ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2393
Скачиваний: 2
С приходом в Белый Дом администрации Обамы, пост главного советника Президента по вопросам национальной безопасности и директора отдела России и Евразии при Совете Национальной Безопасности США) занял Майкл Макфол.
Это не только чиновник, но и ученый, профессор политических наук Центра по вопросам демократии, развития и верховенства закона при Стэнфордском университете, он знает русский язык и в 90-х активно работал Московском Центре Карнеги, хорошие связи с Фондом Карнеги профессор сохраняет до сих пор. Макфол активно посещает Россию, принимал участие в недавнем Ярославском Форуме. Кроме того в июле 2009 г. совместным решением президентов двух стран была создана рабочая группа Макфол-Сурков по вопросам гражданского общества. Советник президента США, как один из руководителей этой комиссии, постоянно встречается с российским правозащитниками. Как мы видим активность Майкла Макфола не ограничивается чисто теоретической деятельностью, он активный политик-практик, взаимодействующий напрямую с российским гражданским обществом. Комиссия, как и многое в российско-американских отношениях устроена диспропорционально, если Макфол имеет возможность влиять на нашу внутреннюю политику, инструктировать и защищать либеральных правозащитников и других агентов влияния, то Владислав Сурков, такой возможности не имеет, вся деятельность комиссии выступает таким образом в качестве приводного ремня Администрации Президента США, юридически легитимизируя ее контроль над определенным сегментом нашего гражданского общества.
Впрочем, это не будет казаться столь парадоксальным, если мы обратимся к трудам Майкла Макфола по вопросам политики США в отношении России. Взаимодействие с гражданским обществом, контроль США над его формированием и развитием будут проступать там красной нитью, даже если напрямую это не будет оговариваться. Важно и то, что Макфол является представителем во многом уникального направления в американской внешнеполитической мысли. Вместе с рядом других американских геополитиков и внешнеполитических стратегов, например Лари Даймон-дом и Полом Берманом он входит в группу т.н. «Либеральных ястребов», представителей Демократической партии, объединенных вокруг Института Прогрессивной Политики при Совете руководства Демократической Партии США, которые наиболее близко стоят по своим позициям к неоконам.7 Анатоль Ливен и Джон Халсман отмечают, что либеральные ястребы практически ничем не отличаются от умеренных неоконов: и те и другие проповедуют «смесь ... «демократизма» и американского национализма, слепую веру в право и возможность США распространять свои ценности в сочетании с экспансией американской мощи».9 Достаточно просто сравнить тексты неоконов, материалы Доктрины Буша и, например, такой документ Института Прогрессивного Развития, как «Прогрессивный интернационализм, демократическая стратегия национальной безопасности»18 от 2003 г.
После того, как могущество неоконов, торжествовавших при Буше-младшем было основательно подорвано, именно идеи Макфола и его соратников оказались востребованы новой администрацией. Впрочем не стоит искать в них что-то новое, они проявились еще при Буше-младшем, т.н. «доктрина Буша» основные положения которой были изложены в 2002-м году в таких документах, как «Доклад о положении нации», «Стратегия национальной безопасности», а также речь американского президента в Организации Объединенных Наций, явилась не только плодом творчества неоконов, как справедливо заметил А. И. Уткин,3 но, как отмечает другой отечественный американист Т.А. Шаклеина,4 и ряда либеральных ястребов, прежде всего Майкла Мак-фола. По крайней мере, некоторые ее положения об экспорте демократии, крестовом походе против терроризма, и допустимости односторонних силовых действий США в отношении любой страны мира совпадают почти дословно с макфо-ловской «Доктриной Свободы».
В отличие от своего старшего собрата Збигнева Бжезинского, как и Макфол, утверждающего необходимость удержания США позиции глобального лидера, Майкл менее терпим к нелиберальным режимам и рассматривает либеральную демократию не только в качестве цели, на которую следует ориентировать все государства мира, чтобы они покорно шли в фарватере США, как это предлагает Бжезинский, но и в качестве общественно-политической модели, которая должна быть установлена уже здесь и сейчас, рассматривая либеральную демократию таким образом и как средство укрепления однополярного мирового порядка.
Разница очевидна - если в рамках «глобального политического пробуждения» Бжезинский готов терпеть не совсем соответствующие западным стандартам режимы, призывая США подстроиться под меняющуюся ситуацию и «оседлать тигра», возглавить и ориентировать массы третьего мира, стремящиеся к большей свободе, большему количеству благ, что требует более терпимого отношения к воплощению этих стремлений в общественно-политической реальности,6 то Макфол выступает ярым противником любого отклонения от либерально-демократического стандарта.
Базовые
принципы общей внешнеполитической
концепции Макфола были изложены им
в статье «Доктрина Свободы». Доктрина
Свободы как внешнеполитический
концепт для Макфола означает постановку
вопроса о продвижении индивидуальной
свободы за рубежом на самое главное
место в американской внешнеполитической
повестке дня.16
«Продвижение
свободы требует в первую очередь
сдерживания, а затем уничтожения
противостоящих ей сил, будут ли это
индивид, движения или режимы» 16,
- пишет Макфол. Политика в
отношении противостоящих демократии сил при такой постановке вопроса распадается на две части - деструктивную (уничтожение), и конструктивную (создание институтов демократии по образцу США). Впрочем, главным моментом выступает не демократия, а насаждения американских ценностей, в некоторых случаях, отмечает внешнеполитический аналитик, сначала должно идти продвижение либеральных свобод, и только потом - демократизация.
Что нового привносит такая постановка вопроса о целях американской внешней политики? В первую очередь, она помогает проводить четкие границы между друзьями и врагами с одной стороны, а с другой объединять концептуально, а значит и координировать на новом уровне, ранее разрозненные действия, которые связаны тем не менее причастностью к продвижению свободы. Уничтожение Саддама Хуссейна, обучение афганских женщин (примеры Макфола) и, добавим от себя, встреча с Аллой Гербер и Львом Пономаревым имеют в такой перспективе много общего между собой.
В о-вторых, выдвижение «Доктрины Свободы» в качестве ориентира означает отказ от государствоцентризма во внешней политике, отныне эта область - область противостояния идей, режимов, движений, индивидов, а не только государств. США выступает не как государство в данной система координат, а как полюс свободы, «друзья которого есть везде». Такое переформатирование роли США означает отказ от понимания международных отношений в реалистских терминах «национального интереса», что по мнению Макфола повышает возможность поддержки американской внешней политики за рубежом. В то же время, он сам отмечает, что продвижение демократии - это и есть главнейший интерес США, потому что это максимально способствует закреплению их
рол и в качестве глобального лидера. «Не все американские союзники - демократии, - с сожалением констатирует Макфол, - но все демократии - союзники США».
«Последней целью американской политики является создание сообщества демократических государств, которое охватит все регионы планеты». Макфол критикует такие направления науки о международных отношениях в США как реализм, мультилатерализм, изоляционизм, обрушиваясь как на представления о незыблемости государственного суверенитета других стран, так и на недооценку средств мягкой силы и идеологических и мировоззренческих угроз. Несмотря на то, что главными своими предшественниками он называет Вудро Вильсона и Рональда Рейгана, либеральные представления в его оптике подвергаются некоторой коррекции. Вильсонианская вера в международные институты сменяется выдвижением США как единственной и уникальной инстанции, отвечающей за демократизацию, в том числе насильственную, в то время как Рейган мягко критикуется за нежелание вовлекать другие государства в строительство демократии там, где США уже сменили режим.
Майкл Макфол призывает комбинировать как силовые военные действия по смене режимов, так и мягкую политику продвижения демократии за рубежом, при этом уделяя больше внимания последней, и сетевым стратегиям, стратегиям действия негосударственных акторов вообще. Стоит отметить, что в 2009 г. в своей новой книге «Продвигая демократию за рубежом, почему мы должны и как мы можем это делать»,11 он признает неэффективность слишком жесткой политики Буша, в частности на Ближнем Востоке, и предлагает усилить «мягкую» составляющую продвижения демократии, в то же время принципиально не пересматривая базовые тезисы, выдвинутые еще в «Доктрине Свободы».
Нашу страну Макфол, как славист и специалист прежде всего по России, не мог обойти вниманием. Уже в «Доктрине Свободы», которая представляла во многом отклик на теракты 11 сентября, он называет Россию союзником лишь наполовину, хотя тогда российское руководство пошло на беспрецедентные уступки США и всецело поддержало их в Афганистане. Тем не менее, Россиия - «союзник-на-половину» из-за незавершенности демократических реформ в нашей