Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2405

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Доклады

42

геостратегия  и  начинается  этносоциология  или  мировоззренческое
кредо – для того, чтобы давать взвешенные и эффективные ответы на
проблему субъектно-политической реализации геополитической сти-
хийности в современных условиях.

Александр Дугин в своём капитальном своде «Основы геополи-

тики» пишет: «Главным законом геополитики является утверждение
фундаментального дуализма, отраженного в географическом устрой-
стве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм
выражается в противопоставлении «теллурократии» (сухопутного мо-
гущества) и «талассократии» (морского могущества). Характер
такого противостояния сводится к противопоставлению торго-
вой цивилизации (Карфаген, Афины) и цивилизации военно-
авторитарной (Рим, Спарта). В иных терминах, дуализм между
«демократией» и «идеократией». 

1

В этой формулировке мы видим характерное для класси-

ческой геополитики смелое обобщение, в котором выказывает
себя стремление к фундаментализации некоторой тенденции,
некоторой формы отношений, усматриваемой в - и выводимой
из - различных контекстов, как то: военно-стратегический, ци-
вилизационный, социально-психологический. 

Я отмечу два направления, на которых может развиваться

критика данного сверхобобщения. Первое из них касается тех
источников, из которых складывается геополитическая картина
в  изводе  Дугина:  здесь  я  обращаю  внимание  на  некоторые
нюансы построений классиков геополитики, которые как будто
закладывают концептуальные основы для осмысления двух ба-
зовых геополитических субъектов и их взаимоотношений. Вто-
рое тесно связано с первым и касается трактовки соотношения
географической пространственности с одной стороны и реаль-
ного сознания субъектов макрополитических отношений – с
другой. 

Итак, первое: представление о сущности теллурократии

и талассократии, претендующее на некую результирующую завершён-
ность и всесторонний охват, находится в довольно неоднозначном от-
ношении к тем концепциям, которые являются его источниками. Вот
как вкратце описывает Дугин субъект сухопутного могущества: «Тел-
лурократия», «сухопутное могущество» связано с фиксированностью
пространства и устойчивостью его качественных ориентаций   и

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №1 Пост-Геополитика

43

характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в осед-
лости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым
подчиняются крупные объединения людей: рода, племена, народы, го-
сударства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твер-
дости  этики  и  устойчивости  социальных  традиций.  Сухопутным
(особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предприни-
мательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность». 

1

Проблематичным здесь является, во-первых, соотношение

пар морской силы и сухопутного могущества с одной стороны

и  осёдлости  и  кочевничества  –  с  другой.  Известно,  что
автор концепции «географической оси истории» Хэлфорд
Макиндер,  выделяя  тип  «разбойника  суши»,  говорил
именно о чуждых статике кочевниках. При этом их роль
в  судьбе  цивилизации  –  и  это  уже  касается  второго  на-
правления критики – по Макиндеру является чисто меха-
нической.

Теория Макиндера об определяющем влиянии «раз-

бойников суши» на развитие цивилизации выглядит до-
статочно убедительной, учитывая то, какие колоссальные
культурно-цивилизационные  последствия  имело  евро-
пейское «великое переселение народов», спровоцирован-
ное натиском всадников с Востока, из недр континента.

2

Однако влияние это опознаётся как чисто механическое.
Природа этого импульса была не культурной, но стихий-
ной.  Выстроить  на  такой  основе  сухопутную  идентич-
ность не представляется возможным. 

Что  же  касается,  собственно,  культурно-цивилиза-

ционных аспектов сухопутной идентичности, взятых уже
на  основе  усмотрений  более  поздних  авторов,  то  здесь
также  следовало  бы  проявить  осторожность,  дабы  воз-
держаться  от  поверхностных  спекуляций.  Так,  «гипер-
осёдлый»  архетип  «осаждённой  крепости»,  столь

привычно ассоциируемый с идеалом консервативно-реакцион-
ного  «сухопутного»  государства  и,  кроме  того,  православно-
ме ссианским 

концептом 

«катехона», 

оказывает ся

ст руктурно  а н а л о г и ч н ы м   м о д е л и   п л а т о н о в с ко г о   г о с у-
д а р с т в а ,   ч ь и м   с и м в о л о м   и   и с т о ко м   в   с ф е р е   в о о б р а ж е -
н и я   я в л я е т с я   к а к   р а з   ко р а б л ь   п о с р е д и   бу ш у ю щ и х   в о д .  

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

44

Далее, весьма сомнительными представляются соображения о том,

что такая характерная черта либерального общества как индивидуа-
лизм могла развиваться на базе отношений, которые складываются кол-
лективе  корабельной  команды.  В  ситуации,  когда  группа  людей
нуждается в чёткой согласованности действий и однозначности ком-
муникации в режиме противостояния враждебной стихии, развитие
индивидуалистического паттерна с трудом представляется возможным
- разве что речь шла бы о ситуации свершившегося кораблекрушения…

Возвращаясь к Макиндеру, уместно также отметить, что его тезис

о «геграфической оси истории» в основе своей имеет довольно
прозаическую экспликацию. Макиндер говорит о непрерывном
пространстве транзита в перспективе развития железнодорож-
ных сетей как о стратегическом преимуществе государства, за-
нимающего  срединное  положение.  В  этом  соображении  о
выгоде срединного положения коренится и его формула: «кто
контролирует Евразию, тот контролирует весь мир». Здесь он
не принимает в расчёт те преимущества, которые даёт державе
развитие мореплавания. Уже установка Мэхана является пол-
ностью противоречащей установке Макиндера. 

Если по Макиндеру главным приоритетом является сре-

динное положение государства, то по Мэхану – его морская
мощь. Аргументация Макиндера обнаруживает свою привязку
к историческому моменту. Таким образом, он упускает, а упус-
кая сам, обнаруживает для нас значение фактора научно-тех-
нического  развития  в  истории  отношений  общества  и
пространства. 

Теперь обратимся к определению Морской силы – так, как

оно сформулировано автором «Основ геополитики»: «Талассокра-
тия», «морское могущество» представляет собой тип цивилизации,
основанной на противоположных установках. Этот тип динами-
чен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты
- кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индиви-
дуального предпринимательства. Индивидуум как наиболее подвижная
часть коллектива возводится в высшую ценность, при этом этические и
юридические нормы размываются, становятся относительными и подвиж-
ными. Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюциони-
рует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной
лишь внутреннюю идентичность общей установки». 

1

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №1 Пост-Геополитика

45

Опять же, спору нет, что нечто, соответствующее этому описа-нию,

имеет место. Однако вопрос квалификации этого явления – другое дело.
Сам Карл Шмитт, во многом «одушевивший» силы Суши и Моря, при-
дав им животный статус  и назвав их Бегемотом и Левиафаном, пред-
остерегает  нас  от  попытки  внеисторической  фундаментализации
сухопутно-морского дуализма и рассмотрения его в синхронистском раз-
резе. Шмитт настаивает: тот факт, что планета поделена между силами
суши и моря, которые в действительности ведут между собой борьбу,
означает лишь то, что так исторически сложилось. И Великобритания

на определённое время стала воплощением талассократии не по-
тому, что была предопределена к этому своим географическим
положением (иначе – почему ничего подобного не произошло,
например, с Японией), а потому, что оказалась к этому готова в
силу сочетания исторических обстоятельств и волевого фактора,
которому Шмитт, как известно, отводит решающую роль.

Далее, целый ряд существенных признаков, определяющих по

Шмитту «номос земли», делают более чем проблематичным его ассо-
циацию с традиционным обществом и «Востоком» дугинского резуль-
тирующего  ассоциативного  ряда  Суши.  Так,  военный  аспект
«сухопутного закона» предполагает, во-первых, строгую определён-
ность и принципиальную роль государственных границ, во-вторых, на-
личие  регулярной  армии  и  определённых  правил  военной  игры,
призванных обеспечить невовлечение гражданского населения в воен-
ные действия. Тот очевидный факт, что ничто из перечисленного не
было свойственно системе отношений в мире традиционных обществ,
делает невозможным утверждение о том, что «номос земли» был при-
сущ всем политическим образованиям древности.

Таким образом, получается, что комплиментарным и шмиттов-

скому видению геополитической реальности, и, кстати, евразийской
концепции месторазвития (Савицкий), является геополитический пос-
сибилизм, развивавшийся в своё время  во Франции (Видаль де ля
Блаш) и в некотором смысле являющийся предтечей современных экс-

травагантных теорий.

« К р и т и ка   ч р е зм е р н о го   во з ве л и ч и ва н и я   п р о с т р а н -

ственного фактора у Ратцеля привела Видаля да ля Блаша
к выработке о собой геополитиче ской концепции по ссиби-
лизма»  -  даёт  на  этот  счёт  краткую  справку  Дугин.  « С о -
г л а с н о   э т о й     к о н ц е п ц и и ,     п о л и т и ч е с к а я     и с т о р и я

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

46

имеет  два  аспекта:  пространственный  (географический)  и
временной(исторический). Географический фактор отражен в окру-
жающей среде, исторический в самом человеке. Видаль де ля Блаш
считал, что ошибка немецких «политических географов» в том, что
они считают рельеф детерминирующим фактором политической исто-
рии государств. Тем самым, по мнению де ля Блаша, принижается фак-
тор  человеческой  свободы  и  историчности.  Сам  же  он  предлагает
рассматривать географическое пространственное положение как «по-
тенциальность»,  «возможность»,  которая  может  актуализоваться  и
стать действительным политическим фактором, а может и не
актуализоваться. Это во многом зависит от субъективного фак-
тора от человека, данное пространство населяющего».  

Принимая во внимание справедливость сказанного, сле-

дует отметить, что при всей эвристической ценности геополи-
тических моделей, построение идентичности от геополитики
оказывается делом если и не бесполезным, то скорее опасным,
чем обязательным – в силу того, что чревато оно с одной сто-
роны парализующим политическое воображение географиче-
ским  детерминизмом,  с  другой  –  основанными  на
неадекватных  трактовках  и  историософских  предрассудках
спекуляциями.

Давая же непредвзятый срез комплекса классической гео-

политики с учётом всех нюансов дискуссии на тему географи-
ческой  детерминации,  мы  найдём  в  её  центре  именно
окказионалиста - Шмитта, который показывает себя как некое
«всё», из которого могут черпать и от которого могут отталки-
ваться как «дуалисты», так и «постгеополитики».  

Библиография

1) Дугин А.Г. Основы Геополитики. М.: Арктогея, 2000
2) Роль «разбойников моря» при этом с очевидностью достаётся
норманнам. Однако – обратите внимание – их «морская»
принадлежность не улавливается ни в чисто географических терминах
деления планетарного пространства на хартланд и внутренний и внешний
полумесяцы, ни в социо-культурных: норманны позднее всех европейских
народов оставили традиции предков, у германцев же научились осёдлости,
освоив феодальный способ производства.

Се
минар Левиафан