Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2398

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главный доклад

Основной доклад семинара на тему «Постгеополитика (Г. О'Туа-тайл и Дж. Эгнью) vs геополитика многополярного мира» был прочи­тан проф. А.Г. Дугиным.

Докладчиком были рассмотрены следующие тезисы:

На рубеже XX-XXI вв. в англосаксонском геополитическом со­обществе появляется направление, получившее название «критической геополитики», или «постгеополитики». Данное направление также можно охарактеризовать как «слабую геополитику» (по анало­гии с постмодернистскими «слабой философией» Дж. Ваттимо «слабой теологией» Д. Капуто; под «слабостью» подразумева- I ется отказ от бинарного мышления, смягчение оппозиций, свойственных «классической» рациональности). Школа «сла- ^VSl бой геополитики» (Г. О'Туатайл, Дж. Эгнью) утверждает, что Вл базовый принцип геополитики - дуализм Суши и Моря не ре­левантен существующим реалиям. В глобальном мире эта ду­альность должна быть снята.

Процессы глобализации, исходя из наличия которых по­стгеополитики выстраивают свою модель организации про­странства, следует рассматривать как процесс универсализации кода одной из локальных культур - западной Kl культуры. Глобализация размывает и упраздняет идентичности незападных культур, так же как Море размывает Сушу.

Общество, которое описывают представители критиче- ^K^J ской геополитики, общество в котором не будет геополитиче­ских полюсов, не может возникнуть без того, чтобы один из этих полюсов «снял» другой полюс.

Геополитический анализ современности показывает, что глобализация представляет собой однополярную глобализа­цию, возможную в случае победы полюса Моря над полюсом Суши. Стратегия реванша со стороны Суши состоит в стрем­лении к созданию многополярного мира в противовес нивелирующей и универсализирующей однополярной американоцентричной глобали­зации.

По сути, задачей критической геополитики является сокрытие та-лассократического характера глобализации. Интеллектуальную и по­литическую элиты сухопутных держав    (в том числе России)


концептуально приучают к тому, что «Море затопило Сушу», внешнее управление над heartland'ом со стороны Sea Power полностью установ­лено. Представителям полюса Суши предлагается мыслить, исходя из уже якобы свершившегося факта полной и окончательной доминации Моря над Сушей. Для этого в дело вброшена постгеополитика или сла­бая геополитика, чья практическая задача состоит в отведении внима­ния от реальной геополитической структуры глобального мира.

Тем не менее, не принимая логику постгеополитиков, следует проанализировать феномен «слабой геополитики», рассматривая его как попытку западной мысли отразить новые условия совре­менного мира, существующего в парадигме постмодерна.

В частности, следует обратить внимание на то, что крити­ческая геополитика Г. О'Туатайла и Д. Эгнью рассматривает I Сушу и Море как «империалистические концепты», в основе ■Ткоторых лежит проекция источник опасности на фигуру Дру­гого. Анализируя данное утверждение, можно провести анало­гию с воззрениями американского социолога, представителя социал-дарвинистской школы У. Самнера. В основе концепции ■ТСамнера лежат понятия «мы - группа», «они - группа» и «эт­ноцентризм». Взаимоотношения в «мы - группе» трактуются как согласие, а взаимоотношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. По О'Туатайлу и Д. Эгнью, про-■Текция враждебности и страха на образ Другого, конституирует ту бинарную модель, которая потом выливается в политику, ^^^1 международную политику, стратегию. Так, постгеополитики утверждают, что вся система атлантистской геополитики, гео-17политики цивилизации Моря направлена против Суши, по-1*^1 скольку на Сушу проецируется страх Моря.

По О'Туатайлу и Д. Эгнью, глобализация снимает оппозицию между «мы-группами» и «они-группами». Предлагается мыслить опасность (ранее конституирво-вавшую образ Другого, Врага) как нечто внутреннее. «Угроза исходит не от Другого, а от Того Же Самого». Факти­чески предлагается интериоризировать страх, переместить его извне вовнутрь.

О'Туатайл и другие представители школы «критической геополитики» опираются на введенное социологами У. Беком и Э. Гидденсом понятие «общества риска» (Risikogesellschaft,


risk-society). Смысл общества риска состоит в том, в том, что люди должны понимать, что их враг внутри; Другой - это они сами.

