Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2331

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Доклады

192

Евразийцы применяли понятие «структура» не только к языку, но

и географии и истории. Так в отклике на статью Савицкого «Подъем и
депрессия в древнерусской истории» Н. Трубецкой пишет «История до
сих пор была наукой глубоко атомистичной и привила атомистический
подход к фактам всем, даже молодым историкам. Ваша попытка при-
менения структурального подхода к историческим фактам именно по-
тому и остается непонятной «профессиональным историкам». Но я
убежден, что это – единственно правильный путь». 

2

Атомистичному восприятию мира фактов, характерному для по-

зитивизма, евразийцы противопоставляли понятие структуры,
лежащей в основе любого фактического многообразия. В лин-
гвистике Пражская школа первая выдвинула идею бинарных
оппозиций. Роман Якобсон установил 12 бинарных акустиче-
ских признаков, составляющих фонологические оппозиции,
которые, по его утверждению, являются языковыми универса-
лиями, лежащими в основе любого языка. В дальнейшем метод
бинарных оппозиций был с успехом применен Леви-Строссом
к анализу мифа. Петр Савицкий утверждал в качестве общего
принципа интерпретации фактов концепцию «периодической
системы сущего», строго организованной и структурированной
методики выявления повторов и совпадений в истории, геогра-
фии, экономике и лингвистике. Своими учителями Савицкий
считал Д.И. Менделеева и российского географа и почвоведа
В.В. Докучаева.

Патрик Серио писал, что Трубецкой, Савицкий, Якобсон

были неоплатониками. Феноменальный мир для них был лишь
отражением  ноуменального.  В  мире  феноменов  мы  видим
лишь части более крупного целого, но при правильном методе
познания можно приблизиться к пониманию закономерностей
существующих на ноуменальном уровне. Структурализм евра-
зийцев  носил  онтологический  характер,  отличаясь  этим  от
структурализма Соссюра. Если структура Соссюра – менталь-
ный конструкт, создаваемый с аналитическими целями, то для евра-
зийцев  –  это  заранее  заданный  онтологический  исток,
раскрывающийся в различных феноменах.

6

Рассмотрим  чуть  подробнее  как  структурализм  евразийцев,  в

целом описанный выше воплощался в конкретных областях знания:
лингвистике и географии.

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

193

Николай Трубецкой отмечал существование структурного сход-

ства между строем языка туранских народов и их духовным миром.
Языкам финно-угорским и тюркским свойственна звуковая гармония
гласных, которая в духовном плане соответствовала холисткому, созер-
цательному характеру туранского мировоззрения, не склонному к ра-
ционализированию.  Этот  туранский  код,  воплощающийся  в  строе
языков, дает возможность расшифровать свойственные всем евразий-
ским народам черты, в том числе и тем, что принадлежат славянской
группе, составляя константное ядро особости народов Евразии.

Лингвистические воззрения Н. Трубецкого были во мно-

гом фундированы консервативными философскими представ-
лениями К. Н. Леонтьева. Вслед за Леонтьевым Трубецкой в
программной статье «Вавилонская башня и смешение языков»

5

продвигает идею желательности и благотворности плюрально-
сти и диверсификации культур и языков. Трубецкой  в своих ис-
следованиях отрицал характерное для 19 века представление о
существовании единого индоевропейского языка (поиск его,
означал  оправдание  интернациональной  культуры).  В  то  же
время историческое развитие языков с его точки зрения  - это
процесс регресса, современные языки гораздо проще класси-
ческих языков древности (санскрита, древнееврейского, древ-
негреческого).  Границы  между  языками  и  культурами  для
Трубецкого играли огромную роль.

Понятие «отграничения» стало ключевым в фонологиче-

ских  исследованиях  ученого  и  вошло  затем  в  классический
структурализм. В частности, в труде «Основы фонологии». Тру-
бецкой разделяет фонетику – науку о материальной стороне
звука и фонологию – науку об «обозначающем» в языке. Важ-
ный фонологический тезис состоит в утверждении того, что
именно  смыслоразличительные  единицы  играют  ключевую
роль в звуковом строе языка.

5

Смыслоразличительная функция

приобретается фонетической единицей только в том случае,

если единица представляет собой часть оппозиции. Граница и различие
предстают перед нами как необходимые условия смыслообразования,
культуры и духовной жизни человека. Как отмечает, С. Глебов такое
влияние к понятиям границы и различия, унаследованным от Соссюра,
имело  и  другой  источник,  не  только  структурную  лингвистику,  но
прежде всего философию Константина Леонтьева.

2

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

194

Важным является и следующий тезис Трубецкого из «Вавилон-

ской башни и смешения языков», согласно которому возможно суще-
ствование  таких  языковых  общностей,  возникающих  как  результат
контактного и конвергентного развития, где языки приобретают общие
признаки в процессе исторического сосуществования. Сам ученый на-
зывает такие общности «языковыми союзами». В качестве примера
можно привести балканский языковой союз, включающий греческий,
албанский, болгарский, македонский, румынский (включая арумын-
ский, истрорумынский, мегленорумынский языки), а также перифе-
рийно сербо-хорватский и турецкий языки.

Его идеи в этом направлении были продолжены Рома-

ном Якобсоном, его крестником и учеником, также актив-
ным деятелем евразийского движения. Якобсон выдвинул
гипотезу «евразийского языкового союза», в основе кото-
рого лежат языки с «фонологическим различием согласных
по твердости и мягкости» и отсутствием политонии.

