ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2356
Скачиваний: 6
11
позже предлагает Карл Хаусхофер с точки зрения обратной ин-
теграции континента. Здесь присутствует европейская пан-идея
с Германией, а не Англией в качестве центра, пан-евразийская
с Хартлендом-Россией и пан-тихоокеанская с Японией, но ори-
ентированной на континентальны силы. Здесь три полюса объ-
единяются на основе континентализма вокруг Евразии, куда до-
бавляется меридианальное районирование мира.
В общем, видение четырех полюсов как основы мироустрой-
ства мы видим и у представителей континенталистской геопо-
литической школы, и у атлантистов, и у сторонников идеи ев-
ропейской интеграции. Оперирование с четырьмя полюсами,
четырьмя пан-идеями, четырьмя меридианально интегрирован-
ными зонами является константой глобальной политики, а так-
же внутренней, тщательно скрываемой схемой в планировании
глобальных политических процессов. Квадриполяризм, таким
образом — это не нечто надуманное сегодня, это некая схема,
которую учитывают все игроки и архитекторы глобальных про-
цессов. Это принципиальный вопрос. И такова предыстория
квадриполяризма.
Дальше следует Вторая мировая война, двуполярный мир
и последующий распад этой системы. И здесь крайне важным
представляется текст Сэмюэля Хантингтона, который пишет о
столкновении цивилизаций, где он опять выделяет цивилиза-
ции как субъекты большой политики. То есть, опять полюса, и
опять конфликты между интегрированными наднациональны-
ми территориями. Хантингтон выделяет восемь таких полюсов-
цивилизаций. Шесть он рассматривал как сложившиеся и два
как новые. Евроатлантическая цивилизация включает Европу и
Америку; исламская охватывает Ближний Восток и часть Сред-
ней Азии; евразийскую он называет славяно-православной;
четвертой является индийская цивилизация, куда кроме Индии
относится Непал и Шри-Ланка; далее следует китайская, так-
же более обширная, чем само государство КНР; и японская, за
что японцы были очень благодарны Хантингтону, так как он
Дугин А. Г.
Квадриполяризм
12
выделил их в отдельный полюс. И две потенциальные циви-
лизации — это латиноамериканская, которая может отличаться
от североамериканской, а интеграция стран Латинской Амери-
ки подтверждает такое развитие сценария, и транссахарская
африканская, которая подразумевает интеграцию черной Аф-
рики. Как мы знаем, Муамар Каддафи был сторонником объ-
единения африканских стран, этому вопросу также посвящены
различные теории самих африканских интеллектуалов, так как
границы нынешних государств имеют колониальный характер,
не имеющий ничего общего с историческими, религиозными и
этническими началами.
Хантингтонианская модель восьми цивилизации, по сути
дела, развивает тематику многополярности. Но для нас здесь
принципиально важно одно — что мы имеем дело с признани-
ем четвертого полюса, который обозначен как пан-евразийский
у Хаусхофера. Он, в лице православно-слаянской цивилизации
на территории Хартленда, Хантингтоном признается и фикси-
руется.
Модель Хантингтона, конечно же, не бесспорна. Например,
некоторые европейцы начали критиковать его модель за то, что
он включил США и Европу в одну цивилизацию, этот аргумент
также подлежит определенной дискуссии.
Но Хантингтон вводит понятие цивилизации в центр
политического международного анализа, при этом признавая
за славяно-православной цивилизацией статус исторического
субъекта.
Так как Хантингтон был представителем школы реалистов
в международных отношениях, ему был ближе именно кон-
фликт, поэтому он писал о столкновении цивилизаций. Прези-
дент Исламской Республики Иран Мохаммад Хатами ответил
ему, что необязательно между цивилизациями должно быть
столкновение, может быть и диалог. Это вопрос открытый. Во-
йна или мир составляют два условия внешней политики, тесно
связанные друг с другом. Однако нужно учитывать, что сами
Гегемония и полюса власти
13
реалисты вообще мыслят в категориях войны и эта традиция
начинается с классиков реализма — Ганса Моргентау, Эдвар-
да Карра и др. Соответственно, мы сейчас не ставим акцент на
столкновении, но выделяем второй аспект — цивилизации в
качестве акторов международной политики. И этими игроками
становятся полюса, интегрированные большие пространства.
Здесь мы можем вспомнить Карла Шмитта, который согласно
теории прав народов и больших пространств говорил о том, как
формируются юридические концепции, аналогичные доктрине
Монро, английскому морскому праву и т.д., когда те или иные
цивилизационные, экономические и стратегические модели по-
степенно поднимаются на уровень концептов международной
политики. Для этого Карл Шмитт и вводит понятие Большого
пространства, которое помогает очертить феноменологический
объем процессов в международной сфере, который постепенно,
по мере своего дальнейшего оформления приобретает юриди-
ческий и политический характер .
