Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1722

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ярон), считающее, что события на Ближнем Востоке ведут к закату американско­го доминирования в этом регионе (С. 934).

Ситуация в Сирии представлена тремя материалами: рассуждением А.А. Куз­нецова о развязывании гражданской войны в Сирии, выступлением посла этого государства в России и статьёй Л.В. Савина, в которой даётся характеристика си­рийской оппозиции. Оценки Л.В. Савина совпадают с мнением большинства экс­пертов по Сирии о характере противостоящих сирийской армии вооружённых формирований.

«Иранская тема» открывается статьёй А.Г. Дугина, обосновывающего необ­ходимость стратегического альянса Россия-Иран. Многие аргументы выглядят убедительными. Тем более, что и другие аналитики указывают на важность тако­го союза25.

Приводится в разделе и интервью с послом Ирана в России. Три материала (Л.В. Савина, Г. Ярона и А.И. Новгородовой) посвящены главным образом ситу­ации вокруг Ирана и деятельности администрации США. Интересной представ­ляется мысль о возможном энергетическом альянсе между Японией и Ираном. Л.В. Савин приводит убедительные аргументы в пользу такого сценария. Доба­вим, что у этих стран может быть посредник в лице Индии. Последняя активно развивает контакты с обеими странами.

Больше всего материалов в «исламском разделе» уделено Турции, что не уди­вительно. Во-первых, она всё более заявляет о себе как региональной державе. Во-вторых, внутри страны усиливается противоборство минимум двух сил («за­падников» и «исламистов»), хотя к ним ещё можно добавить третью — наци­оналистов. В предлагаемых статьях даётся подробный анализ геополитического положения Турции и внутриполитической ситуации, а также краткий историче­ский экскурс. Общий вывод для большинства публикаций по Турции: страна в большей мере сможет реализовать свои возможности, если откажется от поли­тики атлантизма и обратится к евразийству. В связи с последним авторы (напр. Л.В. Савин) не исключают относительного улучшения российско-турецких отно­шений (См. напр.: С. 1020-1021), признавая при этом и существующие противо­речия.

Последний раздел представляет Китай. Здесь также даётся подробный гео­политический анализ страны. Л. Молдин и Л.В. Савина подробно анализируют разнообразные факторы геополитики Китая (географический, социально-эконо­мический, коммуникационный, политический и т.п.).

Интересно сравнение американского политолога Л. Молдина Китая с остро­вом. Действительно, с глубокой древности Китай формировался как замкнутый мир, окружённый с разных сторон Тихим океаном, горами, джунглями бассейна


реки Меконг и степью с немногочисленными но опасными с соседями. Из всех факторов, способных дестабилизировать Китай, он выделяет в первую очередь социально-экономический, от решения которого многое зависит (С. 1065).

Л.В. Савин, также разбирая факторы геополитики Китая, преимущественно остановился на его геостратегии. Китайская национальная идентичность разби­рается в статье В.В. Кочеткова и М.П. Лымарь.

Взаимоотношения Китая и соседей в свете проблемы дефицита воды представ­лены в материале К. Болтона. Интересны рассуждения автора о формировании нового территориального блока — АНЗАК (Австралия, Новая Зеландия и ряд островов Тихого океана). Не случайно, и отечественные авторы (Ю.В. Яковец, С.В. Хатунцев) указывают на формирование океанической цивилизации (термин

Ю.В. Яковца).

Американский политолог Т. Барнетт в своей статье доказывает, что запросы Китая не соответствуют его возможностям и для США «Поднебесная» не пред­ставляет серьёзной конкуренции (С. 1107). В последнем материале рассматрива­ется гонка вооружений в Восточной Азии.

Таким образом, перед нами труд, охватывающий основные проблемы совре­менной геополитики и международных отношений. Несмотря на наличие разных оценок, в книге преобладает определённый подход. С ним можно спорить, не со­глашаться, но перед нами схема, для противопоставления которой нужно пред­ложить свой взгляд на происходящее.

Помимо методологии в монографии дан богатый фактический материал по разным регионам, формирующий представление о происходящем, высказывают­ся интересные, оригинальные идеи. Со многими наблюдениями и выводами авто­ров можно согласиться.

К достоинствам рецензируемой работы можно отнести привлечение большо­го количества авторов: российских и зарубежных, остепенённых и начинающих. Читатель может сопоставить взгляды на события отечественных и зарубежных исследователей.

Но как любой труд, данная монография вызывает вопросы, замечания. К со­жалению, книга очень массивна и порой неудобна для чтения: она может легко развалиться и тяжёлая. Хотя понятно желание составителей сборника дать как можно больше материала, и, по своему, это выглядит оригинально.

Несмотря на популярность геополитики, о которой пишут составители сбор­ника, ест и другая тенденция: дисциплина убирается из учебных программ в ре­гионах.

Есть вопросы и по размещению материалов. На наш взгляд, публикацию А.Г. Дугина «Евразийский завет и геополитика Турции» (С. 944) логичнее поме­стить в первый раздел сборника, так как в ней даётся подробное разъяснение не­которых основ методологии евразийства.


Украина и Белоруссия — части некогда единого постсоветского простран­ства. Наверное имело смысл их добавить в раздел по Евразийскому союзу а не оставлять в разделе по Европе. Тем более, что «европейский» параграф оказался немного раздутым.

