
Империя оперирует с Вечностью. Преходящее для неё глу-
боко второстепенно. И сейчас, когда туман иллюзий начинает
рассеиваться, мы заявляем о своем намерении реконструиро-
вать вечный порядок — порядок Империи.
Гегемония и полюса власти
Есин C. Ю.
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ГЕГЕМОНИЯ
ИЛИ МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР?
Спустя 20 лет после окончания Холодной Войны и перехо-
да от биполярности к однополярной системе международных
отношений, мир так и не подошел к ожидаемому «концу исто-
рии», а сама однополярная система глобального управления
оказалась не в состоянии эффективно противостоять глобаль-
ным вызовам XXI века. На фоне стремительного роста Китая,
усиления Индии, возвращения России и появления таких но-
вых игроков как Бразилия, становится все более очевидной не-
обходимость пересмотра существовавшего последние 20 лет
международного дисбаланса сил, вызванного однополярной
гегемонией США. После провала неоконсервативной команды
Буша младшего, внешняя политика США перешла под влияние
либерального окружения Барака Обамы. В последние годы в
этой среде резко увеличилось количество научных работ и ис-
следований в отношении будущего формата международной си-
стемы. Эти работы можно условно разделить на две категории:
либеральные пессимисты и либеральные оптимисты
1
.
Данная статья представляет краткое содержание двух
возможных сценариев будущего устройства мира, предложенных
Чарльзом Купчаном и Джоном Айкенберри. Оба эти специалиста
являются широко известными политическими экспертами
в области геополитики и международных исследований,
чьё влияние на формирование внешней политики США
трудно переоценить. Так, например, Чарльз Купчан является
1
В США по отношению к пессимистам используют также термин
declinists (упадничество).