ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1638
Скачиваний: 3
6
Геополитика XX
В начале второго десятилетия ХХ1 века в Центральной Евразии усилилось со-
перничество глобальных игроков, названное данное противоборство в свое вре-
мя «Большой игрой». Первоначально термин отображал противостояние между
Российской и Британской империями XIX века, в результате которой закрепилась
геополитическая доминанта России и Британии в Центральной Евразии. Геополи-
тическая ситуация в центральноазиатском регионе отличается от реалий времен
«Большой игры» в конце Х1Х века. Изменилась сама система международных
отношений в Центральной Азии и на карте появились суверенные государства,
для которых жизненно важно афганское урегулирование в контексте реализации
своих национальных интересов и обеспечения безопасности. Геополитические
тренды «Большой игры» в начале ХХI веке вновь становятся актуальными. Но
теперь на международной арене Центральной Евразии появляются новые игро-
ки — новые государства, а также ключевую роль играют укрепившиеся геополи-
тически Китай и мировая держава США. Как и в конце ХIХ века окрепшая новая
Россия стремится укрепить свои позиции в постсоветской Азии.
Анализ действий ведущих держав в Центральной Евразии на современном
этапе свидетельствует о наличии у каждой из них собственного видения путей и
методов реализации своих национальных интересов. В то же время усиливается
в Центральной Евразии геополитическое соперничество России, США, Китая,
имеющие стратегические геополитические интересы в регионе, а так же активи-
зируется политика Индии, Ирана, Турции, Пакистана, Евросоюза, отводящие
региону важную роль в своей геополитике. В этих условиях постсоветские го-
сударства стремятся строить свои двусторонние отношения с внешнеполитиче-
скими игроками в соответствии со своими интересами, моделями реализации и
правилами игры. Во многом, в геополитической динамике Центральной Евразии
национальные интересы и стратегии новых государств уже учитываются в той
или иной мере внешними силами при реализации своих региональных проектов,
расценивая регион как ключ к системе трансконтинентальной безопасности и,
понимая, что от баланса интересов зависит успех осуществления стратегических
планов.
В начале второго десятилетия ХХI в. в постсоветской Центральной Азии все
еще продолжаются трансформационные процессы, затрагивающие изменения в
политической структуре, в экономике, в культуре. Продолжается процесс станов-
ления государственности и во внешней политике государства региона все более
четко руководствуются своими национальными интересами и стремятся разви-
вать экономическую дипломатию.
На современном этапе геополитическую ситуацию в постсоветской Азии
определяют следующие факторы: сохраняющийся конфликтный потенциал в
Афганистане и неопределенность в регионе после вывода коалиционных сил в
2014 г.; определенная напряженность в таджикистанско-узбекистанских отноше-
Майтдинова Г. М.
7
Центральная Азия
ниях; латентный конфликтный потенциал Ферганской долины; высокие риски и
вызовы, вызванные снижением социально-экономического развития государств
региона в условиях становления государственности и кризиса; столкновение ин-
тересов ведущих государств мира( в первую очередь влияют на геополитическую
ситуацию треугольник — Россия, США и Китай), где в двусторонних отношени-
ях этих акторов идет поиск баланса интересов в регионе; актуализируется теперь
наряду с нетрадиционными угрозами безопасности (периодически обостря-
ются проблемы: водные, этнотерриториальные, пограничные, межэтнические,
внутриэтнические–клановые, трайбализма, нерегулируемых мигрантов, транс-
граничной торговли, транзита и т. д.) и традиционные военные угрозы ( угроза
проникновения внешних сил со стороны Афганистана). В регионе идет борьба
ведущих мировых инвесторов — России, США, Китая, Евросоюза за ресурсы и
за контроль маршрутов их транспортировки, а также за доступ к рынкам. В этих
условиях для новых государств важно найти баланс интересов для реализации
своих национальных интересов.
В политической трансформации государств Центральной Азии и формиро-
вании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в зна-
чительной степени задействованы внешние факторы. Анализ действий ведущих
держав в Центральной Евразии на современном этапе свидетельствует о наличии
у каждой из них собственного видения путей и методов реализации своих нацио-
нальных интересов. Ключевыми центрами силы на постсоветской Азии являются
Россия и Китай.
