ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2358
Скачиваний: 6
16
Но за это время были сформулированы основные принци-
пы евразийства во внешней политике, для многополярности,
больших пространств и пан-идей — все это присутствует в
ранних материалах неоевразийства начала 90-х гг., т.к. это была
революционная евразийская идеология, направленная про-
тив существовавшего режима статус-кво. Тогда мы наблюдали
интересный диалог с представителями единственного полюса
однополярного мира. На другой стороне шахматной доске были
Бжезинский и прочие сторонники атлантистской гегемонии.,
которые ставили крест на идее многополярности и говорили,
что этот проект не возможен. Они говорили, что однополяр-
ность — это демократия, прогресс и модернизация, а много-
полярность — регресс, консерватизм, коррупция и реваншизм
с ностальгией русского национализма. Таким был этот непри-
ятный диалог в 90-е годы. И даже к терминам «евразийство»,
«интеграция»«, «многополярность»« со стороны апологетов од-
нополярности было крайне брезгливое отношение. В их пони-
мании была лишь одна, американская и западная цивилизация,
а все остальные являлись недоцивилизациями. Однополярный
момент при этом пытался зафиксировать себя как теоретиче-
ский, не подлежащий сомнению концепт.
А дальше, после 90-х гг. мы стали свидетелями провала это-
го однополярного проекта. И это признали даже на Западе те же
люди, которые впервые о нем заговорили. Чарльз Краутхаммер,
который двадцать лет назад написал статью «Однополярный
момент»«, заявил, что он уже прошел, Америка уже достигла
своего пика и прошла его. И вот здесь наша позиция уже обрела
свое подтверждение в историческом масштабе.
При этом к концу 90-х гг. начали прорабатываться, а в 2000-х
гг. стали доминантой внешнеполитического дискурса в США
уже другие модели. Вначале заговорили о бесполярном мире.
О том, что США не могут править миром, поэтому в управле-
ние им нужно включить другие страны и цивилизации. Полю-
са вообще не будет, но ценности будут западными: идеология
Гегемония и полюса власти
17
прав человека, рынок, свободное гражданское общество и т.д.
В общем, бесполярный мир — это тотальное торжество Запа-
да, но без главенствующей роли США. Это мир, которым будут
править глобальные западные элиты, глобальные олигархи. Об
этом говорит Ричард Хаас из Совета по международным отно-
шениям, которые разрабатывали базу трехполярности в эпоху
своего становления. А Барак Обама провозглашает многосто-
ронний проект — нечто среднее между бесполярным и однопо-
лярным миром. Это идея того, что США, оставаясь гегемоном
западного мира, оставаясь супердержавой, передает частично
свои полномочия тем странам, которые готовы следовать ее
указаниям, — Европе, китайской олигархии и другим акторам,
которые признают американскую повестку дня. То есть это и
глобализация, и однополярный мир и предложение посовето-
ваться с кем-то еще на условиях США. Данный проект не имеет
ничего общего с многополярностью, но сам язык, дискурс уже
изменился. И здесь возникает интересный момент.
Многополярность продолжает оставаться ярлыком, непри-
емлемым для глобального западного дискурса. Уже есть одно-
полярность, которая видится сзади, есть бесполярность и мно-
госторонность. А многополярность остается табуированной,
так как она предполагает четвертый полюс. И в последние годы
мы сталкиваемся с интересным аспектом, когда западные экс-
перты начинают использовать наш термин — многополярность.
Как, например, Энтони Гидденс стал использовать выражение
«Третий путь»«, так и представители западной цивилизации на-
чали использовать термин, который раньше всячески дискреди-
тировали.
Когда мы начинаем знакомиться с новейшими изданиями
западных авторов, где все больше и больше говорится о
многополярности мы видим, что начиная с Параг Ханны до
Катценштайна и даже Бжезинского под многополярностью
имеется нечто удивительно напоминающее трехполярность.
Мы имеем дело именно с трехполярностью, которая выдается
Дугин А. Г.
Квадриполяризм
18
за многополярность. Ведь уже не говорится о едином центре
принятия решений, есть три полюса, которые вписываются
в теорию многополярности. И в качеств этих трех базовых
цивилизаций, например у Катценштайна, автора книги
«Цивилизации в мировой политике»« мы видим американскую,
европейскую и китайскую. И дальше на основании этого
строится модель многополярного мира, но, как и раньше, речь
идет о двух версиях мироустройства. Хаусхофер и Куденхове-
Калерги оперировали с четырьмя пространствами и неявно
предполагали интеграцию вокруг Евразии, в то время как
Трехсторонняя комиссия апеллировала к трем пространствам, а
четвертое являлось объектом борьбы.
