ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2418
Скачиваний: 5
Семинар №1 Пост-Геополитика
27
Если нет полюса Моря, тогда исчезает любое препятствие для
внешней экспансии Суши, отметил Коровин. Следовательно, можно
осуществлять экспансию на те пространства, которые мы считаем нуж-
ными для себя, устанавливать контроль и патронирование над теми го-
сударствами, которые нам представляются интересными. Следует
действовать открыто, так, как будто мы имеем дело с никем не завое-
ванным, неосвоенным пространством. Если западное общество погру-
жено в шизофреническое самокопание, геополитических полюсов не
существует, а концепция О’Туатайла в контексте постмодерна доми-
нирует, то мы открываем для себя все возможности. Главное
проблемой для нас является описание этих возможностей: что
мы в итоге хотим. «Мы представили себе, что сопротивления
нет, что все возможности открыты, можем двигаться куда
хотим, и контролировать все что хотим. Но что мы хотим?», -
это, по мнению Коровина, самая главная проблема для тех, кто
занимается формированием внешней политики в России.
Необходимость самоидентификации
Резюмируя обсуждение, последовавшее за основной
частью семинара, профессор Дугин отметил, что высказанные
реплики требуют от участников дальнейшего обращения к про-
блематике идентичности.
Если идет речь о вхождении российского общества в по-
стмодерн, следует определить, кто такие «мы», которые входят
в постмодерн. Необходимо понять, каково внутреннее, автоном-
ное содержание российской идентичности на сегодняшний мо-
мент. Это содержание не исчерпывается тем, что мы «ни
Восток, ни Запад», или «и Восток, и Запад одновременно» - оба
этих концепта, как отметили Л. Савин и А. Бовдунов, являются
пустыми. Для того чтобы дискурс мультиполярности, обосно-
вание идеологии многополярного мира были последователь-
ными, следует определиться с тем, кто именно является носителем
этой идеологии, обосновать собственную идентичность, подчеркнул
проф. Дугин.
Се
минар Левиафан
Обзор
28
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно обозначить некоторые предпосылки
к формированию геополитики многополярного мира:
1. Социальная парадигма фундаментально меняется, столь же фун-
даментально меняется и осмысление этой парадигмы – в геополитике, в эко-
номике, в процессах глобализации.
2. Отсутствие у полюса Суши собственной модели существования
в изменившейся системе координат чревато встраиванием в глобалистские
проекты, порожденные талассократической цивилизацией – будь то
жесткий перевод в разряд Периферии, подчиненной глобалистскому
ядру, или «мягкое» растворение в мондиалистском «космополити-
ческом пространстве». Неоконсервативные проекты глобальной до-
минации США или разрабатываемые CFR soft-power технологии
«бесполярной согласованности» по сути являются лишь разными
методами достижения одной и той же цели.
3. В современных условиях мы уже не можем апеллировать
к национальной государственности, суверенитета – таким образом
мы обращаемся к старым, уже не работающим, моделям, и законо-
мерно проигрываем. Напротив, следует обратить внимание на мно-
жество фасцинативных теорий, разрабатываемых западными и
незападными геополитиками.
4. Необходимо учесть отмечаемый всеми без исключения
современными геополитиками тренд, связанный с появлением
надгосударственных и внегосударственных акторов политики – от
транснациональных корпораций до повстанческих движений и
«гуманитарных фондов». Переходя от межгосударственной к
«мультилатеральной» геополитике, среди этих новых игроков сле-
дует выделять потенциальных союзников в отстаивании интересов
Суши.
5. Необходимо провести фундаментальную ревизию всего
корпуса классического геополитического знания. Представляется же-
лательным учесть деконструкционный анализ, проделанный современными
геополитиками-постмодернистами. Для формирования геополитической дис-
циплины, адекватной современным вызовом, следует преодолеть географиче-
ский детерминизм, свойственный натуралистическому, картезианскому
дискурсу, свойственному теориям, сложившимся в XIX веке, но принимаемых
как аксиому до сих пор.
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
29
6.
Одним из направлений развития геополитики многополярного
мира должно стать соединение политико-географического и политэкономиче-
ского подходов с исследованием социологии и социальной психологии народов,
относимых к морским или сухопутным цивилизациям, их социального логоса
и коллективного бессознательного. Рассмотрение постулатов классической гео-
политики в оптике этносоциологии и социологии пространства позволит уйти
от геополитического детерминизма, позволит понять, что пространство пред-
ставляет собой вызов, на который разные этносы могут ответить по-разному.
Изучение геополитики как отношения общества к пространству позволит
заново переосмыслить и фундаментализировать основы евразийства
как геополитической доктрины, позволит уйти от рассмотрения фено-
мена Евразии как механического сочетания двух нигилистических кон-
цептов «Востока» и «Запада». Изучение этносоциологии и
этнопсихологии евразийских социумов позволит осмыслить Россию-
Евразию не как «географическую ось истории», но как органическую
общность, а предлагаемую нами геополитическую концепцию много-
полярного мира – воспринять как выражение онтологических констант,
определяющих наше существование.
А.Л.Бовдунов
аспирант кафдеры Социологии Международных
Отношений Социологического факультета МГУ им.
М.В.Ломоносова
Се
минар Левиафан
Доклады
30
Ориентализм, окцидентализм и интеллектуальный
терроризм
Савин Леонид Владимирович
главный редактор журнала “Геополитика”
и аналитического портала “Геополитика.ру”
Ключевые слова:
Oриентализм, Восток, критическая
геополитика, ревизионизм
Orientalism, East, Orient, critical
geopolitics, revisionism
Как отмечают сами основатели
критической геополитики,
6
на ее
становление повлияли несколько
ключевых текстов: это исследова-
ния французского Мишеля Фуко в
отношении пространства и власти,
а также книга американского куль-
туролога арабского происхождения
Эдварда Саида «Ориентализм»,
3
вышедшая в США в 1978 г.
Саид в своей работе, послужившей фундаментом для ряда ис-
следований в области политологии, культуры и религиоведе-
ния, обращает внимание на то, что в английском языке
существует два определения слова «восток» - East для геогра-
фического местоположения и Orient в качестве концепции
культурного феномена. По Саиду, Orient - исключительно за-
падный концепт, навязанный азиатским (и вообще незапад-
ным) странам как единственно реальный и адекватный. Саид,
ссылаясь на работы своих коллег, довольно адекватно отметил связь
между «философскими» доктринами классических англосаксонских
авторов, а также расовой теорией и оправданием колониальной экс-
плуатации.
4
Эта доктрина превосходства уходит вглубь истории, когда
восточную культуру пытались истолковать простым западным
языком, из-за чего так называемые правдивые тексты (история,
Се
минар Левиафан
Эдвард Саид
Семинар №1 Пост-Геополитика
31
филологический анализ, политические договора), вместе с художе-
ственными текстами о Востоке носят не естественный, а репрезента-
ционный характер.
Как показательный случай Саид приводит выступление лорда
Бальфура в Палате общин в 1910 г., посвященное обоснованию про-
должения присутствия Англии в Египте. В ней с явным морализатор-
ским оттенком он отметил большой вклад египетской нации в историю,
но при том, что в восточных странах всегда была деспотическая форма
правления, а англичане знают египетскую цивилизацию лучше какой
либо-другой и как западная нация имели с самого начала за-
чатки к самоуправлению и обладали собственным достоин-
ством, необходимо и далее продолжать «неблагодарную работу
по осуществлению неотложных дел».
3
Саид, указывая на дру-
гие подобные факты, отмечает, что в западном политическом
сознании сложилось мнение о том, что существуют народы, ко-
торые не могут представлять себя сами и их должны представ-
лять другие. Таким образом, несмотря на самые разные
достижения в различных сферах, этим народам навязывается
неравный дискурс. Саид называет это «распространением гео-
политического сознания на эстетические, гуманитарные, эко-
номические, социальные, исторические и философские
тексты». Также по Саиду существует два пространства. Одно
Се
минар Левиафан