7

В ре-

зультате, границы евразийского языкового союза, мира не
знающего политонии, но использующего мягкость соглас-
ных совпадают с описанными евразийцами историко-куль-
турным  миром  Евразии.  Так  даже  близкородственные
языки, такие как карельский и финский отличаются именно
по этим признакам, и мы видим, что Финляндия относится
к западной цивилизации и была чужда русскому историко-
культурному  пространству  даже  после  присоединения  к
России в отличие от Карелии. 

Якобсон  в  своих  трудах  высоко  ценил  советского

ученого Д.К. Зеленина, который описал систему табу у
народов Евразии и обнаружил единообразие словесных
запретов среди различных этнических групп. По мнению
Якобсона  Зеленин  «устанавливал  общеевразийские
черты отношения говорящих к слову», 

7

более того, «на-

учные концепции, построенные на внеевразийских язы-
ковых табу неприменимы к евразийскому материалу». 

7

Таким образом методы языкового структурализма развиваемые
Трубецким и Якобсоном уже ими самими применялись в сопря-
жении с географической реальностью («фонологическая геогра-
фия Якобсона») и главным здесь был поиск структур, лежащих
в основе единства народов России-Евразии.

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

195

Практически  неоцененна  роль  П.  Савицкого  в  формировании

взглядов Н. Трубецкого и Р. Якобсона, как и его роль в истории струк-
турализма. Как уже отмечалось, основными своими предшественни-
ками  Савицкий  считал  Менделеева  и  Докучаева.  Главной  чертой
подхода Савицкого к географии, позволившей Якобсону назвать его
«основателем структуральной географии» был комплексный подход, в
котором предлагалось системное исследование территории, данных
физической географии, климатологии, биологии, почвоведения и ис-
тории человеческих обществ.

2

При такой постановке вопроса, где в

центр  внимания  ставится  месторазвитие,  то  есть  холисткий
концепт, объединяющий социально-историческую среду и ха-
рактеристики территории, необходимо как можно более разно-
стороннее,  но  в  то  же  время  сфокусированное  описание
географического мира. Это требовало сведения локального опи-
сания множества внешне не связанных отдельных характери-
стик  воедино,  то  есть  применения  метода  «увязки»,
улавливания сопряженности разноплановых явлений,

7

поста-

новки  вопроса  о  взаимоотношениях  между  различными  ча-
стями  системы,  решение  вопроса  о  параллелизме  структур,
совсем казалось бы различных. В такой ситуации именно эти
взаимоотношения становятся  главной проблемой научного ис-
следования, их выявление, корректное описание и объяснение
существующих связей – главная задача ученого.

Этот вариант географического структурализма Савиц-

кого, где основное внимание уделяется именно отношениям
элементов, а не им самим, затем будет продублирован Леви-
Строссом и его учениками, воспринявшим эту идею через
Якобсона. Этот метод напрямую уходит в российскую гео-
графическую  традицию,  в  частности  к  Василию  Василь-
евичу Докучаеву, который в своей работе «Учение о зонах
природы»  отмечал, что современная ему география непра-
вильно  основное  внимание  уделяла  различным  фактам,

тогда как необходимо в центр внимания географии ставить соотно-
шения, «закономерные взаимодействия, которые и составляют сущ-
ность  познания  естества  ». 

2

Эту  точку  зрения  разделяет  и

развивает Савицкий, но именно примат структуры, то есть, прежде
всего, системы отношений над элементами всегда признавался от-
личительной чертой структурализма.

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

196

В  призме  концепции  Савицкого  Евразия  предстает  автаркией,

применение структурного метода позволяет выявить целый комплекс
особенностей, которые выделяют Россию-Евразию в отдельный мир,
иначе структурированный, чем миры Запада и Востока, где соответ-
ственно любое сравнение между ними теряет свой смысл.

Евразийский структурализм – генетическая связь и мировоззрен-

ческие коннотации со структурализмом классическим.

Рассматривая исторический контекст взаимоотношений структу-

рализма и евразийцев, важно отметить, что главная фигура француз-
ского структурализма Клод Леви-Стросс был учеником Романа
Якобсона.

Более того, как мы видели выше через Якобсона ба-

зовая идея о приоритете связей над элементами, зародившаяся
у Савицкого, также перешла к Леви-Строссу и далее. Сам факт
того, что вопреки Фердинанду де Соссюру открыто выступав-
шему против применения своих концепций к исследованию
структур  родства,  Леви-Стросс  обратился  именно  к  ним,  а
затем к мифу, объясняется влиянием и прямым советом Романа
Якобсона .  Британский марксист, Пери Андерсон, критикуя
структуралистов, отмечал, что «Соссюр предостерегал против
злоупотребления аналогиями и экстраполяциями из области
науки, которой он занимался, неудержимо множившимися в
последние десятилетия. Он писал, что язык является «такого
рода человеческим институтом, что все другие человеческие
институты, за исключением письма, могут лишь ввести нас в
заблуждение относительно его действительной сущности, если
мы поверим в их аналогию». Действительно, он выделил род-
ство и экономику — те две системы, с ассимиляцией которых
в язык Леви-Строс положил начало структурализму в качестве
общей теории, — как несоизмеримую с ним». 

1

Даже мировоззренческие позиции Стросса и евразийства

в том, что касается множественности культур, плюральности,
цветущей  сложности,  позитивной  оценке  различий  между
культурами и негативной - тенденций к универсализации, «мировой
цивилизации», общем подходе к пониманию неевропейских культур
совпадают. Антиколониальный и антишовинистический, антирасист-
ский  дискурс  евразийцев  был  продолжен  структуралистами  и  по-
стструктуралистами.  Евразийцы  были  во  многом  первыми  и
предложили свой вариант структурализма, который остается актуален

Се
минар Левиафан