Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2329

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Доклады

202

народ избранный, так рассеян избранный народ Но-
вого  Завета  –  поляки,  за  то,  что  не  сумели  отстоять
Польшу перед лицом, в т.ч., русской экспансии.

Интересно, что само понятие мессианизма в поль-

скую философию ввёл Юзеф Хёне-Вронский, фило-
соф-математик.

7

У  Вронского  главным  двигателем,

мессией человечества к торжеству абсолютного добра
выступала философия. (У А. Мицкевича мессией была
уже Польша, и польский народ).

8

Исполнителями этого

мессианизма у Вронского призваны стать славяне как
цельная категория, особенно русские. Он видел в качестве ко-
лонн, на которых будет держаться мир, двух царей – Римского
епископа и Русского царя. 

В 1851 г. Вронский изложил свои идеи в открытом письме

русскому императору. Он благосклонно относился к монархи-
ческому строю, а в консервативном Священном  Союзе конти-
нентальный держав - Пруссии, России и Австрии усматривал
орудие всечеловеческой миссии, противостоящее либерально-
позитивистскому европейскому лагерю, к которому склонялась
польская интеллектуальная мысль. 

Вронский отрицал возможности романо-германской фи-

лософии вознестись над собственными идеалистическими и
романтическими идеями. Это по плечу только славянам, осо-
бенно русским. Вронский предвосхитил в некоторой степени
В. Соловьёва и его философию всеединства, к которой при-
мыкали в своих взглядах некоторые евразийцы (Л. Карсавин).   

Мессианизм  поляка  Вронского  –  мессианизм  славяно-

фильский,  это  интеллектуальный  переход  от  идеи  России-
Третьего  Рима  к  идее  польского  мессианизма,  где  не
отрицается историческая миссия Руси, а подчёркивается с ещё
большей силой. Анджея Товянского, провозгласившего месси-
анство исключительно польское, Вронский называл плагиато-
ром. 

Философское  обоснование  геополитических  взглядов

Хёне-Вронского  соотносится  с  геополитическими  устремле-
ниями России и, главное, отчасти совпадает с евразийским ви-
дением  роли  России  как  одного  из    самодостаточных
геополитических центров.  

Се
минар Левиафан

Ю. Хёне-

Вронский


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

203

В рамках теории Цымбурского «России как острова» Польша, с

её вхождение в ЕС, является не «территорией-проливом», а куском,
примыкающим к романо-германской платформе. «Проливами» высту-
пают  сегодня  Украина  и  Белоруссия.  Метафизическое  понимание
Вронским исторической миссии русских не противоречит мировоззре-
нию самих русских. 

В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы соз-

дания IV Речи Посполитой, что напрямую затрагивает интересы Рос-
сии. 

Проект 

предполагает 

формирование 

особого

национально-культурного  ландшафта  в  местах  компактного
проживания представителей польской ирреденты в рамках гло-
бальной консолидации польской нации. Идеологами строитель-
ства  IV  Речи  Посполитой  введено  понятие  т.н.  «Малой
Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей
земли, населённые преимущественно этническими поляками
или про - польски настроенными католиками из числа белору-
сов и украинцев. 

В данной инициативе просматривается стремление соз-

дать религиозно – культурную среду с преобладанием польской
культуры и католичества римского обряда. В Польше насчиты-
вается 400 тыс. православных (1% населения). Местами их ком-
пактного проживания являются приграничные с Белоруссией и
Украиной польские воеводства. Активная работа с польской
православной общественностью и интеллектуальной элитой
позволит создать этническую прослойку, духовно ориентиро-
ванную на Россию, что немаловажно. В условиях размывания
этнических  границ  между  западными  белорусами  и  восточ-
ными поляками православный ареал, захватывающий земли
нынешней Польши, послужит «площадкой», на которой сможет
укрепиться православное влияние, что укладывается в фило-
софско-политическую концепцию Вронского.

В 1918 г. в Польше работал Мессианский институт, по-

пуляризировавший труды Вронского. Сегодня они не востребованы, и
немногие польские интеллектуалы знают об этом мыслителе, довольно
популярном в Европе XIX ст. Его труды «Проспект мессианизма»,
«Предвестник мессианизма», «Судьба  Франции, Германии и России
как  пролегомены    к  мессианизму»  заслуживают  рассмотрения  под
новым углом зрения, исходя из сегодняшних геополитических реалий.

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

204

В их переиздании заинтересована, прежде всего, Россия. Тем более,
что согласно прогнозам директора «Стрэтфор» Джорджа Фридмана,
страны «Междуморья» вновь приобретут важное геостратегическое
значение, как это было в довоенное время.

9

Главное место в консоли-

дации «Междуморья» от Балтики до Чёрного моря отводится Варшаве.   

ВЫВОДЫ: наиболее жёсткое противодействие евразийской идео-

логии наблюдается у западных границ Русско-православной ойкумены.
На востоке к провозглашаемому славяно-тюркскому симбиозу отно-
шение более лояльное. Насущной проблемой является необхо-
димость  охвата  идеологией  евразийства  западной  части
Русского мира. В виду географической близости Украины и Бе-
лоруссии к Римско-католическому брустверу в лице Польши и
концепциям польского мессианизма, задрапированного в идео-
логию европеизма, тезисы о славяно-тюркском синтезе звучат
для местных интеллектуалов оксюмороном, несмотря на то,
что непосредственно на Украине родились Савицкий, Флоров-
ский, а евразиец Сувчинский вообще был поляком. Поэтому
геополитическая философия Юзефа Хёне-Вронского может
послужить семантическим противоядием от теории польского
мессианизма в его русофобском изводе и западноцентричной
идеологии в виде украинства, белорусизма или белорусского
литвинства. 

Ссылки:  

1. Селиверстов С.В. «От евразийства ХХ века к евразийству XXI века»

2. «Инновационное евразийство: каким ему быть?» «Казахстанская правда»

№336-337 11.12.2010

3. VoaNews 4.05.2010

4. В. Цымбурский «Остров Россия»

5. В. Цымбурский «Остров Россия» vs «остов Россия»

6. Agnieszka Zielińska «Kim był Andrzej Towiański»

7. Н. Гаврюшин «Игумен из Пинска о польском мессианизме»

8. А. Мицкевич «Польский пилигрим», «Книги польского народа и польского пилигри-

мства»

9. George Friedman “Geopolitical journey with George Friedman” www.stratfor.com

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

205

Библиография:

1. Н. Данилевский «Россия и Европа»
2. В. Цымбурский «Остров Россия»
3. В. Цымбурский «Геополитика с позиции слабости»
4. В. Цымбурский «Геополитика для «евразийской Атлантиды»
5. В. Цымбурский «Земля за великим лимитрофом: от «России-Евразии» к «России в
Евразии»
6. Ю. Хёне-Вронский «Проспект мессианизма»
7. Ю. Хёне-Вронский «Предвестник мессианизма»
8. Ю. Хёне-Вронский «Судьба  Франции, Германии и России как пролегомены  к мес-

сианизму»
9. В. Соловьёв «Исторические дела философии»
10. В. Соловьёв «Духовные основы жизни»
11. В. Соловьёв «Россия и вселенская церковь»
12. О. Неменский «IV Речь Посполитая: взгляд на Восток»

Се

минар Левиафан

Страны с преобладанием славянского населения


background image

Доклады

206

Феномен левого евразийства и 
критика евразийства слева

Андрей Коваленко

аспирант кафедры социологии 
международных отношений
социологического факультета МГУ

В  литературе,  касающейся  исследования  евразийства,

распространено неверное утверждение, что левое евразийство,
во-первых, является лишь побочным и малозначительным от-
ветвлением классического евразийства Савицкого и Трубец-
кого,  во-вторых,  что  оно  самим  своим  появлением  обязано
агентуре ОГПУ и НКВД, действующей преимущественно в
Париже и отчасти в Праге. Многие исследователи евразийства
признают тот факт, что так называемое левое крыло евразий-
ского движения в эмиграции сформировалось благодаря дей-
ствиям агента ГПУ Сергея Эфрона, напрямую получавшего
финансирование из Москвы. В настоящей статье мы постара-
емся вкратце детально рассмотреть допустимость таких пред-
положений, рассмотреть институциональные и теоретические
основы деятельности левых евразийцев в среде русскоязычной
белой эмиграции в 20-е гг. XX века. 

Стоит начать с того, что утверждения об «агентурной»

природе левого евразийства не могут соответствовать действи-
тельности по многим причинам. Так, согласно биографу Цве-
таевой (жены С.Эфрона) А. Саакянц, Эфрон стал добровольно
работать на советскую разведку — ГПУ лишь в 1931 г., а по
материалам другого исследователя евразийства А. Исаева, вер-
бовка Эфрона ГПУ произошла в 1932 г. В том и другом случае
это произошло уже после формирования и даже распада левое-
вразийской группы, составлявшей Евразийский семинарий в
Кламаре (1927–1928) и выпускавшей «Евразию» (1927–1929). Ту же
самую точку зрения — что Эфрон в период своего участия в газете
«Евразия» еще не работал на советские спецслужбы — высказывает
авторитетный французский исследователь евразийства М. Ларюэль.
С другой стороны, согласно архивным данным советской внеш-
ней  разведки,  поступающее  по  каналам  НКВД  агенту  Эфрону

Се
минар Левиафан