Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2408

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

политреформ, инвестиции в области образования и здравоохра­нения и создание рабочих мест для молодежи и эффективная ра­бот а спецслужб.

В частности, подобные рекомендации предлагает Академия
Минобороны Великобритании. Кроме того, одним из неблаго-
приятных факторов для проведения этих массовых мероприятий
называется уменьшение численности этнического русского на-
селения в данном регионе. Организация Generation Dynamic
(США) считает, что Олимпиада и сопутствующая ей деятель-
ность    приведет к росту сепаратистских настроений в
СКФО, основанием для эскалации которых является ста-
бильно высокий уровень насилия на Северном Кавказе.
Другая структура - Стокгольмский международный
I исследовательский институт мира издал доклад, в кото-
■77^1 ром прослеживается связь дотаций в регионе с экспан-
сией        коррупции.        Кроме        того, демонстрируется
проведение административных границ неадекватных эт-
ническому расселению в реальности и рост численности
■мваххабитов. В качестве методов решения этих проблем
аналитики предлагают примат верховенства права и рас-
^^В пространение демократии, а также введение свободы ре-
лигий, в том числе для религиозных экстремистов.
■ТТВ Леонидом Савиным был отмечен Миланский инсти-

тут международной политики, который постулирует рост ^^^1 недовольства жителей СКФО политикой местных вла­стей. Докладчиком был упомянут труд Университета Ко-Е^В лорадо      «Кластеры      вспышек    насилия      на Северном 1*^1 Кавказе», который прогнозирует рост столкновений и конфликтов в данном регионе, в которых одними из ак­торами представляются вооруженные силы и правоохра­нительные      органы.      Это      же      учреждение, проводя исследование прямо связанное с этносоциологией, в своей работе актуализирует понятие «другой» в контексте этно-структуры. Центральным выводом является тезис о том, что значительный процент этносов СКФО не готово примириться со с во ими традиционными антаго нистами. А э то знач ит, что вспышки насилия могут произойти в любой момент в самой не­ожиданной локации.


Ситауция с русским населением в Адыгее

В своем выступлении Нина Коновалова сообщила, что все по­следние годы пыталась вместе с коллегами воспрепятствовать про­цессу суверенизации этого субъекта федерации. Докладчик выразила неудовлетворение тем, каким образом освещается присутствие русских на Кавказе, т.к. картина, предстающая перед нами, говорит о том, что есть чеченцы, ингуши, черкесы, адыги, а вопрос о русских, фундамент, который должен удерживать Северный Кавказ в составе России оста­ется за кадром. Также эксперт коснулась неэффективного фи­нансирования СКФО из средств бюджета. По ее словам, российская власть готова заливать Кавказ деньгами, но не сле­дит при этом, на что они тратятся.

Касаясь вопроса статистики, докладчик сообщила бы хо­тела озвучить цифры и на их фоне рассуждать о дальнейшей ^Bol ситуации в Адыгее. В Адыгее адыгейцы составляют 24%. А ^Bt3 русские - 64%, и 12% - остальное население. Армянская диа- ^^£3 спора с курдским населением также составляет значительный кластер, рост которого фиксируется после распада СССР. Боль­шой проблемой, появившейся вместе с данным этническим сегментом, стала наркотизация Адыгеи. Печальную картину по данным Коноваловой представляет собой этническое соот- ГЛ ношение в органах власти: в кабинете министров 4 русских министра и 5 адыгов, среди председателей комитетов - 3 рус- ^^^Ч ских и 4 адыга. Руководители управлений: 4 русских и 7 ады- ^ВтЗ гов. Федеральные силы представлены русским ФСБ и русским прокурором республики. В качестве вывода эксперт предосте­регает об опасности национализации структур руководства республики.

Аналогичная картина, по словам Коноваловой и в образователь­ной сфере: набор в государственный университет на юридический фа- I культет составил примерно четыре группы, из которых одна бюджетная и три платных, в каждой группе около 20 человек. На всех на при­мерно 8 человек русских, остальные представители других этносов. Отсюда докладчик выводит вопрос: «Какие кадры будут работать и куда деваться рус­скому населению? Кому нужно это русское население в Адыгее, и кому нужно это русское население, которое уезжает из республик Северного Кавказа, в самой России? В самой России это население никому не нужно».


Мнение Коноваловой отчасти совпадает с мнением г-на Маме-дова: русское население будет себя чувствовать комфортно в рамках СКФО тогда, когда оно будет чувствовать себя нормально в централь­ной России. Тогда, по ее мнению можно будет говорить, что Северный Кавказ, - это Россия.

В данный момент в Адыгее отмечается рост национализма, среди русской молодежи. Происходит это во многом из-за того, что русской молодежи в течение 20 лет прививался комплекс не­полноценности и комплекс вины за кавказскую войну, а адыгей­ская молодежь воспитывалась в духе гордости и патриотизма. Такая ситуация, доведенная до крайности, обернулась скачком экстремистских настроений. Не по­следнюю меру ответственности за это несут местные элиты и федеральные власти. Происходят столкновения молодежи. Но вещи не называются своими именами: столкновениями по национальному признаку. Как только русские дают отпор таким проявлениям сразу же гово­рится: «Нет, нет, это не на национальной почве конфликт, это хулиганские, бытовые столкновения». Если боятся назвать вещи своими именами, вылечить это будет про­сто невозможно. В результате всех этих факторов уе зжает грамотная адыгейская молодежь, русская моло­дежь также не видит здесь своей перспективы. «Я еще раз повторяю, что эти вопросы положения в СКФО - это вопросы власти, ее честного взгляда на ситуацию, и по­исков достойного выхода», - заявила Коновалова.


Интеллектуальный дискурс ваххабитского подполья

Степан Василенко осветил позицию противников современной российской власти на Кавказе. Принимая за стартовую отметку 2006 г., упразднение Чеченской Республика Ичкерия, он продемонстрировал идейный нарратив проекта «Имарат Кавказ», авторами которого стали Абдул-Халим Саду-лаев и его «преемник» Докку Умаров и проиллюстрировал отказ от старых, национал-сепаратистских догм и представлений, вы­разителем которых являлся Ахмед Закаев.


В отличие от Ичкерии - светской модели независимого чеченского государства с предполагаемым суверенитетом и международным при­знанием, Имарат Кавказ характеризовался совершенно другими прин­ципами: «Вопрос давно вышел за рамки Чечни. Надо понимать, что придется решать проблему не только Чечни, но и всего Северного Кав­каза. Да мы и сами понимаем, что нет смысла скукоживаться в преде­лах ичкерийских 17 тысяч кв. км», - говорил один из лидеров боевиков Мовлади Удугов. Важным тезисом эксперта стала констатация разоча­рования подполья в либеральной модели национального государства со всеми атрибутами в виде парламента, президента, разделе­ния властей. Легитимность их действий с 2006 г. определяется исламской традицией в самой радикальной ее интерпретации. Доку Умаров объявляет о создании на Северном Кавказе еди­ного Исламского государства. Главной целью постулируется ^^^9 установление Законов Аллаха на всей территории подконт- ^Bj7| рольной Имарату. Северный Кавказ, как утверждает эксперт, в интерпретации идеологов Имарата есть лишь поле битвы мод- ^^Рз жахедов против сил зла, против всего того, что не является Ис­ламом.

Ваххабиты утверждают, что мусульмане России ведут не­праведный образ жизни. Так, они говорят, что мусульманину I ^Ч жить на вражеской территории строго запрещено, то есть на ТЛ| той территории, где открыто не действуют законы Шариата. Исключение должно делаться только для моджахедов. Более того, считается, что мусульмане, которые словом или делом помогают неверным, будь то чиновники, военные, милицио­неры, религиозные деятели и т.д. — противостоят Аллаху, и «С1 поэтому с ними следует сражаться так же, как и с неверными. В такой ситуации «осажденной крепости», джихад является обязательным предписанием для каждого мусульманина, таким же как пост и намаз.

В этом плане ваххабиты проделывают следующую логи­ческую операцию. Выступая с требованиями джихада, они говорят о «джихаде меча» - вооруженной борьбе с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство.

Такой военный джихад объявляют в следующих случаях, если: А) требуется выступить в защиту веры Аллаха, но не на завоевание во имя Его;


Б) если есть необходимость освобождения от тирании; С) если появляется духовный наставник, призванный к восстановле­нию попранной справедливости. Все это дало почву для ваххабитов объявить Россию враждебным государством, а территории Кавказа, Урала и Татарстана оккупированными.

Особую роль в распространении этой идеологии, по мнению Сте­пана Василенко, сыграли фигуры «духовных учителей» моджахедов, самым известным из которых был Саид Бурятский. Этот феномен дал весьма эффективные результаты в плане подготовки активного и мо­тивированного боевика. Однако при всем при этом, весь ком­плекс мотивационных структур Бурятского оказывается ни чем иным, как своеобразным экспресс-курсом молодого бойца, су­губо утилитарного характера, не смотря на то, что основанием для него являются священные тексты ислама.

Огромные усилия Бурятский, по наблюдениям доклад­чика, прилагает к тому, чтобы внедрить в сознание его аудито­рии систему самомотивации, черпающей свою легитимность из сферы священного предания ислама. В своей риторике Ти­хомиров умело приводит деятельность современных моджахе­дов, ваххабитов и деятельность пророков, верных слуг Аллаха к одному знаменателю, приравнивая, таким образом, веру в Ал­лаха и веру в истинность слова и дела моджахедских форми­рований на территории современной России. «Нельзя верить на 99% а на 1% сомневаться», - говорит Бурятский, - «истинное знание и просвещенность возможна лишь если это твердая убежденность, не просто вера». Пристальное рассмотрение Степаном Василенко этой конструкции, дало основания, чтобы утверждать о существовании в данном высказывании приори­тета убеждения над верой, который выявляет авторский пере­кос Тихомирова.

При подготовке террориста-смертника Бурятский ставит для себя основной задачей внушение ему идеологии шахида. Одним из опорных тезисов, по словам Василенко, в диалоге с обраба­тываемым человеком является установка, согласно которой, ни в коем случае нельзя верить в то, что существует такой грех, который не может быть перекрыт праведным поступком еще при жизни мусуль­манина. Очевидно, что многие моджахеды, если не большинство, до прихода в бандформирования совершили множество преступлений,