ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2212
Скачиваний: 2
Евразийская византийско-туранская цивилизация, таким образом, является безусловным культурным, социальным, историческим и геополитическим фактом. Это то четвертое пространство, четвертый полюс, который и меняет всю картину. Если вокруг этой цивилизации мы сможем объединить постсоветское пространство, тогда будет настоящая многополярность, где будет свое место у Америки, у Европы, у Китая с Японией, а мы будем выступать как важнейший игрок на всех уровнях принятия решений, отстаивая свои интересы.
Поэтому квадриполяризм представляет состояние с минимальным количеством полюсов, которое мы должны отстаивать самым радикальным образом. Попытки лишить наш четвертый полюс его онтологического и дискурсивного статуса (т.к. дискурс — это также способ осуществления гегемонии) должны всячески пресекаться. Феномен квадриполяризма должен не только исторически обосновываться, наша задача — чтобы четвертый полюс был в будущем, это логика нашей истории и государства. Поэтому понятие квадриполяризма приобретает характер базовой идеологической установки, идейной борьбы за пан-идею Евразии.
В этой борьбе чрезвычайно важно наличие понимания сути евразийской идентичности как духовного начала. Евразия не должна распадаться в нашем сознании, анализе и исследованиях. Синтез Византии и Турана — это то, что должно обосновываться в нашей образовательной практике, медийной деятельности, научном сообществе. Евразийство должно стать догмой нашего нынешнего исторического этапа и патриотизма. Любой другой патриотизм, который не будет евразийским, сам по себе сомнителен.
Мы либо утверждаем квадриполярность, либо нас просто не будет. Но квадриполяризм — это не последнее слово. Полюсов должно быть не меньше, чем четыре. Вполне возможно, что латиноамериканская, исламская и африканская цивилизации сложатся в нечто самостоятельное. А кто будет говорить
только о трех полюсах это должно восприниматься не иначе, как попытка перетолковать и украсть у нас будущее. С теми, кто отстаивает данную позицию, мы не будем продолжать диалог. Если они уже начали перетолковывать наши термины, то они подтвердили свое поражение, что является и символом нашей победы.
Добреньков В. И.
ПОЛЮСА И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Если рассматривать современные геополитические тренды, то главным из них будет гегемония Соединенных Штатов Америки в мире. Она и определяет направление всех международных отношений, хотя сейчас и формируются силы, противостоящие этому основному тренду. Они могут противостоять в виде полюсов, о которых говорил А.Г. Дугин, но, как мне кажется, нужно учитывать одну вещь. Я хотел бы обратиться к марксистской теории, которая рассматривает все противоречия в мире как противоречие между капитализмом и социализмом. Это и есть главное противоречие той нашей эпохи, которая также определяла всю архитектуру международных отношений. Мы часто забываем об этой специфике. Ведь те страны, которые определяют полюс, являются еще и определенным типом социальной системы. Всё-таки капитализм, существующий в мире,
н
аходится
в стадии империализма, что уже в своё
время было описано мыслителями
прошлого столетия. Причем, это
последняя стадия капитализма,
предшествующая его гибели, и в то же
время мир, в лице разных стран,
сопротивляется этой гегемонии.
Для примера рассмотрим Россию. И поставим вопрос — какой социальный строй в России? Мы ведь построили олигархический капитализм. И в данном контексте и перед Россией, и перед США стоит вопрос поиска и
организации экономической, социальной и духовной сферы общества. Получается, что у нас сейчас нет никаких идеалов и какой-либо программы. А у Китая они есть. В Китае строят социализм, т.е. общество, которое по своей природе антагонистично американскому и, в этом смысле, они больше всего противостоят ему. Мне кажется, что мы сейчас должны присоединяться к Китаю, а не Китай к нам. На мой взгляд, Китай — это будущее человечества, потому что они не отказались от своей идеи. Если заканчивается эпоха капитализма, перед миром стоит вопрос о будущем типе социальной системы. И кроме социализма я не вижу никакой другой системы. Хотя Запад сделал все возможное, чтобы скомпрометировать социализм.
Нельзя построить общество, не опираясь на теорию. Я являюсь сторонником многополярного мира, но борьба в мире всегда осуществляется между двумя полюсами, один из которых — либерально-империалистический капитализм в лице США и их сателлитов, а другой— это страны, которые не хотят строить капитализм американского типа, обреченный на гибель. И этот процесс упадка американского общества уже пошел. Многие американские социологи это подтверждают и предрекают свою гибель. Что будет с Россией тоже не известно, но если мы будем продолжать строить капитализм— она перестанет существовать как государство, начнется распад территории. Поэтому главная задача сейчас — не только отстаивать квадриполярный мир, но искать выход из сложившегося тупика. Когда будет союз мощных государств (Бразилия, Венесуэла, Россия и т.д.), тогда мы сможем противостоять агрессивным тенденциям Запада.
Мелентьева Н. В.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ОДНОПОЛЯРНОЙ ГЕГЕМОНИИ: ОБ АРСЕНАЛЕ КОНТР-ГЕГЕМОНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Антонио Грамши — учение о гегемонии
В евразийском подходе к теории многополярного мира принципиальным является тезис А. Грамши о том, что всякая власть опирается как на насилие и принуждение, обеспеченные политической и экономической властью, так и на согласие, конеенсус массы населения, за которыми стоит доминация гуманитарного дискурса.
Согласно
Грамши, захват политической власти и
собственности как ее экономической
основы автоматически не гарантирует
стабильности власти. Ситуацию, при
которой достигается достаточный уровень
согласия, Грамши называет гегемонией.
Гегемония — не застывшее состояние, а
непрерывный динамичный «молекулярный»
микропроцесс, протекающий не в
открытой классовой борьбе, а по
законам невидимого столкновения,
изменения или сохранения представлений,
настроений, мнений в коллективном
сознании.
Вэтом процессе государствос его бюрократическим аппаратом является лишь внешней, грубой
силой гегемонии, «облеченной Н. В.