Файл: Левиафан выпуск 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

90

91

Семинар 2: Геополитика постсоветского пространства

ты  страна  начинает  контактировать  с  Международным  валютным 

фондом  и  Банком  реконструкции  и  развития,  основным  условием 

получения  денег  в  которых  является  отказ  от  ведения  социальной 

политики . В результате массы лишаются материальной поддержки, 

наблюдают за тем, как элиты предают прежние идеалы, что способ-

ствует лавинообразной потере легитимности властью и назреванию 

революционной ситуации . Когда же революция (не без поддержки 

со  стороны  США  и  их  технологий)  все-таки  происходит,  в  стране 

устанавливается модель сообщественной демократии, суть которой 

заключается в установке акцента не на суверенитет и самостоятель-

ность страны, а на интересы отдельных групп интересов, существу-

ющих в ее рамках . Американцы говорят «да» частным, материаль-

ным,  социальным  интересам  групп,  принимая  геополитическую  и 

внешнеполитическую субъектность государства на себя .

Этот акцент, сделанный на теории сообщественной демократии, 

был сознательно сделан мной, так как исходя из него можно выстро-

ить альтернативную модель геополитической интеграции постсовет-

ского пространства, которую я в рабочем порядке назвал «сообще-

ственной гегемонией» . Если мы снова обратим внимание на то, как 

размещает себя образ постсоветского пространства в нашем созна-

нии, то мы увидим, что наше сознание стремится к ликвидации на-

циональных границ на карте этого пространства и созданию единого 

территориально-административного имперского поля . В случае если 

мы самоустранимся из этой модели и выйдем на уровне геополити-

ческого мышления, то станет ясно, что существование националь-

ных  государств  на  территории  евразийского  пространства—  это  и 

есть ключ к его реальной интеграции . Преамбула того, что мы «ког-

да-нибудь все-таки ликвидируем государственные границы на тер-

ритории постсоветского пространства, избавимся от них», — это то, 

что в первую очередь мешает его интеграции . Те «интересы групп», 

на  которые  американцы  делали  ставку,  лишая  субъектности  суве-

ренные государства, мы можем перенести и на нашу карту . В этом 

случае мы будем работать не в рамках единого государства, а в рам-

ках геополитического пространства . И роль этих групп совпадет с 

ролью национальных государств на территории постсоветского про-

странства . Интересы правящих элит в этих государствах, состоящие, 

на самом деле, не в том, чтобы сохранить суверенитет как таковой, а 

Сидоренко А. В. 

«Сообщественная гегемония»

чтобы с помощью него получать дивиденды, прибыль с «вверенных 

территорий», с точки зрения «сообщественной гегемонии» не долж-

ны быть затронуты . Как не были затронуты, а, наоборот, поощря-

лись, «интересы групп» в теории сообщественной демократии . Если 

мы говорим «да» социально-экономическим и «статусным» интере-

сам национальных государств и их руководства, то никаких реаль-

ных препятствий для интеграции на постсоветском пространстве не 

остается .  Единственной  угрозой  для  этих  элит  становится  амери-

канский план построения однополярного мира . Что же касается дру-

гих, не «административно-территориальных» форм интеграции, то с 

этой точки зрения они могут быть полностью реализованы . Евразэс, 

евразийский банк (в экономике), ОДКБ (в оборонной сфере) и ряд 

других форматов, которые уже существуют и которые еще предстоит 

создать, как нельзя лучше подходят для активизации реального, а не 

«внешнего»,  «формального»  процесса  интеграции  постсоветского 

пространства . Нужно начинать работу .


background image

92

93

Г

еополитика

 

ислама

Г

еополитика

 а

ль

аиды

Х

ристианские

 

корни

 

ислама

Г

еополитика

 т

урции

Г

еополитическое

 

прочтение

 

наследия

и

смаила

 Г

аспринскоГо

Семинар № 3

Геополитика ислама


background image

94

95

оБЗор

Центр  Консервативных  Исследований  и  Кафедра  социологии 

международных  отношений  в  рамках  еженедельных  интеллекту-

альных семинаров социологического факультета МГУ под руковод-

ством профессора А .Г . Дугина 20 апреля 2011 года провели заседа-

ние на тему «Геополитика ислама» .

Традиционно  основным  докладом  открыл  заседание  профессор 

Дугин . Свое выступление, тема которого совпадала с названием се-

минара, он разделил на 4 части:

1 .  Геополитико-цивилизационный анализ ислама . 

2 .  Классические дихотомии евразийского отношения к исламу . 

3 .  Геополитика шиизма/геополитика суннизма . 

4 .  Ислам и этнос .

