ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2544
Скачиваний: 5
181
экономическим редукционизмом и эксплуатацией с одной
стороны, и возможными геополитическими столкновениями
формирующегося многополярного мира, основанного на
шатком балансировании «Союза власти», с другой стороны,
подлинный «Диалог цивилизаций» обеспечит больше
возможностей для борьбы с поистине глобальными проблемами
истощения ресурсов, ухудшения состояния окружающей среды
и изменения климата. Страны БРИКС (Бразилия, Россия,
Индия, Китай и Южная Африка) и Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) уже обладают структурой, членством
и артикулированными принципами, которые делают их
хорошим институционализированным примером такого
многокультурного и многоцивилизационного диалога и
сотрудничества на практике. Евразийство является примером
идеологии и международного общественного движения,
которое охватывает эти принципы. Такие мультикультурно
конституированные процессы и структуры региональной
интеграции и цивилизационного сотрудничества в большей
степени способствуют мирному мировому порядку, так как
они выступают в качестве профилактического противоядия
от возможной негативной политизации культурных различий
в глобальном масштабе, обеспечивая законные каналы для
выражения несогласия, не позволяя антагонизмам принимать
крайние формы инакомыслия, которые сегодня определяются
как культурно фундаменталистский терроризм. Таким образом,
дискурс «Диалога цивилизаций» появился не из политического
или теоретического вакуума, но в ответ на глобальные проблемы
и кризисы, которые стоят перед нами сегодня, в частности,
надвигающийся кризис порядка в сочетании с растущей во всем
мире политической манифестацией культурного плюрализма
и различий (Petito, 2009, 53, 60). «Диалог цивилизаций» —
это возможный ответ на эти явления, это международная
политическая теория для нормативного структурирования
многокультурного и многополярного международного
сообщества.
Марк Слебода
«
Диалог цивилизаций
»
— модель многополярности
182
Библиография:
1. Dallamyr, Fred (2004). Peace Talks — Who Will Listen? Notre Dame,
IN, USA: Notre Dame University Press.
2. Eisenstadt, S.N. (2001). «The Civilizational Dimension of Modernity:
Modernity as a Distinct Civilization,» International Sociology, 16(3):
320-340.
3. Fukuyama, Francis (1992). The End of History and the Last Man. New
York: Free Press.
4. Huntington, Samuel (1996). The Clash of Civilizations and the
Remaking of World Order. London, UK: Simon and Schuster.
5. Katzenstein, Peter J. (2010). Civilizations in World Politics: Plural and
Pluralist Perspectives. London, UK: Routledge.
6. Krauthammer, Charles (1991). «The Unipolar Moment,» Foreign
Affairs, no 1:23-53.
7. Lawrence, Bruce B. (2010). «Islam in Africo-Eurasia: A bridge
civilization,» in Katzenstein, Peter J. Civilizations in World Politics:
Plural and Pluralist Perspectives. London, UK: Routledge, 157.
8. Mouffe, Chantal (2007). «Carl Schmitt’s Warnings on the Dangers of
a Multipolar World,» in Odysseus and Petito (eds.) The International
Political Thought of Carl Schmitt, 147-153.
9. Petito, Fabio (2009). Civilizational Dialogue and World Order: The
Other Politics of Cultures, Religions and Civilizations in International
Relations , New York: Palgrave, co-edited with Michalis S. Michael.
10. Zolo, Danilo (2007). «The Contemporary Use of the Notion of
Empire,» in Odysseus and Petito (eds.) The International Political
Thought of Carl Schmitt, 154-165.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС КАК
НОВЫЙ РУБЕЖ ГЕОФИНАНСОВОЙ
РЕГИОНАЛИЗАЦИИ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХЕДЖ-ФОНДОВ
Смирнов Ф.А.
Аспирант Московского психолого-социального института
Фундаментальным итогом развития мировой валютно-фи-
нансовой системы XX и начала XXI веков стал глобальный фи-
нансово-экономический кризис (ГФЭК), начавшийся на рубеже
2007 — 2008 гг. Текущий кризис — это кризис не только фи-
нансов и экономики. Текущий кризис — гораздо более глубокая
и сложная материя, которая на сегодняшний день, несмотря на
колоссальное количество написанной отечественной и зару-
бежной литературы, до конца еще не осознана. ГФЭК — это
кризис всей цивилизации Запада, исходя из чего, говоря о стро-
ительстве многополярного мира, данную тему миновать просто
нельзя.
