Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1721

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

планомерное использование любых форм общественных или массовых коммуни­каций для того, чтобы оказывать влияние на умы и чувства определенной группы населения с четко обозначенной общественной, военной, экономической или по­литической целью (с. 64). Тем не менее, Лайнбарджер апеллирует к науке психо­логии, так как именно она помогает понять как работает человеческое мышление, как появляются поводы и причины конфликта, как воздействовать на подсозна­тельное, чтобы возбудить ярость или, наоборот, привести к паническому страху. Если святые отцы анализировали взаимосвязь грехов и предлагали свои методы борьбы с ними, то здесь все построено на управлении эмоциями, чтобы получить необходимый политический результат. Часто с помощью своих или чужих чело­веческих жертв.

Весьма характерен для американского менталитета пассаж о коммерческом подходе. Если в других культурах яркие и навязчивые образы, связанные с това­рами и услугами имеют одно восприятие, то для США это норма. Поэтому любая политическая кампания в США должна сопровождаться ярким маркетинговым ходом, превосходящим мыльные оперы, фото красоток с обожек глянцевых жур­налов и шикарных автомобилей. По мнению автора подобная крикливая и ком­мерческая реклама хоть и сделала американцев глухими к пропаганде даже своего собственного правительства, зато воздвигла Великую стену, делая американцев невосприимчимыми к иностранным и сомнительным призывам, благодаря чему Соединенные Штаты никогда не подвергаются идеологическому вторжению из-за моря (с. 55).

В книге даны методы и классификации пропаганды, ограничения, связанные с объективными факторами, а также рекомендации, например, как классифици­ровать врага. Основные примеры приведены из Второй мировой войны, а также конфликтов, которые последовали сразу после ее окончания. Интересны данные о вовлечение в психологическую войну социологов и научных деятелей. Однако это не ограничивает доступ к участию в спецоперациях только определенных лиц. Например, как пишет Лайнбарджер, часто наиболее талантливым операто­ром — отличным журналистом или художником, создающим иллюстрации для листовок, — является гражданин весьма сомнительной репутации, чужеземец или представитель враждующей нации, который добровольно согласился сотруд­ничать с вами (с. 287).

Помимо этого автор указывает на различные организационные аспекты в ве­дении психологической войны и дает сведения, связанные с созданием специаль­ных отделов — Управления военной информацией и Управления стратегических служб, а также как формировались представительные офисы в других странах.

В книге даны примеры листовок и фотографий с подробным описанием удач­ного или неудачного применения пропаганды. Поскольку телевидения тогда еще не появилось, сфера активности психологической войны ограничивалась радио,


газетами, листовками, специальными указами и громкоговорителями непосред­ственно в зоне боевых действий.

Как видно из книги, подходы к ведению психологической войны постоянно менялись и, по мнению автора, будущее этого «самого гуманного из всех ору­жия» явно на стороне США.


Фрэнсис Стонор Сондерс. ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны. М.: Институт внешнеполитических исследований, Кучково поле, 2013. — 416 с.


Савин Л.В.



Исследование британской журналистки посвящено закулисной деятельности американских спецслужб в За­падной Европе (и не только) путем создания и финан­сирования сети изданий и культурных центров, задачей которых была борьба с «коммунистической угрозой» путем творческого самовыражения артистов. Поскольку «самовыражение» обязательно корректировалось со­гласно идеологической матрице капитализма, призван­ного доказать, что подобное искусство лучше и «свобод­нее» социалистического, нередко возникали конфликты внутри новосозданной структуры, что приводило к утеч­кам информации и скандалам. Неудачи были не только с

персоналом. Схема проведения средств ЦРУ через различные фонды также од­нажды стала известна общественности, что стало причиной серьезной критики как спецслужб, так и их культурных протеже в прессе.

Стиль изложения книги выдержан в публицистическом тоне, с описанием ха­рактеров основных действующих лиц и их воспоминаний, хотя и дан аппарат ссы­лок после каждой главы. Всего представлено 26 глав в хронологическом порядке, начиная с 1947 г., когда американские солдаты спекулировали сигаретами в окку­пированной Германии и вывозили награбленные «трофеи» до середины 60-х гг., хотя кратко упоминается судьба героев книги и в последующие годы.

