ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2234
Скачиваний: 2
личается от ЕС или других западноцентричных инициатив, так как решения принимаются без согласования с парламентами стран и отсутствуют бюрократические протокольные процедуры, замедляющие взаимодействие между пятью странами.
В целом в подобных межгосударственных образованиях действует несколько иной принцип притяжения, построенный на (нео)идеологической основе. Пожалуй, наиболее ярким примером будет противостояние социалистического и капиталистического лагерей во время Холодной войны. Так и причастность к тому или иному полюсу в Третьем тысячелетии будет характеризоваться политическими решениями государственных руководителей по принципиальным вопросам, которые могут выстроиться в определенный план действий.
К современным международным отношениям также могут применяться еще несколько критериев — это финансовая система, торговля, народонаселение и контроль над добычей и транспортировкой природных ресурсов.
1
Bhadrakumar M. BRICS flame continues to shine. March 6th,
2012. http://indepthafrica.com/brics-flame-continues-to-shine/
В
первом случае нужно признать, что
резервными валютами являются доллар и
евро, следовательно, мировая система
пока скорее двуполярная, даже несмотря
на значение йены на финансовых биржах
и стремительное вхождение юаня в корзину
мировых валют. Создание многостороннего
банка БРИКС, о чем было заявлено весной
2012 г. во время проведения саммита
Большой Двадцатки в Мехико министрами
финансов стран БРИКС, могло бы кардинально
изменить ситуацию в валютном мире,
сделав его действительно многополярным1.
Данное перебалансирование финансовых
и инвестиционных потоков может привести
и к серьезным политическим сдвигам, так
как будут представлять альянс и каждую
страну в отдельности в более выгодном
свете, чем западное сообщество, критикуемое
за неоимпериалистический подход в
отношении развивающихся стран. Такое
развитие предусматривают даже апологеты
неолиберализма. Например, в 2009 г.
Всемирный Банк подготовил иссле
дование, озаглавленное «Новая многополярная международная финансовая система», в котором указывалось, что на данный момент происходит изменение мировой системы. «Длительное время структурная квинтессенция международной монетарной системы являлось однополярной по причине американской гегемонии в инициативах, военной мощи, а также возможностях продвигать рыночный либеральный порядок в международных финансовых отношениях... Однако уже три полюса — доллар, евро и страны БРИКС влияют на мировую финансовую систему и управление мировой торговли» — указано в аналитическом документе1. Отметим, что это было написано за несколько лет до предложения о создании многостороннего банка БРИКС. Конечно, оптимальным решением при его создании будет привязка именно к национальным валютам либо корзине услуг, товаров и ресурсов. При этом финансовые инструменты являются во многом экстерриториальными, хотя способны вызывать значительные трансформации на подконтрольных территориях.
1
Mansoor Dailami, Paul Masson. The New Multi-polar International
Monetary System. The World Bank, Development Economics, Development
Prospects Group, December
2009.
Что
касается торговой системы, то до
настоящего момента она все еще является
во многом однополярной, так как была
основана на Бреттон-Вудском консенсусе
«встроенного либерализма». До
настоящего момента четких альтернатив
данной системе сформулировано не было,
за исключением социализма закрытого
типа (яркий пример такой модели —
Северная Корея). Тем не менее, автаркия
больших пространств вполне может
конкурировать с бреттонвудской моделью,
однако это требует сильнейшей политической
воли и понимания последствий (вряд
ли российское руководство сможет принять
решение, согласно которому поставки
газа в страны ЕС могут быть полностью
(sic!)
прекращены до выполнения ряда политических
условий, среди которых — расформирование
блока НАТО и вывод американских войск
из Европы).
В энергетическом секторе также возможно создание коалиций стран экспортеров (нефть, газ, радиоактивные металлы и пр.), которые могут влиять на котировку сырья на мировом рынке.
Что касается народонаселения, то это наиболее интересный и гибкий инструмент для достижения геополитического могущества. Man Power — или власть посредством человека, как говорили западные геополитики, в реальности является самым действенным и сильным орудием политической борьбы. От человеческой воли, лидерских качеств и мобилизации масс зависели, и будут зависеть многие вопросы в противоборстве государств. Именно человеческая воля и организаторские способности привели к созданию Air Power, а позже к Space Power и Cyber Power. Именно от людского интеллекта зависит создание стратегий и их реализация с помощью военно-технических средств и дипломатических приемов, включая теории политических учений и идею многополярности.
Кузнецов А. Н.
КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МНОГОПОЛЯРНОСТИ
Политико-правовой режим современных международных отношений официально базируется на так называемой Вестфальской системе, сложившейся в Европе на заре эпохи Модерна. Непосредственным толчком к складыванию этой системы послужила чудовищная Тридцатилетняя война 1618-1648 годов в Европе, в результате которой население Германии уменьшилось в три раза. Причиной этому послужили бесчинства французских, испанских и австрийских войск, голод и эпидемии, разразившиеся в результате военных действий. Для того, чтобы не допустить повторения ужасов этой гуманитарной катастрофы был подписан Вестфальский мир. Его концептуальными основами стали два постулата: уважение государственного суверенитета и принцип невмешательства во внутренние дела друг
друга.
Заключение Вестфальского мира совпало с началом довольно болезненного процесса складывания национальных государств (Etat-Nations) в Европе, заступивших мест о прежних империй и феодальных монархий. Вестфальская система имплицитно подразумевала полное равноправие государств
независимо от их военных и А. Н. Ку
знецов
экономических ресурсов, реального веса в международной политике. Разумеется, на практике подобные принципы редко соблюдались строго, будучи скорее идеальными типами в трактовке Макса Вебера (Idealtypus) нежели руководством к действию. Наличие Вестфальской системы не смогло предотвратить две ужасных мировых войны в двадцатом веке. Однако зачастую принципы Вестфальской системы служили сдерживающим механизмом для предотвращения конфликтов и почти всегда — правовой основой для их урегулирования. Кроме того ни одно государство мира публично не подвергало сомнению правомерность невмешательства во внутренние дела. В качестве примера можно привести внешнеполитическую практику Соединенных Штатов Америки в годы «холодной войны». В 1946 году, когда рассматривался вопрос о принятии Испании в ООН, ряд государств выступил с жесткой критикой этого шага. Нежелание принимать Испанию в ООН было мотивировано сотрудничеством режима Франко с нацистской Германией в годы Второй мировой войны. Однако США «продавили» благоприятное для Мадрида решение, мотивировав это тем, что идеологические установки того или иного режима относятся к внутриполитической компетенции государства. Позже, в семидесятые годы прошлого века, американцы не позволили установить всеобъемлющую блокаду ЮАР, где тогда правило белое меньшинство. Для оправдания были опять-таки выбраны постулаты Вестфальской системы. Было заявлено, что апартеид, конечно, зло, но каждое государство само выбирает свою политическую систему.
Ситуация изменилась с переходом от двухполярной (биполярной) системы к однополярной в девяностых годах прошлого века. Обретя статус государства-гегемона мировой политической системы, Америка подвергла остракизму и забвению как принцип невмешательства во внутренние дела, так и другие основополагающие нормы международного права. Систематические нарушения существующего политико-правового режи