ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1229
Скачиваний: 2
90
91
Семинар 2: Геополитика постсоветского пространства
ты страна начинает контактировать с Международным валютным
фондом и Банком реконструкции и развития, основным условием
получения денег в которых является отказ от ведения социальной
политики . В результате массы лишаются материальной поддержки,
наблюдают за тем, как элиты предают прежние идеалы, что способ-
ствует лавинообразной потере легитимности властью и назреванию
революционной ситуации . Когда же революция (не без поддержки
со стороны США и их технологий) все-таки происходит, в стране
устанавливается модель сообщественной демократии, суть которой
заключается в установке акцента не на суверенитет и самостоятель-
ность страны, а на интересы отдельных групп интересов, существу-
ющих в ее рамках . Американцы говорят «да» частным, материаль-
ным, социальным интересам групп, принимая геополитическую и
внешнеполитическую субъектность государства на себя .
Этот акцент, сделанный на теории сообщественной демократии,
был сознательно сделан мной, так как исходя из него можно выстро-
ить альтернативную модель геополитической интеграции постсовет-
ского пространства, которую я в рабочем порядке назвал «сообще-
ственной гегемонией» . Если мы снова обратим внимание на то, как
размещает себя образ постсоветского пространства в нашем созна-
нии, то мы увидим, что наше сознание стремится к ликвидации на-
циональных границ на карте этого пространства и созданию единого
территориально-административного имперского поля . В случае если
мы самоустранимся из этой модели и выйдем на уровне геополити-
ческого мышления, то станет ясно, что существование националь-
ных государств на территории евразийского пространства— это и
есть ключ к его реальной интеграции . Преамбула того, что мы «ког-
да-нибудь все-таки ликвидируем государственные границы на тер-
ритории постсоветского пространства, избавимся от них», — это то,
что в первую очередь мешает его интеграции . Те «интересы групп»,
на которые американцы делали ставку, лишая субъектности суве-
ренные государства, мы можем перенести и на нашу карту . В этом
случае мы будем работать не в рамках единого государства, а в рам-
ках геополитического пространства . И роль этих групп совпадет с
ролью национальных государств на территории постсоветского про-
странства . Интересы правящих элит в этих государствах, состоящие,
на самом деле, не в том, чтобы сохранить суверенитет как таковой, а
Сидоренко А. В.
«Сообщественная гегемония»
чтобы с помощью него получать дивиденды, прибыль с «вверенных
территорий», с точки зрения «сообщественной гегемонии» не долж-
ны быть затронуты . Как не были затронуты, а, наоборот, поощря-
лись, «интересы групп» в теории сообщественной демократии . Если
мы говорим «да» социально-экономическим и «статусным» интере-
сам национальных государств и их руководства, то никаких реаль-
ных препятствий для интеграции на постсоветском пространстве не
остается . Единственной угрозой для этих элит становится амери-
канский план построения однополярного мира . Что же касается дру-
гих, не «административно-территориальных» форм интеграции, то с
этой точки зрения они могут быть полностью реализованы . Евразэс,
евразийский банк (в экономике), ОДКБ (в оборонной сфере) и ряд
других форматов, которые уже существуют и которые еще предстоит
создать, как нельзя лучше подходят для активизации реального, а не
«внешнего», «формального» процесса интеграции постсоветского
пространства . Нужно начинать работу .
92
93
Г
еополитика
ислама
Г
еополитика
а
ль
-к
аиды
Х
ристианские
корни
ислама
Г
еополитика
т
урции
Г
еополитическое
прочтение
наследия
и
смаила
Г
аспринскоГо
Семинар № 3
Геополитика ислама
94
95
оБЗор
Центр Консервативных Исследований и Кафедра социологии
международных отношений в рамках еженедельных интеллекту-
альных семинаров социологического факультета МГУ под руковод-
ством профессора А .Г . Дугина 20 апреля 2011 года провели заседа-
ние на тему «Геополитика ислама» .
Традиционно основным докладом открыл заседание профессор
Дугин . Свое выступление, тема которого совпадала с названием се-
минара, он разделил на 4 части:
1 . Геополитико-цивилизационный анализ ислама .
2 . Классические дихотомии евразийского отношения к исламу .
3 . Геополитика шиизма/геополитика суннизма .
4 . Ислам и этнос .
