ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2416
Скачиваний: 2
Границы евразийства и их преодоление
Владислав Гулевич политический аналитик, публицист, член Союза журналистов Украины
Ключевые слова: идеология евразийства, геополитика, «страны-проливы», польский мессианизм, Хёне-Вронский; Key words: Eurasian ideology, geopolitics, "strait-territories", Polish messianism, Hoene-Wronski;
Говоря о евразийстве, есть смысл определить те географические и ментальные границы, за которыми можно говорить уже о столкновении евразийства с другими идеологиями национального развития или их взаимодействии.
На восточных границах Российской Федерации евразий- ^ЕЗ ство не заканчивается. Всем известна приверженность этой ^ЕЗ идеологии президента Казахстана Назарбаева.1
1 Будучи одним ^■•Ч из самых влиятельных среднеазиатских государств, Казахстан (наряду с Узбекистаном) является безусловным тяжеловесом в среднеазиатском регионе. Но, учитывая геополитическое соперничество Ташкента и Астаны, ареал евразийства в среднеазиатском регионе ограничивается преимущественно территорией Казахстана, поскольку Душанбе и Ашхабад, и, в особенности, Ташкент всё более дистанцируются от России, оставаясь равнодушными к теориям более тесной, чем существующие на сегодняшний день, геополитической и цивилиза-ционной интеграции с Москвой в единый механизм.
Узбеки и туркмены - тюркоязычные народы, для которых могла бы быть приемлемой евразийская формула славянотюркского союза. Таджики - персоязычный народ, которые, если строго следовать логике вышеуказанной формулы, не вписываются в союз славян и тюрков даже этнически. Учитывая геополитическую важность Таджикистана для безопасности России, что связано с проблемой исламизации республики и с проблемой афганских наркотиков, и не забывая о внимании к нему со стороны Запада, имеет смысл раздвинуть концептуально-идеологические границы евразийской идеологии, дабы не оставить иранские народы в стороне.
Лояльное отношение к евразийству со стороны казахстанской элиты позволяет рассматривать Астану как самую мощную «евразийскую платформу» на восток от России, но здесь возникает ряд вопросов. Идеология евразийства предполагает духовно-политическое лидерство какого-то одного, самого пассионарного народа-государственника. В России это, конечно же, русские. Но в Казахстане - это ка-захи.2 Евразийство русское и евразийство казахстанское будут окрашены немного в разные тона, с учётом политики официальной Астаны по «мягкому выдавливанию» не казахов из системы госуправления. При таких тенденциях через пару десятков лет русских среди правящей казахстанской элиты практически не останется. Казахи в условиях моноэтничности будут единственным этносом, формирующим и обыгрывающим идеологию евразийства. I Слова посла США в РК Ричарда Хоугланда, что Казахстан - по-■77^1 истине евразийская держава, которая отлично справляется с задачей сохранения баланса между основными игроками в ЕТ7^1 регионе благодаря своей политике многовекторности, наводят Е^^Н на мысль, что евразийство сугубо казахстанское для Вашинг-Е?^Н тона предпочтительное евразийства русского.3 Русское евразийство вкупе с евразийством президента Назарбаева станет ^^В сильнее, но при условии сохранения определённой иерархии.
Суть евразийства - в славяно-тюркском единении. На сегодня ЕТ^Н Казахстан чуть ли не единственный союзник российского евразийства. Главное для казахстанской элиты - избежать соблазна ^^^1 рокировки славяно-тюркского союза, как квинтэссенции евра-Е^Н зийства, в союз тюрко-славянский, где России будет отведена Е^Н вспомогательная роль. Вопрос, готовы ли к этому казахстанские 1*^1 элиты, остаётся открытым.
Наиболее стойкое неприятие евразийства наблюдается на западе. В отличие от среднеазиатских элит, чьё противление I имеет скорее экономическую подоплёку, западный барьер на пути евразийства складывается не только из экономики и политики, но и из культурно-философской топики, присущей западной цивилизации. С приближением к центральным областям Украины и Белоруссии, как некогда исконно русских территорий, количество потенциальных сторонников евразийства начинает таять, и уже на Западной Украине и ближе к польско - белорусской границе их найти практически не возможно. Имеет место наложение культурных кругов
(Николай Данилевский, Лео Фробениус) - западно-католического и русско-православного, зоной соприкосновения которых являются украинская и белорусская территория. Здесь идеология России-Третьего Рима встречает противодействие идеологии польского мессианизма, как духовно-политического оформления польской внешней политики на восточном направлении.
Если
обратиться к критическим замечаниям о
евразийстве с геополитической точки
зрения, стоит отметить взгляды Вадима
Цымбурского (уроженца Львова). Его
главный упрёк евразийству в том, что
евразийская геополитика придаёт
чрезмерно большое значение культурной
комплементарно-
сти России и Востока, продвижению на Вадим Цымбурский Восток, кооперации с Востоком, в ущерб пониманию Запада. Такая геополитическая гемиплегия означает пассивность на Западе, и активность, иногда вялую, на Востоке. По Цымбур-скому, активизация усилий российской дипломатии на восточном направлении преимущественно была вспомогательным, отвлекающим средством, совпадающим по времени либо с невозможностью отстаивания своих интересов на западных рубежах ввиду собственной слабости, либо же, напротив, с целью отвлечения внимания при подготовке того же «натиска на Запад».
