ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2410
Скачиваний: 5
Семинар №1 Пост-Геополитика
37
Ульрих Бек: Космополитический реализм
Алексей Корнев
, заместитель главного редактора аналити-
ческого портала “Геополитика.ру”
События последних лет показывают, что существующая система
международных отношений не отвечает современным тенденциям раз-
вития мирового сообщества. Перед человечеством встают новые гло-
бальные угрозы и риски, которые должны побудить
человечество не к «столкновению цивилизаций», а к «объеди-
нению» и формированию нового мирового порядка, так считает
известный современный немецкий
социолог У. Бек.
1
Его последняя работа («Власть
и ее оппоненты в эпоху глобализма»)
посвящена одной из актуальных про-
блем современности – проблеме гло-
бализации,
ее
сущности
и
последствиям. По мнению У.Бека, в
настоящее время в исследовании фе-
номена глобализации на смену поли-
тическому
реализму,
ориентирующемуся только на национальную точку зрения,
приходит «космополитический реализм», который подчерки-
вает решающую роль мировых экономических сил и акторов в
сотрудничестве и противостоянии государств.
Суть «политического реализма» заключается в том, что че-
ловечество распадается на определенное количество наций,
внутренняя структура которых будет соответствовать нацио-
нальному государству, а в системе международных отношений
они будут отделены друг от друга границами. В этом ограниче-
нии друг от друга, а также в конкуренции между националь-
ными государствами видится фундаментальный принцип организации
политической жизни.
При т аком взгляде миропорядок был по ст ро ен на
принципе, при котором национа льные интере сы до сти-
гают ся в национа льных границах, вследствие чего во
в н у т р и г о с у д а р с т в е н н о й с ф е р е с г р а ж д а н а м и
Се
минар Левиафан
Ульрих Бек
Доклады
38
можно было делать все что угодно. «Остаются ли эти принципы еще в
силе? Или давно уже применяется нечеткое правило ограниченного су-
веренитета, когда каждое государство в случае этнических чисток или
грубого нарушения прав человека в от-
ношении своих граждан должно счи-
таться
с
«гуманитарным
вмешательством» мирового сообще-
ства на основе прав человека и гражда-
нина мира?
Для У. Бека очевидно – в
настоящее время происходит
разрушение легитимного ми-
ропорядка, при котором доми-
нируют национальные государства. Современные процессы
глобализации создали условия, при которых основные понятия
старого порядка («национальное государство», «национальное
индустриальное общество», «национальный капитализм») пе-
рестали действовать. Вместе с глобализацией возникло новое
пространство и новые рамки действия: политика вышла за пре-
делы государств и границ, вследствие чего, появились допол-
нительные игроки, новые роли, новые ресурсы, новые
противоречия и конфликты.
В этих условиях нужен новый «космополитический
взгляд» на единое пространство борьбы за власть, который вы-
двигает в поле зрения новых акторов и их сетевые производ-
ства, шансы на власть, стратегии и организационные формы,
не признающие границ политики. К числу акторов нового по-
рядка У.Бек относит: государства, всемирно-экономические ак-
торы и акторы глобального гражданского общества, которые
являются трансграничными.
Больше нельзя делать вид, будто например неравенства и
конфликты поддаются анализу с помощью национальной ме-
тодологии. Новая критическая теория показывает, что классические
границы между внутренней и внешней политикой размываются и сти-
раются. Такие, с классической точки зрения внешние факторы, как гло-
бальные риски, глобальные нормы, национальные акторы, становятся
внутренними вариантами и должны быть поставлены в систематиче-
скую взаимосвязь с их отражением в национальной общественности,
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
39
в политике национальных и интернациональных объединений, НПО и
т.д. Таким образом, мировая политика превратилась во внутреннюю
мировую политику, которая лишает национальную политику границ и
оснований.