Китайский фактор в геополитической динамике Центральной Евразии в на-
чале второго десятилетия ХХI в. является наряду с Россией и США одним из клю-
чевых, но в постсоветской Азии, после России, китайский фактор играет важную
роль. В 2010 году Китай становится второй экономикой мира и ее доля в мировом
валовом производстве достигает 10%. Китай превратился в основного донора в
МВФ. Приход к власти нового поколения руководителей в Китае ознаменовался
изменением приоритетов в политике: акцент сделан на проведение внутренних
реформ для повышения устойчивости и достижения самодостаточности стра-
ны. На этом переходном этапе изменения коснулись почти всех сфер управления
КНР: полностью изменилось руководство Компартии КНР, перемены коснулись
военного руководства, но мало коснулись трансформации дипломатического
ведомства. Исходя из новых приоритетов, в Центральной Евразии Китай будет
проводить ту внешнюю политику, которая будет максимально содействовать со-
циально-экономическому развитию страны и общей стабильности граничащего
с Китаем региона. В концентрированном выражении центральноевразийскую
стратегию КНР можно представить следующим образом.
1. Центральная Евразия будет противодействовать «трем злам», содейство-
вать безопасности и общей стабильности в регионе, стремиться недопущению
Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры»
8
Геополитика XX
наращивании военной мощи США в Центральной Евразии. Для осуществления
данной политики Китай будет усиливать сотрудничество с государствами реги-
она в двустороннем формате и военно-политическое сотрудничество в рамках
ШОС.
2. Китай в рамках стратегии «форсированного развития северо-западных
районов КНР» будет все больше привлекать ресурсно-сырьевой потенциал ре-
гиона для развития промышленности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе
(СУАР), а также продвигать на центральноевразийские рынки китайскую продук-
цию, для чего будут ускорять реализацию проекта «зоны свободной торговли».
3. Доступ к нефтегазовым ресурсам Центральной Евразии имеет стратегиче-
ское значение в обеспечении «энергетической безопасности» Китая, поэтому
Поднебесная будет стремиться к углеводородам, осуществлении контроля над
месторождениями и маршрутами доставки сырья.
4. Китай будет стремиться наращивать «мягкую силу» как квинтэссенцию
китайского языка, культуры, образа жизни, расширяя свое культурно-цивилиза-
ционное присутствие в Центральной Азии. (1)
5. Недопущение монопольного контроля над Центральной Азией государств,
враждебных к Китаю;
6. Недопущение создания в регионе военных союзов, направленных против
Китая;
Китай в настоящее время более активно, чем в 90-е годы прошлого столетия,
вовлекается в политическое и экономическое сотрудничество с государствами
Центральной Азии в двустороннем формате, в рамках ШОС и всегда с учетом ин-
тересов своего стратегического партнера — России. Для Китая сотрудничество с
Россией в Центральной Азии важно и в плане сдерживания политики США в ре-
гионе. Если в конце ХХ века Центральная Азия для Китая была важна в контексте
обеспечения безопасности в Синьцзяне и интересы здесь были периферийными,
то в ХХI веке китайские интересы в центральноевразиатском регионе трансфор-
мируются в жизненно важные для реализации своих национальных интересов.
Для России постсоветская Центральная Евразия имеет важное для своей без-
опасности значение и является одним из ключевых звеньев в борьбе с междуна-
родным терроризмом в непосредственной близости от российских границ. Для
России доминирующее влияние в постсоветской Азии необходимо для восста-
новления ее стратегического влияния в мире, безусловного признания за ней
статуса великой державы мировым сообществом. Кроме того, Центральная Ев-
разия для России важна для реализации следующих интересов: поддержания и
стабильности военно-политической обстановки вблизи своих южных границ;
недопущения доминирования США и НАТО в центральноазиатском регионе;
обеспечения доступа на рынки сбыта своих товаров, а также участия в энергети-
ческих проектах и разработке и освоении месторождений полезных ископаемых.
Майтдинова Г. М.
9
Центральная Азия
(2)Интеграционные процессы на постсоветском пространстве отвечают нацио-
нальным интересам государств Центральной Евразии, учитывая, что в условиях
глобализации могут получить мощный импульс к развитию только большие про-
странства.