О том, откуда дует ветер или с чего все началось
Понимание основных причин наблюдаемого сегодня явле-
ния способно пролить свет на всю ситуацию в целом. Обозна-
чим ключевые моменты развития мировой финансовой систе-
мы.
Июль 1944 года. Бреттон-Вудская конференция, США, штат
Нью-Хемпшир. Пока на Евразийском пространстве шла Вторая
мировая война, под предводительством США состоялась
конференция, где было решено, что отныне американский
доллар и британский фунт являются основными мировыми
184
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
валютами и будут обеспечиваться золотом (35 долларов за
1 тройскую унцию), а все остальные 42 валюты должны быть
жестко привязаны к доллару [1].
Август 1971 года. Президент США Ричард Никсон объявил
о полной отмене золотого обеспечения доллара. Дело в том, что
к этому времени долларовая масса уже значительно превышала
золотые резервы и никак не могла быть ими обеспечена. Толь-
ко Шарль де Голь сумел «стрясти» с американцев один корабль
золота, но на требование конвертировать второй в Соединенных
штатах ответили отказом, который кардинально изменил всю
финансовую картину мира второй части двадцатого столетия [2].
С 70-х годов и по настоящее время долларовая масса стала
расти по экспоненте. Примечательно, что статистику по денеж-
ному агрегату М3 ФРС США приводит только до марта 2006
года [3]. Параллельно с этим так называемым процессом на-
сыщения ликвидностью финансовых рынков западной циви-
лизации постепенно стала разрастаться сфера производных
финансовых инструментов — деривативов. Имея своей целью
изначально благие намерения, помогая диверсифицировать тор-
говые риски, обеспечивать безопасное управление финансами, с
конца 70-х, середины 80-х годов масштабы рынка деривативов
начинают формировать самую настоящую виртуальную эконо-
мику — финансовый мир, который по мере своего роста стал
все больше отдаляться от реальной экономики, жить своей са-
мостоятельной жизнью. Таким образом, объем финансовой сфе-
ры, только биржевых деривативов, в период до начала ГФЭК до-
стиг беспрецедентных размеров в 2,25 квадриллиона долларов
(2250 трлн. долларов, годовой оборот) [4], и это при том, что
мировой ВВП на своем историческом пике в 2008 году был ра-
вен 60 трлн. долларов (для примера в 1999 году ВВП составлял
35 трлн. долларов). Внебиржевые деривативы вообще никто не
считает. Например, Bank for International Settlements дает оцен-
ку их годового оборота в диапазоне 550 — 700 трлн. долларов,
однако, в действительности оборот может в разы превышать эти
показатели [5].
185
Особое почетное место занимает либеральная психология
действующих в этой финансовой системе участников. Это са-
мая настоящая психология поклонения культу «золотого тель-
ца», когда во главу угла ставятся только деньги. Если ты не уме-
ешь делать много денег — ты лузер, не достойный ничего кроме
презрения. Таким образом, метафизика денег играет в построе-
нии западной финансовой цивилизации (именно западной, по-
тому что 70-80 процентов современных финансов приходятся
на западный мир) основополагающую ментальную роль [6].
Декабрь 1991 года. По мнению ряда исследователей, пре-
кращение существования СССР отсрочило наступление ГФЭК.
Если проанализировать статистику мировой инфляции, кото-
рую дает МВФ, то именно с 1991 года по 1999-2000 наблюда-
ется ее существенное падение, буквально в несколько раз [7].
Это объясняется, в том числе значительным расширением про-
странства для обращения долларовой массы.
О том, что вообще происходит или отталкиваясь от 2008 года
Глобальный финансово-экономический кризис, а также те-
кущее нарастание мировых кризисных процессов, являющееся
своего рода «вторым дыханием» кризиса, запускают два фунда-
ментальных, но пока слабо ощутимых процесса — дальнейшее
преобразование финансового мышления в новую сверхслож-
ную инновационную форму, а также глобальную геофинан-
совую регионализацию, то есть по своей сути формирование
мультиполярного мироустройства.
Именно ГФЭК стал отправной точкой для смены финансово-
экономической парадигмы, открывая новую промежуточную
эру — эру финансового хаоса [8,9], где набирают обороты уже
иные, фактически нелинейные законы развития, а наработанные
за предыдущее столетие законы экономического развития,
которые продолжают применяться как бы «по накатанной
колее», перестают давать нужный результат. Однако все же
не отказываясь применять их на практике, основные игроки
финансового мира встречают пока «не объяснимые» и «не
Смирнов Ф. А.
Кризис как рубеж геофинансовой регионализации