ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1231
Скачиваний: 2
100
101
ислам и этнос
Профессор Дугин заявил, что в этой теме об этническом начале в
исламе мы сталкиваемся с двумя точками зрения, которые представ-
лены двумя очень яркими теоретиками:
Гейдар Джемаль говорит, что в салафизме ислам и этнос несо-
поставимы, наоборот, ислам уничтожает все формы идентичности,
кроме новой уммы, объединенной трансцендентной верой;
Хож-Ахмед Нухаев утверждает прямо противоположные вещи о
том, что внеэтнический ислам не корректен, что ислам это и есть
этнос . Исламские догмы должны быть применимы к этнической
структуре, без этого они утратят свое семантическое поле .
Рассмотрев объективное влияние этнического фактора на рецеп-
цию Корана, не только различные апологии нюансов и дифференци-
алов в суннизме, но и шиизм, пределекциями к которому обладают
вполне конкретные этносы и вполне конкретные культуры . Напри-
мер, иранская . И чем более радикален шиизм, тем более он этничен,
резюмировал докладчик, отметив при этом, что этнический, диффе-
ренцированный ислам за счет того что он локально центрирован, мо-
жет интегрироваться в какие-то иные модели, в том числе и импер-
ского толка, существуя в рамках закрытого органичного общества .
Противоположная же модель, джемалевского или салафитского тол-
ка претендует на создание социополитической культурной системы,
исключающей другие социальные модели или включающей их на
остаточном основании . Это глобальный наступательный социально-
политический проект . Между ними существует жесткая оппозиция:
либо то, либо другое, что позволяет сделать нам определенные вы-
воды на прагматическом уровне относительно того с каким исламом
мы можем взаимодействовать, а с каким нет .
Заканчивая свой доклад, профессор Дугин, подытожил — надо
укреплять связи евразийства с теми ветвями ислама, которые нахо-
дятся в максимальной оппозиции атлантизму (принцип общего вра-
га) и которые созвучны изысканной и полицентричной парадоксаль-
ной идеологии неоевразийства (шиизм и суфизм) .
Сразу же после доклада профессора Дугина состоялось прямое
включение главного редактора портала «Геополитика .ру» и журна-
ла «Геополитика» Леонида Савина из Ливии, который, представляя
Семинар 3: Геополитика Ислама
Международное Евразийское Движение, посетил международную
конференцию «Руки прочь от Ливии» .
Кратко рассказав о конференции, в которой приняли участие
представители политических партий и неправительственных орга-
низаций из 17 стран мира, Леонид Савин подтвердил сообщение о
том, что действительно была создана международная контактная
группа, участники которой намерены информировать международ-
ное сообщество, проводить мобилизацию международного обще-
ственного мнения в целях распространения правдивой информации
о событиях в Ливии и отработки механизмов прекращения агрессии
НАТО . Леонид Владимирович перешел к обзору событий происхо-
дящих непосредственно в самой Ливии .
Начав с утверждения, что первоначальный план западных держав
в отношении Ливии провалился, после чего НАТО приняла тактику,
апробированную на Югославии, когда атакам подвергаются не толь-
ко воинские части на фронте, но и все элементы государственной ин-
фраструктуры — предприятия, системы коммуникаций и снабжения,
оказывается давление на гражданское население . Отметив при этом,
что уже в первые дни на ливийцев были сброшены бомбы с обеднён-
ным ураном, находящиеся на вооружении у США и применявшиеся
ранее в Югославии и Ираке . Также докладчик отмечает и развернув-
шуюся по отношению к Ливии информационную войну, приводя в
качестве примера катарский телеканал Аль-Джазира, американский
канал CNN, BBC, которые ведут круглосуточную трансляцию, где в
новостях и специальных передачах критикуются официальные ли-
вийские власти и высказывается если не прямая, то косвенная под-
держка мятежникам . Официальные ливийские СМИ явно отстают
от противника в информационном противоборстве, — резюмировал
Леонид Савин .
Войска Каддафи быстро подавили бы мятеж, уверил докладчик,
если бы не поддержка мятежников, оказываемая авиацией НАТО с
воздуха . По сути, основная транспортная магистраль в Ливии — это
дорога вдоль побережья, на которой любая военная техника видна,
как на ладони, что позволило авиации НАТО уничтожить часть тя-
желой техники правительственных войск . Однако и мятежники не
могут использовать эту трассу для наступления, так как попадают
под огонь гаубиц . Через песчаные дюны по бездорожью не пройти,
Алтухов В. В.
Обзор семинара
102
103
и, сделав одну неудачную попытку, «оппозиционеры» больше таких
попыток не повторяют .
Своевременным решением ливийских властей было отключение
Интернета по всей стране, так как в социальных сетях уже были по-
пытки манипуляции общественным мнением . Мобильная связь так-
же под контролем властей, сообщил главред портала «Геополитика .
ру» .
Невозможно отрицать присутствие элементов Аль-Каиды в Ли-
вии . Первый город, пострадавший от исламских экстремистов, —
Аз — Завия, всего в 40 км от Триполи на запад . Жители Триполи и
местные очевидцы рассказывали, что боевики терроризировали го-
род около месяца, при этом по соседству в десятке километров была
нормальная жизнь . Полиция и войска, поначалу деморализованные,
впоследствии сумели выбить боевиков-террористов . Сейчас Аль-
Каида контролирует несколько городов восточнее Бенгази и уже
заявила о создании там «халифата» . По мнению местных жителей,
часть боевиков Аль-Каиды просочилась из Нигера и Чада .
Завершая прямое включение, Леонид Владимирович особо отме-
тил отношение ливийцев к русским . Хотя Россия и не заблокировала
Резолюцию СБ ООН 1973, имевшую разрушительные последствия
для Ливии, в целом ливийцы очень тепло относятся к русским . Это
видно и в самой столице, и за ее пределами, и в среде гражданских, и
среди военных — в том числе на многочисленных блокпостах .
Используя современные коммуникативные средства удаленной
связи, аналитик портала «Геополитика .ру» Владислав Гулевич во
время прямого включения из Украины представил доклад «Геополи-
тическое прочтение наследия Исмаила Гаспринского» .
Исмаил Гаспринский (1851-1914) является наиболее масштаб-
ной среди крымских татар интеллектуальной фигурой, и во многом,
символической . Главные геополитические тезисы И . Гаспринского,
изложенные им в произведениях «Русское мусульманство . Мысли,
заметки и наблюдения» и «Русско-восточное соглашение . Мысли,
заметки и пожелания», заключались в следующем:
Россия — это христианско-исламская держава и именно как хри-
стианско-исламская она получит решительное право голоса при раз-
вязывании политических проблем в православной Европе и магоме-
танской Азии;
Европоцентричная политика Санкт-Петербурга не позволяет Рос-
Семинар 3: Геополитика Ислама
сии реализовывать весь свой потенциал;
Русский народ по складу своего характера, традициям и свой-
ственному глубинному миролюбию к иноверцам гораздо ближе к
Востоку, чем к Западу;
Тюрки-мусульмане имеют гораздо больше шансов сохранить
свой национальный облик в составе России, чем под влиянием ев-
ропейских государств;
В интересах российских тюрок стремиться к «нравственному об-
русению» («Объединяйтесь в языке, делах и мыслях»);
Союзнические отношения двумя традиционными антагонистами,
Россией и Турцией, выгодны обеим странам (слушая советы из Ев-
ропы и воюя с Турцией за доступ к Босфору и Дарданеллам, Россия
«оказалась от них дальше, чем сто лет тому»);
Сегодня Крым, как важный стратегический плацдарм в Черно-
морском бассейне, находится на пересечении интересов междуна-
родных «тяжеловесов» — США, ЕС и России . Европейцы и амери-
канцы делают ставку, прежде всего, на крымских татар, которые ис-
пытывают внешнее воздействие со стороны Вашингтона, Брюсселя
и ряда исламских государств, в т .ч . радикальной Саудовской Ара-
вии . В Крыму уже засветились такие экстремистские структуры как
Алтухов В. В.
Обзор семинара
Рабочие моменты семинара
104
105
Джамаат Таблиг, Ат –Такфир-валь-Хиджра . Хизб-ут Тахрир вообще
действует легально, и именно в Крыму находится её региональная
штаб-квартира по работе со странами СНГ . Идёт процесс исламиза-
ции славянского населения полуострова .
Крымская проблематика, ввиду географической близости полу-
острова к Кавказскому региону, способна оказать непосредственное
воздействие на т .н . «черкесский вопрос» в России и реализацию
идеи Великой Черкессии . Западные лоббисты великочеркесской кон-
цепции настаивают на вхождении в состав этого образования терри-
торий причерноморских шапсугов — узкой прибрежной полосы от
Новороссийска до Абхазии и Грузии, что приведёт к блокированию
всего черноморского побережья Кавказа прозападными псевдогосу-
дарственными образованиями . Поэтому геополитический рецепт И .
Гаспринского по единению славян и тюрок, России и Турции стано-
вится особенно актуальным .
Всех присутствовавших на семинаре вернул в русло теоретизиро-
вания старший научный сотрудник ИВИ РАН А .В . Муравьёв, кото-
рый представил доклад «Христианские корни ислама» .
Начав свой доклад со знакомства Древней Руси с Исламом, до-
кладчик сообщил, что в древнерусские времена Ислам никакого
единства в русском менталитете не представлял и был некой дымкой .
С религиозной точки зрения Ислам в древней Руси рассматривался
в византийской оптике, т .е . отношение к нему было как к христиан-
ской ереси . Ситуация изменилась начиная с XVII века, когда на Кав-
казе, где было распространенно язычество и христианство, активно
насаждается Ислам, как подчеркнул кандидат исторических наук А .
Муравьёв, не без помощи заграничных эмиссаров и представителей
иностранных спецслужб .
Также докладчик отметил, что развитие Ислама — это экспансия,
очень быстрая, проходящая под религиозными лозунгами, при этом
никогда не исключавшая из своих задач торговый и экономический
фактор . Рассматривая политический аспект Ислама, докладчик от-
метил несколько важных характеристик: противопоставление Кора-
на существующим социально-религиозным организациям общества,
расширение уммы и коранический универсализм .
Кроме того, задавшись вопросом, почему Иоанн Дамаскин в спи-
Семинар 3: Геополитика Ислама
ске ересей на сотом месте упоминает Ислам, Алексей Муравьев рас-
сказал распространенную в христианском мире легенду о том, что
Мухаммед очень много почерпнул от некоего инока по имени Сер-
гий, который научил его христианству, и оно уже в превращенной
форме нашло воплощение в Исламе .
Говоря об Исламе, мы, как правило, взаимодействуем с четырьмя
феноменами внутри самого Ислама, а именно:
• Коранический, семитский, арабский Ислам;
• Персидский, промежуточный Ислам;
• Туранский Ислам;
• Изолированный Ислам;
Завершая свой доклад, Алексей Муравьев сделал вывод, что хри-
стианские корни в Исламе, как ни странно, и дали те эффекты, кото-
рые делают сотрудничество коранического, универсалистского Ис-
лама с христианством таким проблематичным . Поэтому для русско-
го пространства было бы наиболее желательно соблюдать большее
количество культурных фильтров между точкой исконного Ислама
и нами .
По завершению доклада состоялись прения, докладчику были за-
даны вопросы:
Валерий Коровин
: Возможно ли в связи с этой трансформацией
версий Ислама, которую Вы разложили на четыре типа, говорить о
том, что существует четыре трактовки коранических текстов?
Алексей Муравьев
: Я думаю, что так напрямую это связать не
удастся, так как в исламской традиции не существует единой трак-
товки . Способы толкования Корана зависят от школ, сложившихся
в средневековом Исламе . Проблемы, стоящие перед исламскими
учеными, которые сейчас пытаются искусственно создать некую
единую традицию Ислама, это невозможность свести воедино все
школы толкований . Возвращаясь к Вашему вопросу, стоило бы рас-
смотреть влияние типов Ислама на эти школы .
Александр Дугин
: У меня есть одно замечание, которое я хотел
бы высказать . Когда я занимался антропологическими проблемами,
я пришел к выводу, что христология, которая заложена в Коране, это
абсолютное продолжение несторианской эсхатологии вплоть до ки-
тизма, где, по сути, речь идет о ранней иудео-христианской ереси,
согласно которой Христос представлялся ангелом, пророком, но не
Алтухов В. В.
Обзор семинара
106
107
богом . Явно мы имеем дело с мощным влиянием какой-то семит-
ской, иудео-христианской секты на Мухаммеда . Изучение этого вли-
яния имеет большую исследовательскую перспективу, потому что
тюркский Ислам (шире евразийский Ислам) оказался под влиянием
несториан, среди тех же татаро-монгол несториан было огромное
количество . Гипотеза заключается в следующем: не предшествует
ли проработка несторианской антропологии последующей возмож-
ности принятия иранской версии Ислама?
Алексей Муравьев
: Я думаю, Александр Гельевич, что это тема
довольно обширная . Как известно, эмиссары эвеанитские, или даже
шире — иудео-христианского мира, проповедовали среди племени
курайш, выходцем из которого был Мухаммед . Это еще не основа-
ние сводить все эти факты воедино, но, тем не менее, повод заду-
маться . Тем более что в Исламе присутствует иудео-христианское
непринятие сложной христологии и заметно тяготение к простой
бинарности .
Александр Дугин
: Очень любопытно, что в арабском мире очень
популярно Евангелие от Фомы, один из ключевых текстов манихей-
цев, содержащий упрощенную христологию и избегающий полноты
христианской догматики, это как раз то, о чем Вы, Алексей, говори-
ли . Возможно это не какая-то современная стратегия мусульман, а
нечто имеющее древние корни .
Алексей Муравьев:
О Коране есть много работ, в том числе и на-
ших коранологов, в которых говориться о том, что Коран содержит
довольно много апокритического материала подобного рода . Но из-
учение этого вопроса осложняется тем, что религиозные традиции
Ислама с большим трудом воспринимают саму возможность научно-
го изучения Корана и ситуации возникновения Ислама .
Александр Дугин
: Мы тоже кое-что заимствовали, например, на
праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы читаем просто
историю Хизра, т .е . про старца который совершает все как корани-
ческий Хизр .
Алексей Муравьев:
Взаимодействие на таком очень глубоком
уровне, подключая исконный религиозный паттерн, — это весьма
серьезно . В этом, как мне кажется, двигаясь от абстрактной религи-
озной идеи, отвергающей любой национальный характер, продвига-
ясь все дальше на Восток, Ислам приобретает культурные формы,
Семинар 3: Геополитика Ислама
глубокие смыслы, которые его обогащают . Хотя ваххабитский дис-
курс однозначно дает понять, что Ислам в национальных формах это
искажение Ислама . Поэтому когда ваххабиты появились на Кавказе,
их риторика строилась на том, что вы тут не понятно чем занима-
лись, а настоящий Ислам это тот, которому нас научили, скажем, в
Египте .
Александр Дугин
: При этом они взрывали мазары, суфийские мо-
гилы . В первую очередь на Кавказе, и конкретно в Чечне, от террора
страдали традиционные формы Ислама, разрушались тарики, свя-
щенные деревья, могилы .
Михаил Тюренков:
То есть получается, что чеченское общество не
полностью традиционно и та молодежь, которая вступила в салафит-
ские ряды выступила практически против стариков?
Александр Дугин
: Только благодаря этому фундаментальному рас-
колу внутри чеченского общества мы имеем Чечню в составе Россий-
ской Федерации . Ахмад Кадыров был как раз представителем того
чеченского Ислама, который вошел в фундаментальный конфликт с
Удуговым, Басаевым, завербованными салафитскими моделями . Все
дело в том, что речь идет о двух религиозных типах, совершенно
несовместимых между собой . Хож-Ахмед Нухаев, который был од-
ним из теоретиков и лидеров чеченского сопротивления в первую
волну, занимал пост начальника военной разведки в правительстве
Дудаева, являясь представителем традиционного Ислама, вошел во
внутренний конфликт с салафитами, но он не пошел по пути Ахмада
Кадырова, а занял свою собственную позицию . Этот дуализм между
традиционным Исламом и салафизмом в случае чеченской компани
был главным фактором того, что раскол произошел внутри тех, кто
сражался против федеральных сил . Говорят, что Басаев умудрялся
совмещать свою деятельность в вирде с борьбой против суфизма как
такового . На самом деле это такая глубокая часть чеченской иден-
тичности, что без вирда чеченца нет . Мне даже кажется, что эти вах-
хабиты очень поверхностные; да, им поступает финансовая помощь
из Саудовской Аравии, но «просто чеченец» и «не суфий» — это не-
мыслимая вещь . Номинально их призвали к этой модели и они при-
нялись отстаивать эти позиции, тот же Доку Умаров проповедовал
салафизм, чистый Ислам, но, копни его поглубже, мало ли что там
обнаружиться . Я вообще не верю в серьезное существование сала-
Алтухов В. В.
Обзор семинара
107
108
109
физма на Северном Кавказе . Если с ними поговорить, внимательней
присмотреться наверняка окажется что этнический или суфийский
Ислам в них доминирует . Но сейчас финансирование всей инфра-
структуры идет из ультрарадикальных суннитских фундаменталист-
ких кругов .
Алексей Муравьев
: В действительности, первоначальный, искон-
ный и чистый Ислам, который сейчас пытаются возродить идеологи
из Саудовской Аравии, это Ислам неустоявшийся и, по сути, анти-
традиционалистский .
После затянувшихся прений семинар продолжился . По удален-
ной связи выступил теолог-религиовед Мансур-Мачей Яхимчик, ко-
торый представил доклад на тему: «Геополитика Аль-Каиды» . Вы-
разив благодарность за приглашение к участию в семинаре, доклад-
чик предложил, прежде чем перейти к рассмотрению геополитики
Аль-Каиды, вначале рассмотреть три геополитические модели .
Начав с классической модели геополитики, отцом-основателем
которой был Хэлфорд Макиндер, а в последствие продолжил и раз-
вил Збигнев Бжезинский, докладчик дал определения понятиям гео-
политики, стратегии и геостроатегии, отослав к работе Бжезинского
«План игры» . Задача геополитики — это оптимизация политических
решений в контексте географии . Задача стратегии — оптимизация
военных решений в контексте политики . Геостратегия это объедине-
ние геополитики и стратегии, ее задача максимизация коэффициента
полезных действий и перенос геополитики и стратегии из области
теории в область практики .
Позже в работе «Великая шахматная доска» З . Бжезинский, в кон-
тексте древних Империй, так определил три основные задачи для
геостратегии США: первая задача — управлять конфликтами между
вассалами, вторая — удерживать безопасность вассалов в зависимо-
сти от имперского центра, третья — не допустить объединения вар-
варов против Империи .
В рамках классической модели геополитики была разработана
геостратегия «Анаконда» — захват силами Моря всех портов вокруг
Мирового Острова, т .е . взятие Евразии в кольцо, для того, чтобы от-
туда организовать вторжение в центр с целью контроля Хартлэнда .
Семинар 3: Геополитика Ислама
108
По мнению Мансура-Мачея Яхимчика, вторжение США и НАТО в
Афганистан и Ирак говорят о том, что эта геостратегия до сих пор
актуальна .
В качестве следующей модели геополитики докладчик предло-
жил теорию «Промежуточного региона» канадского профессора Ди-
митриса Кицикиса, в которой он предлагает квадратичную модель
структурирования мира:
Западная зона или Западный полуостров мирового острова вклю-
чает в себя не только Европу, но и США, Австралию и Новую Зелан-
дию, т .е . страны, которые основаны на схожих ценностях и которые
составляют основу западной цивилизации .
Восточная зона или Восточный полуостров мирового острова, к
которой Кицикис относит Китай, Индию, Японию и др . страны юго-
восточной Азии .
Африканский полуостров мирового острова, т .е . то, что принято
называть цивилизацией черной Африки .
Стоит отметить, что все три зоны довольно устойчивы на про-
тяжении длительного исторического периода, т .е . свыше двух с по-
ловиной тысяч лет .
В центре мирового острова, в модели профессора Кицикиса, на-
ходится промежуточный регион, который охватывает всю Северную
Алтухов В. В.
Обзор семинара
Интеллектуальные семинары в МГУ
109