Файл: Левиафан выпуск 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

100

101

ислам и этнос

Профессор Дугин заявил, что в этой теме об этническом начале в 

исламе мы сталкиваемся с двумя точками зрения, которые представ-

лены двумя очень яркими теоретиками: 

Гейдар Джемаль говорит, что в салафизме ислам и этнос несо-

поставимы, наоборот, ислам уничтожает все формы идентичности, 

кроме новой уммы, объединенной трансцендентной верой; 

Хож-Ахмед Нухаев утверждает прямо противоположные вещи о 

том,  что  внеэтнический  ислам  не  корректен,  что  ислам  это  и  есть 

этнос .  Исламские  догмы  должны  быть  применимы  к  этнической 

структуре, без этого они утратят свое семантическое поле .

Рассмотрев объективное влияние этнического фактора на рецеп-

цию Корана, не только различные апологии нюансов и дифференци-

алов в суннизме, но и шиизм, пределекциями к которому обладают 

вполне конкретные этносы и вполне конкретные культуры . Напри-

мер, иранская . И чем более радикален шиизм, тем более он этничен, 

резюмировал докладчик, отметив при этом, что этнический, диффе-

ренцированный ислам за счет того что он локально центрирован, мо-

жет интегрироваться в какие-то иные модели, в том числе и импер-

ского толка, существуя в рамках закрытого органичного общества . 

Противоположная же модель, джемалевского или салафитского тол-

ка претендует на создание социополитической культурной системы, 

исключающей  другие  социальные  модели  или  включающей  их  на 

остаточном основании . Это глобальный наступательный социально-

политический проект . Между ними существует жесткая оппозиция: 

либо то, либо другое, что позволяет сделать нам определенные вы-

воды на прагматическом уровне относительно того с каким исламом 

мы можем взаимодействовать, а с каким нет . 

Заканчивая свой доклад, профессор Дугин, подытожил — надо 

укреплять связи евразийства с теми ветвями ислама, которые нахо-

дятся в максимальной оппозиции атлантизму (принцип общего вра-

га) и которые созвучны изысканной и полицентричной парадоксаль-

ной идеологии неоевразийства (шиизм и суфизм) .

Сразу же после доклада профессора Дугина состоялось прямое 

включение главного редактора портала «Геополитика .ру» и журна-

ла «Геополитика» Леонида Савина из Ливии, который, представляя 

Семинар 3: Геополитика Ислама

Международное  Евразийское  Движение,  посетил  международную 

конференцию «Руки прочь от Ливии» . 

Кратко  рассказав  о  конференции,  в  которой  приняли  участие 

представители политических партий и неправительственных орга-

низаций из 17 стран мира, Леонид Савин подтвердил сообщение о 

том,  что  действительно  была  создана  международная  контактная 

группа, участники которой намерены информировать международ-

ное  сообщество,  проводить  мобилизацию  международного  обще-

ственного мнения в целях распространения правдивой информации 

о событиях в Ливии и отработки механизмов прекращения агрессии 

НАТО . Леонид Владимирович перешел к обзору событий происхо-

дящих непосредственно в самой Ливии .

Начав с утверждения, что первоначальный план западных держав 

в отношении Ливии провалился, после чего НАТО приняла тактику, 

апробированную на Югославии, когда атакам подвергаются не толь-

ко воинские части на фронте, но и все элементы государственной ин-

фраструктуры — предприятия, системы коммуникаций и снабжения, 

оказывается давление на гражданское население . Отметив при этом, 

что уже в первые дни на ливийцев были сброшены бомбы с обеднён-

ным ураном, находящиеся на вооружении у США и применявшиеся 

ранее в Югославии и Ираке . Также докладчик отмечает и развернув-

шуюся по отношению к Ливии информационную войну, приводя в 

качестве примера катарский телеканал Аль-Джазира, американский 

канал CNN, BBC, которые ведут круглосуточную трансляцию, где в 

новостях и специальных передачах критикуются официальные ли-

вийские власти и высказывается если не прямая, то косвенная под-

держка  мятежникам .  Официальные  ливийские  СМИ  явно  отстают 

от противника в информационном противоборстве, — резюмировал 

Леонид Савин .

