ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1641
Скачиваний: 3
11
Центральная Азия
На пути реализации конкретных проектов развития постсоветской Азии
проблему создают афганский фактор и существующие в регионе этнополитические
проблемы. В Афганистане берут начало маршруты наркотрафика, на территорию
соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования,
происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская
идеология.
Очевидно, что для мирного урегулирования афганской проблемы необходи-
мо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной. Большин-
ство государств, имеющих влияние в Афганистане, являются участниками либо
наблюдателями в ряде региональных международных организаций, в частности
в НАТО, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Именно на базе региональных организаций,
участники которых остро испытывают на свою безопасность влияние афганско-
го конфликта и объективно заинтересованы в мирном разрешении проблемы,
может быть построен процесс афганского урегулирования. Традиционные опас-
ности, исходящие с афганской земли, — терроризм, религиозный экстремизм
и наркотрафик — приобрели для соседних новых стран, являющихся членами
ОДКБ и находящихся в зоне ответственности организации. Основу для активи-
зации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба
с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторгов-
лей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, не-
обходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с
участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития новых
государств зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.
Еще в 2008 г. экспертами Ю. Крупновым, А. Дереникьяном предлагалась идея
формирования единого экономического пространства на Среднем Востоке, где
должны стать общие инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспе-
чения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения
перспективной занятости». Учитывая, что стабильное развитие региона возмож-
но только при условии урегулирования афганского фактора в регионе, авторы
концепции предложили Комплексный план развития Афганистана. Они подчер-
кивают, что странам-соседям Афганистана необходимо помочь ему для обеспече-
ния прочной кооперативной безопасности и формирования единого спокойного
нового макрорегиона, а для этого Афганистану должен быть гарантирован ней-
тральный статус. Одной из важных задач, которую необходимо решать в Афга-
нистане в ближайшем будущем: во-первых, восстановление Афганистана в каче-
стве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое
не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и
становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития;
во-вторых, обеспечение прочной кооперативной безопасности и стабильности в
регионе и т. д.
Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры»
12
Геополитика XX
В условиях растущей наркоугрозы и связанной с ней организованной
преступности, Таджикистан оказался на переднем плане борьбы с этими вызовами.
По предложению таджикской стороны сейчас формируется антинаркотический
пояс безопасности вокруг Афганистана. В Таджикистане есть понимание того, что
необходимо искоренять базу, на которую опираются эти негативные факторы —
бедность, коррупция, трайбализм. В данном контексте является важным для
Таджикистана в марте текущего года озвученное предложение директора ФСКН
России о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии,
призванной через реализацию комплекса экономических проектов обеспечить
форсированное развитие экономик стран региона и повышение уровня жизни
населения. В контексте реализации вышеуказанного предложения, 17 апреля
2013 года на заседании Правительственной комиссии РФ был рассмотрен
вопрос об экономическом развитии центральноазиатского региона как
ключевом направлении ликвидации наркопроизводства и создании Российской
корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Для отвлечения
населения центральноазиатского региона от участия в наркотрафике в регионе
планируется создание новых рабочих мест и модернизация, в первую очередь,
беднейших стран региона Таджикистана и Кыргызстана. Используя «мягкую
силу», планируется создать комплексный антинаркотический пояс безопасности.
Данное предложение отвечает стратегическим интересам Таджикистана.
Таджикистан определил в своей геостратегии такие приоритеты, как обеспе-
чение коммуникационной, энергетической, продовольственной безопасности.
