Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1457

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проявления фундаментальных проблем. Особенность решения этих проблем со­стоит в рамках систематического диалога культур, а не одной, даже преуспевшей культуры. Решение этих проблем предполагает такую глобализацию взаимодей­ствия культур в пространстве и во времени, при которой реальностью становит­ся самореализация всех и каждой культуры через взаимодействие всех с каждой и каждой со всеми другими. Сам механизм взаимодействия культур на этом пути проблематизируется.

Взаимодействие культур это способ сохранения культурного многообразия. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Современные культуры сформированы в результате многочисленного и длительного культурного взаимодействия.

«Белая книга по межкультурному диалогу» (принята 7 мая 2008 года на 118-й сессии Комитета министров Совета Европы) обозначает международный аспект межкультурного диалога: «Современная геополитическая ситуация ино­гда описывается как существование взаимоисключающих цивилизаций, борю­щихся за относительные экономические и политические преимущества в ущерб друг другу. Концепция межкультурного диалога может помочь преодолеть стере­отипы, вытекающие из такого взгляда на мир, потому что она подчеркивает, что в условиях глобализации, отличительными чертами которой являются миграция, растущая взаимозависимость и легкий доступ к международным СМИ и новым информационным сервисам (Интернет), культурные самоидентификации ста­новятся все более сложными. Они накладываются одна на другую и содержат элементы из множества разных источников. Наполнение международных от­ношений духом межкультурного диалога является продуктивным в этих новых условиях. Таким образом, межкультурный диалог может способствовать предот­вращению и урегулированию конфликтов и оказывать поддержку примирению и восстановлению общественного доверия» [3; 39].

Идеи Белой книги суммированы в заключительном разделе, в частности в сле­дующем утверждении: «Межкультурный диалог является решающей составляю­щей в построении новой социальной и культурной модели для быстроразвиваю-щейся Европы» [3; 59].

«Диалог — это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он — необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог — это понимание своего «Я» и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнана» [7; 9]. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Межкультурный диалог может выступать


как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Для современной культуры понятие диалога особенно актуально. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом. Древние тексты культуры Индии наполнены идеей единства культур и народов, макро и микрокосмоса, раздумьями о том, что здоровье человека во многом зависит от качества его взаимоотношений с окружающей средой, от сознания силы красоты, понимания как отражение Вселенной в нашем бытии.

На пространстве Центральной Азии Запад и Восток выступали и выступают как субъекты сотрудничающих, взаимодополняющих цивилизаций. ЦА дает модель перспективного сотрудничества сообщества культур, этносов, конфессий, основанную на ценностях межконфессиональной и межэтнической толерантности.

Современная модернизация Центральной Азии выражается в переориента­ции внешней политики стран региона, а также повышение политической роли многосторонних структур — ШОС, ЕврАзЭс и ОДКБ, АСЕАН, СВМДА. На­пример, со сменой руководства в Туркменистане начались процессы трансфор­мации и изменения политики страны в сторону большей открытости, активи­зировались двусторонние и многосторонние диалоги. Ключевыми задачами и приоритетами для Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана стало развитие стабильных и дружественных отношений с региональными соседями.

В странах региона существует понимание необходимости интеграции по клю­чевым сферам развития. Государства Центральной Азии прошли достаточно дол­гий путь с момента обретения независимости, и все эти годы вопрос интеграции остается одной из самых актуальных.

В настоящее время практикам и исследователям необходимо умело показать вклад каждой отдельной культуры, место и роль основных исторических момен­тов региона Центральной Азии и подчеркнуть масштабы и глубину традиций вза­имопознания и межкультурного диалога, воплощением которых является и Ве­ликий Шелковый путь. Востребован именно объемный взгляд на национальные истории, их совместное прочтение профессиональными сообществами специ­алистов различных общественных наук (историками, философами, этнологами, культурологами, социологами, политологами и т. д.), выявление в них предпосы­лок позитивного сосуществования народов, их совместного движения к диалогу и добрососедству. Актуальность обсуждения стремительно возрастает в исто­рическом контексте развития идентичности в условиях глобализации и в целях предотвращения конфликтных толкований событий прошлого.