Итак, Конгресс за культуру — именно эта структура была создана ЦРУ. Для создания образа важности ведущейся работы в Конгресс привлекали известных деятелей культуры, искусства и наук — Бенедетто Кроче, Бертран Расселл, Карл Ясперс, Томас С. Эллиот, Игорь Стравинский, Жан Маритен, Николай Набоков, Исайя Берлин, Джордж Оруэлл прямо или косвенно отрабатывали задания ЦРУ, критикуя достижения советской мысли и проводя свои «контрмероприятия», среди которых были не только выставки и концерты, но и операции по дискреди­


тации репутации известных деятелей, например, Пабло Неруды в период перед возможным присуждением поэту Нобелевской премии по литературе в 1964 г. Помогали им в этом вопросе штатные или отставные офицеры, а также ярые про­тивники СССР, например американские троцкисты. Один из основателей тече­ния неоконсерваторов (группа, которая практически развязала войну против Ирака в 2003 г.) Ирвинг Кристол стал в 1951 г. исполнительным директором све­жеиспеченного Американского комитета за свободу культуры. В 1954 г. его сме­нил сотрудник Информационной службы. Кристол никуда не потерялся и рабо­тал над другими проетками, позже он получил от одного из исполнителей Майкла Джоссельсона (работавшего во время Второй мировой войны в допросном от­деле) грант на издание журнала «Паблик Интерест», который редактировал со­вместно с Даниэлом Беллом. Кристол, конечно же, получил международную из­вестность, когда уже полностью посвятил себя неоконсервативному проекту.

Читатель узнает, что служба Forum World Service являлась операцией ЦРУ под прикрытием, а ПЕН-клуб был использован ЦРУ в качестве проводника своих интересов. Чувство богоизбранности у американских политиков было напрямую связано с агрессивными планами и даже с голливудским кинематографом, пред­ставителям которого Пентагон, Совет национальной безопасности и другие си­ловики давали рекомендации как реализовать идею «воинствующей свободы». ЦРУ также финансировало книгоиздательскую деятельность. Выпускались про­изведения не только диссидентов из СССР, но и все, что вписывалось в общую стратегию США. Небезызвестное ныне издательство «Прагер», специализи­рующееся, в том числе, на политических науках, получило стартовый капитал от американской спецслужбы — его основатель Фредерик Прагер издал не менее 20 книг, расходы за которые возместило агентство. Интересно, что в период маккар-тизма, который известен «охотой на ведьм», многие авторы и их произведения, которые издавались ранее в США, пострадали, так как были не достаточно патри­отичными.

Спецслужбы корректировали акции и в отношении внутренней политики. Когда американские власти критиковались за расовую политику и сегрегацию, Белый дом через свои инструменты организовывал выступления чернокожих артистов, что являлось подтверждением демократических свобод в США «на деле».

В общем, книга рекомендуется всем, кто изучает механизмы подрывной де­ятельности США в эпоху холодной войны более деликатными способами, чем создание эскадронов смерти в Латинской Америке, Иран-контрас и финанси­рование моджахедов в Афганистане. Тайное стало явным. Некогда считавшиеся независимыми философы и мыслители, работавшие на ЦРУ, разоблачены и низ­вергнуты с пьедесталов науки. Однако вряд ли можно сказать, что фронт культур­ного противостояния закончен.


Сидорин А.Н., Прищепин В.П., Акуленко В.П. Вооруженные силы США в XXI веке

Сидорин А.Н., Прищепин В.П., Акуленко В.П. Вооруженные силы США в XXI веке. — М.: Военная книга, 2013. — 800 с.


Савин Л.В.

Вооруженные силы



Увесистый том, подготовленный профессиональны-
ми военными с научными степенями на основе откры-
тых источников. Книга состоит из трех глав, приложе-
ний и глоссария используемых сокращений, включая
англоязычные термины. Необходимо сразу оговориться,
что в книге встречаются разночтения, например, слово
joint переводится и как объединенный, и как совмест-
ный, при этом чаще используется второе значение, тогда
ЩШЧ как более распространено первое, а термин «куполь-

в XXI веке              I H>:> (Приложение 18) правильно было бы заменить на I «зонтичный» как более устоявшийся.