Для реализация данных стратегии Таджикистану необходимы многостороннее
международное сотрудничество и интеграция в Большое пространство. Вхожде-
ние в инициированную Россией, Казахстаном, Белоруссией Евразийский союз
отвечает национальным интересам Таджикистана. И проблема интеграции для
реализации национальных интересов Таджикистана актуальна. Но в то же время,
в Таджикистане есть свое видение развития евразийства. Воспринимая позитив-
но идеи евразийства, в Таджикистане существуют определенные позиции на пер-
спективы развития идей евразийства:
1. На постсоветском пространстве цивилизационное развитие следует на-
чинать не с восстановления советского наследия, а закладывать и укреплять ос-
новы новой цивилизации. Евразийство ставит задачу объединения народов и
государств Евразии, предлагая соразвитие локальных цивилизаций в их многооб-
разии, учитывая при этом, что в начале ХХI века, в условиях ускорения глобали-
зации, на евразийском континенте активно идет процесс интеграции ценностей,
что в конечном итоге приведет к сложению евразийской цивилизации. В процес-
се становления новой евразийской цивилизации, евразийцы будут стремиться к
сохранению цивилизационного многообразия.
Майтдинова Г. М.
13
Центральная Азия
2. Евразийство как идеология мира должна исключать идеи конфронтацион-
ного восприятия мира в модели Восток-Запад. Борьба конфронтационных идей
на протяжении истории являлась основным сдерживающим фактором соразви-
тия. В евразийстве доминирующим фактором должны быть цивилизационные
ценности и идеи равенства.
3. Объединяющая платформа евразийства должна вобрать в себя ценности
существующих на постсоветском пространстве локальных цивилизаций (право-
славно-христианской, исламской (со спецификой оседлоземледельческих и коче-
вых цивилизаций ЦА).
4. Политическая составляющая евразийства должна учитывать цивилизацион-
ные ценности политической культуры локальных цивилизаций на постсоветском
пространстве.
5. Целесообразно из идеологии евразийства исключить категорию Империя,
несущей негативную историческую память для большинства евразийского со-
общества. На постсоветском пространстве приемлем союз равноправных госу-
дарств, учитывающих взаимные национальные интересы.
Для реализации коммуникационной стратегии, выхода из географического
тупика для Таджикистана важна стабилизация афганского фактора. В настоящее
время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афган-
ской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках
контактной группы Афганистан— ШОС, осознавая, что необходимо принимать
превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии.
Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане — одно из основных
препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приори-
тетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обе-
спечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуни-
кациями. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие
интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной пре-
ступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии
Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы
Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие
проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афган-
ского фактора.
Наиболее оптимальным для урегулировочного процесса представляется
подключение возможностей соседних Афганистану стран-членов ШОС— Тад-
жикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также
стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует
с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд про-
ектов, которые могут содействовать развитию Афганистана. Например, реали-
зация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких, как строительство
Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры»
14
Геополитика XX
железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан (Мазари Шариф) — Тад-
жикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства
энергетического проекта ЛЭП CASA-1000 и Рогун-Мазори-Шариф-Герат-Меш-
хед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикиста-
на, Афганистана и Пакистана) серьезно содействовали бы развитию Северного
Афганистана, способствовали бы укреплению регионального взаимодействия и
обеспечению безопасности.
