ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1233
Скачиваний: 2
Африку, весь Ближний Восток, территории Афганистана и Пакиста-
на, а также всю территорию бывшего Советского Союза . Яхимчик
отметил, что этот регион или, в других терминах, «Центральная Ци-
вилизация», включает в себя Цивилизации Ислама и Православия .
Докладчик акцентировал внимание на том, что и первая и вто-
рая модели геополитики являются двумерными: первая — дуализм
Суши и Моря, во второй главную роль играют история и география .
В качестве третьей модели геополитики к рассмотрению была
предложена модель, разработанная чеченским мыслителем Кож-
Ахмедом Нухаевым . Яхимчик отметил, что в этой модели к дуализ-
му первой модели добавляется третий компонент — Горы . Между
Горами и Сушей существует естественная основа для сотрудниче-
ства и союза, в отличие от третьего угла треугольника Моря, которое
находится в естественном конфликте и с Сушей и с Горами . На этом
фоне Нухаев разработал проект исламского трайбализма .
Рассмотрение геополитики Аль-Каиды Мансур-Мачей Яхимчик
начал с исторической справки и воссоздания исторического контек-
ста, в котором разворачивались события, а именно: Аль-Каида воз-
никла в контексте советского вторжения в Афганистан в 1979 году .
А непосредственно сам по себе 1979 год представляется важным
еще по двум другим причинам, а именно: Исламская революция в
Иране, в ходе которой возникло первое исламское государство в му-
сульманском мире, и захват центральной мечети Аль-Харам в Мек-
ке с требованиями уступок от власти . Можно сказать, что 1979 год
это зарождение современного исламизма в его самой радикальной
форме, в форме всемирного джихада во имя всемирного исламского
государства .
Докладчик подтвердил сложившееся мнение о структуре Аль-
Каиды как об организации построенной по сетевому принципу, т .е .
из автономных ячеек и индивидов, объединенных исключительно
идеологией исламизма, которая основана на двух принципах: все-
мирный джихад и создание всемирного исламского государства .
Мансур-Мачей Яхимчик отметил, что идеология исламизма ба-
зируется, прежде всего, на работах Маулана Маудуди, который все-
мирный джихад обосновывает тем, что джахилийя в современном
мире это не только западная цивилизация, но также и мусульманская
цивилизация, основанная на государствах в исламском мире, кото-
Семинар 3: Геополитика Ислама
рые смешивают законы придуманные человеком с законами, кото-
рые Аллах открыл мусульманам в Коране и Суне . Учения Маудуди в
последствии было развито идеологами братьев-мусульман, в частно-
сти Хасаном аль-Банна, а также другими алимами, участвовавшими
в джихаде в Афганистане против Советской интервенции и впослед-
ствии основателями идеологии, учений Аль-Каиды .
Анализ действия Аль-Каиды на фоне модели Макиндера-Бже-
зинского докладчик определил как защиту от действий геостратегии
«Анаконда» . В модели профессора Кицикиса действия Аль-Каеды
носят защитный характер, как попытка защитить от расчленения
Центральный регион . В модели Нухаева действия Аль-Каиды при-
обретают иной характер, а именно форму поддержки талибов и пуш-
тунов, т .е . горцев, поддержки кашмирцев (тоже горцев) против Ин-
дии . Яхимчик напомнил слушателям, что талибы (горцы) находясь у
власти в Афганистане, первыми признали независимость Чеченской
Республики Ичкерия (тоже горцы) .
Но по отношению к учению Нухаева об исламском трайболизме,
исламизм с идеями исламского государства это ложная идеология,
защитой от которой служит возврат к первой Умме пророка Мухам-
меда, к родоплеменному строю .
Завершил свой доклад Мансур-Мачей Яхимчик словами, что
именно трайбалистская социальная среда, обусловленная брачными
и кровными узами, предопределяющими этническую природу всех
родов и составленных из них народов, является той почвой, на ко-
торой Ислам приносит именно те плоды — истину, добро, красота,
справедливость, порядок, — которые в совокупности и определя-
ют коранический смысл понятия «мир», тождественный понятиям
«естественный порядок» и «исламский порядок» .
Нынешний семинар был богат на онлайн-доклады . Ведущий ана-
литик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближ-
него Востока, доц . ФМО СПбГУ А . Сотниченко по skype представил
свой доклад «Геополитика Турции» .
Дополнив классическую модель геополитики мыслями П .Н . Са-
вицкого о том, что Евразия в старом смысле подразделяется уже не
на Европу и Азию, а на серединный континент (Heartland) или соб-
ственно Евразию, и два периферических мира (Rimland): Азиатский
(Китай, Индия, Иран) и Европейский, — докладчик также упомянул
Алтухов В. В.
Обзор семинара
112
113
о той роли, что отводил Rimland`у Н . Спикмен . После чего Алек-
сандр Сотниченко рассмотрел уникальное географическое положе-
ние Турции — протяженность морских границ значительно превы-
шает протяженность сухопутных, которые, в свою очередь, надежно
защищены горами на северо-востоке и востоке, а также пустыней
на юго-востоке . Докладчик определил это месторасположение как
важнейшую точку окраины Евразии, мост между всеми тремя со-
ставляющими континента . Согласно теории уникальности роли
Римланда в противостоянии Моря и Суши, Турция является, таким
образом, ключевым региональным пространством геополитической
модели мира, важнейшей контактной зоной Евразии . Рассматривая
исторический контекст, докладчик заверил, что Османская империя
постепенно теряла статус независимого мирового центра, одного из
ведущих акторов международных отношений многополярного мира
Колумбовой эпохи, и приобретала статус уникального территори-
ального образования, связывающего пространства Европы, Азии и
России .
Позже, в условиях глобального мира, государство занимающее
этот своеобразный трансцивилизационный мост, уже не может, по-
добно Османской или Византийской империям, являться самодоста-
точным геополитическим актором, и его ориентация заключается в
умелом лавировании между меняющимися интересами глобальных
акторов . Геополитическая ориентация современной Турции как цен-
тральной контактной зоны Евразии главным образом зависит от сте-
пени влияния на нее евразийских и атлантистских сил, пытающихся
воспользоваться выгодами ее положения, заверил докладчик .
Основатель Республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк пред-
лагает новую внешнеполитическую линию, отвечающую геополи-
тическому положению страны . В 1920 — 1945 гг . Турция умело ла-
вирует между интересами Великобритании, Франции, СССР, Герма-
нии, США, не принимая сторону ни одного из глобальных акторов .
В дальнейшем ориентация только на одну сторону глобального кон-
фликта США превращает Турцию в третьестепенную страну НАТО,
обрекает на зависимое положение в регионе, конфликт с соседями .
В конце 90-х гг . ХХ в . Турция вступает в заключительную стадию
тяжелого системного кризиса, схожего с современным состояни-
ем многих арабских государств, в которых происходят революции .
Семинар 3: Геополитика Ислама
Светская либерально-националистическая политическая элита стра-
ны, ориентированная на США и Европу, окончательно растратила
популярность .
В 2002 г . в Турции произошла смена элит и создание новой иде-
ологии, отвечающей всем требованиям современного миропорядка .
Отказ от узкого исламизма, прямой антиамериканской, антиизраиль-
ской риторики провозглашение главной целью внешней политики
вступление в ЕС .
Мармар Ахмет Давутоглу в своей книге «Стратегическая глуби-
на» излагает принципиально новую концепцию внешнеполитиче-
ской стратегии Турции, которая ставится в зависимость от ее сере-
динного, ключевого геополитического положения в Евразии, т .е . Ан-
каре необходимо строить свою политику в зависимости от баланса
сил в мире, не поддерживать ни одного гегемона, лавировать между
интересами США, ЕС, России, государств Ближнего Востока, играть
на выгодах своего геополитического положения для распростране-
ния влияния Турции в регионе и мире . Журналисты назвали эту
концепцию «неоосманизмом», считая, что нынешнее правительство
идет по пути восстановления Османской империи .
В завершении своего доклада Александр Сотниченко задался во-
просом, как России следует реагировать на усиление позиций Тур-
ции в регионе, и насколько такая политика соответствует интересам
нашей страны? В качестве ответа, докладчик предложил вниматель-
но изучать историю Турции, ход политического и экономического
реформирования этой страны, и только после этого строить парал-
лели с нашим развитием . По мнению докладчика, в России сейчас
наблюдаются схожие процессы, что и в Турции в ХХ в .: прозапад-
ная светская либеральная элита, которая не пользуется большим ав-
торитетом в обществе, но при этом оппозиционные политические
структуры размыты и не оформлены институционально . Возможно,
положительный опыт соседей может пригодится для формирования
политической линии, основанной на особых ценностях русской ци-
вилизации и специфике евразийского пространства .
Завершая семинар, профессор Дугин сказал о том, что тема «Гео-
политика Ислама» была рассмотрена с разных точек зрения, проведя
параллели между геополитическими, концептуальными, метафизи-
ческими, теологическими аспектами исламской традиции, выявля-
Алтухов В. В.
Обзор семинара
114
115
ется необходимость в комплексных, возможно даже постмодернист-
ских междисциплинарных методологиях . Пусть приблизительно,
пусть, подчас, эмпирически или эвристически, эти методологии
устанавливали бы систему соответствий между теми или иными
концептами с культурно-цивилизационными, политико-стратегиче-
скими императивами .
В докладах, прозвучавших с разных точек зрения, эти аспекты
связаны, мы видим какое значение теология имеет для террористов,
для этносепаратистов, для крымских татар и т . д . Куда бы мы ни
бросили наш взгляд в современном мире, анализ любой проблема-
тики, даже небольшого этнического конфликта требует привлечения
огромного объема знаний из этносоциологии, геополитики, теоло-
гии, метафизики и люди, которые этими конфликтами занимаются,
сплошь и рядом обладают колоссальным недостатком понимания
всей сложности и всей полноты этой системы . Не стоит удивляться,
что в таком случае мы становимся объектом манипуляции .
Я думаю, что ученым, экспертам, специалистам по социологии
международных отношений, всем участникам нашего семинара
Центра Консервативных Исследований необходимо работать в этом
направлении, потому что со всех точек зрения, даже если некоторые
аспекты могут показаться слишком абстрактными и отвлеченными,
на самом деле они являются ключом к решению очень многих про-
блем .
Несмотря на то, что мы с моральной точки зрения осуждаем все
формы терроризма, но исследовать его в разных идеологических
предпосылках является чрезвычайно важным и полезным, просто
необходимым и продуктивным с научной точки зрения .
Семинар 3: Геополитика Ислама
а. г. дугин
Д . п . н ., Директор Центра Консервативных Исследований
при социологическом факультете, зав . кафедрой Социологии международ-
ных отношений социологического факультета МГУ им . М .В .Ломоносова
геопоЛитиКа иСЛама
(ТЕЗИСы)
часть 1
геополитико-цивилизационный анализ ислама
1 . Территории Ислама занимают в геополитическом райониро-
вании планеты
промежуточную зону Rimland
. Это означает, что с
точки зрения великой войны континентов, ислам как геополитиче-
ское целое (позже рассмотрим, есть ли такое целое или до какой
степени оно есть) принципиально
двойственен
. То есть он может
быть как
евразийским
, так
и
атлантистским
. Удиви-
тельно, но такой простей-
ший геополитический ана-
лиз, который мы давно пред-
лагаем сделать всем, сами
исламские геополитики не
делают . Поэтому
исламских
геополитиков нет
. Если бы
исламские геополитики по-
явились, то сразу в дуаль-
ном ключе:
исламо-атлан-
тисты и исламо-евразийцы
.
2 . Исламская зона имеет
три идентичности: смешан-
Профессор А. Г. Дугин
116
117
ную Rimland as Rimland, Rimland как зона контроля Seapower и
Rimland как зона контроля Landpower .
3 . Цивилизационно можно сказать, что евразийскими в Исла-
ме являются следующие черты: пустынное кочевничество древних
бедуинов, тюркизм (от степного евразийского прошлого) и (ча-
стично) иранизм (Персия как сухопутная империя) . Евразийскими
являются также кланово-боевой афганизм и полиэтнический паки-
станизм (плюс Бангладэш) . Геополитическая идентичность тихоо-
кеанского и дальневосточного Ислама слишком удалена от основ-
ного театра геополитических игр, чтобы сейчас рассматриваться .
4 . Цивилизационно атлантистскими являются в Исламе следу-
ющие черты: финикиизм (карфагенизм), ориентация на торговый
строй, наивный буквализм, исламский модернизм, евроислам .
часть 2
Классические дихотомии евразийского
отношения к исламу
1 . Недавно Ален Сораль написал книгу «Понять империю» .
Книга очень неплохая . Сораль, наряду с де Бенуа, самый интерес-
ный и пассионарный интеллектуал Франции . Его мысли о религии
занятны, но чрезвычайно упрощены . На их фоне наши мысли на-
много весомее, а реконструкции намного основательнее . Только по
этому контрасту (а не потому, что мы так уж настаиваем на этих
соответствиях) позволим себе воспроизвести традиционную для
неоевразийства типологию геополитики и форм Ислама .
2 . В религиозном стиле Ислама есть ряд, безусловно, евразий-
ских черт . Это —
шиизм и суфизм
. Эти два явления представляют
собой полицентрическую систему толкования исламской доктри-
ны, соответствующую многополярности евразийской философии .
3 . Если вспомнить наш разговор о десекуляризации, можно
сказать, что шиизм и суфизм находятся
на противоположном по-
люсе от наивности
. Они наиболее
философские
. Особенно инте-
ресны крайние шииты — исмаилиты (федаины) .
4 . Атлантистскими мы, как правило, называем такие течения
как
салафизм, ваххабизм и «чистый Ислам»
, а также другие фор-
Семинар 3: Геополитика Ислама
мы исламского фундаментализма, за счет того, что они служили
американцам инструментом антисоветской борьбы при двухпо-
лярном мире, а ранее англичанам для антиосманской консолида-
ции арабов .
5 . Примерно так же думают наши друзья в Европе (включая
мусульман — таких как Клаудио Мутти) .
6 . Однако: после вторжения США в Афганистан талибы ока-
зались лицом к лицу с чистыми атлантистами и воюют с ними .
Антиамериканизм среди фундаменталистов (включая салафитов и
ваххабитов) очень силен . Абсурдно держаться (с нашей стороны)
догм и сближений, если они
опровергаются реальностью
. Делая
reality check, мы стоим на грани того, чтобы пересмотреть наше от-
ношение к радикальному суннитскому Исламу (в положительном
ключе) .
7 . Может быть, и есть
инструментализация
этого направления
со стороны атлантизма (как иначе объяснить участие Аль-Каиды в
событиях в Ливии и многое другое?) Есть также
основания
видеть
в ваххабитах
проамериканскую
силу, дестабилизирующую ситуа-
цию на Северном Кавказе . Но мы не можем отрицать очевидного:
представители этого направления борются с оружием в руках
против атлантизма
. Это значит многое . Это значит, мы должны
отнестись к ним внимательнее .
часть 3
геополитика шиизма/геополитика суннизма
1 . События в арабских странах показывают
географию шииз-
ма
. Эта география может быть осмыслена геополитически . Хомей-
нистская модель не ограничивалась Ираном . Она распространя-
лась на Ирак, частично, Сирию, Бахрейн и Ливан . Шииты есть в
Палестине . Этот шиитский мир ориентирован
эсхатологически
и
сегодня крайне
антиатлантистски
. То есть шиизм в нынешнем
состоянии (а если верить азербайджанцу Гамиду Хересчи, то речь
идет о суправивенции исмаилизма, что представляет собой очаро-
вательную гипотезу) есть полюс евразийской сухопутной геополи-
тики . И поэтому все исламские силы и страны, симпатизирующие
Дугин А. Г.
Геополитика Ислама (тезисы)
118
119
Ирану, должны быть нами автоматически
горячо поддержаны
.
Каддафи имел тесные связи с Тегераном . В отличие от Мубарака
или Бен Али, потому иранцы приветствовали их свержение .
2 . Тут можно сделать предположение: нет ли
структурных
связей
между шиизмом и суфизмом в исламском (арабском) мире?
Сходство есть в смысле неприязни к ним салафитов . Сходство есть
в нюансированности мистических экзегез . Если у этого сходства
есть геополитическое выражение, это могло бы стать интересным
выводом . Каддафи, например, организовал в свое время конгресс
суфиев в Триполи .
3 . Суннизм и радикальный суннизм имеют центром Саудов-
скую Аравию (пустыню Наджд, родину Аль-Ваххаба) . Это вторая
половина арабско-ближневосточного мира . Вот здесь явный ду-
ализм с шиитским полюсом . Эта оппозиция должна быть как-то
геополитически осмыслена: если шиизм точно евразийский, то,
скорее всего, здесь антишиизм означает
антиевразийство
. Но этот
тезис надо более тщательно проверить . Мы берем эту аффирма-
цию пока с вопросительным знаком .
4 . Турецкий Ислам стоит строго отделять от арабского . Это
тоже суннизм, но преимущественно суфийский и особый
тюрк-
ский
. Быть может, стоит говорить именно о
тюркском Исламе
, ко-
торый в целом является евразийским по своим цивилизационным
ориентациям . A propos, разговоры о конфликте суннитской Турции
и шиитского Ирана (Маргелов у Шевченко) совершенно безосно-
вательны . Сегодня как никогда отношения между этими странами
гармонизированы .
часть 4
ислам и этнос
1 . Вопрос об
этническом
начале в Исламе стоит остро . Здесь
есть разные позиции . От радикального
антиэтнизма
Джемаля
(Ислам уничтожает все формы идентичности, кроме новой уммы,
объединенной трансцендентной верой) до
гиперэтнизма
Нухаева,
который не просто настаивает на признании правомочности реаль-
но этнического Ислама в регионе Северного Кавказа (Чечня), но
Семинар 3: Геополитика Ислама
и предлагает (как мы видели)
этническую герменевтику Ислама
в целом
.
2 . Не входя в дискуссии, констатируем следующее: э
тнический
фактор объективно влияет на рецепцию Корана
. Нельзя исклю-
чить, и даже более чем вероятно, что
именно этнизм предопреде-
ляет принадлежность к шиизму и конституирует культуру су-
физма
. Конечно, шиизм — общеисламский универсальный выбор,
но предилекцией к нему обладают вполне конкретные этносы и
вполне конкретные культуры . Например, иранская . И чем более ра-
дикальный шиизм (от 12 к 7), тем более он этничен .
3. Этнос — это то, что стоит на стороне евразийских ин-
теграционных моделей империи
. Этнос есть основа традиционной
империи . Этнос означает плюральность локальных групп и соцве-
тие культурных отличий . Эти черты присущи нашей экстатической
империи . Этнос — это конкретный животворный
сакральный ор-
ганизм
. Этнизация религиозных теорий сама по себе черта евра-
зийская, способствующая построению полицентричной
теллуро-
кратической общности.
4 . В этом смысле
этнический Ислам ближе к евразийству, чем
выхолощенный и универсалистский
.
5 . Поэтому этнизация Ислама должна быть принята нами по-
зитивно .
6 . Это чистая теория . Конечно, разные силы в Исламе сража-
лись против русских исторически . Имамат Шамиля был органи-
зован на основе тарикатов и имел этническую подоплеку . Иными
словами, все выделенные моменты автоматически не означают
полной гармонизации империи и этносов . Но
империя не унич-
тожает этносы, а сохраняет их.
Универсализм — в том числе
и теологический — уничтожает этносы . В этом смысле салафизм
последовательно антиэтничен .
Вывод: надо укреплять связи евразийства с теми ветвями Ислама,
которые: 1) находятся в максимальной оппозиции атлантизму (прин-
цип общего врага) и 2) созвучны изысканной и полицентричной па-
радоксальной идеологии неоевразийства (шиизм и суфизм) .
Дугин А. Г.
Геополитика Ислама (тезисы)