Природные ресурсы Центральной Азии имеют существенное значение для
развития экономического потенциала как в целом для России, так и для ряда
крупных российских корпораций. В свою очередь, Россия представляет собой
обширный рынок сбыта для центральноазиатских энергоносителей и других ми-
неральных ресурсов, наконец, она играет роль одного из важнейших транспорт-
ных каналов, связывающих государства региона с внешним миром. (3)
Вызовы, вызванные ухудшением экономического положения многих
стран постсоветской Азии в условиях кризиса, в существенной мере
трансформировались в угрозы национальной безопасности России. В связи с
этим роль России в решении проблем стабилизации социально-экономического
положения в постсоветской Азии резко возрастает.(4) Учитывая эти
обстоятельства, в 2011 году российские эксперты во главе с руководителем
«Движения развития РФ» Ю.В. Крупновым с участием центральноазиатских
экспертов был разработан Проект развития Центральной Азии, где предлагалось
реализация программа соразвития государств постсоветской Азии и России
рамках реализации геоконцепции Нового Среднего Востока. Авторы проекта
(Ю. Крупнов, А. Дереникьян, С. Мелентьев, И. Батыршин) считают, что развивать
постсоветскую Азию в отрыве от ее южных соседей — Афганистана, Пакистана,
Ирана - невозможно. Поэтому целесообразно создать интеграционный проект
развития, в котором, помимо России и государств постсоветской Азии, будут
участвовать Монголия, Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и Турция,
что позволит создать на Новом Среднем Востоке зону стабильности и развития.
Проектируемый макрорегион ими назван Новым Средним Востоком (НСВ).
Реализация проекта НСВ позволит организовать коридор развития Сибирь —
Иран и интенсивную торговлю в меридиональном направлении, закрепиться
российским (и, прежде всего, сибирским) компаниям и технологиям в регионе
НСВ, а также приведет к сокращению, а затем и к полной ликвидации наркотрафика
из Афганистана, а реализация проектов модернизации новых постсоветских
государств будет способствовать стабильности региона. Механизмом реализации
принципа совместного развития может стать специально создаваемая Российской
Федерацией с участием заинтересованных государств Центральной Азии
Корпорации развития Центральной Азии (КРЦА). Задачей Корпорации развития
Центральной Азии должно быть решение самых важных проблем региона путём
разработки и реализации проектов совместного развития, служащих механизмом
решения следующих проблем: сокращение бедности, создание рабочих мест и
подготовка квалифицированных кадров, решение проблем водопользования
Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры»
10
Геополитика XX
на основе внедрения новых технологий, решение продовольственных
проблем, реализация электроэнергетических проектов и др. В настоящее
время по результатам предварительных консультаций и экспертных сессий в
России разработан первоначальный список проектов совместного развития
Центральной Азии: 1. Центральноазиатское рациональное водопользование; 2.
Центральноазиатский птицепром; 3.Единая централизованная энергосистема
Центральной Азии; 4. Транспортно-логистическая система Центральной Азии;
5. Индустриализация Нового Среднего Востока; 6. Шелководческий кластер
Центральной Азии; 7. Ферганская долина — центр развития Центральной
Азии; 8. Кадры для Нового Среднего Востока; 9. Тысяча новых городов для
Нового Среднего Востока (5). При разработке «Проекта развития Центральной
Азии» учитывались стратегические направления развития государств с учетом
предложений экспертов из государств региона. Акцент при создании проекта
ставился на развитии Ферганской долины, поделенной между тремя государствами
(Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном), учитывая существующий
конфликтный потенциал. Вышеуказанные проекты могут быть реализованы в
рамках Евразийского союза.
Важным инструментом реализации проекта должна стать Шанхайская орга-
низация сотрудничества, которая может превратиться в более влиятельную ор-
ганизацию. Вышеуказанные проекты развития Центральной Азии могут быть
реализованы совместно с государствами ШОС и, прежде всего, Россией и Ки-
таем. Китай в настоящее время ведет осторожную экономическую политику в
постсоветских странах ШОС, стараясь не затрагивать интересы России. Но здесь
и Россия и Китай должны найти взаимоприемлемые решения для учета взаимных
интересов на постсоветском пространстве с учетом национальных интересов но-
вых государств. В настоящее время деятельность ШОС в государствах региона
несколько снизилась: пока в рамках организации реализуются коммуникацион-
ные, энергетические проекты, которые берут начало еще с середины десятилетия.
Государства-члены организации предпочитают взаимодействовать в двусторон-
нем формате. Между тем, экономический потенциал ШОС, включающей членов
(Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), наблюдате-
лей (Индия, Иран, Пакистан, Монголия) и партнеров по диалогу(Белоруссия и
Шри-Ланка, Турция) несравним по своей масштабности ни с одним интеграци-
онным проектом в Евразии. Хотя политические и экономические системы в раз-
ных странах ШОС значительно отличаются, сотрудничество в энергетической
отрасли может стать значительным шагом в экономической и политической ин-
теграции этих государств. Если ШОС включит в свои ряды Иран, Индию и Паки-
стан, а также привлечет в качестве партнеров по диалогу Азербайджан, Армению,
Украину, то сам фактор ШОС претерпит серьезные качественные изменения.
Майтдинова Г. М.