В книге нет раздела по Индии — восходящему гиганту Южной Азии. Отсут­ствует и Пакистан — одна из ведущих стран исламского мира. Однако перед нами не учебник, где все разделы должны быть представлены а научное издание. Воз­можно, что одной из причин явился и большой объём книги. Тем более это — 1-й выпуск, предполагающий продолжение.

Есть материалы, вызывающие полемику. В статье греко-канадского политоло­га Д. Кицикиса «Роль Промежуточного региона в глобальной войне» (С. 146) рассматриваются проблемы указанного в заглавии феномена (термин разработан и предложен самим автором), но почему-то не даётся пояснения, что это такое, каковы его очертания? Потом уже по ходу дела становится понятным, что речь идёт о Ближнем и Среднем Востоке (а также Греции). И сразу возникают вопро­сы: а почему ещё только Китай относится также к Промежуточному региону. По каким критериям автор выделил два этих региона? Ведь к т.н. Промежуточным регионам можно отнести и Восточную Европу, Латинскую Америку. На наш взгляд, более разработанную концепцию всё-таки предложили В.Л. Цымбурский и С.В. Хатунцев, создавшие теорию Великого Лимитрофа.

Автор также пишет, говоря о языке православной цивилизации: «Греческий язык, а не русский язык является главным языком цивилизации, поскольку он признан всем миром, а не только Промежуточным регионом» (С. 152). Но рус­ский язык — один из 5 мировых.

В коллективной монографии есть ещё статья Д. Кицикиса «Геополитика Гре­ции и Промежуточный регион» (С. 596), в которой автор поясняет некоторые моменты (хотя и противоречит немного тому, что было написано на стр. 146). Может тогда стоило сначала дать статью «Геполитика Греции»?

Полемику вызывает и статья О. де Кавальо «США и новый мировой поря­док». Крайне упрощённым представляется схема трёх сил, противостоящих друг другу в мире: американский бизнес, русско-китайская бюрократия и исламские религиозные радикалы (С. 532-533). Бездоказательные обвинения по поводу рус­ских агентов, которыми нашпигована Америка, напоминают более пропагандист­скую риторику (С.537).

Заявление автора о том, что СССР ещё в 1950-х гг. посадили США на кокаин, а теперь расхлёбывают заваренную ими кашу (С. 536), также выглядят странно. Данная риторика более напоминает книгу П. Бьюкенена «Смерть Запада», где в современном разложении Евроатлантики обвиняются только «коварные марксисты». Будто бы не было эпохи Возрождения и Просвещения с их чрезмерным культом чувственности, доходящим, в т. ч. и до половой


распущенности. Для любой цивилизации характерен кризис, упадок культуры, сопровождающийся моральной деградацией. И США здесь не стали исключением, как, к сожалению, и Россия.

Вызывает также удивление позиция автора: Америка может считать себя ис­тинно христианской страной, а у России такого права нет. Автор фактически де­монстрирует т.н. «оборонное сознание», за которое как раз американцы часто любят обвинять российскую элиту. Поиск везде врага, выставление своей страны как жертвы мирового заговора (С.540). Автор создаёт или пересказывает чьи-то мифы, опускается до обвинений и полемизировать с ним бесполезно.

Есть также вопросы и в области методологии к составителям сборника. С од­ной стороны евразийская школа отстаивает идею многополярности мира, его многообразия и уникальности, протестует против навязывания всему человече­ству стандартов одной цивилизации.

В то же время составители сборника рассматривают мировую политику через призму столкновения Суши и Моря, Традиции и Модерна. Но не загоняется ли таким образом всё многообразие мира в эту схему: Суша-Море? На наш взгляд, всё-таки дуализм Суши и Моря относителен и не всегда точно отражает расста­новку сил.

Л.В Савин верно пишет, рассуждая о демократических государствах: «вну­тренние ценности и приоритеты могут перевесить общие ценности и нормы, разделяемые с другими государствами, а продвижение национальных интересов в дальнейшем привести к конфликту» (С. 673-674). Но нельзя ли также сказать применительно к ситуации противостояния Моря и Континента? Почему инте­ресы Континента или Моря должны быть важнее для элиты, нежели свои наци­ональные? И почему национальные интересы страны должны отождествляться именно с «евразийскими» либо с «атлантистскими»?

Здесь много и иных вопросов. Если в мире противостоят две основные силы: атлантизм и евразийство, то куда, к примеру, отнести Африку или Латинскую Америку? Это Океан или Континент?

Китай стремится стать морской цивилизацией, активно строит флот. Россия-СССР долгое время также была морской державой. Но почему мы её должны всё-таки относить к континентальному государству?

Есть вопросы и по другим странам. С Ираном мы конечно же можем сотруд­ничать. Но его элита стремится к восстановлению Персидской империи и не при­ведёт ли это к конфликтам с Россией? Ведь со временем наши интересы могут пересечься в Закавказье и в Центральной Азии. Такая ж е ситуация и с Турцией.

Можно согласиться с А.Г. Дугиным, С.В. Хатунцевым, другими аналитиками, считающими, что вполне реальны экономические связи между странами, даже внешнеполитическое взаимодействие. Но геополитические интересы Турции


устремлены на Балканы, Кавказ, Крым, в Центральную Азию. Не усилит ли в бу­дущем это противоречия между нашими государствами?

В целом, монография производит хорошее впечатление. Книга удалась и будет полезна как преподавателям и студентам, так и всем интересующимся междуна­родными отношениями. И, надеемся, издание подобных сборников продолжится.