Войска Каддафи быстро подавили бы мятеж, уверил докладчик, 

если бы не поддержка мятежников, оказываемая авиацией НАТО с 

воздуха . По сути, основная транспортная магистраль в Ливии — это 

дорога вдоль побережья, на которой любая военная техника видна, 

как на ладони, что позволило авиации НАТО уничтожить часть тя-

желой техники правительственных войск . Однако и мятежники не 

могут использовать эту трассу для наступления, так как попадают 

под огонь гаубиц . Через песчаные дюны по бездорожью не пройти, 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара


background image

102

103

и, сделав одну неудачную попытку, «оппозиционеры» больше таких 

попыток не повторяют .

Своевременным решением ливийских властей было отключение 

Интернета по всей стране, так как в социальных сетях уже были по-

пытки манипуляции общественным мнением . Мобильная связь так-

же под контролем властей, сообщил главред портала «Геополитика .

ру» .

Невозможно отрицать присутствие элементов Аль-Каиды в Ли-

вии .  Первый  город,  пострадавший  от  исламских  экстремистов,  — 

Аз — Завия, всего в 40 км от Триполи на запад . Жители Триполи и 

местные очевидцы рассказывали, что боевики терроризировали го-

род около месяца, при этом по соседству в десятке километров была 

нормальная жизнь . Полиция и войска, поначалу деморализованные, 

впоследствии  сумели  выбить  боевиков-террористов .  Сейчас  Аль-

Каида  контролирует  несколько  городов  восточнее  Бенгази  и  уже 

заявила о создании там «халифата» . По мнению местных жителей, 

часть боевиков Аль-Каиды просочилась из Нигера и Чада .

Завершая прямое включение, Леонид Владимирович особо отме-

тил отношение ливийцев к русским . Хотя Россия и не заблокировала 

Резолюцию СБ ООН 1973, имевшую разрушительные  последствия 

для Ливии, в целом ливийцы очень тепло относятся к русским . Это 

видно и в самой столице, и за ее пределами, и в среде гражданских, и 

среди военных — в том числе на многочисленных блокпостах .

Используя  современные  коммуникативные  средства  удаленной 

связи,  аналитик  портала  «Геополитика .ру»  Владислав  Гулевич  во 

время прямого включения из Украины представил доклад «Геополи-

тическое прочтение наследия Исмаила Гаспринского» .

Исмаил  Гаспринский  (1851-1914)  является  наиболее  масштаб-

ной среди крымских татар интеллектуальной фигурой, и во многом, 

символической . Главные геополитические тезисы И . Гаспринского, 

изложенные им в произведениях «Русское мусульманство . Мысли, 

заметки  и  наблюдения»  и  «Русско-восточное  соглашение .  Мысли, 

заметки и пожелания», заключались в следующем: 

Россия — это христианско-исламская держава и именно как хри-

стианско-исламская она получит решительное право голоса при раз-

вязывании политических проблем в православной Европе и магоме-

танской Азии; 

Европоцентричная политика Санкт-Петербурга не позволяет Рос-

Семинар 3: Геополитика Ислама

сии реализовывать весь свой потенциал;

Русский  народ  по  складу  своего  характера,  традициям  и  свой-

ственному  глубинному  миролюбию  к  иноверцам  гораздо  ближе  к 

Востоку, чем к Западу;

Тюрки-мусульмане  имеют  гораздо  больше  шансов  сохранить 

свой национальный облик в составе России, чем под влиянием ев-

ропейских государств;

В интересах российских тюрок стремиться к «нравственному об-

русению» («Объединяйтесь в языке, делах и мыслях»);

Союзнические отношения двумя традиционными антагонистами, 

Россией и Турцией, выгодны обеим странам (слушая советы из Ев-

ропы и воюя с Турцией за доступ к Босфору и Дарданеллам, Россия 

«оказалась от них дальше, чем сто лет тому»);

Сегодня  Крым,  как  важный  стратегический  плацдарм  в  Черно-

морском  бассейне,  находится  на  пересечении  интересов  междуна-

родных «тяжеловесов» — США, ЕС и России . Европейцы и амери-

канцы делают ставку, прежде всего, на крымских татар, которые ис-

пытывают внешнее воздействие со стороны Вашингтона, Брюсселя 

и  ряда  исламских  государств,  в  т .ч .  радикальной  Саудовской  Ара-

вии . В Крыму уже засветились такие экстремистские структуры как 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара

Рабочие моменты семинара


background image

104

105

Джамаат Таблиг, Ат –Такфир-валь-Хиджра . Хизб-ут Тахрир вообще 

действует легально, и именно в Крыму находится её региональная 

штаб-квартира по работе со странами СНГ . Идёт процесс исламиза-

ции славянского населения полуострова . 

Крымская  проблематика,  ввиду  географической  близости  полу-

острова к Кавказскому региону, способна оказать непосредственное 

воздействие  на  т .н .  «черкесский  вопрос»  в  России  и  реализацию 

идеи Великой Черкессии . Западные лоббисты великочеркесской кон-

цепции настаивают на вхождении в состав этого образования терри-

торий причерноморских шапсугов — узкой прибрежной полосы от 

Новороссийска до Абхазии и Грузии, что приведёт к блокированию 

всего черноморского побережья Кавказа прозападными псевдогосу-

дарственными образованиями . Поэтому геополитический рецепт И . 

Гаспринского по единению славян и тюрок, России и Турции стано-

вится особенно актуальным . 

Всех присутствовавших на семинаре вернул в русло теоретизиро-

вания старший научный сотрудник ИВИ РАН А .В . Муравьёв, кото-

рый представил доклад «Христианские корни ислама» .

Начав свой доклад со знакомства Древней Руси с Исламом, до-

кладчик  сообщил,  что  в  древнерусские  времена  Ислам  никакого 

единства в русском менталитете не представлял и был некой дымкой . 

С религиозной точки зрения Ислам в древней Руси рассматривался 

в византийской оптике, т .е . отношение к нему было как к христиан-

ской ереси . Ситуация изменилась начиная с XVII века, когда на Кав-

казе, где было распространенно язычество и христианство, активно 

насаждается Ислам, как подчеркнул кандидат исторических наук А . 

Муравьёв, не без помощи заграничных эмиссаров и представителей 

иностранных спецслужб .

Также докладчик отметил, что развитие Ислама — это экспансия, 

очень быстрая, проходящая под религиозными лозунгами, при этом 

никогда не исключавшая из своих задач торговый и экономический 

фактор . Рассматривая политический аспект Ислама, докладчик от-

метил несколько важных характеристик: противопоставление Кора-

на существующим социально-религиозным организациям общества, 

расширение уммы и коранический универсализм .

Кроме того, задавшись вопросом, почему Иоанн Дамаскин в спи-

Семинар 3: Геополитика Ислама

ске ересей на сотом месте упоминает Ислам, Алексей Муравьев рас-

сказал распространенную в христианском мире легенду о том, что 

Мухаммед очень много почерпнул от некоего инока по имени Сер-

гий, который научил его христианству, и оно уже в превращенной 

форме нашло воплощение в Исламе .

Говоря об Исламе, мы, как правило, взаимодействуем с четырьмя 

феноменами внутри самого Ислама, а именно: 

•  Коранический, семитский, арабский Ислам;

•  Персидский, промежуточный Ислам;

•  Туранский Ислам;

•  Изолированный Ислам;

Завершая свой доклад, Алексей Муравьев сделал вывод, что хри-

стианские корни в Исламе, как ни странно, и дали те эффекты, кото-

рые делают сотрудничество коранического, универсалистского Ис-

лама с христианством таким проблематичным . Поэтому для русско-

го пространства было бы наиболее желательно соблюдать большее 

количество культурных фильтров между точкой исконного Ислама 

и нами .

По завершению доклада состоялись прения, докладчику были за-

даны вопросы:

Валерий Коровин

: Возможно ли в связи с этой трансформацией 

версий Ислама, которую Вы разложили на четыре типа, говорить о 

том, что существует четыре трактовки коранических текстов? 

Алексей  Муравьев

:  Я  думаю,  что  так  напрямую  это  связать  не 

удастся, так как в исламской традиции не существует единой трак-

товки . Способы толкования Корана зависят от школ, сложившихся 

в  средневековом  Исламе .  Проблемы,  стоящие  перед  исламскими 

учеными,  которые  сейчас  пытаются  искусственно  создать  некую 

единую традицию Ислама, это невозможность свести воедино все 

школы толкований . Возвращаясь к Вашему вопросу, стоило бы рас-

смотреть влияние типов Ислама на эти школы .

