ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2548
Скачиваний: 5
66
«Homo Americanus: Child of the Postmodern Age» посвящена
соотношению традиционного американского мессианизма и
современной глобальной модели, которую навязывают США.
Стоит отметить, что Сунич — не враг Америки, однако, как
и многие американские палеоконсерваторы полагает, что
либеральная идеология, мультикультурализм, стремление
к мировому господству и насаждению буржуазных в своей
основе ценностей либеральной демократии по всему миру
угрожает как самой Америке, так и всем народам, которые с
ней сталкиваются.
Сунич придерживается консервативных взглядов, критикует
либерализм за его нетерпимость к нелиберальным идеологиче-
ским концепциям и «тоталитаризм»
1
, отвергает политику муль-
тикультурализма, как заведомо утопичную и разрушающую
культурные основания европейской цивилизации
2
. Сунич оппо-
нирует идеям «глобальной» демократии, как противостоящей
правам народов на собственное уникальное развитие
3
.
Не менее интересен другой представитель хорватских
новых правых, Юре Вуич, также сотрудник хорватского
министерства иностранных дел, геополитик. Его работы
посвящены как общегеополитическим вопросам, в частности
изменению традиционной геополитики в эпоху постмодерна,
так и проблемам роли Европы в новом мироустройстве. В
статье «Империя и мы» Вуич выдвигает идеал европейской
империи, которая является в первую очередь духовной
сущностью, знаменуя собой обращение к альтернативным
современному буржуазному, постлиберальному обществу
общественным и политическим моделям, базирующимся на
1
Sunic T.
Historical Dynamics of Liberalism: From Total Market to Total
State // Journal of Social, Political and Economic Studies. 1988, vol. 13 No 4.
2
Sunic T.
Can Europe Learn the Lessons of Yugoslavia? Or will it
continue to build societies destined to explode? URL: http://www.amren.com/
ar/2001/09/.
3
Sunic T.
Global Village and the Rights of People. URL: http://www.
rosenoire.org/articles/global.php
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
67
исторических и религиозных традициях Европы. Понятие
«империи» выступает у него синонимом европейского
интеграционного проекта, базирующегося на признании прав
народов на сохранение своего культурного и этнического
своеобразия. Различия и выраженную в них свободу народов
сохраняет именно империя, отмечает Вуич, которая «восстает
против современного денежного варварства и смиряет
святое варварство наших предков». В этой статье хорватский
автор поддерживает идею евразийского континентального
блока, противостоящего англо-саксонским талассократиям
и описывает основные линии европейской имперской
геополитики — к Северному морю, Балтике, Средиземноморью
и Индийскому Океану
1
. Вуич жестко выступает против попыток
объединения Европы исключительно на рациональных
началах, в частности против идеи Ю. Хабермаса о постепенном
движении в сторону европейского национального государства,
построенного на принципах Модерна, как противовеса
«вульгарной сверхдержаве» США. Гражданский патриотизм
стерилен, утверждает Вуич, современная бюрократическая,
рационалистическая, подавляющая этнический Эрос структура
ЕС не подходит для Европы как возможного полюса в глобальной
системе. Глобальному или европейскому демосу могут быть
противопоставлен проект Европы как союза, объединяющего
различные демой (мн. число от демос), причем политическое
разделение на демой должно соответствовать культурному
многообразию Европы, ее регионов, выстраивая европейский
проект на органической, а не искусственной основе
2
. C точки
зрения Вуича, Европе необходим переход от либеральной
постдемократии и невыполнимой идеи единой европейской
демократии (что требует наличия единого европейского демоса,
единой политической и культурной общности) к демой-кратии,
1
Vujic J.
L’Empire et nous. URL: http://www.juregeorgesvujic.com/2011/
jure-vujic-lempire-et-nous/
2
Vujic J.
Global demos: Critical Analysis of Global Democracies // Ab
Aeterno. 2010. Issue 3. P. 54-55..
Бовдунов А. Л.
Дискурс многополярности в Восточной Европе
68
к единству многообразия, составляющих Европу национальных
единиц, что означает переход «от общей идентичности к
разделяемым или плюральным идентичностям, от общности
идентичности к общности геополитических проектов больших
континентальных пространств и, наконец, от многоуровнего
управления к многоцентричному или многополярному
управлению»
1
.
Кроме геополитиков, выходцев из научных и дипломати-
ческих кругов защитником идеи многополярного мира может
быть назван популярный правый католический публицист,
участник войны в бывшей Югославии Марко Франчишкович.
С его точки зрения, политика союза с США и Великобританией
ставит под угрозу хорватские национальные интересы, неза-
висимость государства и католические ценности, которые под-
рываются глобализмом, американским протестантизмом и пр.
