ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2530
Скачиваний: 5
171
Уолтц, исходя из того, государства являются рациональными
акторами, склонными к минимизации рисков вообще считает,
что распространение ядерного оружие приводит к укрепле-
нию международной безопасности. Так как ядерные державы,
имея дело друг с другом, будут вести себя крайне осторожно,
поскольку понимают, что цена конфликта может быть слиш-
ком велика
1
. Известные теоретики циклов войны и гегемонии
Томпсон и Модельски также отдают предпочтение классиче-
скому балансу сил — когда политическая структура многопо-
люсного или полицентричного мира будет состоять из автоном-
ных центров, обладающих собственной, отчетливо выраженной
культурой и имеющих собственный арсенал ядерного оружия
и космические системы. Согласно их взгляду предполагается,
что каждый из этих центров обзаведется собственной сферой
влияния. Дж. Розенау говорил о двух типах международного
поведения — государствоцентричности и мультицентрично-
сти, подчеркивая рост значения негосударственных акторов,
которые из субсистемы становятся полноправными игроками
мировой политики. Сэмюэль Хантингтон в издании Foreign
Affairs в 1999 г. отмечал, что «через одно — два десятилетия на-
ступит воистину многополярный XXI век»
2
. Даже Госсекретарь
Мадлен Олбрайт, которая ранее назвала Соединенные Штаты
«незаменимой нацией», 2 февраля 2000 г. заявила, что США не
хотят «установления и обеспечения соблюдения» однополяр-
ного мира и Экономическая интеграция, уже создала как она
выразилась «определенный мир, который можно даже назвать
многополярным»
3
.
1
Лукин А.
Ядерное распространение: зло или благо?//Геополитика
№4, 2010.
2
Huntington, Samuel.
The Lonely Superpower.//Foreign Affairs, March/
April 1999.
3
Савин Л. В.
Предпосылки многополярного мирового порядка //Гео-
политика №12, 2011. С.41-51.
Савин Л. В.
Эмпирические аспекты многополярности
172
Тем не менее, остаются вопросы, на которые пока не дано
четких ответов. Эмпирический вопрос — сколько будет по-
люсов? И в чем разница между относительными силами? Ряд
стран склонны присоединять себя к полюcному клубу, напри-
мер, Индия небезосновательно расширяет китайское видение
пяти полюсов до шести акторов, а страны юго-восточной Азии
предпочитают говорить не о национальных объединениях, а о
региональных группах. В этом ракурсе ассоциация государств
юго-восточной Азии (ASEAN) вполне может выступать как са-
мостоятельный центр силы. Нельзя забывать о потенциале Аф-
рики и Латинской Америки.
Индийские теории многополярности также заслуживают
тщательного изучения. Индусский политолог Сурьянараяна
считает, что многополярность как устойчивый принцип между-
народных отношений мыслима только между государствами,
которые развивались органически, как дома силы или власти
(power houses)
1
. В этой идее имплицитно заложена критика ко-
лониализма и неоколониализма, также как и химерической по-
литической культуры, ярким примером которой является США,
которые со стратегическими концепциями фронтира, и истори-
ей государственности в целом, не могут быть таким органиче-
ским домом власти.
Отсюда вытекают вопросы нормативности и этики, и веское
достоинство многополярности в том, что по этой концепции во
первых, относительная сила не эквивалентна абсолютной силе.
Во вторых, нормативная теория мультиполярность априори
построена на кооперативной этике и идет далеко за границы
эгоистического солипсизма одноплярности, т.к. последняя
все этические вопросы сводит к внутренним моральным
делам государства-лидера, за которым должны следовать и
подчиняться все остальные. С точки зрения мультиполярности,
1
Suryanarayana P. S.
Multipolarity: vision and reality.// The Hindu.
October 13, 2000 http://www.hindu.com/2000/10/13/stories/05132523.htm
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
173
наоброт, дело даже не в том, что суперсила может эффективно
действовать в одиночку, а в том, что сотрудничество само по
себе является необходимым и благим.
В третьих, теория многополярности позволяет игнорировать
США и исторически весь Запад в целом, в том числе приме-
нение силы этими странами против более слабых государств.
Эта критика хоть и риторически выгодна рядам стран, в первую
очередь речь идет о ценностях уважения суверенитета, коопе-
рации и мирного решения конфликтов. Другими словами речь
идет о том, будет ли формироваться этика нового полюсного
клуба или этика новых международных отношений.
