Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1641

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Центральная Азия

На пути реализации конкретных проектов развития постсоветской Азии 

проблему создают афганский фактор и существующие в регионе этнополитические 

проблемы. В Афганистане берут начало маршруты наркотрафика, на территорию 

соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования, 

происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская 

идеология.

Очевидно, что для мирного урегулирования афганской проблемы необходи-

мо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной. Большин-

ство государств, имеющих влияние в Афганистане, являются участниками либо 

наблюдателями в ряде региональных международных организаций, в частности 

в НАТО, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Именно на базе региональных организаций, 

участники которых остро испытывают на свою безопасность влияние афганско-

го конфликта и объективно заинтересованы в мирном разрешении проблемы, 

может быть построен процесс афганского урегулирования. Традиционные опас-

ности, исходящие с афганской земли, — терроризм, религиозный экстремизм 

и наркотрафик — приобрели для соседних новых стран, являющихся членами 

ОДКБ и находящихся в зоне ответственности организации. Основу для активи-

зации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба 

с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторгов-

лей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, не-

обходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с 

участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития новых 

государств зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.

Еще в 2008 г. экспертами Ю. Крупновым, А. Дереникьяном предлагалась идея 

формирования единого экономического пространства на Среднем Востоке, где 

должны стать общие инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспе-

чения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения 

перспективной занятости». Учитывая, что стабильное развитие региона возмож-

но только при условии урегулирования афганского фактора в регионе, авторы 

концепции предложили Комплексный план развития Афганистана. Они подчер-

кивают, что странам-соседям Афганистана необходимо помочь ему для обеспече-

ния прочной кооперативной безопасности и формирования единого спокойного 

нового макрорегиона, а для этого Афганистану должен быть гарантирован ней-

тральный статус. Одной из важных задач, которую необходимо решать в Афга-

нистане в ближайшем будущем: во-первых, восстановление Афганистана в каче-

стве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое 

не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и 

становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития; 

во-вторых, обеспечение прочной кооперативной безопасности и стабильности в 

регионе и т. д.

Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры» 


background image

12

Геополитика XX

В условиях растущей наркоугрозы и связанной с ней организованной 

преступности, Таджикистан оказался на переднем плане борьбы с этими вызовами.

По предложению таджикской стороны сейчас формируется антинаркотический 

пояс безопасности вокруг Афганистана. В Таджикистане есть понимание того, что 

необходимо искоренять базу, на которую опираются эти негативные факторы — 

бедность, коррупция, трайбализм. В данном контексте является важным для 

Таджикистана в марте текущего года озвученное предложение директора ФСКН 

России о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, 

призванной через реализацию комплекса экономических проектов обеспечить 

форсированное  развитие экономик стран региона и повышение уровня жизни 

населения. В контексте реализации вышеуказанного предложения, 17 апреля 

2013 года на заседании Правительственной комиссии РФ был рассмотрен 

вопрос об экономическом развитии центральноазиатского региона как 

ключевом направлении ликвидации наркопроизводства и создании Российской 

корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Для отвлечения 

населения центральноазиатского региона от участия в наркотрафике в регионе 

планируется создание новых рабочих мест и модернизация, в первую очередь, 

беднейших стран региона Таджикистана и Кыргызстана. Используя «мягкую 

силу», планируется создать комплексный антинаркотический пояс безопасности. 

Данное предложение отвечает стратегическим интересам Таджикистана. 

Таджикистан определил в своей геостратегии такие приоритеты, как обеспе-

чение коммуникационной, энергетической, продовольственной безопасности. 