Источники

  1. Бабаджанова М.М., Юлдашева М.Р., Ким В. Калейдоскоп культур. Учебное пособие для школьников старшего возраста и студентов I — III курсов./Под общей редакцией Бабаджановой М.М./ — Душанбе: «Статус», 2007.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.

  3. «Белая книга» по межкультурному диалогу. — М., 2009.

  4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1998.

  5. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1. — М.: Изда­тельская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

  6. Личный архив М. Бабаджановой.

  7. Сайко Э.В. О природе и пространстве "действия" диалога // Социокультурное пространство диалога. —

М., 1999.

  1. Франк С.Л. С нами бог // Духовные основы общества. — М., 1992.

  2. Хафизова К. Восточная и Центральная Азия в диалоге цивилизаций // Новый миропорядок. — «Жур­нал Экономические стратегии — Центральная Азия». — М., 2007, № 5.

  3. The Festival on Cultural Diversity and Dialogue in Central Asia. (Фестиваль «Культурное разнообразие и диалог в Центральной Азии»). — Paris, 2005.


Данный ресурс является русскоязычным кластером международного сообщества за плюриверсальные ценности.

По выражению одного из идеологов концепции плюриверсализма Алена де Бенуа, плю-риверсум — это такое человечество, которое давало бы гарантии сохранения полити­ческого, культурного и антропологического своеобразия на всей планете.

Либерализм как политическая модель, занявшая наиболее прочные позиции и через глобализацию проводящая нивелировку и гомогенизацию (как политическую, так и куль­турную) всех народов и стран, но, в то же время, показавшая свою несостоятельность, должен быть отвергнут, деконструирован и похоронен на свалке истории.

Сторонниками плюриверсализма могут быть представители самых разных идей, политических учений, религий и мировоззрений, которых объединяет неприятие неоли­берализма в любых его формах и проявлениях.

Инструментом сопротивления неолиберализму является метаполитика, которая связывает и объединяет культурные, эстетические, политические, социальные, религи­озные, коммуникационные и др. проекты в единую платформу.

К соучастию в данном пректе приглашаются авторы, переводчики, промоутеры и неравнодушные люди.


Цивилизационные особенности христианско-исламского диалога в современной центральной Евразии


Дубовицкий В. В.


Наиболее актуальной темой в межцивилизационном диалоге православной (славяно-православной) цивилизации с окружающим миром является взаимо­действие с миром ислама. «Актуальность темы», как принято писать в авторефе­ратах диссертаций, объясняется тесным географическим и, если можно так выра­зиться, политическим контактом этих двух конфессий в настоящее время, а также удобством сравнительного (компаративистского) исследования — в силу извест­ной схожести их ценностных ориентаций. В пользу сходства обеих конфессий говорит, прежде всего, свойственный им приоритет коллективного начала над индивидуалистским. Ценность человека здесь определяется, в первую очередь, исполнением его долга перед обществом1.

И ислам и православное христианство основываются на общей библейской традиции, т. е. имеют авраамическую основу, которая включает в себя комплекс религиозных культур, возникших из одного текста — Ветхого и Нового Заветов (Ахди Кадим и Ахди Чжадид), а конкретнее — из мировоззренческой посылки первой его книги — Бытия. Оба вероучения едины в следующих мировоззренче­ских вопросах:

а) вера в единого Бога;

б) общность ветхозаветных пророков для их последователей;

в) признание борьбы с Дьяволом.

К этому следует добавить также частичное признание исламом христианства, как «неполной истины», что сказалось и на признании Евангелия (Инджила) в качестве одной из священных книг, Иисуса Христа, как пророка, а христиан — категорией «ахль аль-китаб» (людьми Писания) и в государственном устройстве мусульманских стран — «ахль аль-зимми» (покровительствуемые).

История не сохранила свидетельств межконфессиональных конфликтов хри­стиан и мусульман в Средней Азии вплоть до XIV в., когда последние христиан­ские общины несториан были изгнаны из региона «из-за неразумного рвения в вере» последних. Вместе с ними, по всей видимости, исчезли и христиане других конфессий2. Возвращение христианской церкви в регион Средней Азии проис­ходит уже в середине XIX века, с присоединением территории к России.