Хорватия только бы выиграла, если бы переориентировалась в
своей внешней политике одновременно на Россию, для которой
предоставила бы выход в Адриатическое море, и Германию. Та-
ким образом, славянская с одной стороны, но католическая и
традиционно ориентирующаяся на Германию Хорватия упрочи-
ла бы свои позиции, став наиболее желанным и важным стра-
тегическим партнером двух континентальных государств на
Балканах, содействуя их сближению и являясь своеобразной
«скрепкой» между ними
2
.
Чехия и Словакия: славянское единство
как геополитический фактор
То, что даже в католической, враждебной сербам, которым
многие русские симпатизируют, Хорватии, для концепций
многополярного мира характерны русофильские настроения
1
Vujic J.
Global demos: Critical Analysis of Global Democracies // Ab
Aeterno. 2010. Issue 3. P. 57.
2
Franciscovic M.
Geopolitička spajalica.URL: http://hrsvijet.net/index.
php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=50&Itemid=331
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
69
(которые, однако, никогда не перерастают, например, в сербо-
фильские), связано тем, что Россия, так или иначе, остается
крупнейшей и наиболее геополитически сильной и субъектной
славянской страной. Сформулированная в середине XIX века
славянская идея как отмечает известный российский и словац-
кий писатель, журналист, бывший депутат Национального Со-
брания Республики Словакия Сергей Хелемендик, не только
жива, но и может стать вектором глобальной геополитики, если
Россия начнет хотя бы частично опираться на нее в своей внеш-
ней политике в Восточной Европе. «Возрождения политическо-
го славянства боятся супостаты пуще огня — и не зря боятся!
Потому что славянство есть потаенная, скрытая сегодня от глаз
большинства, но, тем не менее, живая, реальная сила взаимно-
го притяжения на уровне инстинктов и подсознания», пишет
Хелемендик, — «В Чехии, Словакии, у балканских славян есть
много авторов, утверждающих, что 21 век будет веком славян.
И на них, как бы странно это ни казалось в России, не смотрят
как на чудаков. Их уважают, к ним прислушиваются.
Западные и южные славяне, несмотря на чудовищную анти-
русскую пропаганду своих СМИ, обычно купленных американ-
цами на корню, все внимательнее смотрят в сторону России. Не
понимая в российской политике практически ничего, они верят
в Россию и свои надежды связывают с сильной Россией-защит-
ницей, покровительницей. Их притягивают к России вековые
исторические инстинкты»
1
.
Важной составляющей российской геополитики в Евро-
пе, и в Европе Восточной, с точки зрения автора, прежде все-
го, должно стать использование методов soft-power, мягкой
силы
2
, направленной на общества европейских стран. Главной
составляющей такого геополитического проекта должен быть
1
Хелемендик С.
Политическое славянство может ожить. Ино-СМИ.
URL: http://www.inosmi.ru/world/20081215/246058.html
2
Хелемендик С
. Очень мягкое влияние России. Chelemendik.ru.URL:
http://chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=191
Бовдунов А. Л.
Дискурс многополярности в Восточной Европе
70
проект идеологический, обозначенный Хелемендиком как БРИ
(будущая российская идеология), который бы делал ставку на
сохранение традиционных ценностей, тем самым превращая
Россию в идеологический полюс, для всех тех, кто озабочен
сохранением христианской европейской цивилизации. «БРИ
станет идеологией христианского мира и спасет христианскую
цивилизацию от полной деградации. Или хотя бы сохранит для
будущего здоровую, жизнеспособную часть. И так в очередной
раз восторжествует всемирная отзывчивость русской души над
уродливым эгоцентризмом тех, кто пишет имя Бога на украден-
ных у всего мира деньгах. Торжеством БРИ станет многократно
повторявшийся в Истории процесс — Россия снова будет при-
растать, к России будут тянуться, чтобы выжить»
1
.
Одним из ведущих представителей современной чешской
геополитической мысли, прямым наследником основателей
чехословацкой геополитической школы В. Дворского и Я. Кор-
чака является Оскар Крейчи, на геополитическую концепцию
которого также оказала определенное влияние панславистская
парадигма. С точки зрения Крейчи, временем наибольшего
могущества чешского государства был период с X по XI век,
расцвет Великой Моравии. Тогда Великоморавское княжество
контролировало важнейшие европейские торговые пути и, бла-
годаря связям с Византией, умело противодействовала утверж-
дению германской гегемонии в этой части континента. Позже
венгерское вторжение оторвало Великую Моравию от Визан-
тии, и вызвало перемещение центра чешской государственно-
сти на Запад, в результате, Чехия попала в орбиту германского
влияния и постепенно утратила независимость. Исходя из гео-
политического прочтения истории, Крейчи выделяет три тради-
ционных ориентации чешской внешней политики: германское,
восточное и западное. Германская ориентация, с его точки зре-
ния, наименее желанна, с ней связано принятие пангерманской
1
Хелемендик С.
Христианскую цивилизацию может защитить только
Россия. Chelemendik. URL: http://chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=96
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы