ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1230
Скачиваний: 2
130
131
Данная модель Кицикиса взята за основу в работе Самуила Хан-
тингтона «Столкновение цивилизаций» . Если посмотреть немного
по-другому на эту модель, то Запад — это цивилизация белого че-
ловека, Восток — цивилизация желтой расы, Юг — цивилизация
черной расы, а промежуточный центр — исторически сложившийся
на много позднее первых трех цивилизационных зон в процессе мо-
дернизации и вестернизации территорий бывшей Византии и позже
Османской Империи . В процессе балканизации промежуточного ре-
гиона все отколовшиеся части были взяты под контроль Запада .
В первой модели Макиндера-Бжезинского, которая является в
некотором смысле двумерной моделью, силы Моря сталкивают-
ся в плоскости с силами Суши . Модель Кицикиса также является
двумерной, где главную роль в рамках выделенных им четырех зон
играют история и география .
Третья геополитическая модель разработана чеченским мыслите-
лем Кож-Ахмедом Нухаевым, который в 1997 году ушел со всех пра-
вительственных и политических постов и занялся переосмыслением
и геополитики и Ислама с тем, чтобы выдвинуть свой план мирного
урегулирования российско-чеченского конфликта . А также для соз-
дания плана возрождения чистого коранического Ислама и Уммы в
том виде, в котором ее создавал пророк Мухаммед . Геополитическая
модель Нухаева, в отличие от упомянутых выше, в некотором смысле
трехмерная: в дуализм Море-Суша он вводит понятие Горы . Между
Горами и Сушей существует естественная основа для сотрудниче-
ства и союза, в отличие от третьего угла треугольника Моря, которое
находится в естественном конфликте и с Сушей и с Горами . Как в
геополитическом, так и в историческом и в метафизическом плане
Горы и Суша должны сотрудничать для защиты своих территорий
от угроз идущих с Моря . На этом фоне Нухаев разработал проект
исламского трайбализма .
После того как были рассмотрены три геополитические модели
перейдем к геополитике Аль-Каиды . Аль-Каида возникла в контек-
сте советского вторжения в Афганистан в 1979 году, который важен
еще по двум другим причинам, а именно: Исламской революции в
Иране, в ходе которой возникло первое исламское государство в му-
сульманском мире, и захвату центральной мечети Аль-Харам в Мек-
ке с требованиями уступок от власти . Можно сказать, что 1979 год
Семинар 3: Геополитика Ислама
это зарождение современного исламизма в его самой радикальной
форме, в форме всемирного джихада во имя всемирного исламского
государства .
Аль-Каида это не столько центрально организованная иерархиче-
ская организация, сколько сеть,
network, из автономных ячеек и
индивидов, объединенных ис-
ключительно идеологией исла-
мизма, которая основана на двух
принципах: всемирный джихад и
создание всемирного исламского
госу-дарства .
Идеология исламизма, на
которой построена Аль-Каида,
черпает свои основания в ра-
ботах и учениях пакистанского
мыслителя, философа и полити-
ка Маулана Маудуди, который в
сотнях своих работ обосновывал
тему мусульманского мира, свое
видение и необходимость все-
мирного джихада как императи-
ва, руководящего правильным и истинным наставлением для каж-
дого искренне верующего мусульманина . В учениях Маудуди джа-
хилийя в современном мире это не только западная цивилизация, но
так же и мусульманская цивилизация, основанная на государствах
в исламском мире, которые смешивают законы придуманные чело-
веком с законами, которые Аллах открыл мусульманам в Коране и
Суне . Исходя из этого, всемирный джихад должен быть направлен
не только против светских государств Запада, но и против светских
государств Ближнего Востока и Северной Африки ради создания на-
стоящего исламского государства, в котором все мусульманское на-
селение подчиняется только законам Аллаха и руководство которого
не имеет никакой законодательной власти и является исключитель-
но административным . По мнению Маулана Маудуди, создание хоть
одного такого государства должно повлечь за собой реакцию доми-
но, т .е . такое государство должно сначала подчинить себе и ислами-
Кож-Ахмед Нухаев
Мансур-Мачей Яхимчик
Геополитика Аль-Каиды
132
133
зировать своих соседей либо обращая их в Ислам, либо заставляя их
согласиться на уплату налога на жизнь, признавая тем самым вер-
ховенство Аллаха и исламского руководства . Постепенно влияние
исламского государства должно распространиться на весь мир . В
учениях Маудуди это рассматривается не как некая новая форма ко-
лониализма, империализма или терроризма, а как логический вывод,
сделанный из предпосылки, что творец Вселенной, который открыл
свои законы человечеству в священных писаниях, знает лучше, чем
кто-нибудь другой, по каким законам человек должен жить для до-
стижения своей цели — вечной жизни в раю . Раз эти законы лучшие,
то прямая задача мусульман распространить их на все человечество .
Это учение Маудуди развито идеологами братьев-мусульман, в
частности Хасаном аль-Банна, а также другими алимами, участво-
вавшими в джихаде в Афганистане против Советской интервенции и
впоследствии основателями идеологии учений Аль-Каиды .
Если проанализировать все действия Аль-Каиды на фоне моде-
ли Макиндера-Бжезинского, можно увидеть, что это защита от гео-
стратегии «Анаконды» . Если проанализировать их действия на фоне
модели Кицикиса, то это тоже реакция, защита от попытки расчле-
нения Центральной зоны . На фоне модели Нухаева эти действия
выглядят уже иначе, а именно: Аль-Каида поддерживает талибов и
Ныне покойный Усама бен Ладен
Семинар 3: Геополитика Ислама
пуштунов, т .е . горцев, и не случайно Аль-Каеда снабжает моджахе-
дами кашмирцев, тоже горцев, против Индии . На фоне этой модели
Афганистан под управлением талибов был первой страной, которая
признала Чеченскую Республику Ичкерия независимым государ-
ством, т .е . в котором пуштунская и талибанская идеология увидела
своих союзников .
Однако учения Нухаева по исламскому трайбализму идут совер-
шенно в ином направлении: он показывает, что исламизм со своей
идеологией исламского государства это ложная идеология, основан-
ная на новшествах и модернизме, единственный способ защиты от
которой является возврат к первой Умме пророка Мухаммеда, к ро-
доплеменному строю . Несложно предсказать, что этот образец воз-
рожденной Уммы свою мобилизационную, миротворческую, жиз-
нетворную силу проявит в первую очередь по отношению к курдам,
палестинцам, берберам, пуштунам, кашмирцам, косовским албан-
цам, кипрским туркам и многим другим этносам на Ближнем Вос-
токе, в Средней Азии и в самой России, которые под воздействием
исламистской пропаганды убеждены, что без «своего» «исламского
государства» они обречены либо на рабство в чужом государстве,
либо на хаос, анархию и войну всех со всеми, по афганскому сцена-
рию, предшествовавшему установлению талибанского режима .
Именно трайбалистская социальная среда, обусловленная брач-
ными и кровными узами, предопределяющими этническую природу
всех родов и составленных из них народов, является той почвой, на
которой Ислам приносит именно те плоды — истину, добро, красо-
ту, справедливость, порядок, — которые в совокупности и определя-
ют коранический смысл понятия «мир», тождественный понятиям
«естественный порядок» и «исламский порядок» .
Мансур-Мачей Яхимчик
Геополитика Аль-Каиды
134
135
а. в. муравьёв
К . и . н ., старший научный сотрудник ИВИ РАН
ХриСтианСКие Корни иСЛама
(ДОКЛАД)
Рассмотрим взаимоотношения российского социального и поли-
тического пространства с Исламом . Каким образом культурно про-
исходила эта встреча, и какой она может быть в будущем, учитывая
произошедшие радикальные изменения условий этой встречи . Обо-
значим, что русское, российское, социальное и политическое про-
странство рассматривается с православной точки зрения, т .е . Россия,
которая опознает себя как русская, национальная и православная .
В России Ислам, вне зависимости от разновидности, всегда имел
этническую форму . В древнерусские времена Ислам никакого един-
ства в русском менталитете не представлял и был некой дымкой . С
религиозной точки зрения Ис-
лам в древней Руси рассматри-
вался в византийской оптике,
т .е . отношение к нему было
как к христианской ереси . В
современном сознании право-
славных, напротив, прочно
вселилась уверенность, что
Ислам никакого отношения к
христианству не имеет . Также
говоря о культурной встречи
древней Руси и Ислама, не-
обходимо упомянуть путеше-
ственников, известнейшим из
А. В. Муравьев
136
137
Семинар 3: Геополитика Ислама
которых был Афанасий Никитин . Мало кто отмечает, что Афанасий
Никитин, пребывая в исламском мире, именует себя словом ходжа,
т .е . человек, который совершил паломничество к святым местам в
Мекку .
Все дальнейшие представления об Исламе были крайне туманны .
Ситуация меняется довольно сильно начиная с XVII века . Проис-
ходит постепенное становление двух факторов, которые привносят в
русскую политику несколько важных проблем:
1.
Во время всеобщего передела геополитического поля проис-
ходит становление мощного кавказского Ислама . Ученые и исто-
рики фиксируют, что еще в начале XVII века на территории Кавка-
за, а именно среди черкесов, карачаевцев, адыгов и других, очень
сильное влияние имело христианство и местное язычество, но под
влиянием спецслужб Турции и Ирана начинается насаждение на
этих территориях Ислама . Одновременно с этим происходит обо-
стрение отношений кавказских обществ с Российской Империей,
которые, нужно это отметить, были инспирированы зарубежными
эмиссарами .
2.
Наряду с этими событиями разворачивалось противостояние
западных государств, прежде всего Великобритании и Франции, с
Османской Портой . Тогда Западу удалось вбить клин между Тур-
цией и Россией, поднять мощное арабское сопротивление против
турецкого государства . Все это привело к тому, что Порта пала .
В ходе передела бывших османских территорий возникли предпо-
сылки для интеграции арабского мира, т .е . возврата к тем началь-
ным условиям, когда на южных арабских землях зародился Ислам
и начал оттуда экспортироваться, в том числе и с завоеваниями, по
всему Ближнему Востоку и, прежде всего, в Египет и Месопота-
мию .
Развитие раннего Ислама — главным образом, экспансия, очень
быстрая, проходящая под религиозными лозунгами, при этом ни-
когда не исключавшая из своих задач торговый и экономический
факторы . Т .е . исконный арабский Ислам изначально имел харизма-
тический религиозный компонент наряду с экономическим компо-
нентом . Динамику этих процессов демонстрирует развитие событий
в захваченных турками византийских и иранских городах, где на ме-
сто традиционных структур инсталлировались арабские экономиче-
Муравьев А. В.
Христианские корни ислама
ские структуры, на место автохтонных купцов приходили арабские
торговцы .
Ислам как феномен смог состояться благодаря идеям панара-
бизма, Аль-Арабия, и необходимо отрефлексировать тот исконный
контекст, в котором все происходило и как это развивалось после .
Контекст этот, прежде всего, коранический и имеет несколько очень
важных характеристик . Религиозный аспект вынесем за скобки и
рассмотрим политический, поскольку речь идет об Исламе и поли-
тике .
1.
Коран себя противопоставляет нескольким существующим
моделям социально-религиозной организации общества . Это иу-
даизм, христианство, язычество .
2.
Расширение Уммы, т .е . расширение границ Ислама от пле-
менного мира Аравии до своих максимальных границ, которые
очень быстро ограничились . Важным является то, что распростра-
нение Ислама вплоть до тихоокеанского региона никак не связано
с первоначальным импульсом и обязано, скорее всего, появлению
таких эпифеноменов, как иранский Ислам и, впоследствии, туран-
ский Ислам, пришедший на родину тюрков, где коранический кон-
текст не имел арабских корней .
3.
Коранический универсализм . Коран написан на арабском
языке, который выражает божественную сущность напрямую и
поэтому является священным у мусульман . Здесь, пожалуй, будет
Ближний Восток
138
139
уместным сравнение с отношением древнерусских книжников к
церковнославянскому языку, который они все же воспринимали
как язык человеческий . Арабский же почитается мусульманами
как язык, полученный от бога . Не смотря на это, ни в Коране, ни в
ранних исламских документах не акцентируется внимание на эт-
ническом факторе, который сильно проседает под влиянием уни-
версалистских тенденций .
Возникает вопрос, что повлияло на становление первоначального
исконного семитского Ислама, так как он напрямую не выводится из
племенного южно-арабского мира . Ответ на этот вопрос даст так же
ответ и на еще один вопрос: почему Иоанн Дамаскин в списке ере-
сей на сотом месте упоминает Ислам? Распространенная в христи-
анском мире легенда гласит, что Мухаммед очень много почерпнул
от некоего инока по имени Сергий, который научил его христиан-
ству, и оно уже в превращенной форме воплощенное в Исламе дало
тот харизматический и при этом универсалистский элемент . Воз-
никновение авраамической религии вытеснило изначальную южно-
арабскую религию .
Как правило, мы имеем дело с четырьмя типами, феноменами Ис-
лама:
1.
Коранический, семитский, арабский Ислам, имеющий уни-
версалистский, экспансионистский характер, содержащий в себе
ярко выраженную торгово-экономическую линию . Культура кора-
нического Ислама, прежде всего, культура арамео-язычного хри-
стианства, на которую наложились определенные племенные со-
циокультурные факторы .
2.
Персидский Ислам, имеющий промежуточный характер . Не
стоит забывать, что с VIII и вплоть до XII века персидский язык не
был языком Ислама, в Иране использовался арабский язык . Появ-
ление первой литературы на фарси произвело культурную револю-
цию в Иране, который собственно и создал культуру Ислама .
3.
Третий феномен возник при переходе Ислама от Ирана к
тюркским народам, которые были частично буддийскими, частич-
но языческими и т . д . Но принимали Ислам уже прошедший иран-
ский фильтр и во многом лишенный тех характеристик, которые
делают его проблематичным для христиан . Арабский кораниче-
ский Ислам рассматривал христианство как нечто отрицательное,
Семинар 3: Геополитика Ислама
искажающее истинный смысл .
4.
Изолированные виды Ислама Северной Африки, Централь-
ной Африки, Индонезии, которые представляют собой совер-
шенно особое развитие на
племенной, национальной
основе, схожие по своему
типу общностей .
Вывод: христианские кор-
ни в Исламе, как ни странно,
и дали те эффекты, которые
делают сотрудничество кора-
нического, универсалистско-
го Ислама с христианством
таким
проблематичным .
Поэтому для русского про-
странства было бы наиболее
желательно соблюдать боль-
шее количество культурных
фильтров между точкой исконного Ислама и нами .
Муравьев А. В.
Христианские корни ислама