ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2383
Скачиваний: 5
Доклады
52
Обращаясь к Эдварду Саиду, историку литературы создав-
шему концепцию «ориентализма», отметим что представляется
фундамен-тальной его точка зрения, согласно которой, функциони-
рующее в сфере культуры понятие «Востока» является колониаль-
ным конструктом, который «обеспечивает господство европейцев
над колониальным миром, создавая тем самым негативные пред-
посылки для формирования идентичности «современного и «запад-
ного».
3
Данное положение совершенно оправданно, даже вне того,
особого смысла, который вкладывает в «ориентализм» Саид.
Действительно, воспринять как нечто единое совокуп-
ность различных предметов, не представляющих из себя це-
лого, можно, только если все они связаны с нами одного
рода отношениями. Не зная ничего об этих предметах,
легко перенести общность нашего отношения к ним на их
самих, создав, таким образом, иллюзию искусственного
единства, которая всецело поддерживается только нашим
незнанием и нежеланием знать. Эти предметы вне нас и
чужды нам, они не мы сами. Именно внешнее, отчужденное
к ним положение в сочетании с особого рода отношением
позволяет обобщать так смело.
Что может быть общего между Ираном, Индией и Япо-
нией, Китаем и Саудовской Аравией? Между индуизмом и
исламом мировоззренчески и догматически разверзлась го-
раздо большая пропасть, чем между исламом и двумя дру-
гими авраамическими религиями, христианством и
иудаизмом. Что связывает то этническое, культурное, ант-
ропологическое, мировоззренческое разнообразие, что на-
зывают «Востоком» или «Азией»? Только внешняя
инструменталисткая, колонизаторская в своей сущности по-
зиция человека Запада.
Чуждые европейцам народы и культуры, с которыми
они установили отношения колониального типа были объ-
единены в едином инструментальном по своему характеру понятии
«Восток». Этим объясняется тот факт, что зачастую к Востоку от-
носят большую часть мира, не только Азиатский материк, но и Аф-
рику, и пожалуй только боязнь полной нелепицы заставляет не
употреблять понятие «Восток» по отношению к Латинской Аме-
рике.
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
53
Точно также как применявшееся сначала только к Ближнему Вос-
току, Леванту, то есть части хорошо знакомой европейцам Средизем-
номорской ойкумены, понятие «Востока», «ориента» было
распространено на значительную часть мира вообще, так и понятие
Азии из обозначения Малоазийского полуострова стало названием
значительной части Старого Света. Понятие «Азия» так же искус-
ственно и чуждо всем «азиатам», которые на деле весьма разнятся
между собой, как и понятие «Востока». В определенной степени они
выступают как синонимы.
Понятия «Востока» и «Азии» как колониалистские кон-
цепты весьма в малой степени несут в себе смысл, связанный с
сущностным содержанием тех этносов и культур, которые во-
люнтаристким образом западными людьми были туда
включены. Формирующий их взгляд – взгляд извне, для кото-
рого все это многообразие выступает не в самом своем содер-
жании, но как другое, как обобщенное отрицание, как
отрицание той европейской культуры, с позиций которой исхо-
дит колонизатор. Это негативные формы, формы обобществ-
ленного Другого, «они» как они-группа в том смысле, какое в
это понятие вкладывал У. Самнер,
4
созданные европейцами и
воплощающие в себе их собственную негацию, те негативные
предпосылки формирования «Запада и современного мира», о
которых и пишет Саид. Азия и Восток – понятия совершенно
нигилистические.
Большим вопросом остается, не является ли столь же ни-
гилистическим понятие «Запада», отражающее представления,
тех культур, что относятся людьми «Запада» к «Востоку». Что
такое западная или европейская идентичность? Поиск ответа
на это вопрос чрезвычайно труден. Европа и Запад – это тоже
многообразие, не сводимое к тому выхолощенному концепту,
которое под Западом подразумевают вне его. Именно там,
опять-таки с внешней позиции, как определенного рода отри-
цание оно может иметь некий смысл. Западники возможны только вне
Запада. Идея единой Европы всегда была маргинальной и если широко
и циркулировала, то только в негативном смысле, в противопоставле-
нии себя воображаемому Востоку. Как отмечал Саид, в приведенном
нами выше фрагменте, идея «Востока» имела значение и для негатив-
ного формирования воображаемого самими европейцами образа Запада,
Се
минар Левиафан
Доклады
54
но этому образу не соответствовало никакое реальное единство, это
значение бывшее, максимум, проектным и остающееся таковым. Даже
сейчас именно в вопросе самоопределения, идентичности в главном
общеевропейском проекте – Европейском Союзе возникают наиболь-
шие трудности. Пока Союз был только и преимущественно экономи-
ческим объединением, такого вопроса не появлялось. Но как только
появились претензии на нечто большее, обнаружилась невозможность
найти на него ответ.
Многообразие народов, государств, конфессий, правовых систем
обладает многим сходными чертами в ряде случаев, в ряде слу-
чаев их почти нет, но это «оно» не действует как одно, не яв-
ляется единым. Ценности? Но европейские ценности теряют
свою «европейскость» становясь универсальными. Европей-
ские державы могли управлять всем миром, но не могли объ-
единиться между собой в рамках Европы, а сегодняшнее их
объединение наполнено существенными противоречиями.
Образ европейца, не важно «белого сахиба» или «пре-
зренного гяура» - тоже негативный. Только это негация куль-
тур, испытывающих колонизаторское воздействие. Их Другой.
Понятия Европы и Запада столь же неопределенны и нигили-
стичны как и понятия Востока и Азии.
Понятие Евразии, соединяющее эти две негации можно
назвать нигилистичным к квадрате. Уже исходя только из са-
мого термина, объединяющего два ничто в себе, Евразию
можно понять как обобщенное ничто, обобщенное взаимное
отчуждение угнетаемых и угнетателей, колонизаторов и коло-
низуемых, а также множество других негаций развертываю-
щихся параллельно этой оси. Дихотомия власти, правящего
класса, интеллигенции, элиты и народа в России, ее внутренняя
геополитика повторяет дихотомию Запада и Востока. Косная,
серая, ничего не понимающая масса народа, по отношению к
которой элита всегда выполняет модернизаторскую и просве-
тительскую функцию – наш внутренний Восток. Народ же восприни-
мает элиту как внутренний Запад – либо как «белого господина», либо
как колонизаторов, высасывающих из народа все соки.
Мышление в рамках этих двух конструкций, Европы и Азии и
приводит к осознанию негативного статуса России. Поэтому прав ве-
ликий предтеча евразийства Чаадаев - мы не принадлежим к «двум
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
55
великим семьям человечества» ни к Востоку, ни к Западу.
5
Запад не
выбирает для себя «Запад», Восток не выбирает для себя «Восток».
Этот спор возможен только в России. Только Россия может выбирать
между двумя нигизизмами – нигилизмом «восточным» («Запад») и ни-
гизизмом «западным» («Восток»). Выбирая «Запад» Россия становится
Сверх-западом и не-Западом одновременно, потому что такого «За-
пада», который выбирает Россия никогда нет и не было, потому что
она выбирает восточный нигилизм, концентрированное отрицание, все
то негативное, что ассоциируют с Западом его противники, то же самое
происходит и с Востоком. Не потому ли по-
пытки построить в России «Западное обще-
ство» оборачиваются абсорцией его
негативных свойств, а попытки оторваться
от него ведут в конечном счете к проявле-
нию таких «Восточных» характеристик
(грязь, деспотия, нищета, коррупция, лень),
какими ни одно «восточное» общество од-
новременно не обладало?
Определение Евразии как чего-то
иного, ни «Востока», ни «Запада», может
быть, конечно, помысленно и диалектиче-
ски, как отрицание отрицаний. К этому и шли первые евра-
зийцы, мысля Евразию как нечто особое, но их концепт, будучи
даже словесно синтетичным допускал и возможность слияния
двух негаций без их диалектического преодоления, в чем видно
некритическое отношение к понятиям Европы и Азии, Запада
и Востока. Сочетание тезисов многообразия культур и реаль-
ности окциентального и ориентального сослужило плохую
службу. Именно в преодолении, преодолении самой Евразии
может быть найден ее смысл, который в дуальной фиктивной
логике «Запада и Востока» всегда будет нигилистичным: либо
как слияние двух нигилизмов, и их обобществленное ничто,
либо как то, что ни является ни Западом, ни Востоком - а значит,
(вспомним Чаадаева) также ничто. Смысл этот – преодоление выше-
упомянутого дуализма, снятие его в пользу множественности, которое
предполагает не отвержение, а осмысление, понимание, по тому, что
даже фиктивное должно быть понято как таковое. Такое понимание - есть
первая ступень н а пути обозначенного преодоления. Иное по отношению
Се
минар Левиафан
Чаадаев П. Я.
Доклады
56
к фиктивному – это и есть настоящее, бытийное. Евразия – это ничто,
но в тоже время Евразия – все, это уникальная бытийная наполнен-
ность, великое разнообразие народов, культур, религий, хозяйственных
практик. Это «такое ничто, из которого должно произойти нечто».
6
Хайдеггер, комментируя данный пассаж Гегеля дает верный совет по
экзистенциальному взаимодействию с русским ничто «само бытие в
своем существе конечно и раскрывается в трансцеденции здесь-бытия
(Dasein), удерживающегося в ничто».
7
Русское, евразийское ничто - полнота бытия, которая проявляет
себя как ничтожное только по отношению к «Западно-Восточ-
ному», «Европейско-Азиатскому» дуализму. Сняв его можно
увидеть Россию и мир как невиданное богатство, полноту и
щедрость плюриверсум, вне сковывающих его универсалист-
ских схем, фиктивных различий и тождеств.
Обращение к многообразию и языку – это суть и смысл
изначального евразийства, которое как отмечает С. Глебов и
мировоззренчески и методологически выступило в качестве
предтечи структурализма и поструктурализма, в том, что каса-
ется России «разрушая старую славянофильскую диллему».
8
Мы говорим на чуждом нам языке восточно-западной, азиат-
ско-европейской дуальности, а потому Россия показывает нам
себя как немое или бессвязно бормочущее существо. Чтобы
услышать Россию, чтобы понять собственный язык, надо об-
ратиться к ней самой, сняв это разделение и обратившись к
собственной бытийственной множе-
ственности. Слышать голос русского
ничто – уже значит обратиться к нему
как всему. Максима - многообразие в
пределах России, и многообразие
вовне, вопрос о многообразии принци-
пиален, иначе, преодолев дуализм мы
обратимся не к исцеляющей и пре-
дельно наполненной плюральности, а к макси-
мальной лишенности универсализма.
Евразия – это не цель, не что-то реально су-
ществующее, не «цивилизация», не слияние За-
пада и Востока, Евразия это движение и подвиг преодоления, в том
числе преодоления самой себя.
Се
минар Левиафан
Докучаев В. В.