геополитико-цивилизационный анализ ислама

С сожалением резюмировав до сих пор не сложившуюся школу 

исламской геополитики, Александр Гельевич посетовал, что, не смо-

тря на то, что его учебник был переведен на арабский язык и издан в 

Ливане и в Турции, где, кстати говоря, он пережил 5 переизданий и 

пользуется большой популярностью среди высших чинов турецкого 

военного командования, такого явления как исламская геополитика 

так и не возникло . Это выглядит странно, так как цивилизация, пре-

тендующая на субъектность участия в мировом контексте, должна 

была  обязательно  воспользоваться  методологией,  которая  принята 

в геополитической дисциплине, начав с теоретического построения 

своих  геополитических  представлений .  Не  дожидаясь  появления 

серьезных  исламских  геополитических  центров,  профессор  Дугин 

предложил провести геополитико-цивилизационный анализ ислам-

ской традиции самостоятельно .

При  этом  докладчик  обратил  внимание  на  тот  факт,  что  такой 

анализ однозначно указывает нам, что территории ислама занимают 

в  геополитическом  районировании  планеты  промежуточную  зону 


background image

96

97

Rimland  (Береговая  зона), 

простираясь  от  Магриба  до 

Тихоокеанского региона . Этот 

дуализм  исламского  циви-

лизационного  пояса  предпо-

лагает  возможность  выбора 

геополитической 

идентич-

ности:  смешанную  Rimland 

as  Rimland,  Rimland  как  зона 

контроля Seepower и Rimland 

как зона контроля Landpower . 

Исходя из этого, геополитиче-

ские  центры  будут  формиро-

ваться в дуальном ключе: ис-

ламо-атлантисты и исламо-ев-

разийцы . Пока ясных и ярких представителей таких школ нет, заявил 

профессор Дугин, но стоит ожидать, что с их появлением режимы, 

движения, цивилизационные тренды в рамках ислама, всегда будут 

указывать на принципиальную геополитическую двойственность .

Продолжая  нюансированный  анализ  цивилизационного  ислам-

ского пространства, Александр Гельевич указал на то, что евразий-

скими в исламе являются следующие черты:

Пустынное кочевничество древних бедуинов, которые являются 

классическими «разбойниками Суши» по Макиндеру . 

Тюркизм или тюркский ислам, который в значительной степени 

отличен от других форм ислама . Исключительно сухопутная циви-

лизация, в основе которой лежит тюркское наследие степного евра-

зийского прошлого . 

Специфическое явление внутри исламской цивилизации — ира-

низм . Можно конечно утверждать, что Иран, являясь rimland’ом, мо-

жет склоняться в ту или иную сторону . На это можно возразить, что 

,основанная ариями, выходцами из степных кочевых зон, Персия как 

древняя сухопутная империя, всегда являлась теллурократическим 

образованием .

С  точки  зрения  стиля  цивилизационного  уклада  евразийским  в 

исламе  так  же  являются  кланово-боевые  структуры  Афганистана 

(афганизм),  Пакистана  (полиэтнический  пакистанизм)  и  Бангладэ-

ша . 

Семинар 3: Геополитика Ислама

Профессор А. Г. Дугин

Геополитическую идентичность тихоокеанского и дальневосточ-

ного ислама докладчик предложил не рассматривать из-за их удален-

ного расположения от основного театра геополитических игр .

Рассмотрев комплекс разнопорядковых, разноплановых, сочета-

ющихся, а иногда и расходящихся между собой цивилизационных 

свойств, в рамках исламской цивилизации, и проиндексировав их по 

евразийским  геополитическим  критериям,  профессор  Дугин  пере-

шел к анализу того, что в исламе является атлантистским .

Цивилизационно атлантистскими являются в исламе следующие 

черты: 

•  Финикиизм (карфагенизм) . Финикийская цивилизация, про-

являя талассократические черты, является классической матрицей 

Seepower . Для нас ислам это не только «воины», но и «торгаши» . 

•  Заложенная в исламе симпатия к третьему сословию с ори-

ентацией на торговый строй .

•  Наивный буквализм при толковании теологических постула-

тов .

•  Исламский модернизм или евроислам по сути чистый атлан-

тизм .

Разобрав ислам как дуальную зону, в которой действуют два гео-

политических вектора, профессор Дугин подытожил первую часть 

доклада напоминанием, что в истории XX века на зону исламского 

Rimland’a от Магриба до Тихого океана, постоянно воздействовали 

два вектора: исламский социализм (просоветские тенденции), в ко-

тором мы обнаруживаем теллурократический вектор притяжения и 

арабский национализм, подогреваемый английскими спецслужбами, 

ориентированный на талассократию .

Классические дихотомии евразийского отношения к исламу

Напомнив присутствующим, что в недавно вышедшей книге «По-

нять Империю» один из самых интересных и пассионарных интел-

лектуалов Франции Ален Сораль вводит теологические аргументы 

в практическую политику (мысли которого о религии занятны, но 

весьма упрощены), профессор Дугин, тем не менее, позволил себе 

воспроизвести традиционную для неоевразийства типологию геопо-

Алтухов В. В.