Александр Дугин

: У меня есть одно замечание, которое я хотел 

бы высказать . Когда я занимался антропологическими проблемами, 

я пришел к выводу, что христология, которая заложена в Коране, это 

абсолютное продолжение несторианской эсхатологии вплоть до ки-

тизма, где, по сути, речь идет о ранней иудео-христианской ереси, 

согласно которой Христос представлялся ангелом, пророком, но не 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара


background image

106

107

богом .  Явно  мы  имеем  дело  с  мощным  влиянием  какой-то  семит-

ской, иудео-христианской секты на Мухаммеда . Изучение этого вли-

яния  имеет  большую  исследовательскую  перспективу,  потому  что 

тюркский Ислам (шире евразийский Ислам) оказался под влиянием 

несториан,  среди  тех  же  татаро-монгол  несториан  было  огромное 

количество .  Гипотеза  заключается  в  следующем:  не  предшествует 

ли проработка несторианской антропологии последующей возмож-

ности принятия иранской версии Ислама?

Алексей Муравьев

:  Я  думаю,  Александр  Гельевич,  что  это  тема 

довольно обширная . Как известно, эмиссары эвеанитские, или даже 

шире — иудео-христианского мира, проповедовали среди племени 

курайш, выходцем из которого был Мухаммед . Это еще не основа-

ние сводить все эти факты воедино, но, тем не менее, повод заду-

маться .  Тем  более  что  в  Исламе  присутствует  иудео-христианское 

непринятие  сложной  христологии  и  заметно  тяготение  к  простой 

бинарности . 

Александр Дугин

: Очень любопытно, что в арабском мире очень 

популярно Евангелие от Фомы, один из ключевых текстов манихей-

цев, содержащий упрощенную христологию и избегающий полноты 

христианской догматики, это как раз то, о чем Вы, Алексей, говори-

ли . Возможно это не какая-то современная стратегия мусульман, а 

нечто имеющее древние корни . 

Алексей Муравьев:

 О Коране есть много работ, в том числе и на-

ших коранологов, в которых говориться о том, что Коран содержит 

довольно много апокритического материала подобного рода . Но из-

учение этого вопроса осложняется тем, что религиозные традиции 

Ислама с большим трудом воспринимают саму возможность научно-

го изучения Корана и ситуации возникновения Ислама .

Александр Дугин

: Мы тоже кое-что заимствовали, например, на 

праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы читаем просто 

историю Хизра, т .е . про старца который совершает все как корани-

ческий Хизр .

Алексей  Муравьев:

  Взаимодействие  на  таком  очень  глубоком 

уровне,  подключая  исконный  религиозный  паттерн,  —  это  весьма 

серьезно . В этом, как мне кажется, двигаясь от абстрактной религи-

озной идеи, отвергающей любой национальный характер, продвига-

ясь все дальше на Восток, Ислам приобретает культурные формы, 

Семинар 3: Геополитика Ислама

глубокие смыслы, которые его обогащают . Хотя  ваххабитский дис-

курс однозначно дает понять, что Ислам в национальных формах это 

искажение Ислама . Поэтому когда ваххабиты появились на Кавказе, 

их риторика строилась на том, что вы тут не понятно чем занима-

лись, а настоящий Ислам это тот, которому нас научили, скажем, в 

Египте .

Александр Дугин

: При этом они взрывали мазары, суфийские мо-

гилы . В первую очередь на Кавказе, и конкретно в Чечне, от террора 

страдали  традиционные  формы  Ислама,  разрушались  тарики,  свя-

щенные деревья, могилы .

Михаил Тюренков:

 То есть получается, что чеченское общество не 

полностью традиционно и та молодежь, которая вступила в салафит-

ские ряды выступила практически против стариков?

Александр Дугин

: Только благодаря этому фундаментальному рас-

колу внутри чеченского общества мы имеем Чечню в составе Россий-

ской Федерации . Ахмад Кадыров был как раз представителем того 

чеченского Ислама, который вошел в фундаментальный конфликт с 

Удуговым, Басаевым, завербованными салафитскими моделями . Все 

дело  в  том,  что  речь  идет  о  двух  религиозных  типах,  совершенно 

несовместимых между собой . Хож-Ахмед Нухаев, который был од-

ним  из  теоретиков  и  лидеров  чеченского  сопротивления  в  первую 

волну, занимал пост начальника военной разведки в правительстве 

Дудаева, являясь представителем традиционного Ислама, вошел во 

внутренний конфликт с салафитами, но он не пошел по пути Ахмада 

Кадырова, а занял свою собственную позицию . Этот дуализм между 

традиционным Исламом и салафизмом в случае чеченской компани 

был главным фактором того, что раскол произошел внутри тех, кто 

сражался против федеральных сил . Говорят, что Басаев умудрялся 

совмещать свою деятельность в вирде с борьбой против суфизма как 

такового . На самом деле это такая глубокая часть чеченской иден-

тичности, что без вирда чеченца нет . Мне даже кажется, что эти вах-

хабиты очень поверхностные; да, им поступает финансовая помощь 

из Саудовской Аравии, но «просто чеченец» и «не суфий» — это не-

мыслимая вещь . Номинально их призвали к этой модели и они при-

нялись отстаивать эти позиции, тот же Доку Умаров проповедовал 

салафизм, чистый Ислам, но, копни его поглубже, мало ли что там 

обнаружиться . Я вообще не верю в серьезное существование сала-

Алтухов В. В.

 Обзор семинара

107


background image

108

109

физма на Северном Кавказе . Если с ними поговорить, внимательней 

присмотреться наверняка окажется что этнический или суфийский 

Ислам в них доминирует . Но сейчас финансирование всей инфра-

структуры идет из ультрарадикальных суннитских фундаменталист-

ких кругов .

Алексей Муравьев

: В действительности, первоначальный, искон-

ный и чистый Ислам, который сейчас пытаются возродить идеологи 

из Саудовской Аравии, это Ислам неустоявшийся и, по сути, анти-

традиционалистский .

После  затянувшихся  прений  семинар  продолжился .  По  удален-

ной связи выступил теолог-религиовед Мансур-Мачей Яхимчик, ко-

торый представил доклад на тему: «Геополитика Аль-Каиды» . Вы-

разив благодарность за приглашение к участию в семинаре, доклад-

чик предложил, прежде чем перейти к рассмотрению геополитики 

Аль-Каиды, вначале рассмотреть три геополитические модели .

Начав  с  классической  модели  геополитики,  отцом-основателем 

которой был Хэлфорд Макиндер, а в последствие продолжил и раз-

вил Збигнев Бжезинский, докладчик дал определения понятиям гео-

политики, стратегии и геостроатегии, отослав к работе Бжезинского 

«План игры» . Задача геополитики — это оптимизация политических 

решений в контексте географии . Задача стратегии — оптимизация 

военных решений в контексте политики . Геостратегия это объедине-

ние геополитики и стратегии, ее задача максимизация коэффициента 

полезных действий и перенос геополитики и стратегии из области 

теории в область практики .

Позже в работе «Великая шахматная доска» З . Бжезинский, в кон-

тексте  древних  Империй,  так  определил  три  основные  задачи  для 

геостратегии США: первая задача — управлять конфликтами между 

вассалами, вторая — удерживать безопасность вассалов в зависимо-

сти от имперского центра, третья — не допустить объединения вар-

варов против Империи .

В  рамках  классической  модели  геополитики  была  разработана 

геостратегия «Анаконда» — захват силами Моря всех портов вокруг 

Мирового Острова, т .е . взятие Евразии в кольцо, для того, чтобы от-

туда организовать вторжение в центр с целью контроля Хартлэнда . 

Семинар 3: Геополитика Ислама

108

По мнению Мансура-Мачея Яхимчика, вторжение США и НАТО в 

Афганистан и Ирак говорят о том, что эта геостратегия до сих пор 

актуальна .

В  качестве  следующей  модели  геополитики  докладчик  предло-

жил теорию «Промежуточного региона» канадского профессора Ди-

митриса Кицикиса, в которой он предлагает квадратичную модель 

структурирования мира:

Западная зона или Западный полуостров мирового острова вклю-

чает в себя не только Европу, но и США, Австралию и Новую Зелан-

дию, т .е . страны, которые основаны на схожих ценностях и которые 

составляют основу западной цивилизации .

Восточная зона или Восточный полуостров мирового острова, к 

которой Кицикис относит Китай, Индию, Японию и др . страны юго-

восточной Азии .

Африканский полуостров мирового острова, т .е . то, что принято 

называть цивилизацией черной Африки .

Стоит отметить, что все три зоны довольно устойчивы на про-

тяжении длительного исторического периода, т .е . свыше двух с по-

ловиной тысяч лет .

В центре мирового острова, в модели профессора Кицикиса, на-

ходится промежуточный регион, который охватывает всю Северную 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара

Интеллектуальные семинары в МГУ

109