Кроме того, есть и субуровень многополярности, находя-
щийся внутри государств на этническом, религиозном, админи-
стративном измерениях.
Директор Центра геополитических исследований Института
Европы РАН К. Э. Сорокин, который был одним из отечествен-
ных пионеров теории многополярности, также указывал, что
из-за того, что на глобальные экономические зоны накладыва-
ются этноцивилизационные либо культурные общности, а на
эволюцию геополитической картины мира влияют совокупно-
сти исторических традиций, представлений и оценок... то гео-
политическая модель современного мира, таким образом, пред-
ставляется многослойной и полицентрической
1
.
Нельзя сказать, что те силы, которые можно условно на-
звать трансатлантистскими, не реагируют на эти изменения.
Иван Крастев и Марк Леонард, представляющие европейский
Совет по международным отношениям, считают необходимым
для ЕС заменить концепцию концерта сил, на концерт проектов,
связанный с многосторонними отношениями и дискуссиями по
управлению безопасностью континента в интересах всех акто-
ров, где ЕС, Россия и Турция будут проводить функциональные
красные линии между соседними государствами.
1
Cорокин К. Э.
Геополитика современного мира и Россия.//Полис,
1995. №1-2.
Савин Л. В.
Эмпирические аспекты многополярности
174
В политической риторике администрация Обамы пытается
улучшить обрушивающийся фасад, ранее облагораживаемый
заклинаниями о демократии и правах человека. В июле 2009 г.
вице-президент Джозеф Байден во время посещения Украины
сказал, что «мы пытаемся построить многополярный мир»
1
.
Госсекретарь Хиллари Клинтон в то же время публично заяви-
ла, что «мы будем лидировать, включая более тесное сотруд-
ничество между большим числом участников и уменьшая кон-
куренцию, сдвигая баланс от многополярного мира в сторону
многостороннего мира»
2
, намекнув этим на то, что Вашингтону
не хочется расставаться с мировым лидерством и США еще бу-
дут идти на возможные ухищрения.
Это проявляется и в дипломатических усилиях США, на-
правленных на создание противоречий между основными гео-
политическими силами Евразии, и в постоянном пересмотре
военной стратегии, адаптируемой к новым условиям.
Исходя из этого, необходима координация усилий главных
будущих сил в мировой политике — от России, Китая, Ирана,
стран Тихоокеанского региона в Азии и ЕС, до Латинской Аме-
рики и Африки, направленных на адаптацию существующих
теорий и доктрин многополярности в поле международного
права, и их практическое проявление в форме политического,
экономического, военного и культурного сотрудничества.
1
Kampf, David. The Emergence of a Multipolar World.// Foreign Policy.
Oct. 20, 2009. http://foreignpolicyblogs.com/2009/10/20/the-emergence-of-a-
multipolar-world/
2
Там же.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
«ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»
КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
МНОГОПОЛЯРНОГО МИРОПОРЯДКА
Марк Слебода
Редким для ООН единогласным голосованием, Генеральная
Ассамблея ООН приняла предложение ученого и тогдашнего
президента Исламской Республики Иран Мохаммеда Хатами
объявить 2001 год «Годом диалога между цивилизациями».
Это нормативное видение стремилось создать новую этиче-
скую парадигму международных отношений и разработать по-
настоящему мультикультурное международное общество, ос-
нованное на простой предпосылке «единства в многообразии»,
на политической поддержке и проявлении присущего миру
культурного плюрализма, происходящем из стремления меж-
культурного уважения и понимания. «Диалог цивилизаций»
призывает к «пересмотру и обсуждению основ ориентирован-
ного на Запад и либерального мирового порядка», и тем самым
«представляет собой мощный нормативный вызов современной
политической ортодоксии, скрытой во всех крупных политиче-
ских дискурсах будущего мирового порядка» (Petito 2009, 12).
Печально, и в ретроспективе трагично то, что этим предложе-
ниям не было суждено претвориться в действие или получить
развитие ни теоретически, ни политически, поскольку события
опередили политический процесс.
Как иронично, что после событий 11 сентября 2001 г. «Меж-
дународный год диалога между цивилизациями» стал более из-
вестен как год «Столкновения цивилизаций», как точка водо-
раздела, которая положила начало «войне с террором» США и