ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2371
Скачиваний: 6
21
Евразийская византийско-туранская цивилизация, таким об-
разом, является безусловным культурным, социальным, исто-
рическим и геополитическим фактом. Это то четвертое про-
странство, четвертый полюс, который и меняет всю картину.
Если вокруг этой цивилизации мы сможем объединить постсо-
ветское пространство, тогда будет настоящая многополярность,
где будет свое место у Америки, у Европы, у Китая с Японией,
а мы будем выступать как важнейший игрок на всех уровнях
принятия решений, отстаивая свои интересы.
Поэтому квадриполяризм представляет состояние с мини-
мальным количеством полюсов, которое мы должны отстаивать
самым радикальным образом. Попытки лишить наш четвертый
полюс его онтологического и дискурсивного статуса (т.к. дис-
курс — это также способ осуществления гегемонии) должны
всячески пресекаться. Феномен квадриполяризма должен не
только исторически обосновываться, наша задача — чтобы
четвертый полюс был в будущем, это логика нашей истории и
государства. Поэтому понятие квадриполяризма приобретает
характер базовой идеологической установки, идейной борьбы
за пан-идею Евразии.
В этой борьбе чрезвычайно важно наличие понимания сути
евразийской идентичности как духовного начала. Евразия не
должна распадаться в нашем сознании, анализе и исследовани-
ях. Синтез Византии и Турана — это то, что должно обосновы-
ваться в нашей образовательной практике, медийной деятель-
ности, научном сообществе. Евразийство должно стать догмой
нашего нынешнего исторического этапа и патриотизма. Любой
другой патриотизм, который не будет евразийским, сам по себе
сомнителен.
Мы либо утверждаем квадриполярность, либо нас просто
не будет. Но квадриполяризм — это не последнее слово. По-
люсов должно быть не меньше, чем четыре. Вполне возможно,
что латиноамериканская, исламская и африканская цивилиза-
ции сложатся в нечто самостоятельное. А кто будет говорить
Дугин А. Г.
Квадриполяризм
22
только о трех полюсах это должно восприниматься не иначе,
как попытка перетолковать и украсть у нас будущее. С теми, кто
отстаивает данную позицию, мы не будем продолжать диалог.
Если они уже начали перетолковывать наши термины, то они
подтвердили свое поражение, что является и символом нашей
победы.
Гегемония и полюса власти
Добреньков В. И.
ПОЛЮСА И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Если рассматривать современные геополитические тренды,
то главным из них будет гегемония Соединенных Штатов Аме-
рики в мире. Она и определяет направление всех международ-
ных отношений, хотя сейчас и формируются силы, противосто-
ящие этому основному тренду. Они могут противостоять в виде
полюсов, о которых говорил А.Г. Дугин, но, как мне кажется,
нужно учитывать одну вещь. Я хотел бы обратиться к марксист-
ской теории, которая рассматривает все противоречия в мире
как противоречие между капитализмом и социализмом. Это
и есть главное противоречие той нашей эпохи, которая также
определяла всю архитектуру международных отношений. Мы
часто забываем об этой специфике. Ведь те страны, которые
определяют полюс, являются еще и определенным типом соци-
альной системы. Всё-таки капитализм, существующий в мире,
находится в стадии империализма, что
уже в своё время было описано мыс-
лителями прошлого столетия. При-
чем, это последняя стадия капитализ-
ма, предшествующая его гибели, и в
то же время мир, в лице разных стран,
сопротивляется этой гегемонии.
Для примера рассмотрим Россию.
И поставим вопрос — какой социаль-
ный строй в России? Мы ведь постро-
или олигархический капитализм. И
в данном контексте и перед Россией,
и перед США стоит вопрос поиска и
В. И. Добреньков
24
организации экономической, социальной и духовной сферы об-
щества. Получается, что у нас сейчас нет никаких идеалов и ка-
кой-либо программы. А у Китая они есть. В Китае строят соци-
ализм, т.е. общество, которое по своей природе антагонистично
американскому и, в этом смысле, они больше всего противосто-
ят ему. Мне кажется, что мы сейчас должны присоединяться к
Китаю, а не Китай к нам. На мой взгляд, Китай — это будущее
человечества, потому что они не отказались от своей идеи. Если
заканчивается эпоха капитализма, перед миром стоит вопрос о
будущем типе социальной системы. И кроме социализма я не
вижу никакой другой системы. Хотя Запад сделал все возмож-
ное, чтобы скомпрометировать социализм.
Нельзя построить общество, не опираясь на теорию. Я явля-
юсь сторонником многополярного мира, но борьба в мире всег-
да осуществляется между двумя полюсами, один из которых —
либерально-империалистический капитализм в лице США и их
сателлитов, а другой— это страны, которые не хотят строить
капитализм американского типа, обреченный на гибель. И этот
процесс упадка американского общества уже пошел. Многие
американские социологи это подтверждают и предрекают свою
гибель. Что будет с Россией тоже не известно, но если мы будем
продолжать строить капитализм— она перестанет существовать
как государство, начнется распад территории. Поэтому главная
задача сейчас — не только отстаивать квадриполярный мир, но
искать выход из сложившегося тупика. Когда будет союз мощ-
ных государств (Бразилия, Венесуэла, Россия и т.д.), тогда мы
сможем противостоять агрессивным тенденциям Запада.
Гегемония и полюса власти
Мелентьева Н. В.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ОДНОПОЛЯРНОЙ
ГЕГЕМОНИИ: ОБ АРСЕНАЛЕ КОНТР-
ГЕГЕМОНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Антонио Грамши — учение о гегемонии
В евразийском подходе к теории многополярного мира прин-
ципиальным является тезис А. Грамши о том, что всякая власть
опирается как на насилие и принуждение, обеспеченные поли-
тической и экономической властью, так и на согласие, конcенсус
массы населения, за которыми стоит доминация гуманитарного
дискурса.
Согласно Грамши, захват политической власти и собствен-
ности как ее экономической основы автоматически не гаранти-
рует стабильности власти. Ситуацию, при которой достигается
достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией.
Гегемония — не застывшее состояние, а непрерывный динамич-
ный «молекулярный» микро-
процесс, протекающий не в от-
крытой классовой борьбе, а по
законам невидимого столкнове-
ния, изменения или сохранения
представлений,
настроений,
мнений в коллективном созна-
нии.
В этом процессе государство с
его бюрократическим аппаратом
является лишь внешней, грубой
силой гегемонии, «облеченной
Н. В. Мелентьева