геополитико-цивилизационный анализ ислама
С сожалением резюмировав до сих пор не сложившуюся школу
исламской геополитики, Александр Гельевич посетовал, что, не смо-
тря на то, что его учебник был переведен на арабский язык и издан в
Ливане и в Турции, где, кстати говоря, он пережил 5 переизданий и
пользуется большой популярностью среди высших чинов турецкого
военного командования, такого явления как исламская геополитика
так и не возникло . Это выглядит странно, так как цивилизация, пре-
тендующая на субъектность участия в мировом контексте, должна
была обязательно воспользоваться методологией, которая принята
в геополитической дисциплине, начав с теоретического построения
своих геополитических представлений . Не дожидаясь появления
серьезных исламских геополитических центров, профессор Дугин
предложил провести геополитико-цивилизационный анализ ислам-
ской традиции самостоятельно .
При этом докладчик обратил внимание на тот факт, что такой
анализ однозначно указывает нам, что территории ислама занимают
в геополитическом районировании планеты промежуточную зону
96
97
Rimland (Береговая зона),
простираясь от Магриба до
Тихоокеанского региона . Этот
дуализм исламского циви-
лизационного пояса предпо-
лагает возможность выбора
геополитической
идентич-
ности: смешанную Rimland
as Rimland, Rimland как зона
контроля Seepower и Rimland
как зона контроля Landpower .
Исходя из этого, геополитиче-
ские центры будут формиро-
ваться в дуальном ключе: ис-
ламо-атлантисты и исламо-ев-
разийцы . Пока ясных и ярких представителей таких школ нет, заявил
профессор Дугин, но стоит ожидать, что с их появлением режимы,
движения, цивилизационные тренды в рамках ислама, всегда будут
указывать на принципиальную геополитическую двойственность .
Продолжая нюансированный анализ цивилизационного ислам-
ского пространства, Александр Гельевич указал на то, что евразий-
скими в исламе являются следующие черты:
Пустынное кочевничество древних бедуинов, которые являются
классическими «разбойниками Суши» по Макиндеру .
Тюркизм или тюркский ислам, который в значительной степени
отличен от других форм ислама . Исключительно сухопутная циви-
лизация, в основе которой лежит тюркское наследие степного евра-
зийского прошлого .
Специфическое явление внутри исламской цивилизации — ира-
низм . Можно конечно утверждать, что Иран, являясь rimland’ом, мо-
жет склоняться в ту или иную сторону . На это можно возразить, что
,основанная ариями, выходцами из степных кочевых зон, Персия как
древняя сухопутная империя, всегда являлась теллурократическим
образованием .
С точки зрения стиля цивилизационного уклада евразийским в
исламе так же являются кланово-боевые структуры Афганистана
(афганизм), Пакистана (полиэтнический пакистанизм) и Бангладэ-
ша .
Семинар 3: Геополитика Ислама
Профессор А. Г. Дугин
Геополитическую идентичность тихоокеанского и дальневосточ-
ного ислама докладчик предложил не рассматривать из-за их удален-
ного расположения от основного театра геополитических игр .
Рассмотрев комплекс разнопорядковых, разноплановых, сочета-
ющихся, а иногда и расходящихся между собой цивилизационных
свойств, в рамках исламской цивилизации, и проиндексировав их по
евразийским геополитическим критериям, профессор Дугин пере-
шел к анализу того, что в исламе является атлантистским .
Цивилизационно атлантистскими являются в исламе следующие
черты:
• Финикиизм (карфагенизм) . Финикийская цивилизация, про-
являя талассократические черты, является классической матрицей
Seepower . Для нас ислам это не только «воины», но и «торгаши» .
• Заложенная в исламе симпатия к третьему сословию с ори-
ентацией на торговый строй .
• Наивный буквализм при толковании теологических постула-
тов .
• Исламский модернизм или евроислам по сути чистый атлан-
тизм .
Разобрав ислам как дуальную зону, в которой действуют два гео-
политических вектора, профессор Дугин подытожил первую часть
доклада напоминанием, что в истории XX века на зону исламского
Rimland’a от Магриба до Тихого океана, постоянно воздействовали
два вектора: исламский социализм (просоветские тенденции), в ко-
тором мы обнаруживаем теллурократический вектор притяжения и
арабский национализм, подогреваемый английскими спецслужбами,
ориентированный на талассократию .
Классические дихотомии евразийского отношения к исламу
Напомнив присутствующим, что в недавно вышедшей книге «По-
нять Империю» один из самых интересных и пассионарных интел-
лектуалов Франции Ален Сораль вводит теологические аргументы
в практическую политику (мысли которого о религии занятны, но
весьма упрощены), профессор Дугин, тем не менее, позволил себе
воспроизвести традиционную для неоевразийства типологию геопо-
Алтухов В. В.