Первая и вторая главы относительно небольшие. В начале говорится о концептуальных основах военной стратегии США в обла­сти национальной безопасности. Это доктрины, различные рабочие докумен­ты Пентагона, такие как Четырехгодичный обзор, и концепции по проведению различных операций. Также рассмотрены некоторые дефиниции, применяемые в военном сообществе США, например категории конфликтов, интересов, вы­зовов, угроз. Также даны стратегии, которые связаны с текущими тенденциями и возможным ответом со стороны США. Далее рассказывается о состоянии во­оруженных сил США и организации военного управления. Описаны виды войск, структура, иерархия, примерная численность, программы по реформированию в контексте поставленных перед Пентагоном задач.

Основной массив книги — это третья глава, названная «Военное искусство видов вооруженных сил. Межвидовые операции». Сразу хочется отметить, что в военно-научном дискурсе западных стран есть две точки зрения на войну: война как искусство и война как наука. Не совсем понятно, что авторы вложили в заго­ловок этой главы — личное отношение к данной теме или мнение американских специалистов, раз уж книга посвящена вооруженным силам этой страны. Одна­ко ни одной ссылки на англоязычный источник в данной работе нет, что, на мой взгляд, является серьезным упущением авторского коллектива.

Есть два раздела, посвященные относительно новым видам операций — это концепция сетецентричных боевых действий и киберпространство. Однако они достаточно небольшие и не охватывают минимального существующего объема знаний, хотя в открытом доступе достаточно много материалов и монографий во­енных специалистов США по этим темам. Более того, сетецентричная война во­


обще внесена в блок, посвященный информационным операциям в современных конфликтах. Конечно же, важность информационного обеспечения, разведки и радиоэлектронной борьбы никто не оспаривает, но приравнивать к ним сетецен-тричную войну равнозначно умалению полноценной концепции до уровня вспо­могательной функции. Также не хватает раздела, посвященного космическим во­йскам и боевым операциям в космосе, хотя эта сфера довольно перспективна, по крайней мере, среди американских военных такое мнение существует.

А вот исторический экскурс в психологические операции охватывает не толь­ко США и занимает более 50 страниц. Авторы обильно цитируют Сунь-Цзы, На­полеона и эпоху Первой и Второй мировых войн. С другой стороны, в разделе о войсках специального назначения вообще нет ни слова об истории формирова­ния этих подразделений, как будто они возникли вместе с учреждением самого командования.

Приложения представляют собой отдельные публикации, которые органично дополняют общий контекст книги. Это описание роботизированных систем — от сухопутных машин до беспилотных летательных аппаратов; итоги военных операций в Ираке; опыт по проведению специальных операций в разных частях мира (от попытки освобождения сотрудников посольства США в Иране в 1980 г. до оккупации Панамы и смещению генерала Норьеги и действий в Югославии); основные положения полевого устава Армии США; перевод основных доктри-нальных документов, связанных с национальной безопасностью и обороной США; виды техники с иллюстрациями и их краткой характеристикой и областью применения.

В книге также даны различные графики и схемы, включая классические планы атаки и обороны захваченных объектов в зависимости от рода войск и принци­пы функционирования некоторых боевых комплексов, что имеет определенную ценность для тех, кто непосредственно занимается анализом вооруженных сил потенциального противника.

Однако, хотелось бы увидеть еще и карты размещения военных баз США, их описание, включая стратегическое значение и типы вооруженных сил, размещен­ных на них. Учитывая, что США, практически, не разделимы с НАТО, то краткое информирование о структуре этой организации и ее военных возможностях, так­же было бы весьма кстати.

В целом книга создает хорошее впечатление и как теоретический труд имеет важное значение в потоке тех работ, которые посвящены вооруженным конфликтам. Недоработки редактора покрываются объемом того материала, с которым пришлось работать авторам. Хотя как учебное пособие, о чем повествует информация на титульной странице, было бы лучше сделать его более сжатым с прилагаемым списком дополнительной, обязательной для прочтения студентами литературы.