ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2411
Скачиваний: 2
побережья - по Кубани, по Краснодарскому краю, вплоть до границ с Абхазией - тоже должна отойти в состав «Великой Черкесии», чтобы воссоединиться с Абхазией и выделить оттуда часть Абхазии.
Этот проект связан с колоссальным территориальным перекроем всего Северного Кавказа, который на Северном Кавказе без крови не обходится. Очевидно, этот проект дестабилизационный и хотя бы минимальные шаги к началу его реализации сразу выведут Северный и Южный Кавказ, если мы говорим об Абхазии, из равновесия и приведут к колоссальным по разрушительности последствиям.
Следующим проектом, настолько же опасным для Северного Кавказа, является проект политического этноцида в суще-I ствующих административных границах т.н. «национальных государств», прежде всего Кабардино-Балкарии, Карачаево-I Черкесии и Северной Осетии. Вот здесь речь идёт, по сути, о ■ 77^1 создании предпосылок для формирования политической нации на базе каждой из этих республик.
Когда
кабардинцы - доминирующие политически,
- по
К^^Н
сути,
принудительным образом «кабардинизируют»
всю Кабар-
■Т^Н
дино-Балкарию,
приводя всех к единому политическому
стан-
дарту,
создавая политическую нацию. И каждая
перепись
населения,
которая проходит в этих республиках,
как бы сни-
жает
количество нетитульных этносов, но так
же и балкарцев
■77^1
становится
всё меньше и меньше почему-то, а русские
вы-
езжают
за пределы республики, и, в принципе,
всё идёт к тому,
^^^1
чтобы
создавалась основа для кабардинского
государства с по-
F^H
давлением
всех остальных этносов, проживающих
там.6
ЕД То
же самое происходит в Карачаево-Черкесии
и Север-
1*^1 ной Осетии - «осетинизация» (как бы хорошо мы ни относи-I лись к осетинам - нашим братьям), - она очевидна, и количество русских, по данным многочисленных исследований, становится всё меньше на территории Северной Осетии. ^^^И Т.е. «осетинизация» происходит явная.7 Всё это - ещё одна проблема, которая является предпосылкой к потере Северного Кавказа.
И третья угроза - это создание моноэтнических анклавов8 в качестве предпосылки к дальнейшему провозглашению независимости таких моноэтнических образований на сегодняшний день, как Чечня и Ингушетия. Здесь культурно эти территории с Россией больше ничего не связывает. Там нет фактически русских, которых там
осталось 1-2% 9, в районе статистической погрешности, что создаёт в этих республиках полное этническое единообразие. И тогда встает вопрос - а зачем нам Россия, если мы здесь живем - ингуши, чеченцы, и нам больше ничего не надо? Никакого культурного присутствия России на этих территориях нет.
Здесь как раз очень важно, обращаясь к стратегии нашего государства на Северном Кавказе, предложить некие модели для того, чтобы эти предпосылки снять. Попробуем несколько тезисов озвучить для того, чтобы набросать наметки такой модели.
Во-первых, нужно устранить юридических казус внутреннего устройства Российской Федерации. Когда мы говорим «республика», мы подразумеваем, и в мировой политологии, под республикой подразумевается то, что в дальнейшем должно стать полноценным суверенных государством. Республика - это предпосылка к суверенному государству. Заложенная в конституции формулировка о республиках даёт им юридическое право претендовать на суверенитет и независимость. Поэтому этот момент должен быть устранён на уровне конституции. Очень полезной была инициатива Рамзана Кадырова по унификации названий глав субъектов федерации, когда он предложил отказаться в национальных республиках от понятия «президент» и просто перевести всех в ранг глав субъектов федерации 10. Это первый шаг к устранению такого явления, как «национальная республика» внутри РФ.
Следующий момент, который нужно обязательно учитывать, это разведение понятий светской и духовной власти на территории Северо-Кавказских республик. Вот здесь необходимо этнизацию власти отделить от политики. Для этого нужно прийти, условно, к некой симфонии властей. За политические, стратегические решения, за федеральное администрирование должны отвечать светские люди, политики федерального масштаба, а за развитие этносов, за сохранение их культуры, за быт, традиции простых людей должны отвечать духовные лидеры. Эти две сферы надо развести и упорядочить. Потому что когда они начинают сливаться, тогда модели поведения этносов начинают накладываться на модели поведения самого субъекта федерации, который начинает себя вести не как
административная единица государства, а как такой уже большой этнос, т.е. начинает действовать в рамках обычного права11, а не юридических нормативов. Без такого разведения невозможно двигаться дальше.
Далее нужно закончить процесс приведения местных светских законодательств в соответствие с федеральными законами 12. Светское законодательство должно быть отделено от обычного права. В то же самое время необходимо легализовать местные религиозные законодательства - уложения, адаты, традиции, - все, что в обычное право входит, - должно быть легализовано, тем более оно не должно подвергаться обструкции и полному игнорированию со стороны государства.13 Когда федеральная власть начинает игнорировать обычное право, тогда оно начинает устанавливать себя силовым образом - раз вы нас игнорируете, значит, сейчас мы вам покажем, что мы есть, что мы существуем. И дальше происходит то, что происходит сегодня на Северном Кавказе -взрывы, убийства, покушения и т.д. То есть, здесь необходимо использовать такую модель: теократия плюс конституция. Теократически нормы узаконить, но юридические нормативы строго привести к законодательству и к конституционным нормам.
