ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2413
Скачиваний: 2
которые, с точки зрения Корана, однозначно закрывают им дорогу в рай. В то же время, покаяние - всегда является сомнительным для самого человека инструментом искупления грехов. Тихомиров, нащупав эту тонкую психологическую ситуацию, разрешает ее введением «тотальной исламской индульгенции», т.е. приходом на путь джихада и становлением в конце пути.
Основной аудиторией, усваивавшей наставления Бурятского, была исламская молодежь, окончательно переходившая впоследствии на сторону боевиков-ваххабитов. И это совершенно понятно, учитывая высокий уровень внушаемости людей в этом возрасте из них, «резерва Ислама», было легче готовить людей «с правильным пониманием» Ислама». А целеполагание «понимающих людей», по версии Бурятского, всегда сводится к одному: «Главная задача - стать шахидами. Не жить, а умереть на пути Аллаха».
Межэтническая и социальная напряженность на Кавказе
Михаил Мошкин постулирует ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в области межэтнических отношений и социальной политики Кавказа, как критическую. Эксперт отметил, что все усилия, предпринимаемые российским руководством в рамках СКФО, подчинены одной масштабной цели: добиться реинтеграции этого региона в состав Российской Федерации, что соответствующим образом говорит о том, в каком состоянии он находится сейчас. Что же касается «взгляда со стороны», то замер общественного мнения, проведенный социологами сравнительно недавно - в начале сентября, в 44 российских регионах, показал: 69% респондентов характеризуют современную обстановку на Северном Кавказе (Дагестан, Ингушетия, Чечня) как напряженную, 11% называют ее взрывоопасной, критической и лишь 11% - благополучной.
По сведениям Следственного комитета при прокуратуре РФ, органы внутренних дел Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии ежедневно несут потери до 5-6 человек. Глава ведомства, заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин назвал это «едва ли не войной». Согласно оценке генпрокуратуры, настаивает Михаил, террористические
преступления, которые совершаются в округе, боевиками готовятся очень тщательно, с запасными вариантами, и действия боевиков все больше носят организованные формы и имеют диверсионный характер.
Докладчик приводит следующую статистику: только за 9 месяцев 2010 г. в боестолкновениях и при оказании сопротивления правоохранительным органов было убито 400 бойцов незаконных вооруженных формирований. Было изъято 240 кг взрывчатых веществ, 560 единиц огнестрельного оружия и более 100 гранатометов. По фактам экстремизма и терроризма было заведено более 250 уголовных дел и 120 лиц осуждено. При этом по официальным данным генеральной прокуратуры, основная часть оружия для бандформирований поступает со складов воинских частей. Одновременно, что касается нематериального фронта борьбы: замгенпрокурора по I ЮФО и СКФО констатирует: «Мы проигрываем информацион-■77^1 ную и особенно идеологическую работу на Северном Кавказе».
Вместе с тем эксперт отмечает, что в общественном сознании славянского населения Ставрополья складывается мне-Е^^В ние о том, что в регионе возросло количество преступлений и ■Т^В конфликтов между местной и приезжей с Кавказа молодежью, Е^В которая агрессивно настроена. Возникает устойчивое представление о том, что вместе с кавказцами в край пришли новые теракты. «В сложившейся обстановке мы призываем руководство ■Т^В страны вернуть Ставропольский край в Южный федеральный округ, что позволит избежать широкомасштабных межнацио-^^^1 нальных конфликтов», - говорится в заявлении инициативной
группы
жителей Ставрополья.
ЕД В
стратегии социально-экономического
развития
1*^1 СКФО до 2025 г., утвержденной премьером Владимиром Путиным в сентябре, отмечается: «Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации. Одновременно отмечается устойчивый рост численности представителей титульных наций в республиках Северо-Кавказского федерального округа как за счет более высоких демографических показателей, так и за счет оттока русского населения».
Таким образом, констатирует Михаил, едва ли не впервые за последние годы федеральная власть признает, что на Северном Кавказе идет процесс, который можно назвать дерусификацией. По мнению докладчика уменьшение доли русского населения связано не только с экономическими и социальными условиями, криминогенной и коррупционной обстановкой, но в первую очередь ощущением жизни в прифронтовой зоне или в ожидании начала новой войны, которое и заставляет уезжать в другие регионы России, где и экономическая ситуация не лучше, и уровень коррупции явно не меньше, но по крайней мере не стреляют каждый день.