Для реализация данных стратегии Таджикистану необходимы многостороннее 

международное сотрудничество и интеграция в Большое пространство. Вхожде-

ние в инициированную Россией, Казахстаном, Белоруссией Евразийский союз 

отвечает национальным интересам Таджикистана. И проблема интеграции для 

реализации национальных интересов Таджикистана актуальна. Но в то же время, 

в Таджикистане есть свое видение развития евразийства. Воспринимая позитив-

но идеи евразийства, в Таджикистане существуют определенные позиции на пер-

спективы развития идей евразийства:

1. На постсоветском пространстве цивилизационное развитие следует на-

чинать не с восстановления советского наследия, а закладывать и укреплять ос-

новы новой цивилизации. Евразийство ставит задачу объединения народов и 

государств Евразии, предлагая соразвитие локальных цивилизаций в их многооб-

разии, учитывая при этом, что в начале ХХI века, в условиях ускорения глобали-

зации, на евразийском континенте активно идет процесс интеграции ценностей, 

что в конечном итоге приведет к сложению евразийской цивилизации. В процес-

се становления новой евразийской цивилизации, евразийцы будут стремиться к 

сохранению цивилизационного многообразия. 

Майтдинова Г. М.


background image

13

Центральная Азия

2. Евразийство как идеология мира должна исключать идеи конфронтацион-

ного восприятия мира в модели Восток-Запад. Борьба конфронтационных идей 

на протяжении истории являлась основным сдерживающим фактором соразви-

тия. В евразийстве доминирующим фактором должны быть цивилизационные 

ценности и идеи равенства.

3. Объединяющая платформа евразийства должна вобрать в себя ценности 

существующих на постсоветском пространстве локальных цивилизаций (право-

славно-христианской, исламской (со спецификой оседлоземледельческих и коче-

вых цивилизаций ЦА).

4. Политическая составляющая евразийства должна учитывать цивилизацион-

ные ценности политической культуры локальных цивилизаций на постсоветском 

пространстве.

5. Целесообразно из идеологии евразийства исключить категорию Империя, 

несущей негативную историческую память для большинства евразийского со-

общества. На постсоветском пространстве приемлем союз равноправных госу-

дарств, учитывающих взаимные национальные интересы.

Для реализации коммуникационной стратегии, выхода из географического 

тупика для Таджикистана важна стабилизация афганского фактора. В настоящее 

время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афган-

ской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках 

контактной группы Афганистан— ШОС, осознавая, что необходимо принимать 

превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии. 

Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане — одно из основных 

препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приори-

тетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обе-

спечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуни-

кациями. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие 

интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной пре-

ступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии 

Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы 

Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие 

проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афган-

ского фактора.

Наиболее оптимальным для урегулировочного процесса представляется 

подключение возможностей соседних Афганистану стран-членов ШОС— Тад-

жикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также 

стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует 

с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд про-

ектов, которые могут содействовать развитию Афганистана. Например, реали-

зация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких, как строительство 

Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры» 


background image

14

Геополитика XX

железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан (Мазари Шариф) — Тад-

жикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства 

энергетического проекта ЛЭП CASA-1000 и Рогун-Мазори-Шариф-Герат-Меш-

хед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикиста-

на, Афганистана и Пакистана) серьезно содействовали бы развитию Северного 

Афганистана, способствовали бы укреплению регионального взаимодействия и 

обеспечению безопасности. 