Обзор семинара
98
99
литики и форм ислама . После чего перешел к рассмотрению модели
районирования культурных, теологических, религиозных и право-
вых феноменов в рамках ислама с евразийских позиций, обозначив
при этом необходимость более нюансированной дифференциации
различных тенденций богословско-теологического или мазхабов-
ского толка, с точки зрения юридических школ внутри ислама .
В религиозном стиле ислама есть ряд, безусловно, теллурокра-
тических черт . Это шиизм и суфизм . Эти два явления представляют
собой полицентрическую систему толкования исламской доктри-
ны, соответствующую многополярности евразийской философии .
Особенно интересны крайние шииты — исмаилиты (федаины) . К
атлантистким профессор Дугин отнес такие течения как салафизм,
ваххабизм и «чистый ислам», а также другие формы исламского
фундаментализма . В их идеологии напрямую ничего талассократи-
ческого нет, только за счет того, что они служили американцам ин-
струментом антисоветской борьбы (этого достаточно для того, чтоб
считаться антителлурократическим) при двухполярном мире, а ра-
нее англичанам для антиосманской консолидации арабов .
Это определенная константа, уловленная в данном дуализме, —
этой проблематике было посвящено много публикаций, но Алек-
сандр Гельевич предложил провести краткий reality check, для того,
чтобы посмотреть так ли это сейчас . Проведя анализ, докладчик
обратил внимание присутствующих на то, что значительная часть
представителей радикального салафитского ислама оставаясь анти-
шиитской, антисуфисткой, в общем, той, что была отнесена к евра-
зийским чертам в исламе, тем не менее, воюет против атлантистов .
Антиамериканизм среди фундаменталистов, включая ваххабитов,
очень силен . Абсурдно держаться с нашей стороны догм и сближе-
ний, если они опровергаются реальностью, резюмировал профессор
Дугин, отметив при этом, что мы стоим на грани того, чтобы пере-
смотреть наше отношение к радикальному суннитскому исламу в
положительном ключе . В России эти тренды отстаивают с разных
позиций Максим Шевченко, Гейдар Джемаль .
геополитика шиизма/геополитика суннизма
В последнее время в исламском мире, на Ближнем Востоке и
Северной Африке, произошел ряд событий, который четко очертил
границы шиизма . И эту географию Александр Гельевич предложил
Семинар 3: Геополитика Ислама
осмыслить геополитически . Прежде всего, профессор Дугин реко-
мендовал обратить внимание на то, что многократно усилилось вли-
яние не только проиранских сил, но и прошиитских, Хоменийская
модель распространилась на значительную часть Ирака, на Сирию,
на Бахрейн, на Ливан, на Палестину, оппонируя, прежде всего, Са-
удовской Аравии, Йемену, Иордании, ориентированным на США .
Теперь совершенно очевидно, что тот антиизраильский пафос Ахма-
динежада, который совсем недавно был не понятен, прагматически
оправдан за счет стремления Ирана, как оплота шиитского движе-
ния, найти силы, которые ориентировались бы на этот полюс, а не
на Саудовскую Аравию, для реализации конкретных практических
вопросов . Так же докладчик обратил внимание на заявления Тегера-
на, которые носили проливийский, просирийский и антитуниский,
антиегипетский характер . Подытоживая, профессор Дугин заявил,
что в том переделе исламского пространства, который происходит в
северной Африке и южной части Ближнего Востока, Иран в центре
шиитского мира является вторым полюсом, ориентированным край-
не антиатлантистски, то есть Иран — полюс евразийской сухопут-
ной геополитики .
Докладчик отметил, что совершенно отдельная от этого позиция
у Турции, нынешнее политическое устройство которой представляет
собой специфическую модель . Профессор Дугин указал на ошибоч-
ность мнения, что турецкий суннизм имеет единое континуальное
поле с арабским или пакистанским суннизмом . Аргументировав это
тем, что турецкий ислам, основанный на определенной форме ту-
рецкого суфизма, отличается совершенно специфической культурой,
вообще не имеет общего ни с каким другим исламом и в других ис-
ламских зонах не имеет никакого влияния или авторитета . Поэто-
му говоря о рамках суннитско-шиитского взаимодействия, нужно
строго отделять Турцию как самостоятельного актора, который на
пространстве от Туниса и Марроко до Ближнего Востока, является
третьей силой .
Так же Александр Гельевич отметил особость пакистанского ис-
лама: это индусы большинством своим из низших каст, которым был
блокирован путь наверх в социальных лифтах кастового индуистско-
го общества, и из социологических соображений принявшие ислам .
Алтухов В. В.
Обзор семинара