Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1452

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полагает, в том числе и цивилизационный диалог на нашем континенте. На наш взгляд, именно в этом направлении лежит реорганизация в 2012г. конфессиональ­ного пространства русского православия в Средней Азии, приведшая к созданию митрополичьего округа и нескольких самостоятельных епархий.

Взаимоотношения с исламом в рамках формирующегося евразийского госу­дарства нового типа, по всей видимости, используют весь опыт межконфессио­нального и межнационального взаимодействия, накопленный Россией и право­славием в целом. Главными его чертами, на мой взгляд, должна стать интеграция мусульманского элемента на условиях его саморегуляции через умму в плане борьбы с религиозным и политическим экстремизмом. Другими словами, если религиозное сообщество претендует на высокую степень самоорганизации сво­их членов, то оно должно в той же мере нести ответственность за их поведение в обществе перед государством.

Источники

  1. Малашенко А. Из прошлого в прошлое? Фундаментализм ислама и православия.//Свободная мысль, 1993 № 14, с.72.

  2. Грегор Приходько История христианства в Казахстане и Средней Азии в средние века. Караганда, 2000,

с.5.

  1. Буряков Ю. Ф., Жукова Л. И., Проскурин В. Н. К истории христианства в Средней Азии// К истории христианства в Средней Азии (XIX— XX вв.) Ташкент, «Узбекистан», 1998, с. 17.

  2. Дубовицкий В. В., Мальцев Ю.С. Русские православные в Туркестане (конецXIX — начало XX вв. // К истории христианства в Средней АзииДК— XX вв.) Ташкент, «Узбекистан», 1998, с.164.

  3. Буряков Ю. Ф., Жукова Л. И., Проскурин В. Н. К истории христианства в Средней Азии...Указ. соч. с.17.

  4. Фаллачи О. Ярость и гордость. М, 2003.

  5. см. Чудинова Е. Мечеть Парижской Богоматери. М., «Яуза», «ЭКСМО», «Лепта».,2005.

  6. По российскому пути// Эксперт, 2006г., 13-19 февраля, с. 19.

  7. Громов А. Технология выживания// Эксперт, 2006г., 6, 13-19 февраля, с. 63.

  8. См. Дугин А. Г. Проект «Евразия»— М., ЭКСМО, Яуза, 2004.

  9. Дугин А. Г. там же, с.167— 169.

  10. Дугин А. Суверенитет XXI века.// Литературная газета.2002., 15— 21 марта, № 10, с.2.

  11. Путин В. В. Выступление на первом заседании Парламента Чеченской Республики. 12 декабря 2005 г.

  12. В. В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии: будущее, которое рождается сегодня»// Из­вестия, 2011, 3 октября.


Россия и Таджикистан

в контексте евразийской интеграции



Крупнов Ю. В.


Наверное, большинство граж­дан, нашей огромной необъятной Родины уже давно заподозрили, что в стране что-то происходит, но про­исходит не так как надо, не так как должно быть и не так как мы того желаем и хотим.

Мир, а вмести с ним и мы, вступил в полосу длительного экономического кризиса. Уже банальными стали шокирующие прогнозы про десятилетнюю небывалую рецессию, экономическую катастрофу 2014 года, когда предполагается пик кри­зиса, и даже про грядущую глобальную войну с абсолютно непредсказуемыми последствиями для всего человечества. Всё это — уже часть наступившей реаль­ности.

Основной, и, на мой взгляд, самой главной прочной для нас является неспособ­ность российской экономики уйти от сырьевой зависимости и на деле приступить к новой индустриализации.

Более того, необходимо отдавать ясный отчёт, что обычной бюрократической или экономической активностью новую большую страну не построить. Тех ши­карных условий послевоенного всеобщего подъёма и стабильности, в которых формировался Европейский союз, у нас сегодня нет.

Нынешняя наша слабость только усиливает и без того гигантский масштаб исторических вызовов новым независимым государствам. Это индустриально-экономический вызов со стороны Китая, военно-гегемонистский — со стороны США и НАТО, а также исламистский и наркотический — со стороны новейших сетевых «интернационалов».

Более того, глобальные демографические процессы идут в направлении обра­зования миллиардных мировых цивилизаций, которые и будут к середине столе­тия определять мировую политику и экономику. На фоне миллиардных Северной Америки, ибероамериканской цивилизации Латинской Америки, не говоря уже о Китае и Индии, и даже полумиллиардного Евросоюза неполные триста миллионов


населения СНГ, распределенные по более чем десятку обособленных государств, будут выглядеть признанием в отказе от равноправного участия в мировом бытии.

