ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2416
Скачиваний: 5
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
197
и по сей день именно как на-
учная парадигма. Это другой
структурализм, чем тот, что
известен нам по книгам евро-
пейских ученых, в его форми-
ровании огромную роль
сыграло не только осмысле-
ние языка, но и пространства
и взаимосвязи с простран-
ством
социальной
среды, но это полно-
ценная научная тра-
диция
со
своей
развитой методоло-
гией, которая может
быть рассмотрена как реальная альтернатива или существенное до-
полнение как к постструктурализму, так и классическому структу-
рализму.
В то же время, то, что привлекает нас в структурализме евро-
пейском, есть и в евразийском структурализме. И даже более. В нем
уже есть структуралистские концепции географии, геополитики и
истории, в нем огромную роль играет осмысление реальности
нашей страны и ее структурного единства. Вся методология этого
научного направления строилась на анализе нашей страны, а точнее
нашей цивилизации, а потому может быть с успехом применена к
осмыслению реальности России и мира и на новом витке истории.
Библиография:
1. Андерсон П. На путях диалектического материализма. [Электронный ре-
сурс] URL: http://www.scepsis.ru/library/id_1803.html (дата обращения
12.10.2010).
2. Глебов С. Евразийство между империей и модерном. М.: 2010.
3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: 2001.
4. Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков. [Электронный ресурс]
URL: http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns13.htm (дата обращения 12.10.10)
5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии М.: Аспект Пресс, 2000.
6. Серрио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма
в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е гг. М.,2001.
7. Якобсон Р. К Характеристике евразийского языкового союза / Jakobson R. Selected
writings: Phonological studies. Berlin, 2000
Се
минар Левиафан
Клод Леви-Стросс
Доклады
198
Границы евразийства и их преодоление
Владислав Гулевич
политический аналитик, публицист,
член Союза журналистов Украины
Ключевые слова: идеология евразийства, геополитика,
«страны-проливы», польский мессианизм, Хёне-Вронский;
Key words: Eurasian ideology, geopolitics, “strait-territories”,
Polish messianism, Hoene-Wronski;
Говоря о евразийстве, есть смысл определить те геогра-
фические и ментальные границы, за которыми можно говорить
уже о столкновении евразийства с другими идеологиями на-
ционального развития или их взаимодействии.
На восточных границах Российской Федерации евразий-
ство не заканчивается. Всем известна приверженность этой
идеологии президента Казахстана Назарбаева.
1
Будучи одним
из самых влиятельных среднеазиатских государств, Казахстан
(наряду с Узбекистаном) является безусловным тяжеловесом в
среднеазиатском регионе. Но, учитывая геополитическое со-
перничество Ташкента и Астаны, ареал евразийства в средне-
азиатском регионе ограничивается преимущественно
территорией Казахстана, поскольку Душанбе и Ашхабад, и, в
особенности, Ташкент всё более дистанцируются от России,
оставаясь равнодушными к теориям более тесной, чем суще-
ствующие на сегодняшний день, геополитической и цивилиза-
ционной интеграции с Москвой в единый механизм.
Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, для которых
могла бы быть приемлемой евразийская формула славяно-
тюркского союза. Таджики – персоязычный народ, которые,
если строго следовать логике вышеуказанной формулы, не впи-
сываются в союз славян и тюрков даже этнически. Учитывая
геополитическую важность Таджикистана для безопасности России,
что связано с проблемой исламизации республики и с проблемой аф-
ганских наркотиков, и не забывая о внимании к нему со стороны За-
пада, имеет смысл раздвинуть концептуально-идеологические
границы евразийской идеологии, дабы не оставить иранские народы в
стороне.
Се
минар Левиафан
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
199
Лояльное отношение к евразийству со стороны казахстанской
элиты позволяет рассматривать Астану как самую мощную «евразий-
скую платформу» на восток от России, но здесь возникает ряд вопро-
сов. Идеология евразийства предполагает духовно-политическое
лидерство какого-то одного, самого пассионарного народа-государст-
венника. В России это, конечно же, русские. Но в Казахстане – это ка-
захи.
2
Евразийство русское и евразийство казахстанское будут
окрашены немного в разные тона, с учётом политики официальной
Астаны по «мягкому выдавливанию» не казахов из системы госуправ-
ления. При таких тенденциях через пару десятков лет русских
среди правящей казахстанской элиты практически не останется.
Казахи в условиях моноэтничности будут единственным этно-
сом, формирующим и обыгрывающим идеологию евразийства.
Слова посла США в РК Ричарда Хоугланда, что Казахстан – по-
истине евразийская держава, которая отлично справляется с за-
дачей сохранения баланса между основными игроками в
регионе благодаря своей политике многовекторности, наводят
на мысль, что евразийство сугубо казахстанское для Вашинг-
тона предпочтительное евразийства русского.
3
Русское евразий-
ство вкупе с евразийством президента Назарбаева станет
сильнее, но при условии сохранения определённой иерархии.
Суть евразийства – в славяно-тюркском единении. На сегодня
Казахстан чуть ли не единственный союзник российского евра-
зийства. Главное для казахстанской элиты – избежать соблазна
рокировки славяно-тюркского союза, как квинтэссенции евра-
зийства, в союз тюрко-славянский, где России будет отведена
вспомогательная роль. Вопрос, готовы ли к этому казахстанские
элиты, остаётся открытым.
Наиболее стойкое неприятие евразийства наблюдается на
западе. В отличие от среднеазиатских элит, чьё противление
имеет скорее экономическую подоплёку, западный барьер на
пути евразийства складывается не только из экономики и поли-
тики, но и из культурно-философской топики, присущей западной ци-
вилизации. С приближением к центральным областям Украины и
Белоруссии, как некогда исконно русских территорий, количество по-
тенциальных сторонников евразийства начинает таять, и уже на Запад-
ной Украине и ближе к польско – белорусской границе их найти
практически не возможно. Имеет место наложение культурных кругов
Се
минар Левиафан
Доклады
200
(Николай Данилевский, Лео Фробениус) – западно-католического и
русско-православного, зоной соприкосновения которых являются укра-
инская и белорусская территория. Здесь идеология России-Третьего
Рима встречает противодействие идеологии польского мессианизма,
как духовно-политического оформления польской внешней политики
на восточном направлении.
Если обратиться к критическим замечаниям о евразийстве с гео-
политической точки зрения, стоит отме-
тить взгляды Вадима Цымбурского
(уроженца Львова). Его главный упрёк
евразийству в том, что евразийская гео-
политика придаёт чрезмерно большое
значение культурной комплементарно-
сти России и Востока, продвижению на
Восток, кооперации с Востоком, в ущерб пониманию Запада.
Такая геополитическая гемиплегия означает пассивность на За-
паде, и активность, иногда вялую, на Востоке. По Цымбур-
скому, активизация усилий российской дипломатии на
восточном направлении преимущественно была вспомогатель-
ным, отвлекающим средством, совпадающим по времени либо
с невозможностью отстаивания своих интересов на западных
рубежах ввиду собственной слабости, либо же, напротив, с
целью отвлечения внимания при подготовке того же «натиска
на Запад».
В то же время Цымбурский не считал, что Россия яв-
ляется сугубо континенталистской державой, поскольку не
весь хартленд находится под её контролем. Россия не является
также и европейской державой. Европейской она была тогда,
«когда наши танки стояли в нескольких днях марш-броска от
Ла-Манша».
Теория «стран-проливов» Цымбурского, изложенная в его
работе «Остров Россия» рассматривает прилегающие к России
государства как переходящий приз, а сама «Россия обретает черты ги-
гантского острова внутри континента, русского острова с иноэтниче-
скими вкраплениями». Россия диффузно переходит из собственно
России в не Россию (как это было с Российской империей и СССР).
«Такие государства то включают эти воды в свое геополитическое тело,
подступаясь к континенту и захватывая на нем плацдармы,
Се
минар Левиафан
Вадим Цымбурский
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
201
то замыкаются в островном ядре, заставляя море служить им защитой
от континентальных революций и гегемоний».
4
У Цымбурского России
свойственно сухопутное «островитянство», т.к. страны-соседки отде-
ляют её, словно остров, от платформы германо-романской цивилиза-
ции. Вся российская геополитика – это сцена борьбы между
континенталистской геополитической парадигмой (евразийства) и па-
радигмой «островитянства», где первая не отвечает принципам куль-
турной тождественности России. Россия, от которой откололись её
евразийские куски в лице Казахстана, Узбекистана или Украины, Мол-
давии и Белоруссии не перестала быть Россией .
5
Она лишь
вернулась в свой «островной» кокон, отдав эти «территории-
проливы» под чужой контроль, и замкнувшись в своём сухо-
путном «островитянстве» перед очередным прыжком.
3. Философское наполнение польского мессианизма (А.
Мицкевич, А. Товянский, Ю. Хёне-Вронский) и философия
евразийства
Наиболее враждебная идеологическая атмосфера по отно-
шению не только к евразийству, но и к России в целом наблю-
дается на Западе. Условным водоразделом, не считая
Прибалтики, служит линия Лида – Пинск (Белоруссия) – Жи-
томир – Винница (Украина) – Бэлць – Кишинёв (Молдавия). Ки-
шинёв сегодня – политический эпицентр «румынизации»
Молдавии в рамках идеи Великой Румынии, а по линии Лида –
Пинск и Житомир – Винница проживает наибольшее количе-
ство поляков (Лида в Белоруссии) и Житомир (на Украине), вер-
ных идее польского мессианизма, неотделимой от польской
культуры, начиная с XVIII в.
Мессианистами были литераторы и идеологи польской го-
сударственности Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, фило-
софы Бронислав Трэнтовский, Анджей Товянский и прочие.
Причём, последний из них являлся автором целой философской
концепции, названной его именем – товианства. Существенную
роль в нём играют представления о «колоннах» бессмертных духов,
действующих через людей, о миссиях отдельных народов и о послан-
цах Бога, через которых осуществляется Провидение.
6
К таким послан-
цам Товянский причислял Наполеона и себя. Польша у Товянского –
единственная католическая и вместе с тем единственная христианская
страна - мессия. Как в Ветхом Завете были рассеяны евреи,
Се
минар Левиафан