Один из ведущих экспертов по Центральной Азии, глава Центра изучения 

Афганистана (Германия) Азиз Арианфар представляет следующее свое видение 

будущего Афганистана. Он считает, что в нынешних условиях мир и стабильность 

в регионе может обеспечить только восстановление нейтрального статуса 

Афганистана, подписание при посредничестве и под гарантии ООН договора 

между Афганистаном и Пакистаном, который содержал бы три основных 

пункта: невмешательство во внутренние дела друг друга, ненападение друг на 

друга, отсутствие территориальных претензий друг к другу. По его мнению, «в 

нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии принципиально важен 

фактор Пакистана. Пакистан умело маневрирует между Китаем и Америкой. С 

одной стороны, Исламабад получает деньги от Пекина для того, чтобы вытеснить 

американцев из Афганистана, а с другой стороны — получает дань от Вашингтона 

для того, чтобы помочь американцам задержаться в Афганистане». По мнению 

Арианфара, «стратегия Пакистана в отношении Афганистана на сто восемьдесят 

градусов отличается от стратегии США в этой стране. Пакистанская политика 

направлена на создание конфедерации с Афганистаном. В свою очередь, американцы 

хотят иметь в Кабуле марионеточное правительство, которое прислушивалось бы 

к их командам, и при помощи которого можно было бы контролировать Пакистан 

и соседние с Афганистаном страны». Эксперт заявил, что политическая система 

Афганистана может будет конфедеративной, с двумя сегментами автономного 

управления: пуштунским «исламским эмиратом Афганистана» под властью 

талибов и со столицей в Кандагаре и «исламским государством Хорасана» под 

контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-

Шарифе. На наш взгляд, подобное политическое устройство отвечало бы 

интересам безопасности приграничных государств постсоветской Азии: иметь 

мягкий буфер (между перманентно нестабильным югом Афганистана и новыми 

государствами региона) в виде дружественной этнической автономии на севере 

Афганистана, с населением которой во все исторические периоды существовали 

этнические, политические, экономические и культурные связи, а в настоящее 

время уже налаживаются тесные экономические и культурные контакты. Другое 

дело, насколько этот процесс будет бесконфликтным и не будет нести в себе уже 

и военную угрозу приграничным странам, с потенциалом дестабилизации новых 

государств региона. Между тем, придание статуса наблюдателя Афганистану в 

Майтдинова Г. М.


background image

15

Центральная Азия

ШОС не только способствовал бы сближению позиций при реализации многих 

экономических, коммуникационных, энергетических проектов государств-

членов ШОС, но способствовал бы повышению геополитического потенциала 

организации. 

Афганистан заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со стра-

нами ШОС. И в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнер-

стве с США, Великобританией и Индией — это свершившийся факт. По крайней 

мере, в ближайшей время руководство Афганистана будет строить свою полити-

ку в соответствии с этими соглашениями. Американский фактор будет влиять на 

взаимодействие Афганистана в рамках ШОС, особенно тогда, когда речь будет 

идти об усилении военно-политического сотрудничества в рамках организации.

Индия, государство-наблюдатель в ШОС, заинтересована в реализации своих 

коммуникационных и энергетических проектов в северном векторе своей внеш-

ней политике, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана.

Индия заинтересована в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Аф-

ганистан, Пакистан, Индия), транспортного коридора “Север-Юг”. Основными 

факторами, которые способствуют сближению Индии с новыми государствами, 

отчасти является проблема урегулирования ситуации в Афганистане, борьба 

против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика.Индия заинтере-

сована в стабилизации положения в Афганистане и снижении влияния Пакистана 

на афганскую ситуацию. Индия, крупнейший региональный донор Афганистана, 

направила в эту страну помощь в объеме 550 миллионов долларов. Индия зани-

мает сегодня шестое место по объему инвестиций в экономику Афганистана (это 

составляет $2,1 млрд.). В настоящее время в Афганистане находится более 4 ты-

сяч граждан Индии, участвующих в различных проектах по восстановлению Аф-

ганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования, 

здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно 

работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства  в Герате, Ма-

зари-Шарифе, Джелалабаде и Кандагаре. С 2011 года Индия приступила к по-

ставкам оружия Афганистану, что положила начало оборонному взаимодействию 

двух стран. Вопросы расширения афгано-индийского оборонного сотрудничества 

и обеспечения стабильности в Афганистане обсуждались в 2011 г. во время пере-

говоров министров обороны Индии и Афганистана. Кроме предоставления эко-

номической и гуманитарной помощи Афганистану Индия в настоящее время ока-

зывает содействие в подготовке юристов и сотрудников дипломатической службы. 

В  последующие несколько лет Индия предоставит Афганистану экономическую 

помощь в размере $500 млн. Эти средства будут направлены на возрождение аф-

ганской экономики и восстановление этой страны. С 2002 года Индия уже предо-

ставила Афганистану экономическую помощь на сумму $1,5 млрд.  Она участвует в 

проектах по реконструкции дамбы в провинции Герат. Завершается строительство 

Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры»