Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2332

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

197

и по сей день именно как на-
учная парадигма. Это другой
структурализм,  чем  тот,  что
известен нам по книгам евро-
пейских ученых, в его форми-
ровании  огромную  роль
сыграло не только осмысле-
ние языка, но и пространства
и  взаимосвязи  с  простран-

ством 

социальной

среды, но это полно-
ценная  научная  тра-
диция 

со 

своей

развитой  методоло-
гией,  которая  может
быть рассмотрена как реальная альтернатива или существенное до-
полнение как к постструктурализму, так и классическому структу-
рализму.

В то же время, то, что привлекает нас в структурализме евро-

пейском, есть и в евразийском структурализме. И даже более. В нем
уже есть структуралистские концепции географии, геополитики и
истории,  в  нем  огромную  роль  играет  осмысление  реальности
нашей страны и ее структурного единства. Вся методология этого
научного направления строилась на анализе нашей страны, а точнее
нашей цивилизации, а потому может быть с успехом применена к
осмыслению реальности России и мира и на новом витке истории.

Библиография:

1. Андерсон П. На путях диалектического материализма. [Электронный ре-
сурс] URL: http://www.scepsis.ru/library/id_1803.html (дата обращения
12.10.2010).
2. Глебов С. Евразийство между империей и модерном. М.: 2010.

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: 2001.
4. Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков. [Электронный ресурс]
URL:  http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns13.htm (дата обращения 12.10.10)
5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии М.: Аспект Пресс, 2000.
6. Серрио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма
в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е гг. М.,2001.
7. Якобсон Р. К Характеристике евразийского языкового союза / Jakobson R. Selected
writings: Phonological studies. Berlin, 2000 

Се

минар Левиафан

Клод Леви-Стросс


background image

Доклады

198

Границы евразийства и их преодоление

Владислав Гулевич

политический аналитик, публицист,
член Союза журналистов Украины

Ключевые слова: идеология евразийства, геополитика,

«страны-проливы», польский мессианизм, Хёне-Вронский;

Key words: Eurasian ideology, geopolitics, “strait-territories”,
Polish messianism, Hoene-Wronski;

Говоря о евразийстве, есть смысл определить те геогра-

фические и ментальные границы, за которыми можно говорить

уже о столкновении евразийства с другими идеологиями на-

ционального развития или их взаимодействии. 

На восточных границах Российской Федерации евразий-

ство не заканчивается. Всем известна приверженность этой

идеологии президента Казахстана Назарбаева.

1

Будучи одним

из самых влиятельных среднеазиатских государств, Казахстан

(наряду с Узбекистаном) является безусловным тяжеловесом в

среднеазиатском регионе. Но, учитывая геополитическое со-

перничество Ташкента и Астаны, ареал евразийства в средне-

азиатском  регионе  ограничивается  преимущественно

территорией Казахстана, поскольку Душанбе и Ашхабад, и, в

особенности, Ташкент всё более дистанцируются от России,

оставаясь равнодушными к теориям более тесной, чем суще-

ствующие на сегодняшний день, геополитической и цивилиза-

ционной интеграции с Москвой в единый механизм. 

Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, для которых

могла  бы  быть  приемлемой  евразийская  формула  славяно-

тюркского союза. Таджики – персоязычный народ, которые,

если строго следовать логике вышеуказанной формулы, не впи-

сываются в союз славян и тюрков даже этнически. Учитывая

геополитическую важность Таджикистана для безопасности России,

что связано с проблемой исламизации республики и с проблемой аф-

ганских наркотиков, и не забывая о внимании к нему со стороны За-

пада,  имеет  смысл  раздвинуть  концептуально-идеологические

границы евразийской идеологии, дабы не оставить иранские народы в

стороне. 

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

199

Лояльное  отношение  к  евразийству  со  стороны  казахстанской

элиты позволяет рассматривать Астану как самую мощную «евразий-
скую платформу» на восток от России, но здесь возникает ряд вопро-
сов.  Идеология  евразийства  предполагает  духовно-политическое
лидерство какого-то одного, самого пассионарного народа-государст-
венника. В России это, конечно же, русские. Но в Казахстане – это ка-
захи.

2

Евразийство  русское  и  евразийство  казахстанское  будут

окрашены немного в разные тона, с учётом политики официальной
Астаны по «мягкому выдавливанию» не казахов из системы госуправ-

ления. При таких тенденциях через пару десятков лет русских
среди правящей казахстанской элиты практически не останется.
Казахи в условиях моноэтничности будут единственным этно-
сом, формирующим и обыгрывающим идеологию евразийства.
Слова посла США в РК Ричарда Хоугланда, что Казахстан – по-
истине евразийская держава, которая отлично справляется с за-
дачей  сохранения  баланса  между  основными  игроками  в
регионе благодаря своей политике многовекторности,  наводят
на мысль, что евразийство сугубо казахстанское для Вашинг-
тона предпочтительное евразийства русского.

3

Русское евразий-

ство  вкупе  с  евразийством  президента  Назарбаева  станет
сильнее, но при условии сохранения определённой иерархии.
Суть евразийства – в славяно-тюркском единении. На сегодня
Казахстан чуть ли не единственный союзник российского евра-
зийства. Главное для казахстанской элиты – избежать соблазна
рокировки славяно-тюркского союза, как квинтэссенции евра-
зийства, в союз тюрко-славянский, где России будет отведена
вспомогательная роль. Вопрос, готовы ли к этому казахстанские
элиты, остаётся открытым. 

Наиболее стойкое неприятие евразийства наблюдается на

западе. В отличие от среднеазиатских элит, чьё противление
имеет скорее экономическую подоплёку, западный барьер на
пути евразийства складывается не только из экономики и поли-

тики, но и из культурно-философской топики, присущей западной ци-
вилизации.  С  приближением  к  центральным  областям  Украины  и
Белоруссии, как некогда исконно русских территорий, количество по-
тенциальных сторонников евразийства начинает таять, и уже на Запад-
ной  Украине  и  ближе  к  польско  –  белорусской  границе    их  найти
практически не возможно. Имеет место наложение культурных кругов

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

200

(Николай Данилевский, Лео Фробениус) – западно-католического и
русско-православного, зоной соприкосновения которых являются укра-
инская и белорусская территория. Здесь идеология России-Третьего
Рима встречает противодействие идеологии польского мессианизма,
как духовно-политического оформления польской внешней политики
на восточном направлении.

Если обратиться к критическим замечаниям о евразийстве с гео-

политической точки зрения, стоит отме-
тить  взгляды  Вадима  Цымбурского
(уроженца Львова). Его главный упрёк
евразийству в том, что евразийская гео-
политика  придаёт  чрезмерно  большое
значение  культурной  комплементарно-
сти России и Востока, продвижению на
Восток, кооперации с Востоком, в ущерб пониманию Запада.
Такая геополитическая гемиплегия означает пассивность на За-
паде, и активность, иногда вялую, на Востоке. По Цымбур-
скому,  активизация  усилий  российской  дипломатии  на
восточном направлении преимущественно была вспомогатель-
ным, отвлекающим средством, совпадающим по времени либо
с невозможностью отстаивания своих интересов на западных
рубежах ввиду собственной слабости, либо же, напротив, с
целью отвлечения внимания при подготовке того же «натиска
на Запад». 

В  то  же  время  Цымбурский  не  считал,  что  Россия  яв-

ляется  сугубо  континенталистской  державой,  поскольку  не
весь хартленд находится под её контролем. Россия не является
также и европейской державой. Европейской она была тогда,
«когда наши танки стояли в нескольких днях марш-броска от
Ла-Манша». 

Теория «стран-проливов» Цымбурского, изложенная в его

работе «Остров Россия» рассматривает прилегающие к России
государства как переходящий приз, а сама «Россия обретает черты ги-
гантского острова внутри континента, русского острова с иноэтниче-
скими  вкраплениями».  Россия  диффузно  переходит  из  собственно
России в не Россию (как это было с Российской империей и СССР).
«Такие государства то включают эти воды в свое геополитическое тело,
подступаясь  к  континенту  и  захватывая  на  нем  плацдармы,

Се
минар Левиафан

Вадим Цымбурский


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

201

то замыкаются в островном ядре, заставляя море служить им защитой
от континентальных революций и гегемоний».

4

У Цымбурского России

свойственно сухопутное «островитянство», т.к. страны-соседки отде-
ляют её, словно остров, от платформы германо-романской цивилиза-
ции.  Вся  российская  геополитика  –  это  сцена  борьбы  между
континенталистской геополитической парадигмой (евразийства) и па-
радигмой «островитянства», где первая не отвечает принципам куль-
турной тождественности России. Россия, от которой откололись её
евразийские куски в лице Казахстана, Узбекистана или Украины, Мол-

давии и Белоруссии не перестала быть Россией .

5

Она лишь

вернулась в свой «островной» кокон, отдав эти «территории-
проливы» под чужой контроль, и замкнувшись в своём сухо-
путном «островитянстве» перед очередным прыжком. 

3. Философское наполнение польского мессианизма (А.

Мицкевич,  А.  Товянский,  Ю.  Хёне-Вронский)  и  философия
евразийства

Наиболее враждебная идеологическая атмосфера по отно-

шению не только к евразийству, но и к России в целом наблю-
дается  на  Западе.  Условным  водоразделом,  не  считая
Прибалтики, служит линия Лида – Пинск (Белоруссия) – Жи-
томир – Винница (Украина) – Бэлць – Кишинёв (Молдавия). Ки-
шинёв  сегодня  –  политический  эпицентр  «румынизации»
Молдавии в рамках идеи Великой Румынии, а по линии Лида –
Пинск и Житомир – Винница проживает наибольшее количе-
ство поляков (Лида в Белоруссии) и Житомир (на Украине), вер-
ных  идее  польского  мессианизма,  неотделимой  от  польской
культуры, начиная с XVIII в. 

Мессианистами были литераторы и идеологи польской го-

сударственности Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий,  фило-
софы Бронислав Трэнтовский, Анджей Товянский и прочие.
Причём, последний из них являлся автором целой философской
концепции, названной его именем – товианства. Существенную

роль в нём играют представления о «колоннах» бессмертных духов,
действующих через людей, о миссиях отдельных народов и о послан-
цах Бога, через которых осуществляется Провидение.

6

К таким послан-

цам Товянский причислял Наполеона и себя. Польша у Товянского –
единственная католическая и вместе с тем единственная христианская
страна  -  мессия.  Как  в  Ветхом  Завете  были  рассеяны  евреи,

Се

минар Левиафан