Один из ведущих экспертов по Центральной Азии, глава Центра изучения
Афганистана (Германия) Азиз Арианфар представляет следующее свое видение
будущего Афганистана. Он считает, что в нынешних условиях мир и стабильность
в регионе может обеспечить только восстановление нейтрального статуса
Афганистана, подписание при посредничестве и под гарантии ООН договора
между Афганистаном и Пакистаном, который содержал бы три основных
пункта: невмешательство во внутренние дела друг друга, ненападение друг на
друга, отсутствие территориальных претензий друг к другу. По его мнению, «в
нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии принципиально важен
фактор Пакистана. Пакистан умело маневрирует между Китаем и Америкой. С
одной стороны, Исламабад получает деньги от Пекина для того, чтобы вытеснить
американцев из Афганистана, а с другой стороны — получает дань от Вашингтона
для того, чтобы помочь американцам задержаться в Афганистане». По мнению
Арианфара, «стратегия Пакистана в отношении Афганистана на сто восемьдесят
градусов отличается от стратегии США в этой стране. Пакистанская политика
направлена на создание конфедерации с Афганистаном. В свою очередь, американцы
хотят иметь в Кабуле марионеточное правительство, которое прислушивалось бы
к их командам, и при помощи которого можно было бы контролировать Пакистан
и соседние с Афганистаном страны». Эксперт заявил, что политическая система
Афганистана может будет конфедеративной, с двумя сегментами автономного
управления: пуштунским «исламским эмиратом Афганистана» под властью
талибов и со столицей в Кандагаре и «исламским государством Хорасана» под
контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-
Шарифе. На наш взгляд, подобное политическое устройство отвечало бы
интересам безопасности приграничных государств постсоветской Азии: иметь
мягкий буфер (между перманентно нестабильным югом Афганистана и новыми
государствами региона) в виде дружественной этнической автономии на севере
Афганистана, с населением которой во все исторические периоды существовали
этнические, политические, экономические и культурные связи, а в настоящее
время уже налаживаются тесные экономические и культурные контакты. Другое
дело, насколько этот процесс будет бесконфликтным и не будет нести в себе уже
и военную угрозу приграничным странам, с потенциалом дестабилизации новых
государств региона. Между тем, придание статуса наблюдателя Афганистану в
Майтдинова Г. М.
15
Центральная Азия
ШОС не только способствовал бы сближению позиций при реализации многих
экономических, коммуникационных, энергетических проектов государств-
членов ШОС, но способствовал бы повышению геополитического потенциала
организации.
Афганистан заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со стра-
нами ШОС. И в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнер-
стве с США, Великобританией и Индией — это свершившийся факт. По крайней
мере, в ближайшей время руководство Афганистана будет строить свою полити-
ку в соответствии с этими соглашениями. Американский фактор будет влиять на
взаимодействие Афганистана в рамках ШОС, особенно тогда, когда речь будет
идти об усилении военно-политического сотрудничества в рамках организации.
Индия, государство-наблюдатель в ШОС, заинтересована в реализации своих
коммуникационных и энергетических проектов в северном векторе своей внеш-
ней политике, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана.
Индия заинтересована в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Аф-
ганистан, Пакистан, Индия), транспортного коридора “Север-Юг”. Основными
факторами, которые способствуют сближению Индии с новыми государствами,
отчасти является проблема урегулирования ситуации в Афганистане, борьба
против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика.Индия заинтере-
сована в стабилизации положения в Афганистане и снижении влияния Пакистана
на афганскую ситуацию. Индия, крупнейший региональный донор Афганистана,
направила в эту страну помощь в объеме 550 миллионов долларов. Индия зани-
мает сегодня шестое место по объему инвестиций в экономику Афганистана (это
составляет $2,1 млрд.). В настоящее время в Афганистане находится более 4 ты-
сяч граждан Индии, участвующих в различных проектах по восстановлению Аф-
ганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования,
здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно
работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства в Герате, Ма-
зари-Шарифе, Джелалабаде и Кандагаре. С 2011 года Индия приступила к по-
ставкам оружия Афганистану, что положила начало оборонному взаимодействию
двух стран. Вопросы расширения афгано-индийского оборонного сотрудничества
и обеспечения стабильности в Афганистане обсуждались в 2011 г. во время пере-
говоров министров обороны Индии и Афганистана. Кроме предоставления эко-
номической и гуманитарной помощи Афганистану Индия в настоящее время ока-
зывает содействие в подготовке юристов и сотрудников дипломатической службы.
В последующие несколько лет Индия предоставит Афганистану экономическую
помощь в размере $500 млн. Эти средства будут направлены на возрождение аф-
ганской экономики и восстановление этой страны. С 2002 года Индия уже предо-
ставила Афганистану экономическую помощь на сумму $1,5 млрд. Она участвует в
проектах по реконструкции дамбы в провинции Герат. Завершается строительство
Фактор новых государств ЦА в условиях «Большой игры»