Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2333

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Семинар №1 Пост-Геополитика

27

Если нет полюса Моря, тогда исчезает любое препятствие для

внешней экспансии Суши, отметил Коровин. Следовательно, можно
осуществлять экспансию на те пространства, которые мы считаем нуж-
ными для себя, устанавливать контроль и патронирование над теми го-
сударствами,  которые  нам  представляются  интересными.  Следует
действовать открыто, так, как будто мы имеем дело с никем не завое-
ванным, неосвоенным пространством. Если западное общество погру-
жено в шизофреническое самокопание, геополитических полюсов не
существует, а концепция О’Туатайла в контексте постмодерна доми-

нирует, то мы открываем для себя все возможности. Главное
проблемой для нас является описание этих возможностей: что
мы в итоге хотим. «Мы представили себе, что сопротивления
нет,  что  все  возможности  открыты,  можем  двигаться  куда
хотим, и контролировать все что хотим.  Но что мы хотим?», -
это, по мнению Коровина, самая главная проблема для тех, кто
занимается формированием внешней политики в России.

Необходимость самоидентификации

Резюмируя  обсуждение,  последовавшее  за  основной

частью семинара, профессор Дугин отметил, что высказанные
реплики требуют от участников дальнейшего обращения к про-
блематике идентичности.

Если идет речь о вхождении российского общества в по-

стмодерн, следует определить, кто такие «мы», которые входят
в постмодерн. Необходимо понять, каково внутреннее, автоном-
ное содержание российской идентичности на сегодняшний мо-
мент.  Это  содержание  не  исчерпывается  тем,  что  мы  «ни
Восток, ни Запад», или «и Восток, и Запад одновременно» - оба
этих концепта, как отметили Л. Савин и А. Бовдунов, являются
пустыми. Для того чтобы дискурс мультиполярности, обосно-
вание идеологии многополярного мира были последователь-

ными, следует определиться с тем, кто именно является носителем
этой идеологии, обосновать собственную идентичность, подчеркнул
проф. Дугин.

Се

минар Левиафан


background image

Обзор

28

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно обозначить некоторые предпосылки

к формированию геополитики многополярного мира:

1.          Социальная парадигма фундаментально меняется, столь же фун-

даментально меняется и осмысление этой парадигмы – в геополитике, в эко-
номике, в процессах глобализации.

2.          Отсутствие у полюса Суши собственной модели существования

в изменившейся системе координат чревато встраиванием в глобалистские
проекты, порожденные талассократической цивилизацией – будь то
жесткий перевод в разряд Периферии, подчиненной глобалистскому
ядру, или «мягкое» растворение в мондиалистском «космополити-
ческом пространстве». Неоконсервативные проекты глобальной до-
минации США или разрабатываемые CFR soft-power технологии
«бесполярной согласованности» по сути являются лишь разными
методами достижения одной и той же цели.

3.          В современных условиях мы уже не можем апеллировать

к национальной государственности, суверенитета – таким образом
мы обращаемся к старым, уже не работающим, моделям, и законо-
мерно проигрываем. Напротив, следует обратить внимание на мно-
жество  фасцинативных  теорий,  разрабатываемых  западными  и
незападными геополитиками.

4.         Необходимо учесть отмечаемый всеми без исключения

современными геополитиками тренд, связанный с появлением
надгосударственных и внегосударственных акторов политики – от
транснациональных корпораций до повстанческих движений и
«гуманитарных  фондов».  Переходя  от  межгосударственной  к
«мультилатеральной» геополитике, среди этих новых игроков сле-
дует выделять потенциальных союзников в отстаивании интересов
Суши.

5.          Необходимо провести фундаментальную ревизию всего

корпуса классического геополитического знания. Представляется же-
лательным учесть деконструкционный анализ, проделанный современными
геополитиками-постмодернистами. Для формирования геополитической дис-
циплины, адекватной современным вызовом, следует преодолеть географиче-
ский  детерминизм,  свойственный  натуралистическому,  картезианскому
дискурсу, свойственному теориям, сложившимся в XIX веке, но принимаемых
как аксиому до сих пор.

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №1 Пост-Геополитика

29

6.     