Конец национальной государственной политики открывает воз-
можности для космополитической смены горизонта. Конец националь-
ной политики есть начало политики транснациональной. Она может
быть превращена в космополитическое государство. Легитимность на-
ционального государства разрушается перед лицом грозящей человеку
опасности. Национальный суверен перед лицом угрозы чело-
вечеству уже не может обеспечить внутреннюю и внешнюю
безопасность и защиту жизни своих граждан. Такие трансна-
циональные проблемы, как климатическая катастрофа, отказ от
ядерной энергетики, правовое регулирование генетики чело-
века, а также иммиграцией, правами человека и другими слож-
ными вопросами побуждают к квантовому переходу политики,
а именно отказу от национальной автономии ради создания кос-
мополитического суверенитета для решения национальных
проблем.
Автор считает, что новый «космополитический взгляд» на
процессы глобализации открывает возможность для создания
«космополитического» государства. Речь в этом случае идет не
о столкновении цивилизаций, а о борьбе за человеческую куль-
туру в глобальном масштабе, в которой уживались бы самые
разные традиции.
«Космополитическое государство» основано на принципе
национальной индифферентности. Оно должно обеспечить су-
ществование различных наций на принципе конституционной
терпимости. При таком взгляде уходит понятие «друг-враг».
Однако, существование такого государства может опи-
раться только на соответствующее сознание людей, на
транснациональную идентичность, культуру и государст-
венность, в связи с чем необходимо преодолеть представление
людей об однородной, территориально ограниченной и проти-
востоящей другим культурам национальной родине посред-
ством представления о двойной родине. Космополитическое
означает признание одновременно сходств и различий, а также
ответственность за земной шар в целом.
Се
минар Левиафан
Доклады
40
Мировые проблемы людей другой культуры должны быть пред-
ставлены и услышаны в политической общности. Они должны иметь
в ней свой голос в политическом и культурном отношении.
[1] Ульрих Бек - известный германский социолог и политический фи-
лософ, профессор Мюнхенского университета и Лондонской школы
экономики. Является основателем и главным редактором журнала
Soziale Welt. Известен по таким книгам, как «Общество риска», «Что
такое глобализация?», «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма».
Се
минар Левиафан
Семинар №1 Пост-Геополитика
41
Критика геополитического
концепта неснимаемости дуализма
Суши и Моря
Илья Дмитриев
председатель Философского клуба РГГУ
Экстравагантные концепции «постгеополитики» вроде
тех, что представлены в исполнении Г. О’Туатайла и его еди-
номышленников, можно рассматривать с различных точек зре-
ния. Во-первых – это самый простой и, пожалуй, наименее
продуктивный путь – можно отнестись к этому как лишь к од-
ному из девиантных проявлений посмодернистской культуры.
Можно – это уже более интересно – квалифицировать их как
новое издание «теории конвергенции», чья подоплёка может
быть сведена к формуле: невидимый триумф талассократии, об-
ставленный как бесконфликтное снятие геополитической оппо-
зиции. Но ещё более важной и интересной представляется
возможность рассмотрения подобных экспликаций как своего
рода выхода наружу той дискуссионности, которая была внут-
ренне присуща уже самой классической геополитике.
Вопрос о силе, фундаментальности, обязательности утвер-
ждения геополитического дуализма – отнюдь не нов. Несколько
забегая вперёд, в качестве примера достаточно упомянуть, что
тезис «постгеополитиков» о том, что дуализм был актуален
своему веку и только ему, мы находим и у такого авторитетного
классика как Карл Шмитт - хотя вспоминаем об этом не часто.
Теоретический синтез на основе классических геополи-
тических и протогеополитических концепций, в рамках кото-
рого во главу угла ставится «основной закон геополитики» о
не снимаемом противоборстве сил Моря и сил Суши, не лишён
проблематичности. Это с моей точки зрения важно принимать во вни-
мание и тем, кто, как и мы, настаивает на актуальности сухопутно-
морского противостояния наступившему веку. И особенно важным
представляется тот разворот проблемы, в котором речь заходит
о выстраивании идентичности от геополитики. Нам, пожалуй, следо-
вало бы заново определить для себя, где заканчивается элементарная
Се
минар Левиафан