В то же время Цымбурский не считал, что Россия является сугубо континенталистской державой, поскольку не весь хартленд находится под её контролем. Россия не является также и европейской державой. Европейской она была тогда, «когда наши танки стояли в нескольких днях марш-броска от Ла-Манша».
Теория «стран-проливов» Цымбурского, изложенная в его работе «Остров Россия» рассматривает прилегающие к России государства как переходящий приз, а сама «Россия обретает черты гигантского острова внутри континента, русского острова с иноэтниче-скими вкраплениями». Россия диффузно переходит из собственно России в не Россию (как это было с Российской империей и СССР). «Такие государства то включают эти воды в свое геополитическое тело, подступаясь к континенту и захватывая на нем плацдармы,
то замыкаются в островном ядре, заставляя море служить им защитой от континентальных революций и гегемоний».4 У Цымбурского России свойственно сухопутное «островитянство», т.к. страны-соседки отделяют её, словно остров, от платформы германо-романской цивилизации. Вся российская геополитика - это сцена борьбы между континенталистской геополитической парадигмой (евразийства) и парадигмой «островитянства», где первая не отвечает принципам культурной тождественности России. Россия, от которой откололись её евразийские куски в лице Казахстана, Узбекистана или Украины, Молдавии и Белоруссии не перестала быть Россией .5 Она лишь вернулась в свой «островной» кокон, отдав эти «территории-проливы» под чужой контроль, и замкнувшись в своём сухопутном «островитянстве» перед очередным прыжком.
3. Философское наполнение польского мессианизма (А. ■77^1 Мицкевич, А. Товянский, Ю. Хёне-Вронский) и философия евразийства
ЕТТВ Наиболее враждебная идеологическая атмосфера по отно-
Е^^Н шению не только к евразийству, но и к России в целом наблю-■Т^Н дается на Западе. Условным водоразделом, не считая Прибалтики, служит линия Лида - Пинск (Белоруссия) - Жи-^^В томир - Винница (Украина) - Бэлць - Кишинёв (Молдавия). Кишинёв сегодня - политический эпицентр «румынизации» ЕТ^В Молдавии в рамках идеи Великой Румынии, а по линии Лида -Е^В Пинск и Житомир - Винница проживает наибольшее количе-^^^1 ство поляков (Лида в Белоруссии) и Житомир (на Украине), вер-Е^В ных идее польского мессианизма, неотделимой от польской Е^В культуры, начиная с XVIII в.
L*B Мессианистами были литераторы и идеологи польской го-
сударственности Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, фило-I софы Бронислав Трэнтовский, Анджей Товянский и прочие. Причём, последний из них являлся автором целой философской концепции, названной его именем - товианства. Существенную роль в нём играют представления о «колоннах» бессмертных духов, действующих через людей, о миссиях отдельных народов и о посланцах Бога, через которых осуществляется Провидение.6 К таким посланцам Товянский причислял Наполеона и себя. Польша у Товянского -единственная католическая и вместе с тем единственная христианская страна - мессия. Как в Ветхом Завете были рассеяны евреи,
н арод избранный, так рассеян избранный народ Нового Завета - поляки, за то, что не сумели отстоять Польшу перед лицом, в т.ч., русской экспансии.
Интересно, что само понятие мессианизма в польскую философию ввёл Юзеф Хёне-Вронский, фило-соф-математик.7 У Вронского главным двигателем, мессией человечества к торжеству абсолютного добра выступала философия. (У А. Мицкевича мессией была уже Польша, и польский народ).8 Исполнителями этого мессианизма у Вронского призваны стать славяне как
цельная категория, особенно русские. Он видел в качестве колонн, на которых будет держаться мир, двух царей - Римского епископа и Русского царя.
В 1851 г. Вронский изложил свои идеи в открытом письме русскому императору. Он благосклонно относился к монархическому строю, а в консервативном Священном Союзе континентальный держав - Пруссии, России и Австрии усматривал орудие всечеловеческой миссии, противостоящее либерально-позитивистскому европейскому лагерю, к которому склонялась польская интеллектуальная мысль.
Вронский отрицал возможности романо-германской философии вознестись над собственными идеалистическими и романтическими идеями. Это по плечу только славянам, особенно русским. Вронский предвосхитил в некоторой степени В. Соловьёва и его философию всеединства, к которой примыкали в своих взглядах некоторые евразийцы (Л. Карсавин).
Мессианизм поляка Вронского - мессианизм славянофильский, это интеллектуальный переход от идеи России-Третьего Рима к идее польского мессианизма, где не отрицается историческая миссия Руси, а подчёркивается с ещё большей силой. Анджея Товянского, провозгласившего мессианство исключительно польское, Вронский называл плагиатором.
Философское обоснование геополитических взглядов Хёне-Вронского соотносится с геополитическими устремлениями России и, главное, отчасти совпадает с евразийским видением роли России как одного из самодостаточных геополитических центров.