Поставив верный диагноз, правительство в своей стратегии развития СКФО, не предлагает методов лечения болезни, отмечает эксперт, большая часть документа имеет отношение к экономическому развитию региона, модернизации его инфраструктуры, но о мерах по разрешению социальных противоречий речи почти не идет. «Если центральная власть не приложит должных усилий для изучения, постижения и изменения этносоциологической и этнополитической ситуации в самом сложном и неспокойном российском приграничье, то Северный Кавказ будет потерян окончательно», - подытожил Михаил.
Утрата Россией Кавказа: перманентное обострение и пути выхода из системного кризиса
Валерий Коровин директор Центра геополитических экспертиз, научный консультант СевероКавказского новостного агентства СКФОпе-ws
Россия стоит на пороге утраты Северного Кавказа. Если это произойдет, то станет неким стартовым шагом для дальнейшего распада России по принципу «домино». Поэтому, эта геополитическая проблема решается в рамках рассмотрения проблем национальной безопасности в принципе, и целостности России как таковой.
Рассмотрим для начала предпосылки, которые сложились в 1990-х гг. и продолжают реализовываться сегодня, к тому, чтобы потерять Северный Кавказ.
Во-первых, это утрата административного контроля со стороны Федерального центра за счёт того, что в 1990-х и начале 2000-х гг. по инерции на Северном Кавказе сложились этнические элиты,1 которые взяли под контроль все политические процессы, включая политические партии и всю общественную жизнь. Ярко выраженное этническое доминирование в политических элитах - первая предпосылка, которая создаёт фон для политического выделения Северокавказских республик из состава России.
Вторая предпосылка к потере Северного Кавказа - это утрата военного контроля, опять-таки в 1990-х гг. на территориях республик нынешнего СКФО сложились т.н. этнические армии, т.е. по сути каждая республика имеет свою армию, неподконтрольную Федеральному центру, а подконтрольную местным политическим этническим элитам. Третья предпосылка - это утрата культурно-цивилизационного контроля за счет массового оттока русских.2
3 Опять же это произошло в 1990-х гг., особенно в период двух чеченских конфликтов. Это говорит о том, что население этих республик, этносы, которые там проживают, б ольше не видит культурного присутствия большой России.
Они не видят наличия русских нигде - ни в своей общественной жизни, ни в культурной, ни в политической. Русские, уезжая с Северного Кавказа, оставляют его на откуп местным сложившимся политическим элитам и тем небольшим, но очень боеспособным этническим армиям, которые сложились за этот период.
В каких проектах реализуются попытки оторвать Северный Кавказ от России? Назовем наиболее типичные, наиболее эффективные проекты, которые максимальным образом способствуют выделению Северного Кавказа из состава России. Во-первых, это проект «Великая Черкесия»,4 о которой Александр Гельевич сегодня упомянул. Он предусматривает возможность выделения адыгов, черкесов, как их называли в позднеромановский и советский период, из тех территориально-административных образований, сложившихся на сегодняшний день, - в отдельное, самостоятельное территориально-административное политическое образование. А это предусматривает, ни много ни мало - разделение Карачаево-Черкесии на карачаевцев и черкесов, чтобы выделить оттуда черкесов; разделение Кабардино-Балкарии на кабардинцев и балкарцев, чтобы выделить кабардинцев; дальше адыги Адыгеи и некоторое количество адыгских аулов на территории Краснодарского края, которые разбросаны там некомпактно и довольно малочисленны. Эти все территории предполагается объединить в единое территориальное пространство. Они не имеют общих административных границ, и компенсировать за счет адыгских земель их невозможно, потому что их очень мало, поэтому речь идёт о том, что какие-то территории должны быть аннексированы в пользу этого про-екта5.
Во-вторых, совершенно очевидно, что в этом проекте рассматриваются территории нынешних республик целиком: так в Кабардино-Балкарии балкарцы не берутся в расчёт, их предполагается подвергнуть этноциду, т.е. как этнос они должны раствориться в едином политическом кабардинском пространстве. То же самое грозит и карачаевцам, не смотря на то, что их в Карачаево-Черкесии больше, чем черкесов. Не говоря уже о Республике Адыгея, где адыгов всего 20 %, соответственно, всё остальное, а это в основном русское население, окажется на территории, каким-то образом, «Великой Черкесии». Так же предполагается, что часть Черноморского