ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2531
Скачиваний: 5
76
уже постхристианскую Европу, где традиционные связи
между христианством и западноевропейской цивилизацией
оказываются разорванными. Все это осложняет вопрос о месте
современной Польши в Европе
1
. Схожие процессы, но уже в
отношении Православия происходят и в Румынии. В румынской
интеллектуальной элите возникает понимание враждебности
национальной культуре глобализационных процессов. Так
О. Хурдузеу описывает движение на пути в НАТО и ЕС как
движение в сторону новой глобальной империи, которой
препятствует румынская православная идентичность
2
. В обоих
случаях и румыны, и поляки представляют себя как последних
носителей духовного начала в оставившей Бога Европе. С
точки зрения Хурдузеу, Запад забывает о своих христианских
корнях, и задачей православной Румынии является возвращение
Европы к идеалам христианской духовности, таким образом,
противоборствуя негативным последствиям глобализационных
процессов
3
. Интересно, что такая позиция сочетается с
приверженностью Овидиу Хурдузеу альтернативным моделям
экономики, в частности идеям дистрибутивизма, который
разрабатывался католическими мыслителями Г.К. Честертоном
и Х. Беллок. Как отмечает румынский ученый, схожая с
дистрибутивистской модель экономики, альтернативная как
капитализму, так и марксистскому социализму разрабатывалась
в межвоенный период румынской национал-царанистской
партией под руководством И. Михалаке
4
.
1
Касанов Ж
. Католическая Польша в постхристианской Европе //
Восточная Европа: Национальные культуры в контексте глобализации и
интеграции. М.2005 С. 87.
2
Глобализация, ее значение для Румынии и румынской культуры
(сводный реферат) / Восточная Европа: Национальные культуры в кон-
тексте глобализации и интеграции. М.2005 С. 91-94.
3
Там же.
4
CrestinOrtodox.ro. Interviu cu Ovidiu Hurduzeu despre Romania
profunda.URL:
http://www.crestinortodox.ro/interviuri/interviu-ovidiu-
hurduzeu-despre-romania-profunda-125286.html
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
77
Другой румынский интеллектуал, один из крупнейших ру-
мынских историков, Дан Замфиреску является автором идеи
«Третьей Европы», которой также свойственны мессианские
нотки и неприятие современного вектора развития западной
цивилизации. Как отмечает сам Замфиреску, опорным пунктом
этой концепции служит понимание того, что «добровольной и
проникнутой энтузиазмом нашей трансформации в колонию …
существует альтернатива»
1
. Третья Европа — это реальность
географическая, этнографическая, историческая и духовная, в
основном совпадающая с регионом Балкан, как описывает ее
Замфиреску — «группа народов которые наследуют эллинской,
фракийской, восточно-римской и византийской цивилизации,
переплетаясь, таким образом, в уникальную традицию в Евро-
пе, которая их сближает, индивидуализирует и создает из них
особую общность, не противостоящую остальной Европе, но
уникальную»
2
. Не совпадающая ни с Западом, ни с Востоком
эта уникальная цивилизационная общность, при обращению к
своему богатому культурному и духовному наследию, остав-
ленному в сторону «западниками» XIX столетия, может ро-
дить альтернативу современному развитию Европы, которое
Замфиреску рассматривает пессимистически. «Третья Европа,
которая, через Элладу, и самая старая Европа», — пишет он, —
«возможно и должна стать сущностным препятствием на пути
универсальной катастрофы человека и природы, катастрофы
запрограммированной тем, как распоряжается глобальными де-
лами Западная Европа, смоделированная демоническим гением
Макиавелли и ментальностью итальянских банкиров»
3
. Третья
Европа должна стать ценностным полюсом не только новой
Европы, но и нового мира, возникающего на руинах развали-
вающейся западной цивилизации, особую роль с точки зрения
1
Zamfirescu D. A
treilea Europa.URL: http://calinmihaescu.wordpress.
com/2010/10/31/a-treia-europa-de-dan-zamfirescu/#more-330
2
Там же.
3
Там же.
Бовдунов А. Л.
Дискурс многополярности в Восточной Европе
78
ученого должна играть сама Румыния
1
. Как и в случае польских
авторов, для румынских интеллектуалов также свойственен
мессианский настрой, ярким воплощением которого в мировой
культуре кроме отмеченных выше современных авторов, слу-
жит межвоенное творчество М. Элиаде
2
.
Идеи «Третьей Европы», особой балканской православной
общности находят свое воплощение в геополитической концеп-
ции «Балканского союза», предлагаемой румыно-молдавским
публицистом О. Раку. Раку обращается к имеющей длительную
историю идее «Балканской Федерации»
3
, начало которой было
положено еще в XIX веке социалистами ряда балканских стран,
потом в межвоенный период государства региона образовали
Балканскую Антанту, которая мыслилась как военный, поли-
тический и экономический союз, последняя попытка создания
Балканской Федерации имела место после Второй мировой во-
йны, однако проекты лидера Югославии И. Б. Тито о создании
федеративного государства из Югославии, Болгарии и Албании
провалились из-за начавшегося советско-югославского кон-
фликта
4
.