И в данном случае мы имеем дело с очень интересной экс-
клюзией, которая выражается в конкретном действии — в от-
казе России быть самостоятельной цивилизацией. В теории это
очень четко прослеживается во всех публикациях о многопо-
лярности. Говорится, что Россия — это европейская страна с
азиатским населением или что это православно-христианский
народ с большим количеством мусульман. И объектом этой пря-
мой экспансионистской атаки становится Россия как цивили-
зация. Евразийцы, которые утверждали, что Россия — это са-
мостоятельная туранская и православная цивилизация — такая
постановка вопроса отрицается. Не случайно в подробнейшей
работе Катценштайна, вышедшей в 2012 г. тщательным образом
описываются европейская, китайская, исламская, индуистская
цивилизации, а о России вообще нет упоминания. Они следуют
словом в слово за Хантингтоном, только выбрасывают славян-
ско-православную цивилизацию из своих работ. И такая трак-
товка стала базовой идеей наших отечественных западников,
которые говорят, что с Россией не нужно считаться. По их мне-
нию, нужно смотреть на США, Китай и на Европу, а Россия —
это второстепенная периферия. И из этого возникает определе-
ние России — что это периферия одновременно европейской
и азиатской цивилизаций. И, соответственно, любая претензия
Гегемония и полюса власти
19
русских на цивилизацию на корню отвергается. Стоит русскому
заявить о принадлежности к особому типу цивилизации, что мы
являемся носителями уникального цивилизационного кода —
это не воспринимается. И если мы не являемся цивилизацией,
то о какой евразийской интеграции может быть речь? Это всего
лишь ностальгия по империи, Советскому Союзу и «тюрьме на-
родов». Соответственно, если мы не являемся цивилизацией, то
у нас нет оснований для создания Евразийского союза. Значит
наша политика — это не что иное, как неоколониализм, — го-
ворят либералы.
Итак, произошел отказ от однополярности, принята модель
многополярного мира, а четвертое пространство снова явля-
ется исключенным из новой модели. Есть три полюса и наша
страна, подлежащая разделу на сферы влияния между ними, на
Запад и Восток, на христиан и мусульман. Данные попытки де-
ления на славян и кавказцев, на русских и нерусских являются
инструментом логической борьбы против четвертого полюса, и
все, кто стоят на этой позиции являются врагами российской
государственности. Это либералы, которые откровенно говорят
о необходимости развала России, и еще две колонны внутри
нашего общества — русские националисты, предлагающие ут-
вердить российскую идентичность как западную, а также ис-
ламские сепаратисты и фундаменталисты, которые хотят ото-
рвать исламскую составляющую от России и интегрировать ее
в другое большое пространство. Эти три силы присутствовали
и на Болотной площади, включая их идеологов, финансистов
и активистов. Все эти носители трехполюсного мира, противо-
положного квадриполярному, в нашем обществе присутствуют.
И большая геополитика имплазивно обращается внутрь нашего
общества — Навальный и «Пусси Райот» становятся элемен-
тами сетевой борьбы против большого четвертого полюса, а
их действия тут же подхватывают провокаторы неонацисты и
ваххабиты. Эта системная модель направлена против тех, кто
Дугин А. Г.
Квадриполяризм
20
утверждает самобытную идентичность русской и евразийской
цивилизации, т.е. против нас.
А наша цивилизация обосновывается довольно простой
формулой. У русской евразийской цивилизации есть два лица.
Это Европа как православная Византия в качестве части Ев-
ропы. Это своего рода граница нашего западничества, которая
встречается и у Ф. Тютчева с идеей завоевания Россией Европы
и восстановления Византийской Империи с русским православ-
ным царем, и у В. Соловьева, который предполагал, что Европа
может объединиться с Россией, а во главе нового образования
будет русский царь. Иными словами, наше допустимое запад-
ничество — это Византия.
Наша западная граница лежит по православному миру. Да, у
нас могут быть и западники — это византисты, сторонники пра-
вославной идентичности. А второе лицо — это Чингисхан. Так
как Московское царство, а позже Российская Империя — это не
что иное, как воссоздание Золотой Орды с дополнительными
приращениями. И это настолько тесно определяет нашу исто-
рическую судьбу, что мы как носители туранской цивилизации
во многих организационных, культурных, мировоззренческих
вопросах не отличимы от Орды. Это авторитаризм туранской
государственности, — когда мы полностью отдаем себя в руки
вождя, но он должен вести нас к победам. Это требование к ли-
деру не быть частной личностью, а стать коллективной лично-
стью, которая зачастую обожествлялась. Кстати, сам Чингисхан
заимствовал идею создания земного царства у несториан-хри-
стиан, которые были в составе его войска. В общем, у нас есть
два наследия — византийское как русское западничество и на-
следие Чингисхана с тюрско-монгольской государственностью.
Оба, безусловно, присутствуют и формируют русскую цивили-
зацию с особой идентичностью, которая отлична от западной,
т.к. у нас восточное христианство как минимум, и от Азии, так
как эта составляющая у нас туранская и кочевая.
Гегемония и полюса власти