О'Туатайл и Эгнью переформулируют положения Бека и Гидденса об «обществе риска» в геополитических (точнее, постгеополитиче­ских) терминах. С этой точки зрения, источником страха является не какая-то внешняя угроза, не геополитическая конструкция («Левиафан или Бегемот»), а само данное общество или государство. Например, таким образом, в качестве «внутреннего врага» США следует рассмат­ривать правительство самих США. Изменение локализации ис­точника угрозы, перенесение ее на собственные власти позволяет провести параллель между логикой постгеополити-ков и анархическими идеями П. Кропоткина, Л. Толстого или Ф. Оппенгеймера. В этом коренится деструктивный потенциал ^^^Я критической геополитики.

Впрочем, не следует рассматривать постгеополитику как инструмент для некоей мобилизации масс против своей же вла- ^^ГЗ сти. Напротив, речь идет прежде всего о проецировании нена­висти на самого себя. Интериоризация «геополитического ^■•Ч страха», «проецирование геополитики вовнуть», превращение Суши и Моря во внутри-индивидуальные явления фактически I ^Ч конституирует раскол сознания. Состояние такого общества ^V^l риска, Risikogesellschaft, можно сопоставить с шизоморфными расстройствами. Суша и Море (рассматриваемые как источник порядка и хаоса) становятся эндопсихическими категориями.

Пределом такой геополитики является появление постмо­дернистского глобального общества, которое будет представ­лять собой шизоморфные массы («шизомассы», по Ж. Делезу и Ф. Гваттари). Шизоконструкция «внутренней геополитики» неспособна экстериоризировать свой страх, поскольку это не-толерантно, поэтому она страх интериоризирует. Интериори-зируя свой страх, индивидуум раздваивается. Вместо неразделенного индивидуума возникает фигура дивидуума.

На практике такая постгеополитика ведет к сокрытию реальной стратегической структуры современного мира и делает ее корректный анализ невозможным. Прагматическая сторона критической геополи­тики заключается в ее «демобилизационном» посыле. Не следует при этом забывать, что О'Туатайл и Эгнью, предлагающие незападным


элитам отказаться от классической геополитики в пользу «постмодер­нистской постгеополитики», сами при этом могут оперировать на практике методологией и инструментарием классической геополитики, что они неоднократно доказывали на практике.


Замечания и предложения по итогам главного до­клада

Проф. Дугин отметил следующее:

Если мы примем критическую геополитику в том ее виде, в кото­ром предлагают принять О'Туатайл и его единомышленники, мы, по сути дела, примем состоявшийся факт однополярной глобализации; мы начнем мыслить «внутри» этого факта.

Критическая постгеополитика становится понятной, осмыслен­ной и действенной лишь при условии нашего понимания того, что такое классическая геополитика, и при умении применять ее принципы.

Постгеополитику можно применять на практике, лишь проведя ее деконструкцию. Можно сделать шаг навстречу «слабой геополитике», и пользуясь терминологией внутренней геополитики О'Туатайла, рассмотреть Сушу и Море как внут­ренние явления. «Внутреннюю Сушу» и «внутреннее Море» следует помыслить как проявление в психике человека двух типов: героического, жертвенного, «римского» и индивидуа­листического, материалистического, «карфагенского» («герои» и «торговцы», по В. Зомбарту). Согласившись с интериориза-цией этих двух типов, можно поставить вопрос о внутренней геополитике человека. Великая война континентов это не только глобальная драма человечества, но и личная психоло­гическая драма каждого из нас.

Если экстраполировать этот подход на социальный уро­вень, то «внутреннюю Сушу» и «внутреннее Море» и внутри российского общества, которое классическая геополитика од­нозначно относит к цивилизациям сухопутного типа. Наши ли­берально-западнические элиты можно определить как тяготеющие к принципам цивилизации Моря, а патерналист-ски настроенные массы скорее придерживаются «римских» приниципов. Русский народ есть внутренняя Суша, а элиты - внутрен­нее Море.

Это рассуждение подводит нас к проблематике роли социального фактора в геополитических процессах. Формула Рудольфа Челлена «геополитика - это отношение государства к пространству», не очень удачна, поскольку забыт второй аспект геополитики, предложенный