Большое пространство как зона цивилизации постоянно под-
нимается от подразумевания естественной культурной и эконо-
мической близости до уровня политического правового субъ-
екта. Так, собственно говоря, и показывает Карл Шмитт, Это
было в истории и точно так же объединялась Европа. В Европе
сначала говорили об экономической близости европейских го-
сударств и постепенно это большое пространство развивалось
до уровня политического концепта, то есть Евросоюза как юри-
дической инстанции. Так же, по такой же шкале в терминах
больших пространств и мыслится создание многополярного
мира. Есть цивилизационное единство, есть экономико-страте-
гическая близость или взаимозависимость, есть, с точки зрения
Фридриха фон Листа, естественное тяготение стран, находя-
щихся на общем уровне развития, к сближению для того, чтобы
создать общую экономическую систему, таможенный союз для
защиты от более развитых стран и для консолидации позиции
перед лицом менее развитых стран. Это знаменитая концепция
Дугин А. Г.
Квадриполяризм
14
Фридриха фон Листа, которая позволила осуществиться немец-
кому экономическому чуду и объединению Германии Бисмар-
ком. Ведь Германия как единое государство возникла довольно
поздно, в XIX веке на основании искусственного объединения
ряда немецких государств, объединенных общей цивилизаци-
ей, общей культурой, но с разными религиями на основании
именно таможенного союза.
То есть так от цивилизации происходит переход в нечто боль-
шее, формирование из общего культурного и экономического
контекста, общих стратегических интересов политического ор-
ганизма или политейи. Термин политейя очень удобен в этом
смысле, поскольку он описывает политическое образование с
не определенным в точных юридических категориях статусом.
Политейей может быть государство, может быть конфедерация,
может быть союз разных государств, и может быть даже какая-
то субгосударственная инстанция в рамках широкого федера-
лизма. То есть политейя — это нечто политическое, по крайней
мере, так понимался этот термин в эпоху Платона. Нечто поли-
тическое, без уточнения, о чем идет речь, о большом, малом, за-
конченном, незаконченном, суверенном или не суверенном. То
есть, переход от большого пространства и принципа цивилиза-
ции и общего культурно-экономическо-стратегического контек-
ста к политическому выражению и юридическому оформлению
этого нового актора международных отношений, это процесс
движения к политейи, политизация цивилизации. У нас циви-
лизация дана в рамках большого пространства, большое про-
странство описывает приблизительно его границы, и дальше
начинается оформление этого большого пространства от эко-
номической близости в политейю. Этот процесс может занять
совершенно разные сроки и в различных условиях протекать
по-разному. В одном, как это проходило, например, в рамках
доктрины Монро, в другом в случае доктрины Вильсона, в тре-
тьем случае с Евросоюзом. И сейчас мы видим, что процессы
Гегемония и полюса власти
15
в разных зонах проходят с разной скоростью и совершенно по-
разному сценарию, но они происходят везде.
Наш проект Евразийского союза, озвученный Президентом
Путиным, является классическим выражением такого интегра-
ционного проекта. И соответственно, если мы говорим о Ев-
разийском союзе, обозначенном Путиным, речь идёт об инте-
грации одного из четырех больших пространств, больших зон,
которую мы видели ещё у Хаусхофера, эту же зону мы встреча-
ли у Куденхове-Калерги и у Хантингтона, который признавал
существование особой православно-славянской цивилизации.
Если вернуться в 90-е годы, когда стало формироваться наше
Международное Евразийское движение, мы, на основании этих
принципов, стали выступать в поддержку многополярного
мира, причем, мира с требованием отказа от гегемонии США и
созданием разных центров для разрешения текущих и возмож-
ных конфликтов. И этот, направленный против однополярности
тренд, стал основой евразийской модели во внешней политике.
Соответственно, интересно, как наши позиции и наши идеи из-
менились к 2012 г. Тогда Чарльз Краутхаймер объявил об одно-
полярном мире, он сказал, что Америка правит миром сегодня
безраздельно. Однополярный мир торжествовал, поэтому сто-
ронники однополярности, особенно среди неоконсов, откровен-
но провозглашали ориентацию на американскую империю как
свою цель.
Однополярный мир был доминирующей моделью в 90-е
годы. Мы, евразийцы противопоставили этому многополярную
модель, но поскольку в тот период в самой России доминиро-
вали представители однополярности, то и евразийство имело
несколько маргинальный статус и даже обоснование многопо-
лярности вызывало у многих недоумение. А о евразийской ин-
теграции вообще никто не хотел слышать, так как на повестке
дня стояло дальнейшее расчленение самой Российской Федера-
ции по этнонацональному признаку, что, например, проявилось
в двух чеченских войнах.
Дугин А. Г.
Квадриполяризм