С точки зрения Раку Европейскому Союзу также не удалось
эффективно интегрировать государства Балкан. Несмотря на то,
что часть государств Балкан уже вошла в ЕС, а часть является
кандидатами на членство, «перспективы этого проекта стоят
под вопросом из-за финансового кризиса в Европе, а также по
причине внутренних конфликтов в ЕС»
5
. Раку полагает, что «ре-
гионализация Европы и борьба «пограничных государств» за
1
Там же.
2
См. Eliade M. De unde incepe misiunea Romaniei? // Vremea, Februarie
1937. Anul X, nr. 477, 28, P.3; Eliade M. Nationalism // Vremea, 1937. Anul X.
Numãr Special de Pasti. P. 3.
3
См. Campus E. Ideea federală în perioada interbelică Editura Academiei
Romаne. București, 1994.
4
Раку О.
Балканский Союз — альтернатива Союзу Eвропейскому? //
Геополитика, 2011. Выпуск X. C. 69-71.
5
Там же. С. 71.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
79
свою автономию против «конкурирующих зон влияния», как и
попытки Франции и Германии утвердить порядок на континен-
те, будут определять в ближайшее время обращение к альтер-
нативным геополитическим проектам. Тем более что ни Евро-
пейский Союз, ни НАТО больше не в состоянии гарантировать
безопасность стран бывшего социалистического лагеря, более
того, Сербия и Румыния выразили недовольство политикой Ва-
шингтона и Брюсселя в отношении проблемы сербской провин-
ции Косово, которая продолжает оставаться больной раной на
теле Балкан»
1
.
Проект нового Балканского Союза предполагает
использование выгодного географического положения
Балкан, через которые проходят основные коммуникации,
связывающие Европу с Малой Азией и Ближним Востоком.
Тот факт, что через Юго-Восточную Европу должны пройти
альтернативные энергетические проекты «Южный поток» и
«Набукко» также свидетельствует о важном геостратегическом
положении региона. «Балканы представляют собой зону
повышенного интереса для России, Турции, Ирана и Китая,
что открывает ряд перспектив заключения союзов»
2
, отмечает
Раку. Проект также имеет и свой идеологический фундамент,
формируемый триадой: «консерватизм, традиционализм,
Православие»
3
. Объединение балканских народов (имеются
ввиду, прежде всего, православные народы), невозможно,
постулирует автор, иначе как через сохранение идентичности
и уважение ценностей каждой нации. Для этого необходимо
обратиться к общим цивилизационным корням и строит
проект на основании общих ценностей. «Балканский Союз
можно построить, только отталкиваясь от консервативных
и традиционалистских ценностей, принимая во внимание
1
Раку О.
Балканский Союз — альтернатива Союзу Eвропейскому? //
Геополитика, 2011. Выпуск X. C. 72.
2
Там же. С. 73.
3
Там же.
Бовдунов А. Л.
Дискурс многополярности в Восточной Европе
80
и единство в лоне Православной Церкви», — отмечает О.
Раку. Для этой цели многому поможет общее византийское
наследие, на почве которого выросли балканские нации, в
противовес ценностям Европейского Союза, восходящим к
просветительским принципам французской революции 1789
года. Как христианский Константинополь был антиподом
языческого Рима, так Балканский Союз может стать антиподом
Европейского Союза. Вокруг подобных идей можно будет
объединить Республику Молдову, Румынию, Болгарию,
Сербию, Македонию и Черногорию. Балканы стали бы не только
простым оборонительным геополитическим проектом, но и
наступательным идеологическим проектом»
1
. В мессианских
традициях румынской мысли, О. Раку, также предлагает
Румынии и Молдове занять ведущее место в этом союзе
2
.
Босния: примирение Модерна и Традиции как шанс
возникновения более справедливого мироустройства
Обращение к Балканам не только как к проблемной зоне, но
и как к источнику традиций, которые могли бы помочь Европе
выйти из кризиса «чувственной цивилизации» свойственно и
для боснийского философа Русмира Махмутчехаича. Бывший
министр энергетики в правительстве Боснии, один из основа-
телей независимого боснийского государства, он в разгар кон-
фликта между сербами, мусульманами и хорватами вышел из
правительства А. Изетбеговича, так как выступил против узко-
го боснийского национализма последнего, считая, что для Из-
етбеговича было важно создать государство и добиться власти
на населенных исключительно мусульманами землях. Такая
стратегия «раздела Боснии» по трем ее религиозным общинам,
противостояла всей философии Махмутчехаича
3
. В результате
1
Раку О.
Балканский Союз — альтернатива Союзу Eвропейскому? //
Геополитика, 2011. Выпуск X. C. 73.
2
РТам же. С. 74
3
Mahmutcehajic R.
Bosnia the good: tolerance and tradition. Budapest:
Central European University Press, 2000. P. 10.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы