Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2418

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеллектуальный дискурс ваххабитского подполья на Северном Кавказе


Степан Василенко редактор Северо-Кавказского новостного агентства СКФОпезуз


П ереломным моментом в истории подполья на Северном Кавказе стал 2006 г., когда случился ради­кальный переворот в понимании идей движения: была упразднена Чеченская Республика Ичкерия, на месте которой появился более крепкий и идеологически основа­тельный Имарат Кавказ. Инициато­ром разрыва стал Абдул-Халим Садулаев, а после своей смерти его дело продолжил Докку Умаров. Этот шаг не мог не приве­сти к расколу в рядах властных структур ЧРИ, и больнее всего он ударил по «иммиграционному правительству» Ахмеда За­каева. Дело в том, что вместе с ликвидацией ЧРИ как образо­вания произошел отказ от старых догм и представлений, выразителем которых и являлся Ахмед Закаев.

ЧРИ - это светская модель, идея независимого чечен­ского государства, которое обладает суверенитетом и меж­дународным признанием. Легитимным основанием для провозглашения независимости Чечни служит право на на­циональное самоопределение, которое чеченцы отстаивали с оружием в руках в ходе военных событий. В данном случае Ахмед Закаев повторяет либеральные истины, показывая в одном из своих обращений каким он видит будущее Ичке­рии: «Все люди, живущие на земле, должны руководство­ваться общими правилами для человечества, выработанными и изложенными в международном праве, которое должно быть уни­версально для всех народов, вне зависимости от цвета кожи, нацио­нальной или конфессиональной принадлежности». При этом надо заметить, что в дискурсе «закаевского» периода речь идет только об одной Чечне, судьба остальных частей Северного Кавказа даже не


рассматривается. Таким образом, создавался ореол борцов за сво­боду и демократию, а бывшие боевики были выразителями воли че­ченской нации.


Однако в 2006 г. всем этим идеям был положен конец. Абдул-Халим Садулаев упраздняет ЧРИ. Как пишет об этом Мовлади Удугов: « Вопрос давно вышел за рамки Чечни. Надо понимать, что придется решать проблему не только Чечни, но и всего Северного Кавказа. Да мы и сами понимаем, что нет смысла скукоживаться в пределах ичке­рийских 17 тысяч кв. км». Удугов развивает эту мысль далее, говоря о том, что подполье раз­очаровалось в либеральной модели нацио­нального государства со всеми атрибутами в виде парламента, президента, разделения властей. Они отказались мыслить в катего­риях международного права: отныне подпо­лью не нужно «признание» России, ОБСЕ, ООН. Легитимность их действий теперь Mo&mdii определяется исламской традицией, однако, 5

уду>г°в по своему интерпретированной. Таким образом, подполье рас­стается с идей этно-национального сепаратизма, ограничен­ного рамками Чечни. На смену приходит новый Исламский проект.

Доку Умаров объявляет о создании на Северном Кавказе единого Исламского государства. Главной целью постулиру­ется установление Законов Аллаха на всей территории под­контрольной Имарату. В одном из своих интервью самопровозглашенный амир боевиков Северного Кавказа гово­рит так: « Я раньше был наивен, думал, что Европа и Америка это действительно демократии, страны на которые надо рав­няться, но потом я уже понял, что здесь нет их интересов, что им наплевать на самобытность этого региона, и поэтому наша тактика поменялась. Мы должны прийти к конечной цели: установить шариат на Кавказе, добиться независимости Кавказа и Ис­лама».

Смена вектора многое дала подполью, которое теперь смело можно называть ваххабитским. Прежде всего, идеологи­чески Исламский проект, лишенный этнического содержания, стало возможным распространить за пределы Кавказа.


Северный Кавказ в интерпретации идеологов Имарата есть лишь поле битвы моджахедов против сил зла, против всего того, что не является Исламом. Магомед Вагапов (Амир Сейфуллах) поясняет: «Мы ведем Священную войну против мирового сата­низма, против системы, которую враги Аллаха называют циви­лизацией и мировым порядком, частью этой системы является и Русское государство - оно пытается отвратить людей от ис­лама. Сегодня мусульмане Кавказа, Поволжья и Урала объеди­нились в борьбе за веру».

Религиозный универсализм ваххабитов простира­ется далеко за пределы России. Это возможно благодаря особой трактовке сообщества верующих. Когда Вагапов говорит «Мы одна умма - один народ» он имеет в виду всех мусульман, даже шиитов (исключая их духовных деятелей). Необходимо отметить, что важную роль в са­мосознании подполья играет идея мученичества и един­ства своего пути с мусульманами других стран, которые противостоят агрессии Запада и демократии как олице­творения зла. Иностранный наемник Амир Ислам опре­деляет это положение так: «США и англосаксонский мир нападает на Ирак, Афганистан. Россия крепко стоит за Сербию. Сербия и Россия - это одна нация, славяне. Братья Кавказа - это Хамас. Исламский Имарат Кавказ это - объединение мусульман для создания одного ис­ламского государства».