Следующий шаг - более далекая перспектива, следующая за предложенными мерами, которые являются стартовыми возможностями для жесткого стратегического сохранения Северного Кавказа в границах большой России - это разведение понятий, в принципе, гражданского общества и этноса. Здесь, если мы говорим об устранении административных границ Северо-Кавказских республик, то есть вообще уходим от понятия «республика», например, следуя дальнейшему объединению всего СКФО в Северо-Кавказский край, и приходя к устранению вообще «титульных» этносов из административных названий, то должен быть сделан какой-то компенсационный шаг. И здесь, мне кажется, можно было бы подойти к тому, чтобы сделать этнос юридической категорией, т.е. по сути ввести этнос в состав конституции. Таким образом, РФ по конституции будет состоять из 80-ти с лишним административных субъектов Федерации и двухсот с лишним этносов.14
15 Это конституционно должно быть зафиксировано. Таким образом, этнос отрывается от каких-то конкретных границ, от
конкретных территорий, и становится просто живым организмом. Мы же не предлагаем каждому человеку обозначить административные границы его существования, бытия: вот ты существуй, человек, но за эти границы не выходи. Этнос - это живой организм, он живёт где хочет, и мы видим, что по факту этносы расселены самым произвольным образом, при этом они остаются коллективным субъектом, единым организмом с едиными базовыми принципами социального устройства и коллективного существования. И как живые организмы их и надо воспринимать.
В рамках единого стратегического пространства Большой России этнос должен быть самостоятельной, отдельной юридической категорией, не привязанной к административным границам. Это снимает в принципе вопрос об этническом сепаратизме в целом, то есть, в принципе, мы уходим от этой проблемы.
Следующий момент, который нужно было бы учесть, -это устранение административно-национальных единиц, т.е. национальных республик, - о чём мы говорим, - это как следствие признания этноса юридической категорией. Мы от этого уходим. В этом случае Рамзан Кадыров становится имамом, что он и хотел. 16 Он становится духовным лидером, а место политической фигуры, политического менеджера в Чечне освобождается для какого-то политика федерального масштаба, который вне привязки к этносу управляет, администрирует это пространство.
Следующий момент, который важно учесть, - это создание условий для восстановления этносов в их изначальной форме. В советский период, и даже ещё в российский поздний романовский период, путём чересполосного расселения сначала, а в советский период за счёт создания единой политической модели советского гражданина, происходило размывание этносов. В этносоциологии это называется размыкание, когда этнос, как замкнутая система - живой организм - размыкается, входит во взаимодействие с другими этносами, 17 разбавляется и такое искусственное размытие приводит к тому, что как цельный организм этнос уже себя не ощущает, но тем не менее продолжает действовать как коллективный субъект.
Мы видим, что этносы не растворяются в больших мегаполисах, и очень с большими усилиями их удается интегрировать, они остаются коллективным субъектом, то есть не ассимилируются никак, не признают модели гражданского общества, а живут так, как им нравится, говорят на своём языке, общаются друг с другом. Это проблема не только России, но и других государств, Сейчас и Европа признает, что этот факт существует, политика мультикультурализма не принесла результатов. Даже в США американские социологи утверждают, хотя у них заниженные требования, что на ассимиляцию необходимо три поколения. 18 Хотя к ним уже приезжают атомизироанные представители своих народов, этносов, государств. А что говорить о России, в которой многие этносы сохранились практически в первозданном виде, несмотря на боле чем 70 лет советского перемалывания, атомизации и создания единого типа советского гражданина. У нас этносы практически нетронуты. На их ассимиляцию уйдет как минимум несколько столетий. Для того чтобы создать гражданское общество на Кавказе, его нужно полностью растворить. Всех отделить - каждого от каждого, атомизировать, перемешать, а затем навязать единую систему социального поведения. Это задача, которую совершенно невозможно реализовать в обозримом, по крайней мере, историческом будущем. Это живые организмы, это их надо расчленить и умертвить, сделать чучела из этих этносов, как Александр Гельевич говорит на своих лекциях. Тем не менее процесс их растворения и размывания пока не так далеко зашёл, от изначального своего вида кавказские этносы недалеко отошли. Поэтому реверсивный путь, движение к изначальному состоянию этносов гораздо короче, нежели путь, который этносы должны пройти для того, чтобы раствориться в гражданском унифицированном обществе. Если для создания гражданского общества нужны столетия, то для того чтобы вернуть этнос в изначальные традиционные модели своего существования и пребывания, нужно приложить небольшие усилия, то есть возродить культурно-исторические традиционные модели их поведения, восстановить культуру, быт, формы хозяйствования, уклад, - то, что в этносоциологии определяется понятием гомеостаз. 19
20 И этносы опять вернуться в своё изначальное гармоничное здоровое естественное состояние, и снова превратятся в живые организмы. Процесс изготовления чучел из этносов должен быть остановлен и пущен по реверсивному пути.