Файл: Левиафан выпуск 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

130

131

Данная модель Кицикиса взята за основу в работе Самуила Хан-

тингтона  «Столкновение  цивилизаций» .  Если  посмотреть  немного 

по-другому на эту модель, то Запад — это цивилизация белого че-

ловека,  Восток  —  цивилизация  желтой  расы,  Юг  —  цивилизация 

черной расы, а промежуточный центр — исторически сложившийся 

на много позднее первых трех цивилизационных зон в процессе мо-

дернизации и вестернизации территорий бывшей Византии и позже 

Османской Империи . В процессе балканизации промежуточного ре-

гиона все отколовшиеся части были взяты под контроль Запада .

В  первой  модели  Макиндера-Бжезинского,  которая  является  в 

некотором  смысле  двумерной  моделью,  силы  Моря  сталкивают-

ся  в  плоскости  с  силами  Суши .  Модель  Кицикиса  также  является 

двумерной, где главную роль в рамках выделенных им четырех зон 

играют история и география . 

Третья геополитическая модель разработана чеченским мыслите-

лем Кож-Ахмедом Нухаевым, который в 1997 году ушел со всех пра-

вительственных и политических постов и занялся переосмыслением 

и геополитики и Ислама с тем, чтобы выдвинуть свой план мирного 

урегулирования российско-чеченского конфликта . А также для соз-

дания плана возрождения чистого коранического Ислама и Уммы в 

том виде, в котором ее создавал пророк Мухаммед . Геополитическая 

модель Нухаева, в отличие от упомянутых выше, в некотором смысле 

трехмерная: в дуализм Море-Суша он вводит понятие Горы . Между 

Горами и Сушей существует естественная основа для сотрудниче-

ства и союза, в отличие от третьего угла треугольника Моря, которое 

находится в естественном конфликте и с Сушей и с Горами . Как в 

геополитическом, так и в историческом и в метафизическом плане 

Горы и Суша должны сотрудничать для защиты своих территорий 

от угроз идущих с Моря . На этом фоне Нухаев разработал проект 

исламского трайбализма .

После того как были рассмотрены три геополитические модели 

перейдем к геополитике Аль-Каиды . Аль-Каида возникла в контек-

сте советского вторжения в Афганистан в 1979 году, который важен 

еще по двум другим причинам, а именно: Исламской революции в 

Иране, в ходе которой возникло первое исламское государство в му-

сульманском мире, и захвату центральной мечети Аль-Харам в Мек-

ке с требованиями уступок от власти . Можно сказать, что 1979 год 

Семинар 3: Геополитика Ислама

это зарождение современного исламизма в его самой радикальной 

форме, в форме всемирного джихада во имя всемирного исламского 

государства .

Аль-Каида это не столько центрально организованная иерархиче-

ская  организация,  сколько  сеть, 

network,  из  автономных  ячеек  и 

индивидов,  объединенных  ис-

ключительно  идеологией  исла-

мизма, которая основана на двух 

принципах: всемирный джихад и 

создание всемирного исламского 

госу-дарства . 

Идеология  исламизма,  на 

которой  построена  Аль-Каида, 

черпает  свои  основания  в  ра-

ботах  и  учениях  пакистанского 

мыслителя, философа и полити-

ка Маулана Маудуди, который в 

сотнях своих работ обосновывал 

тему мусульманского мира, свое 

видение  и  необходимость  все-

мирного джихада как императи-

ва, руководящего правильным и истинным наставлением для каж-

дого искренне верующего мусульманина . В учениях Маудуди джа-

хилийя в современном мире это не только западная цивилизация, но 

так же и мусульманская цивилизация, основанная на государствах 

в исламском мире, которые смешивают законы придуманные чело-

веком с законами, которые Аллах открыл мусульманам в Коране и 

Суне . Исходя из этого, всемирный джихад должен быть направлен 

не только против светских государств Запада, но и против светских 

государств Ближнего Востока и Северной Африки ради создания на-

стоящего исламского государства, в котором все мусульманское на-

селение подчиняется только законам Аллаха и руководство которого 

не имеет никакой законодательной власти и является исключитель-

но административным . По мнению Маулана Маудуди, создание хоть 

одного такого государства должно повлечь за собой реакцию доми-

но, т .е . такое государство должно сначала подчинить себе и ислами-

Кож-Ахмед Нухаев

Мансур-Мачей Яхимчик

 

Геополитика Аль-Каиды


background image

132

133

зировать своих соседей либо обращая их в Ислам, либо заставляя их 

согласиться на уплату налога на жизнь, признавая тем самым вер-

ховенство  Аллаха  и  исламского  руководства .  Постепенно  влияние 

исламского  государства  должно  распространиться  на  весь  мир .  В 

учениях Маудуди это рассматривается не как некая новая форма ко-

лониализма, империализма или терроризма, а как логический вывод, 

сделанный из предпосылки, что творец Вселенной, который открыл 

свои законы человечеству в священных писаниях, знает лучше, чем 

кто-нибудь другой, по каким законам человек должен жить для до-

стижения своей цели — вечной жизни в раю . Раз эти законы лучшие, 

то прямая задача мусульман распространить их на все человечество . 

Это  учение  Маудуди  развито  идеологами  братьев-мусульман,  в 

частности Хасаном аль-Банна, а также другими алимами, участво-

вавшими в джихаде в Афганистане против Советской интервенции и 

впоследствии основателями идеологии учений Аль-Каиды . 

Если проанализировать все действия Аль-Каиды на фоне моде-

ли Макиндера-Бжезинского, можно увидеть, что это защита от гео-

стратегии «Анаконды» . Если проанализировать их действия на фоне 

модели Кицикиса, то это тоже реакция, защита от попытки расчле-

нения  Центральной  зоны .  На  фоне  модели  Нухаева  эти  действия 

выглядят уже иначе, а именно: Аль-Каида поддерживает талибов и 

Ныне покойный Усама бен Ладен

Семинар 3: Геополитика Ислама

пуштунов, т .е . горцев, и не случайно Аль-Каеда снабжает моджахе-

дами кашмирцев, тоже горцев, против Индии . На фоне этой модели 

Афганистан под управлением талибов был первой страной, которая 

признала  Чеченскую  Республику  Ичкерия  независимым  государ-

ством, т .е . в котором пуштунская и талибанская идеология увидела 

своих союзников . 

Однако учения Нухаева по исламскому трайбализму идут совер-

шенно в ином направлении: он показывает, что исламизм со своей 

идеологией исламского государства это ложная идеология, основан-

ная на новшествах и модернизме, единственный способ защиты от 

которой является возврат к первой Умме пророка Мухаммеда, к ро-

доплеменному строю . Несложно предсказать, что этот образец воз-

рожденной  Уммы  свою  мобилизационную,  миротворческую,  жиз-

нетворную силу проявит в первую очередь по отношению к курдам, 

палестинцам,  берберам,  пуштунам,  кашмирцам,  косовским  албан-

цам, кипрским туркам и многим другим этносам на Ближнем Вос-

токе, в Средней Азии и в самой России, которые под воздействием 

исламистской пропаганды убеждены, что без «своего» «исламского 

государства»  они  обречены  либо  на  рабство  в  чужом  государстве, 

либо на хаос, анархию и войну всех со всеми, по афганскому сцена-

рию, предшествовавшему установлению талибанского режима .

Именно трайбалистская социальная среда, обусловленная брач-

ными и кровными узами, предопределяющими этническую природу 

всех родов и составленных из них народов, является той почвой, на 

которой Ислам приносит именно те плоды — истину, добро, красо-

ту, справедливость, порядок, — которые в совокупности и определя-

ют коранический смысл понятия «мир», тождественный понятиям 

«естественный порядок» и «исламский порядок» .

Мансур-Мачей Яхимчик

 

Геополитика Аль-Каиды


background image

134

135

а. в. муравьёв

К . и . н ., старший научный сотрудник ИВИ РАН

ХриСтианСКие Корни иСЛама

(ДОКЛАД)

Рассмотрим взаимоотношения российского социального и поли-

тического пространства с Исламом . Каким образом культурно про-

исходила эта встреча, и какой она может быть в будущем, учитывая 

произошедшие радикальные изменения условий этой встречи . Обо-

значим,  что  русское,  российское,  социальное  и  политическое  про-

странство рассматривается с православной точки зрения, т .е . Россия, 

которая опознает себя как русская, национальная и православная .

В России Ислам, вне зависимости от разновидности, всегда имел 

этническую форму . В древнерусские времена Ислам никакого един-

ства в русском менталитете не представлял и был некой дымкой . С 

религиозной точки зрения Ис-

лам в древней Руси рассматри-

вался в византийской оптике, 

т .е .  отношение  к  нему  было 

как  к  христианской  ереси .  В 

современном сознании право-

славных,  напротив,  прочно 

вселилась  уверенность,  что 

Ислам  никакого  отношения  к 

христианству не имеет . Также 

говоря  о  культурной  встречи 

древней  Руси  и  Ислама,  не-

обходимо  упомянуть  путеше-

ственников, известнейшим из 

А. В. Муравьев


background image

136

137

Семинар 3: Геополитика Ислама

которых был Афанасий Никитин . Мало кто отмечает, что Афанасий 

Никитин, пребывая в исламском мире, именует себя словом ходжа, 

т .е . человек, который совершил паломничество к святым местам в 

Мекку . 

Все дальнейшие представления об Исламе были крайне туманны . 

Ситуация  меняется  довольно  сильно  начиная  с  XVII  века .  Проис-

ходит постепенное становление двух факторов, которые привносят в 

русскую политику несколько важных проблем:

1. 

Во время всеобщего передела геополитического поля проис-

ходит становление мощного кавказского Ислама . Ученые и исто-

рики фиксируют, что еще в начале XVII века на территории Кавка-

за, а именно среди черкесов, карачаевцев, адыгов и других, очень 

сильное влияние имело христианство и местное язычество, но под 

влиянием спецслужб Турции и Ирана начинается насаждение на 

этих территориях Ислама . Одновременно с этим происходит обо-

стрение отношений кавказских обществ с Российской Империей, 

которые, нужно это отметить, были инспирированы зарубежными 

эмиссарами . 

2. 

Наряду с этими событиями разворачивалось противостояние 

западных государств, прежде всего Великобритании и Франции, с 

Османской Портой . Тогда Западу удалось вбить клин между Тур-

цией и Россией, поднять мощное арабское сопротивление против 

турецкого  государства .  Все  это  привело  к  тому,  что  Порта  пала . 

В ходе передела бывших османских территорий возникли предпо-

сылки для интеграции арабского мира, т .е . возврата к тем началь-

ным условиям, когда на южных арабских землях зародился Ислам 

и начал оттуда экспортироваться, в том числе и с завоеваниями, по 

всему Ближнему Востоку и, прежде всего, в Египет и Месопота-

мию . 

Развитие раннего Ислама — главным образом, экспансия, очень 

быстрая,  проходящая  под  религиозными  лозунгами,  при  этом  ни-

когда  не  исключавшая  из  своих  задач  торговый  и  экономический 

факторы . Т .е . исконный арабский Ислам изначально имел харизма-

тический религиозный компонент наряду с экономическим компо-

нентом . Динамику этих процессов демонстрирует развитие событий 

в захваченных турками византийских и иранских городах, где на ме-

сто традиционных структур инсталлировались арабские экономиче-

Муравьев А. В. 

Христианские корни ислама

ские структуры, на место автохтонных купцов приходили арабские 

торговцы . 

Ислам  как  феномен  смог  состояться  благодаря  идеям  панара-

бизма, Аль-Арабия, и необходимо отрефлексировать тот исконный 

контекст, в котором все происходило и как это развивалось после . 

Контекст этот, прежде всего, коранический и имеет несколько очень 

важных  характеристик .  Религиозный  аспект  вынесем  за  скобки  и 

рассмотрим политический, поскольку речь идет об Исламе и поли-

тике . 

1. 

Коран  себя  противопоставляет  нескольким  существующим 

моделям  социально-религиозной  организации  общества .  Это  иу-

даизм, христианство, язычество .

2. 

Расширение Уммы, т .е . расширение границ Ислама от пле-

менного  мира  Аравии  до  своих  максимальных  границ,  которые 

очень быстро ограничились . Важным является то, что распростра-

нение Ислама вплоть до тихоокеанского региона никак не связано 

с первоначальным импульсом и обязано, скорее всего, появлению 

таких эпифеноменов, как иранский Ислам и, впоследствии, туран-

ский Ислам, пришедший на родину тюрков, где коранический кон-

текст не имел арабских корней .

3. 

Коранический  универсализм .  Коран  написан  на  арабском 

языке,  который  выражает  божественную  сущность  напрямую  и 

поэтому является священным у мусульман . Здесь, пожалуй, будет 

Ближний Восток


background image

138

139

уместным  сравнение  с  отношением  древнерусских  книжников  к 

церковнославянскому  языку,  который  они  все  же  воспринимали 

как  язык  человеческий .  Арабский  же  почитается  мусульманами 

как язык, полученный от бога . Не смотря на это, ни в Коране, ни в 

ранних исламских документах не акцентируется внимание на эт-

ническом факторе, который сильно проседает под влиянием уни-

версалистских тенденций . 

Возникает вопрос, что повлияло на становление первоначального 

исконного семитского Ислама, так как он напрямую не выводится из 

племенного южно-арабского мира . Ответ на этот вопрос даст так же 

ответ и на еще один вопрос: почему Иоанн Дамаскин в списке ере-

сей на сотом месте упоминает Ислам? Распространенная в христи-

анском мире легенда гласит, что Мухаммед очень много почерпнул 

от некоего инока по имени Сергий, который научил его христиан-

ству, и оно уже в превращенной форме воплощенное в Исламе дало 

тот  харизматический  и  при  этом  универсалистский  элемент .  Воз-

никновение авраамической религии вытеснило изначальную южно-

арабскую религию . 

Как правило, мы имеем дело с четырьмя типами, феноменами Ис-

лама:

1. 

Коранический, семитский, арабский Ислам, имеющий уни-

версалистский,  экспансионистский  характер,  содержащий  в  себе 

ярко выраженную торгово-экономическую линию . Культура кора-

нического Ислама, прежде всего, культура арамео-язычного хри-

стианства, на которую наложились определенные племенные со-

циокультурные факторы .

2. 

Персидский Ислам, имеющий промежуточный характер . Не 

стоит забывать, что с VIII и вплоть до XII века персидский язык не 

был языком Ислама, в Иране использовался арабский язык . Появ-

ление первой литературы на фарси произвело культурную револю-

цию в Иране, который собственно и создал культуру Ислама . 

3. 

Третий  феномен  возник  при  переходе  Ислама  от  Ирана  к 

тюркским народам, которые были частично буддийскими, частич-

но языческими и т . д . Но принимали Ислам уже прошедший иран-

ский фильтр и во многом лишенный тех характеристик, которые 

делают  его  проблематичным  для  христиан .  Арабский  кораниче-

ский Ислам рассматривал христианство как нечто отрицательное, 

Семинар 3: Геополитика Ислама

искажающее истинный смысл .

4. 

Изолированные виды Ислама Северной Африки, Централь-

ной  Африки,  Индонезии,  которые  представляют  собой  совер-

шенно  особое  развитие  на 

племенной,  национальной 

основе,  схожие  по  своему 

типу общностей . 

Вывод: христианские кор-

ни в Исламе, как ни странно, 

и  дали  те  эффекты,  которые 

делают сотрудничество кора-

нического,  универсалистско-

го  Ислама  с  христианством 

таким 

проблематичным . 

Поэтому  для  русского  про-

странства  было  бы  наиболее 

желательно  соблюдать  боль-

шее  количество  культурных 

фильтров между точкой исконного Ислама и нами .

Муравьев А. В. 

Христианские корни ислама