Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2552

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

в 1992 году он вышел как из правительства, так и порвал все 

связи  с  партией  Изетбеговича  —  Партией  демократического 

действия. В 1997 году Р. Махмутчехаич основал неправитель-

ственную  организацию  «International  Forum  Bosnae»,  объеди-

няющей  интеллектуалов,  выходцев  из  всех  этнорелигиозных 

общин Боснии и Герцеговины. В то же время в основании дея-

тельности организации, ее мировоззренческим ядром являются 

концепции  Махмутчехаича,  которые  он  весьма  активно  стре-

мится пропагандировать.

Основа подхода Р. Махмутчехаича — философия традици-

онализма Р.Генона, Т. Букхардта, Ф. Шуона, а также мировоз-

зрение суфийского ислама, традиционно распространенного в 

Боснии. В то же время в отличие от многих традиционалистов 

Махмутчехаич  отвергает  не  столько  сам  Модерн,  сколько  его 

конкретную форму, проявляющуюся в современном состоянии 

западной цивилизации. С его точки зрения, националистические 

идеологии, сербская и хорватская, а также и собственно бошняк-

ская являются феноменами Модерна, в корне противостоящи-

ми Традиции, как духовному единству основных религиозных 

конфессий Боснии. Историческая традиция сосуществования в 

Боснии различных религиозных конфессий, отвергается в ходе 

развертывания  властных  практик,  соответствующих  национа-

листическим идеологиям Модерна. Их результатом становятся 

этнические чистки, а также попытки Сербии и Хорватии поде-

лить территорию Боснии. В ответ, в среде босняков возникает 

специфическая  форма  исламского  экстремизма,  противостоя-

щего настроенному на мирное сосуществование с христианами 

традиционному боснийскому суфийскому исламу

1

 Технократизм и экономоцентризм современной цивилизации 

Запада,  эксцессы  национализмов,  заключенных  каждый  в 

религиозную  (православную,  католическую  и  исламскую) 

оболочки  противоставляются  «истинно  боснийскому»  пути, 

1

 

Mahmutcehajic R.

 Bosnia the good: tolerance and tradition. Budapest: 

Central European University Press, 2000. P.11.

Бовдунов А. Л.

 Дискурс многополярности в Восточной Европе


background image

82

(т.е.  основывающемуся  на  взаимном  уважении  различий 

друг  друга)

1

.  Р.  Махмутчехаич  утверждает,  что  мнение  о 

несовместимости  христианства  и  ислама,  на  которое  часто 

обращают  внимание  сторонники  концепции  «столкновения 

цивилизаций»  берется  не  из  самого  христианского 

учения,  но  из  цепи  исторических  событий,  составляющих 

секуляризированную и идеологизированную матрицу истории, 

в  которую  последовательно  вовлекается  христианство

2

.  На 

самом деле, причина в том, что ислам и присутствие исламской 

культуры,  факт  обращения  части  славян  в  ислам  входит  в 

противоречие с имплицитной и эксплицитной целью балканских 

националистических  идеологий  —  стремления  стать  частью 

Запада, постепенного продвижения в ЕС, то есть ислам входит в 

противоречие с развитием общества по секулярной либерально-

капиталистической модели

3

.

Хотя  эксплицитная  критика  либерализма  как  идеологии 

не  так  ярко  проводится  в  творчестве  Р.  Махмутчехаича  (как 

отмечают комментаторы, во многом потому, что финансируется 

его НПО из либеральных фондов)

4

, «но из его работ понятно, 

что  он  считает  рыночно  ориентированную  демократию  с  ее 

культом  индивидуальной  автономии  опасной  для  боснийской 

традиции»

5

.  Либерализм,  несмотря  на  все  его  достижения, 

многие  из  которых  философ  готов  принять,  провозглашая 

конец истории, стремится гомогенизировать мир, привести его 

к  одной  модели  —  западной  и  либеральной,  таким  образом, 

стирая многообразие народов и культур, религиозных традиций. 

В  то  же  время  многообразие,  постулирование  необходимости 

1

 

Young  M.

  Religion,  Community,  Identity:  Rusmir  Mahmutcehajic  and 

the  future  of  Bosnia  [Электронный  ресурс]  URL:  www.hks.harvard.edu/

kokkalis/GSW7/.../Mitchell%20Young%20Paper.pdf

2

 

Mahmutcehajic R.

 The denial of Bosnia. Philadelphia: Pennsilvania State 

University Press, 2000. P. 6.

3

 Ibid. P. 11.

4

 Young M. Op.cit.

5

 Ibid.

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

83

и  сакральности  фигуры  Другого  (под  которым  понимается, 

прежде всего, другая культура, иная религиозная форма, другой 

путь к сакральному) является еще одним принципом философии 

Махмутчехаича

1

, и с его точки зрения необходимым элементом 

истинно традиционалистского взгляда на мир.

Залог примирения сербов, хорватов и босняков, как и залог 

сохранения Боснии в дальнейшем состоит в смене мыслитель-

ной парадигмы, хотя бы в боснийской элите, в отходе от модер-

нистского национализма и в обращению к традиционализму и 

постулируемым им ценностям. Обращение к основам религи-

озных традиций без нетерпимости, с уважением религиозного 

выбора другого, с постулированием необходимости единства в 

многообразии составляют основу предложения Махмутчехаича 

не только для Боснии, но и для всего современного мира

2

. Аме-

риканский ученый Митчелл Янг отмечает, что для философии 

Русмира  Махмутчехаича  характерно  расширение  традицион-

ного мусульманского понятия «умма» как всемирной общины 

верующих на другие религии, в результате, общность всех веру-

ющих мира понимается как «умма умм», общность различных 

религиозных путей, ведущих к единой цели

3

. Босния — пример 

наиболее  сложного  взаимопереплетения  религий,  регион,  где 

представители различных религиозных общин расселены тра-

диционно проживают в тесном контакте друг с другом

4

.

С точки зрения Махмутчехаича не Запад должен учить Бос-

нию, но Босния обратившись к самой себе, может научить За-

пад истинной толерантности, предложив модель общественных 

отношений основанных на обращении к Традиции, взаимоува-

жении религиозных общин и общем поиске сакрального. Хотя 

1

 

Mahmutcehajic R.

 With the Other. URL: http://www.worldwisdom.

com/public/viewpdf/default.aspx?article-title=With_the_Other_by_Rusmir_

Mahmutcehajic.pdf

2

 

Mahmutcehajic R.

 Bosnia, the good: tolerance and tradition. Op.cit. P. 117.

3

 Young M. Op.cit.

4

 

Mahmutcehajic R.

 Bosnia the good: tolerance and tradition. Op.cit. P. 31.

Бовдунов А. Л.

 Дискурс многополярности в Восточной Европе


background image

84

и не критикуя яро либерализм, но утверждая примат духовного 

начала  над  материальным  и  критикуя  универсалистскую  сто-

рону либерального проекта, Махмутчехаич стоит ближе к идее 

многополярного мира, мира основанного как раз на принципе 

плюрализма, ценности диверсификации народов и культур. Его 

ценностный консерватизм, неприятие экономоцентричной и го-

могенизирующей мир глобализации, также сближает его кон-

цепцию с идеями философской многополярности.

Ориентированная  на  противостояние  либерально-капита-

листической  модели  и  сохранение  национальной  идентично-

сти часть восточноевропейских обществ уже сейчас выдвигает 

геополитические  проекты  альтернативной  организации  этого 

пространства, которые выглядят благоприятными для России. 

Общность геополитических и ценностных вызовов рождает в 

некоторых случаях и общность проектов по решению схожих 

проблем получают свое развитие в восточноевропейской пра-

вой мысли, в теоретических концепциях и программах конкрет-

ных партий и движений. Здесь представлен лишь беглый обзор 

основных концепций и персоналий, но думаем, что и он будет 

полезен  в  условиях,  настоящего  идейного  «железного  занаве-

са», что пал между Россией и востоком Европы после разруше-

ния социалистической системы.

Главными  составляющими  концепций  многополярности, 

предлагаемых  интеллектуалами  Восточной  Европы  являются: 

отвержение ценностной системы современного Запада, стрем-

ление найти ей как геополитическую, так и мировоззренческую 

альтернативу,  ориентация  на  Россию  как  особый  духовный 

центр  и  главный  гарант  безопасности  на  евразийском  конти-

ненте, либо попытка представить свой регион в качестве такого 

центра в будущей многополярной мировой системе. 

С  точки  зрения  теории  социокультурной  динамики 

Питирима  Сорокина,  те  вызовы,  с  которыми  сталкиваются 

восточноевропейские  общества,  идентичны  тем,  с  которыми 

сталкивается  и  Россия.  Как  отмечает  В.И.  Добреньков, 

постсоциалистическое общество, выйдя из идеационной фазы, 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

85

«проскочило  идеалистическую  и  сорвалось  в  чувственную 

культуру»

1

.  Общность  проблем  вполне  может  быть 

конвертирована  в  концептуальную  общность  их  решений  и  в 

виде «мягкой силы» — в геополитический ресурс, если Россия 

поддержит  иную  цивилизационную  альтернативу,  нежели 

та,  что  предлагается  Восточной  Европе  в  рамках  западной 

социокультурной  суперсистемы,  принадлежность  к  которой 

определяет  и  геополитическую  ориентацию  на  ее  центр  — 

США.  Запрос  на  такую  альтернативу  существует.  Принятие 

социокультурной  системы  современности  обществами 

Восточной  Европы,  присоединение  к  суперсистеме,  где  в 

качестве  базовых  ценностей  выделяются  «демократия,  права 

человека, этика и нормы предпринимательской деятельности»

2

 

означает  ценностную  ориентацию  на  Запад  и  сближение  с 

ее  историческим  центром,  где  данный  тип  проявляет  себя 

наиболее  долго  и  интенсивно,  то  есть  с  США,  где  находятся 

основные  продуцирующие  центры  данной  культуры

3

Отвержение, 

чувственной 

социокультурной 

системы 

современности  в  геополитическом  плане  будет  означать  и 

выбор антиатлантистского геополитического вектора.

 

1

 

Добреньков В.И.

, Кризис нашего времени в контексте теории социо-

культурной динамики Питирима Сорокина // Русское Время. Журнал кон-

сервативной мысли, январь-март 2010. №1 (2). С. 4-11.

2

 

Мнацаканян М.О.

 «Нации: психология, самосознание, национализм 

(интегральная теория). М.: Анкил,1999. С. 95.

3

 

Уткин. А. И.

 Мировой порядок XXI века. М.: Алгоритм, 2001. С. 23.

Бовдунов А. Л.

 Дискурс многополярности в Восточной Европе