Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

личается от ЕС или других западноцентричных инициатив, так как решения принимаются без согласования с парламентами стран и отсутствуют бюрократические протокольные процеду­ры, замедляющие взаимодействие между пятью странами.

В целом в подобных межгосударственных образованиях дей­ствует несколько иной принцип притяжения, построенный на (нео)идеологической основе. Пожалуй, наиболее ярким приме­ром будет противостояние социалистического и капиталисти­ческого лагерей во время Холодной войны. Так и причастность к тому или иному полюсу в Третьем тысячелетии будет харак­теризоваться политическими решениями государственных ру­ководителей по принципиальным вопросам, которые могут вы­строиться в определенный план действий.

К современным международным отношениям также могут применяться еще несколько критериев — это финансовая си­стема, торговля, народонаселение и контроль над добычей и транспортировкой природных ресурсов.

1 Bhadrakumar M. BRICS flame continues to shine. March 6th, 2012. http://indepthafrica.com/brics-flame-continues-to-shine/


В первом случае нужно признать, что резервными валютами являются доллар и евро, следовательно, мировая система пока скорее двуполярная, даже несмотря на значение йены на фи­нансовых биржах и стремительное вхождение юаня в корзину мировых валют. Создание многостороннего банка БРИКС, о чем было заявлено весной 2012 г. во время проведения самми­та Большой Двадцатки в Мехико министрами финансов стран БРИКС, могло бы кардинально изменить ситуацию в валютном мире, сделав его действительно многополярным1. Данное пере­балансирование финансовых и инвестиционных потоков может привести и к серьезным политическим сдвигам, так как будут представлять альянс и каждую страну в отдельности в более вы­годном свете, чем западное сообщество, критикуемое за неоим­периалистический подход в отношении развивающихся стран. Такое развитие предусматривают даже апологеты неолибера­лизма. Например, в 2009 г. Всемирный Банк подготовил иссле­


дование, озаглавленное «Новая многополярная международная финансовая система», в котором указывалось, что на данный момент происходит изменение мировой системы. «Длительное время структурная квинтессенция международной монетарной системы являлось однополярной по причине американской ге­гемонии в инициативах, военной мощи, а также возможностях продвигать рыночный либеральный порядок в международных финансовых отношениях... Однако уже три полюса — доллар, евро и страны БРИКС влияют на мировую финансовую систему и управление мировой торговли» — указано в аналитическом документе1. Отметим, что это было написано за несколько лет до предложения о создании многостороннего банка БРИКС. Конечно, оптимальным решением при его создании будет при­вязка именно к национальным валютам либо корзине услуг, то­варов и ресурсов. При этом финансовые инструменты являют­ся во многом экстерриториальными, хотя способны вызывать значительные трансформации на подконтрольных территориях.

1 Mansoor Dailami, Paul Masson. The New Multi-polar International Monetary System. The World Bank, Development Economics, Development Prospects Group, December 2009.


Что касается торговой системы, то до настоящего момента она все еще является во многом однополярной, так как была основана на Бреттон-Вудском консенсусе «встроенного либе­рализма». До настоящего момента четких альтернатив данной системе сформулировано не было, за исключением социализ­ма закрытого типа (яркий пример такой модели — Северная Корея). Тем не менее, автаркия больших пространств вполне может конкурировать с бреттонвудской моделью, однако это требует сильнейшей политической воли и понимания послед­ствий (вряд ли российское руководство сможет принять реше­ние, согласно которому поставки газа в страны ЕС могут быть полностью (sic!) прекращены до выполнения ряда политиче­ских условий, среди которых — расформирование блока НАТО и вывод американских войск из Европы).


В энергетическом секторе также возможно создание коа­лиций стран экспортеров (нефть, газ, радиоактивные металлы и пр.), которые могут влиять на котировку сырья на мировом рынке.

Что касается народонаселения, то это наиболее интерес­ный и гибкий инструмент для достижения геополитического могущества. Man Power — или власть посредством человека, как говорили западные геополитики, в реальности является са­мым действенным и сильным орудием политической борьбы. От человеческой воли, лидерских качеств и мобилизации масс зависели, и будут зависеть многие вопросы в противоборстве государств. Именно человеческая воля и организаторские спо­собности привели к созданию Air Power, а позже к Space Power и Cyber Power. Именно от людского интеллекта зависит созда­ние стратегий и их реализация с помощью военно-технических средств и дипломатических приемов, включая теории полити­ческих учений и идею многополярности.


Кузнецов А. Н.


КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МНОГОПОЛЯРНОСТИ


Политико-правовой режим современных международных отношений официально базируется на так называемой Вест­фальской системе, сложившейся в Европе на заре эпохи Модер­на. Непосредственным толчком к складыванию этой системы послужила чудовищная Тридцатилетняя война 1618-1648 годов в Европе, в результате которой население Германии уменьши­лось в три раза. Причиной этому послужили бесчинства фран­цузских, испанских и австрийских войск, голод и эпидемии, разразившиеся в результате военных действий. Для того, чтобы не допустить повторения ужасов этой гуманитарной катастро­фы был подписан Вестфальский мир. Его концептуальными ос­новами стали два постулата: уважение государственного суве­ренитета и принцип невмешательства во внутренние дела друг

друга.


Заключение Вестфальского мира совпало с началом довольно болезненного процесса складывания национальных государств (Etat-Nations) в Европе, заступивших мест о прежних империй и феодальных монархий. Вестфальская система имплицитно подразумевала полное равноправие государств

независимо от их военных и А. Н. Ку


знецов

экономических ресурсов, реального веса в международной политике. Разумеется, на практике подобные принципы редко соблюдались строго, будучи скорее идеальными типами в трактовке Макса Вебера (Idealtypus) нежели руководством к действию. Наличие Вестфальской системы не смогло предотвратить две ужасных мировых войны в двадцатом веке. Однако зачастую принципы Вестфальской системы служили сдерживающим механизмом для предотвращения конфликтов и почти всегда — правовой основой для их урегулирования. Кроме того ни одно государство мира публично не подвергало сомнению правомерность невмешательства во внутренние дела. В качестве примера можно привести внешнеполитическую практику Соединенных Штатов Америки в годы «холодной войны». В 1946 году, когда рассматривался вопрос о принятии Испании в ООН, ряд государств выступил с жесткой критикой этого шага. Нежелание принимать Испанию в ООН было мотивировано сотрудничеством режима Франко с нацистской Германией в годы Второй мировой войны. Однако США «продавили» благоприятное для Мадрида решение, мотивировав это тем, что идеологические установки того или иного режима относятся к внутриполитической компетенции государства. Позже, в семидесятые годы прошлого века, американцы не позволили установить всеобъемлющую блокаду ЮАР, где тогда правило белое меньшинство. Для оправдания были опять-таки выбраны постулаты Вестфальской системы. Было заявлено, что апартеид, конечно, зло, но каждое государство само выбирает свою политическую систему.

Ситуация изменилась с переходом от двухполярной (бипо­лярной) системы к однополярной в девяностых годах прошлого века. Обретя статус государства-гегемона мировой политиче­ской системы, Америка подвергла остракизму и забвению как принцип невмешательства во внутренние дела, так и другие основополагающие нормы международного права. Системати­ческие нарушения существующего политико-правового режи­