Одним из направлений развития геополитики многополярного

мира должно стать соединение политико-географического и политэкономиче-
ского подходов с исследованием  социологии и социальной психологии народов,
относимых к морским или сухопутным цивилизациям, их социального логоса
и коллективного бессознательного. Рассмотрение постулатов классической гео-
политики в оптике этносоциологии и социологии пространства позволит уйти
от геополитического детерминизма, позволит понять, что пространство пред-
ставляет собой вызов, на который разные этносы могут ответить по-разному.

Изучение геополитики как отношения общества к пространству позволит

заново переосмыслить и фундаментализировать основы евразийства
как геополитической доктрины, позволит уйти от рассмотрения фено-
мена Евразии как механического сочетания двух нигилистических кон-
цептов  «Востока»  и  «Запада».  Изучение  этносоциологии  и
этнопсихологии евразийских социумов позволит осмыслить Россию-
Евразию не как «географическую ось истории», но как органическую
общность, а предлагаемую нами геополитическую концепцию много-
полярного мира – воспринять как выражение онтологических констант,
определяющих наше существование.

А.Л.Бовдунов

аспирант кафдеры Социологии Международных 

Отношений  Социологического факультета МГУ им.

М.В.Ломоносова 

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

30

Ориентализм, окцидентализм и интеллектуальный

терроризм

Савин Леонид Владимирович

главный редактор журнала “Геополитика” 
и аналитического портала “Геополитика.ру”

Ключевые слова:
Oриентализм, Восток, критическая
геополитика, ревизионизм
Orientalism,  East,  Orient,  critical
geopolitics, revisionism

Как отмечают сами основатели

критической  геополитики,

6

на  ее

становление  повлияли  несколько
ключевых  текстов:  это  исследова-
ния французского  Мишеля Фуко в
отношении пространства и власти,
а также книга американского куль-

туролога арабского происхождения

Эдварда Саида «Ориентализм»,

3

вышедшая в США в 1978 г.

Саид в своей работе, послужившей фундаментом для ряда ис-
следований в области политологии, культуры и религиоведе-
ния,  обращает  внимание  на  то,  что  в  английском  языке
существует два определения слова «восток» - East для геогра-
фического  местоположения    и  Orient  в  качестве  концепции
культурного феномена. По Саиду, Orient - исключительно за-
падный концепт, навязанный азиатским (и вообще незапад-
ным) странам как единственно реальный и адекватный. Саид,
ссылаясь на работы своих коллег, довольно адекватно отметил связь
между «философскими» доктринами классических англосаксонских
авторов, а также расовой теорией и оправданием колониальной экс-
плуатации.

4

Эта доктрина превосходства уходит вглубь истории, когда

восточную  культуру  пытались  истолковать  простым  западным
языком, из-за чего так называемые правдивые тексты (история,

Се
минар Левиафан

Эдвард Саид


background image

Семинар №1 Пост-Геополитика

31

филологический анализ, политические договора), вместе с художе-
ственными текстами о Востоке носят не естественный, а репрезента-
ционный характер.

Как  показательный  случай  Саид  приводит  выступление  лорда

Бальфура в Палате общин в 1910 г., посвященное обоснованию про-
должения присутствия Англии в Египте. В ней  с явным морализатор-
ским оттенком он отметил большой вклад египетской нации в историю,
но при том, что в восточных странах всегда была деспотическая форма
правления, а англичане знают египетскую цивилизацию лучше какой

либо-другой и как западная нация имели с самого начала за-
чатки  к  самоуправлению  и  обладали  собственным  достоин-
ством, необходимо и далее продолжать «неблагодарную работу
по осуществлению неотложных дел».

3

Саид, указывая на дру-

гие подобные факты, отмечает, что в западном политическом
сознании сложилось мнение о том, что существуют народы, ко-
торые не могут представлять себя сами и их должны представ-
лять  другие.  Таким  образом,  несмотря  на  самые  разные
достижения в различных сферах, этим народам навязывается
неравный дискурс. Саид называет это «распространением гео-
политического сознания на эстетические, гуманитарные, эко-
номические,  социальные,  исторические  и  философские
тексты». Также по Саиду существует два пространства. Одно

Се

минар Левиафан