Постулируя единство всех мусульман, ваххабиты утверждают, что мусульмане России ведут неправедный образ жизни. Так, они заявляют, что мусульманину жить на вражеской территории строго запрещено, то есть на той территории, где открыто не действуют законы Ша­риата. Исключение должно делаться только для моджа­хедов. Более того, считается, что мусульмане, которые словом или делом помогают неверным п ротив мусульман, будь то чиновники, военные, милиционеры, религиозные деятели и т.д. — противостоят Аллаху, и поэтому с ними следует сра­жаться так же, как и с неверными. В такой ситуации «осажден­ной крепости», джихад является обязательным предписанием для каждого мусульманина, таким же как пост и намаз.


В этом плане ваххабиты проделывают следующую логическую операцию. Выступая с требованиями джихада, они говорят о «джихаде меча» - вооруженной борьбе с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство. Такой военный джихад объявляют в следующих случаях, если:А) требуется выступить в защиту веры Аллаха, но не на завоева­ние во имя Его;

Б) если есть необходимость освобождения от тирании; С) если появляется духовный наставник, призванный к восста­новлению попранной справедливости.


У спехи ваххабитской пропаганды связаны со слабостью исламской традиции на Кавказе (су­физма), которая была сама «в под­полье» в советское время. Внедрению радикальных идей спо­собствовали войны в Чечне и эконо­мическая отсталость якобы «забытого» властями региона. Все это дало почву для ваххабитов объ­явить Россию враждебным госу­дарством, а территории Кавказа, Урала и Татарстана оккупирован­ными. Духовными наставниками в

данном случае становятся лидеры и идеологи подполья, об одном из таких людей пойдет речь далее.

Все лекции, публичные выступления и обращения Саида Бурятского объединены и подчинены исламской идее в самом строгом и радикальном варианте ее интерпретации. Это дает весьма эффективные результаты в плане подготовки активного и мотивированного моджахеда. Однако при всем при этом, весь комплекс мотивационных структур Бурятского оказывается ни чем иным, как своеобразным экспресс-курсом молодого бойца, сугубо утилитарного характера, не смотря на то, что основанием для него являются священные тексты Ислама.

Огромные усилия Бурятский прилагает к тому, чтобы внедрить в сознание его аудитории систему самомотивации, черпающей свою ле­гитимность из сферы священного предания Ислама. В своей риторике Тихомиров умело приводит деятельность современных моджахедов


и ваххабитов и деятельность пророков, верных слуг Аллаха к одному знаменателю, приравнивая, таким образом, веру в Аллаха и веру в ис­тинность слова и дела моджахедских формирований на территории со­временной России. «Нельзя верить на 99% а на 1% сомневаться», -говорит Бурятский, - «истинное знание и просвещенность возможна лишь если это твердая убежденность, не просто вера». Пристальное рассмотрение этой конструкции, постулирующей приоритет убежде­ния над верой выявляет авторский перекос Тихомирова, легитимизи­рующий таким образом непрерывный джихад, идеологическое убеждение боевика, перед глубокой и уравновешенной верой.

При подготовке террориста-смертника Бурятский ставит для себя основной задачей внушение ему идеологии шахида. Одним из опорных тезисов в диалоге с обрабатываемым чело­веком является тезис о том, что ни в коем случае нельзя верить в то, что существует такой грех, который не может быть пере­крыт праведным поступком еще при жизни мусульманина. Очевидно, что многие моджахеды, если не большинство, до прихода в бандформирования совершили множество преступ­лений, которые, с точки зрения Корана, однозначно закрывают им дорогу в рай. В то же время, покаяние - всегда является со­мнительным для самого человека инструментом искупления грехов. Тихомиров, нащупав эту тонкую психологическую си­туацию, разрешает ее введением «тотальной исламской ин­дульгенции», т.е. приходом на путь джихада и становлением в конце пути. Кроме того, постоянным рефреном выступлений Тихомирова являются упоминания о суетности и пустоте этой «дунья», то есть текущей материальной жизни, перед перспек­тивной вечной жизни в раю, уготованном Аллахом для Шахи-дов. Более того, постоянная жертва благами «дунья» перед Джихадом и Аллахом постулируется Тихомировым не как по­двиг, но как ежедневная обязанность моджахеда, о невыполне­нии которой стыдно подумать. «Если человек готов на смерть и подвиг ради девушки, ради любви в «дунья», значит ради Аллаха нет такого поступка, который человек не мог бы совер­шить», - говорит Бурятский.

Основной аудиторией, усваивавшей наставления Саида абу Саада, была исламская, верующая молодежь, окончательно переходившая впоследствии    на    сторону    б оев ико в - в аххабитов .