 Обзор семинара


background image

98

99

литики и форм ислама . После чего перешел к рассмотрению модели 

районирования  культурных,  теологических,  религиозных  и  право-

вых феноменов в рамках ислама с евразийских позиций, обозначив 

при  этом  необходимость  более  нюансированной  дифференциации 

различных  тенденций  богословско-теологического  или  мазхабов-

ского толка, с точки зрения юридических школ внутри ислама .

В религиозном стиле ислама есть ряд, безусловно, теллурокра-

тических черт . Это шиизм и суфизм . Эти два явления представляют 

собой  полицентрическую  систему  толкования  исламской  доктри-

ны,  соответствующую  многополярности  евразийской  философии . 

Особенно  интересны  крайние  шииты  —  исмаилиты  (федаины) .  К 

атлантистким профессор Дугин отнес такие течения как салафизм, 

ваххабизм  и  «чистый  ислам»,  а  также  другие  формы  исламского 

фундаментализма . В их идеологии напрямую ничего талассократи-

ческого нет, только за счет того, что они служили американцам ин-

струментом антисоветской борьбы (этого достаточно для того, чтоб 

считаться антителлурократическим) при двухполярном мире, а ра-

нее англичанам для антиосманской консолидации арабов .

Это определенная константа, уловленная в данном дуализме, — 

этой  проблематике  было  посвящено  много  публикаций,  но  Алек-

сандр Гельевич предложил провести краткий reality check, для того, 

чтобы  посмотреть  так  ли  это  сейчас .  Проведя  анализ,  докладчик 

обратил  внимание  присутствующих  на  то,  что  значительная  часть 

представителей радикального салафитского ислама оставаясь анти-

шиитской, антисуфисткой, в общем, той, что была отнесена к евра-

зийским чертам в исламе, тем не менее, воюет против атлантистов . 

Антиамериканизм  среди  фундаменталистов,  включая  ваххабитов, 

очень силен . Абсурдно держаться с нашей стороны догм и сближе-

ний, если они опровергаются реальностью, резюмировал профессор 

Дугин, отметив при этом, что мы стоим на грани того, чтобы пере-

смотреть  наше  отношение  к  радикальному  суннитскому  исламу  в 

положительном ключе . В России эти тренды отстаивают с разных 

позиций Максим Шевченко, Гейдар Джемаль .

геополитика шиизма/геополитика суннизма

В  последнее  время  в  исламском  мире,  на  Ближнем  Востоке  и 

Северной Африке, произошел ряд событий, который четко очертил 

границы шиизма . И эту географию Александр Гельевич предложил 

Семинар 3: Геополитика Ислама

осмыслить геополитически . Прежде всего, профессор Дугин реко-

мендовал обратить внимание на то, что многократно усилилось вли-

яние не только проиранских сил, но и прошиитских, Хоменийская 

модель распространилась на значительную часть Ирака, на Сирию, 

на Бахрейн, на Ливан, на Палестину, оппонируя, прежде всего, Са-

удовской  Аравии,  Йемену,  Иордании,  ориентированным  на  США . 

Теперь совершенно очевидно, что тот антиизраильский пафос Ахма-

динежада, который совсем недавно был не понятен, прагматически 

оправдан за счет стремления Ирана, как оплота шиитского движе-

ния, найти силы, которые ориентировались бы на этот полюс, а не 

на Саудовскую Аравию, для реализации конкретных практических 

вопросов . Так же докладчик обратил внимание на заявления Тегера-

на, которые носили проливийский, просирийский и антитуниский, 

антиегипетский  характер .  Подытоживая,  профессор  Дугин  заявил, 

что в том переделе исламского пространства, который происходит в 

северной Африке и южной части Ближнего Востока, Иран в центре 

шиитского мира является вторым полюсом, ориентированным край-

не антиатлантистски, то есть Иран — полюс евразийской сухопут-

ной геополитики .

Докладчик отметил, что совершенно отдельная от этого позиция 

у Турции, нынешнее политическое устройство которой представляет 

собой специфическую модель . Профессор Дугин указал на ошибоч-

ность мнения, что турецкий суннизм имеет единое континуальное 

поле с арабским или пакистанским суннизмом . Аргументировав это 

тем,  что  турецкий  ислам,  основанный  на  определенной  форме  ту-

рецкого суфизма, отличается совершенно специфической культурой, 

вообще не имеет общего ни с каким другим исламом и в других ис-

ламских  зонах  не  имеет  никакого  влияния  или  авторитета .  Поэто-

му  говоря  о  рамках  суннитско-шиитского  взаимодействия,  нужно 

строго отделять Турцию как самостоятельного актора, который на 

пространстве от Туниса и Марроко до Ближнего Востока, является 

третьей силой . 

Так же Александр Гельевич отметил особость пакистанского ис-

лама: это индусы большинством своим из низших каст, которым был 

блокирован путь наверх в социальных лифтах кастового индуистско-

го общества, и из социологических соображений принявшие ислам . 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара