Файл: Левиафан выпуск 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Африку, весь Ближний Восток, территории Афганистана и Пакиста-

на, а также всю территорию бывшего Советского Союза . Яхимчик 

отметил, что этот регион или, в других терминах, «Центральная Ци-

вилизация», включает в себя Цивилизации Ислама и Православия .

Докладчик акцентировал внимание на том, что и первая и вто-

рая модели геополитики являются двумерными: первая — дуализм 

Суши и Моря, во второй главную роль играют история и география . 

В  качестве  третьей  модели  геополитики  к  рассмотрению  была 

предложена  модель,  разработанная  чеченским  мыслителем  Кож-

Ахмедом Нухаевым . Яхимчик отметил, что в этой модели к дуализ-

му первой модели добавляется третий компонент — Горы . Между 

Горами и Сушей существует естественная основа для сотрудниче-

ства и союза, в отличие от третьего угла треугольника Моря, которое 

находится в естественном конфликте и с Сушей и с Горами . На этом 

фоне Нухаев разработал проект исламского трайбализма .

Рассмотрение геополитики Аль-Каиды Мансур-Мачей Яхимчик 

начал с исторической справки и воссоздания исторического контек-

ста, в котором разворачивались события, а именно: Аль-Каида воз-

никла в контексте советского вторжения в Афганистан в 1979 году . 

А  непосредственно  сам  по  себе  1979  год  представляется  важным 

еще по двум другим причинам, а именно: Исламская революция в 

Иране, в ходе которой возникло первое исламское государство в му-

сульманском мире, и захват центральной мечети Аль-Харам в Мек-

ке с требованиями уступок от власти . Можно сказать, что 1979 год 

это зарождение современного исламизма в его самой радикальной 

форме, в форме всемирного джихада во имя всемирного исламского 

государства .

Докладчик  подтвердил  сложившееся  мнение  о  структуре  Аль-

Каиды как об организации построенной по сетевому принципу, т .е . 

из  автономных  ячеек  и  индивидов,  объединенных  исключительно 

идеологией  исламизма,  которая  основана  на  двух  принципах:  все-

мирный джихад и создание всемирного исламского государства .

Мансур-Мачей Яхимчик отметил, что идеология исламизма ба-

зируется, прежде всего, на работах Маулана Маудуди, который все-

мирный джихад обосновывает тем, что джахилийя в современном 

мире это не только западная цивилизация, но также и мусульманская 

цивилизация, основанная на государствах в исламском мире, кото-

Семинар 3: Геополитика Ислама

рые смешивают законы придуманные человеком с законами, кото-

рые Аллах открыл мусульманам в Коране и Суне . Учения Маудуди в 

последствии было развито идеологами братьев-мусульман, в частно-

сти Хасаном аль-Банна, а также другими алимами, участвовавшими 

в джихаде в Афганистане против Советской интервенции и впослед-

ствии основателями идеологии, учений Аль-Каиды .

Анализ  действия  Аль-Каиды  на  фоне  модели  Макиндера-Бже-

зинского докладчик определил как защиту от действий геостратегии 

«Анаконда» . В модели профессора Кицикиса действия Аль-Каеды 

носят  защитный  характер,  как  попытка  защитить  от  расчленения 

Центральный регион . В модели Нухаева действия Аль-Каиды при-

обретают иной характер, а именно форму поддержки талибов и пуш-

тунов, т .е . горцев, поддержки кашмирцев (тоже горцев) против Ин-

дии . Яхимчик напомнил слушателям, что талибы (горцы) находясь у 

власти в Афганистане, первыми признали независимость Чеченской 

Республики Ичкерия (тоже горцы) . 

Но по отношению к учению Нухаева об исламском трайболизме, 

исламизм с идеями исламского государства это ложная идеология, 

защитой от которой служит возврат к первой Умме пророка Мухам-

меда, к родоплеменному строю . 

Завершил  свой  доклад  Мансур-Мачей  Яхимчик  словами,  что 

именно трайбалистская социальная среда, обусловленная брачными 

и кровными узами, предопределяющими этническую природу всех 

родов и составленных из них народов, является той почвой, на ко-

торой Ислам приносит именно те плоды — истину, добро, красота, 

справедливость,  порядок,  —  которые  в  совокупности  и  определя-

ют коранический смысл понятия «мир», тождественный понятиям 

«естественный порядок» и «исламский порядок» .

Нынешний семинар был богат на онлайн-доклады . Ведущий ана-

литик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближ-

него Востока, доц . ФМО СПбГУ А . Сотниченко по skype представил 

свой доклад «Геополитика Турции» .

Дополнив классическую модель геополитики мыслями П .Н . Са-

вицкого о том, что Евразия в старом смысле подразделяется уже не 

на Европу и Азию, а на серединный континент (Heartland) или соб-

ственно Евразию, и два периферических мира (Rimland): Азиатский 

(Китай, Индия, Иран) и Европейский, — докладчик также упомянул 

Алтухов В. В.

 Обзор семинара


background image

112

113

о той роли, что отводил Rimland`у Н . Спикмен . После чего Алек-

сандр Сотниченко рассмотрел уникальное географическое положе-

ние Турции — протяженность морских границ значительно превы-

шает протяженность сухопутных, которые, в свою очередь, надежно 

защищены  горами  на  северо-востоке  и  востоке,  а  также  пустыней 

на  юго-востоке .  Докладчик  определил  это  месторасположение  как 

важнейшую  точку  окраины  Евразии,  мост  между  всеми  тремя  со-

ставляющими  континента .  Согласно  теории  уникальности  роли 

Римланда в противостоянии Моря и Суши, Турция является, таким 

образом, ключевым региональным пространством геополитической 

модели мира, важнейшей контактной зоной Евразии . Рассматривая 

исторический контекст, докладчик заверил, что Османская империя 

постепенно теряла статус независимого мирового центра, одного из 

ведущих акторов международных отношений многополярного мира 

Колумбовой  эпохи,  и  приобретала  статус  уникального  территори-

ального образования, связывающего пространства Европы, Азии и 

России .

Позже,  в  условиях  глобального  мира,  государство  занимающее 

этот своеобразный трансцивилизационный мост, уже не может, по-

добно Османской или Византийской империям, являться самодоста-

точным геополитическим актором, и его ориентация заключается в 

умелом лавировании между меняющимися интересами глобальных 

акторов . Геополитическая ориентация современной Турции как цен-

тральной контактной зоны Евразии главным образом зависит от сте-

пени влияния на нее евразийских и атлантистских сил, пытающихся 

воспользоваться выгодами ее положения, заверил докладчик .

Основатель Республики Турция Мустафа Кемаль Ататюрк пред-

лагает  новую  внешнеполитическую  линию,  отвечающую  геополи-

тическому положению страны . В 1920 — 1945 гг . Турция умело ла-

вирует между интересами Великобритании, Франции, СССР, Герма-

нии, США, не принимая сторону ни одного из глобальных акторов . 

В дальнейшем ориентация только на одну сторону глобального кон-

фликта США превращает Турцию в третьестепенную страну НАТО, 

обрекает на зависимое положение в регионе, конфликт с соседями . 

В конце 90-х гг . ХХ в . Турция вступает в заключительную стадию 

тяжелого  системного  кризиса,  схожего  с  современным  состояни-

ем многих арабских государств, в которых происходят революции . 

Семинар 3: Геополитика Ислама

Светская либерально-националистическая политическая элита стра-

ны,  ориентированная  на  США  и  Европу,  окончательно  растратила 

популярность .

В 2002 г . в Турции произошла смена элит и создание новой иде-

ологии, отвечающей всем требованиям современного миропорядка . 

Отказ от узкого исламизма, прямой антиамериканской, антиизраиль-

ской  риторики  провозглашение  главной  целью  внешней  политики 

вступление в ЕС . 

Мармар Ахмет Давутоглу в своей книге «Стратегическая глуби-

на»  излагает  принципиально  новую  концепцию  внешнеполитиче-

ской стратегии Турции, которая ставится в зависимость от ее сере-

динного, ключевого геополитического положения в Евразии, т .е . Ан-

каре необходимо строить свою политику в зависимости от баланса 

сил в мире, не поддерживать ни одного гегемона, лавировать между 

интересами США, ЕС, России, государств Ближнего Востока, играть 

на выгодах своего геополитического положения для распростране-

ния  влияния  Турции  в  регионе  и  мире .  Журналисты  назвали  эту 

концепцию «неоосманизмом», считая, что нынешнее правительство 

идет по пути восстановления Османской империи .

В завершении своего доклада Александр Сотниченко задался во-

просом, как России следует реагировать на усиление позиций Тур-

ции в регионе, и насколько такая политика соответствует интересам 

нашей страны? В качестве ответа, докладчик предложил вниматель-

но  изучать  историю  Турции,  ход  политического  и  экономического 

реформирования этой страны, и только после этого строить парал-

лели с нашим развитием . По мнению докладчика, в России сейчас 

наблюдаются схожие процессы, что и в Турции в ХХ в .: прозапад-

ная светская либеральная элита, которая не пользуется большим ав-

торитетом  в  обществе,  но  при  этом  оппозиционные  политические 

структуры размыты и не оформлены институционально . Возможно, 

положительный опыт соседей может пригодится для формирования 

политической линии, основанной на особых ценностях русской ци-

вилизации и специфике евразийского пространства .

Завершая семинар, профессор Дугин сказал о том, что тема «Гео-

политика Ислама» была рассмотрена с разных точек зрения, проведя 

параллели между геополитическими, концептуальными, метафизи-

ческими, теологическими аспектами исламской традиции, выявля-

Алтухов В. В.

 Обзор семинара


background image

114

115

ется необходимость в комплексных, возможно даже постмодернист-

ских  междисциплинарных  методологиях .  Пусть  приблизительно, 

пусть,  подчас,  эмпирически  или  эвристически,  эти  методологии 

устанавливали  бы  систему  соответствий  между  теми  или  иными 

концептами с культурно-цивилизационными, политико-стратегиче-

скими императивами .

 В докладах, прозвучавших с разных точек зрения, эти аспекты 

связаны, мы видим какое значение теология имеет для террористов, 

для  этносепаратистов,  для  крымских  татар  и  т .  д .  Куда  бы  мы  ни 

бросили наш взгляд в современном мире, анализ любой проблема-

тики, даже небольшого этнического конфликта требует привлечения 

огромного объема знаний из этносоциологии, геополитики, теоло-

гии, метафизики и люди, которые этими конфликтами занимаются, 

сплошь  и  рядом  обладают  колоссальным  недостатком  понимания 

всей сложности и всей полноты этой системы . Не стоит удивляться, 

что в таком случае мы становимся объектом манипуляции . 

Я думаю, что ученым, экспертам, специалистам по социологии 

международных  отношений,  всем  участникам  нашего  семинара 

Центра Консервативных Исследований необходимо работать в этом 

направлении, потому что со всех точек зрения, даже если некоторые 

аспекты могут показаться слишком абстрактными и отвлеченными, 

на самом деле они являются ключом к решению очень многих про-

блем . 

Несмотря на то, что мы с моральной точки зрения осуждаем все 

формы  терроризма,  но  исследовать  его  в  разных  идеологических 

предпосылках  является  чрезвычайно  важным  и  полезным,  просто 

необходимым и продуктивным с научной точки зрения . 

Семинар 3: Геополитика Ислама

а. г. дугин

Д . п . н ., Директор Центра Консервативных Исследований 

при социологическом факультете, зав . кафедрой Социологии международ-

ных отношений социологического факультета МГУ им . М .В .Ломоносова

геопоЛитиКа иСЛама

(ТЕЗИСы)

часть 1

геополитико-цивилизационный анализ ислама

1 .  Территории Ислама занимают в геополитическом райониро-

вании планеты 

промежуточную зону Rimland

 . Это означает, что с 

точки зрения великой войны континентов, ислам как геополитиче-

ское целое (позже рассмотрим, есть ли такое целое или до какой 

степени оно есть) принципиально 

двойственен

 . То есть он может 

быть  как 

евразийским

,  так 

и 

атлантистским

 .  Удиви-

тельно,  но  такой  простей-

ший  геополитический  ана-

лиз, который мы давно пред-

лагаем  сделать  всем,  сами 

исламские  геополитики  не 

делают .  Поэтому 

исламских 

геополитиков нет

 . Если бы 

исламские  геополитики  по-

явились,  то  сразу  в  дуаль-

ном  ключе: 

исламо-атлан-

тисты и исламо-евразийцы

 .

2 .  Исламская зона имеет 

три  идентичности:  смешан-

Профессор А. Г. Дугин


background image

116

117

ную  Rimland  as  Rimland,  Rimland  как  зона  контроля  Seapower  и 

Rimland как зона контроля Landpower .

3 .  Цивилизационно можно сказать, что евразийскими в Исла-

ме являются следующие черты: пустынное кочевничество древних 

бедуинов,  тюркизм  (от  степного  евразийского  прошлого)  и  (ча-

стично) иранизм (Персия как сухопутная империя) . Евразийскими 

являются также кланово-боевой афганизм и полиэтнический паки-

станизм (плюс Бангладэш) . Геополитическая идентичность тихоо-

кеанского и дальневосточного Ислама слишком удалена от основ-

ного театра геополитических игр, чтобы сейчас рассматриваться .

4 .  Цивилизационно атлантистскими являются в Исламе следу-

ющие черты: финикиизм (карфагенизм), ориентация на торговый 

строй, наивный буквализм, исламский модернизм, евроислам .

часть 2

Классические дихотомии евразийского

отношения к исламу  

1 .  Недавно  Ален  Сораль  написал  книгу  «Понять  империю» . 

Книга очень неплохая . Сораль, наряду с де Бенуа, самый интерес-

ный и пассионарный интеллектуал Франции . Его мысли о религии 

занятны, но чрезвычайно упрощены . На их фоне наши мысли на-

много весомее, а реконструкции намного основательнее . Только по 

этому контрасту (а не потому, что мы так уж настаиваем на этих 

соответствиях)  позволим  себе  воспроизвести  традиционную  для 

неоевразийства типологию геополитики и форм Ислама .

2 .  В религиозном стиле Ислама есть ряд, безусловно, евразий-

ских черт . Это — 

шиизм и суфизм

 . Эти два явления представляют 

собой полицентрическую систему толкования исламской доктри-

ны, соответствующую многополярности евразийской философии .

3 .  Если  вспомнить  наш  разговор  о  десекуляризации,  можно 

сказать, что шиизм и суфизм находятся 

на противоположном по-

люсе от наивности

 . Они наиболее 

философские

 . Особенно инте-

ресны крайние шииты — исмаилиты (федаины) . 

4 .  Атлантистскими  мы,  как  правило,  называем  такие  течения 

как 

салафизм, ваххабизм и «чистый Ислам»

, а также другие фор-

Семинар 3: Геополитика Ислама

мы исламского фундаментализма,  за счет того, что они служили 

американцам  инструментом  антисоветской  борьбы  при  двухпо-

лярном мире, а ранее англичанам для антиосманской консолида-

ции арабов .

5 .  Примерно  так  же  думают  наши  друзья  в  Европе  (включая 

мусульман — таких как Клаудио Мутти) .

6 .  Однако: после вторжения США в Афганистан талибы ока-

зались  лицом  к  лицу  с  чистыми  атлантистами  и  воюют  с  ними . 

Антиамериканизм среди фундаменталистов (включая салафитов и 

ваххабитов) очень силен . Абсурдно держаться (с нашей стороны) 

догм и сближений, если они 

опровергаются реальностью

 . Делая 

reality check, мы стоим на грани того, чтобы пересмотреть наше от-

ношение к радикальному суннитскому Исламу (в положительном 

ключе) . 

7 .  Может быть, и есть 

инструментализация

 этого направления 

со стороны атлантизма (как иначе объяснить участие Аль-Каиды в 

событиях в Ливии и многое другое?) Есть также 

основания

 видеть 

в ваххабитах 

проамериканскую

 силу, дестабилизирующую ситуа-

цию на Северном Кавказе . Но мы не можем отрицать очевидного:  

представители  этого  направления  борются  с  оружием  в  руках 

против атлантизма

 . Это значит многое . Это значит, мы должны 

отнестись к ним внимательнее . 

часть 3

геополитика шиизма/геополитика суннизма

  

1 .  События в арабских странах показывают 

географию шииз-

ма

 . Эта география может быть осмыслена геополитически . Хомей-

нистская  модель  не  ограничивалась  Ираном .  Она  распространя-

лась на Ирак, частично, Сирию, Бахрейн и Ливан . Шииты есть в 

Палестине . Этот шиитский мир ориентирован 

эсхатологически

 и 

сегодня крайне 

антиатлантистски

 . То есть шиизм в нынешнем 

состоянии (а если верить азербайджанцу Гамиду Хересчи, то речь 

идет о суправивенции исмаилизма, что представляет собой очаро-

вательную гипотезу) есть полюс евразийской сухопутной геополи-

тики . И поэтому все исламские силы и страны, симпатизирующие 

Дугин А. Г.

 

Геополитика Ислама (тезисы)


background image

118

119

Ирану,  должны  быть  нами  автоматически 

горячо  поддержаны

 . 

Каддафи имел тесные связи с Тегераном . В отличие от Мубарака 

или Бен Али, потому иранцы приветствовали их свержение .

2 .  Тут  можно  сделать  предположение:  нет  ли 

структурных 

связей

 между шиизмом и суфизмом в исламском (арабском) мире? 

Сходство есть в смысле неприязни к ним салафитов . Сходство есть 

в нюансированности мистических экзегез . Если у этого сходства 

есть геополитическое выражение, это могло бы стать интересным 

выводом . Каддафи, например, организовал в свое время конгресс 

суфиев в Триполи .

3 .  Суннизм  и  радикальный  суннизм  имеют  центром  Саудов-

скую Аравию (пустыню Наджд, родину Аль-Ваххаба) . Это вторая 

половина  арабско-ближневосточного  мира .  Вот  здесь  явный  ду-

ализм с шиитским полюсом . Эта оппозиция должна быть как-то 

геополитически  осмыслена:  если  шиизм  точно  евразийский,  то, 

скорее всего, здесь антишиизм означает 

антиевразийство

 . Но этот 

тезис надо более тщательно проверить . Мы берем эту аффирма-

цию пока с вопросительным знаком .

4 .  Турецкий  Ислам  стоит  строго  отделять  от  арабского .  Это 

тоже суннизм,  но  преимущественно  суфийский  и  особый 

тюрк-

ский

 . Быть может, стоит говорить именно о 

тюркском Исламе

, ко-

торый в целом является евразийским по своим цивилизационным 

ориентациям . A propos, разговоры о конфликте суннитской Турции 

и шиитского Ирана (Маргелов у Шевченко) совершенно безосно-

вательны . Сегодня как никогда отношения между этими странами 

гармонизированы .

часть 4

ислам и этнос

  

1 .  Вопрос об 

этническом

 начале в Исламе стоит остро . Здесь 

есть  разные  позиции .  От  радикального 

антиэтнизма 

Джемаля 

(Ислам уничтожает все формы идентичности, кроме новой уммы, 

объединенной трансцендентной верой) до 

гиперэтнизма

 Нухаева, 

который не просто настаивает на признании правомочности реаль-

но этнического Ислама в регионе Северного Кавказа (Чечня), но 

Семинар 3: Геополитика Ислама

и предлагает (как мы видели) 

этническую герменевтику Ислама 

в целом

 .

2 .  Не входя в дискуссии, констатируем следующее: э

тнический 

фактор объективно влияет на рецепцию Корана

 . Нельзя исклю-

чить, и даже более чем вероятно, что 

именно этнизм предопреде-

ляет  принадлежность  к  шиизму  и  конституирует  культуру  су-

физма

 . Конечно, шиизм — общеисламский универсальный выбор, 

но  предилекцией  к  нему  обладают  вполне  конкретные  этносы  и 

вполне конкретные культуры . Например, иранская . И чем более ра-

дикальный шиизм (от 12 к 7), тем более он этничен . 

3.  Этнос — это то, что стоит на стороне евразийских ин-

теграционных моделей империи

 . Этнос есть основа традиционной 

империи . Этнос означает плюральность локальных групп и соцве-

тие культурных отличий . Эти черты присущи нашей экстатической 

империи . Этнос — это конкретный животворный 

сакральный ор-

ганизм

 . Этнизация религиозных теорий сама по себе черта евра-

зийская, способствующая построению полицентричной 

теллуро-

кратической общности.

4 .  В этом смысле 

этнический Ислам ближе к евразийству, чем 

выхолощенный и универсалистский

 .

5 .  Поэтому этнизация Ислама должна быть принята нами по-

зитивно .

6 .  Это чистая теория . Конечно, разные силы в Исламе сража-

лись против русских исторически . Имамат Шамиля был органи-

зован на основе тарикатов и имел этническую подоплеку . Иными 

словами,  все  выделенные  моменты  автоматически  не  означают 

полной  гармонизации  империи  и  этносов .  Но 

империя  не  унич-

тожает этносы, а сохраняет их.

 Универсализм — в том числе 

и теологический — уничтожает этносы . В этом смысле салафизм 

последовательно антиэтничен . 

Вывод: надо укреплять связи евразийства с теми ветвями Ислама, 

которые: 1) находятся в максимальной оппозиции атлантизму (прин-

цип общего врага) и 2) созвучны изысканной и полицентричной па-

радоксальной идеологии неоевразийства (шиизм и суфизм) . 

Дугин А. Г.

 

Геополитика Ислама (тезисы)