Спасительным кругом в данной ситуации для всего постсоветского простран­ства, на мой взгляд, является его объединение в новой формации — создание Ев­разийской цивилизации — цивилизации развития, которая потребует, помимо новых экономических и инфраструктурных прорывных проектов, формирова­ние новых образов и стилей их описания. Отсюда приоритетная роль в процессах евразийской интеграции культурного, гуманитарного, образовательного, научно-технического и научно-академического сотрудничества.

Евразийская интеграционная революция начнется с новых песен, нового ис­кусства, кинематографа, театра, нового языка развития, способного увлекать мо­лодежь в романтику больших головокружительных проектов и новых форм сози­дательного общения, потребует увидеть способность воображения как ведущую технологию евразийской интеграции.

Немаловажным является тот факт, что руководство страны пытается думать об это и делает, не совсем «твердые», но верные, шаги в этом направлении — успешное функционирование Таможенного Союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федера­ции, а так же планы на будущее экономическое объединение наших стран, тому в подтверждение прошлогоднее заявление в программной статье Владимира Пути­на: «амбициозная задача: выйти на следующий, более высокий уровень интегра­ции — к Евразийскому союзу».

Создание новой большой страны требует исторического творчества и являет­ся исходно открытым и рисковым движением.

Одним из важнейших направлении на пути к новой большой стране безуслов­но является интеграция со странами Центральной Азии при нацеленности на ин­тенсивное сотрудничество с Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном, Ираном и в первую очередь с Таджикистаном.

Евразийская интеграция на постсоветском пространстве должна осущест­вляться на основе принципа совместного развития — соразвития — и сохране­ния национальных суверенитетов, что требует от Российской Федерации пере­хода к новой внешнеполитической доктрине — экспорта развития;

При этом опережающее развитие Таджикистана и реализация комплексной стратегии создания новоиндустриального «евразийского Льва» (по образцу юго-восточных «индустриальных тигров») позволит создать надёжный плац­дарм интеграции в Центральной Евразии.

Таджикистан является для России модельным государством в Центральной Азии и на Новом Среднем Востоке — формирующемся макрорегионе.

Технологической основой соразвития является организация синхронной новой индустриализации в наших государствах, причём, в Таджикистане через


опережающую электрификацию и проекты совместного развития в сфере элек­троэнергетики, транспорта, агроиндустрии, новых индустрий, гуманитарного и культурного сотрудничества и создания к 2020 году порядка 100 тысяч новых элитных рабочих мест;

Новая индустриализация в Таджикистане потребует привлечения инвестици­онного пула в размере 12 млрд. долларов на 20 лет — стратегического планирова­ния и организации 4-х пятилеток совместного развития, а также создания Корпо­рации развития Центральной Азии как специальной структуры для разработки и практической реализации проектов совместного развития с региональными штаб-квартирами в Душанбе и Москве, и осуществления профессионально-ква­лификационной революции в Таджикистане через создание 3-х новых российско-таджикских профессиональных колледжей в Таджикистане и целевой ежегодной подготовки в Российской Федерации по 5 тысяч граждан Таджикистана в системе начального и среднего профессионального образования.

В подтверждении вышесказанного следует отметить, что сентябрь был отме­чен невероятной активностью общественности и политических структур в отно­шении проблематики совместного развития Россия и Таджикистана, в частности в конце сентября в Душанбе состоялся «круглый стол» по теме «Таможенный союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции». Интерес к этому «кру­глому столу» был «подогрет» местными СМИ, публиковавшими информацию о том, что входящий в российскую делегацию председатель международного обще­ственного Движения развития Юрий Крупнов презентует в Таджикистане план подъема экономики Таджикистана. «Планом Крупнова», как быстро окрестили в экспертном сообществе программу развития для Таджикистана, сравнивают с известным «Планом Маршала» для Западной Европы. Такое сравнение выража­ет надежду на экономический успех или даже взаимную стратегическую победу для обеих сторон.

Спектр обсуждаемых на «круглом столе» вопросов был достаточно широ­ким: от вопросов, касающихся вообще возможности вступления Таджикистана в Таможенный союз на данном этапе, до конкретных вопросов по перспективам совместного развития и актуальности «Плана Крупного» для Таджикистана.

«План Крупнова» состоит в том, что нужно забыть грезы о прошлом, о раз­рушенном и ушедшем в небытие Советском Союзе и обратить внимание в бу­дущее, то есть на создание Евразийского союза, который объединит огромные территории Евразийского материка на основе соразвития регионов. Нам пред­стоят долгие годы сложных интеграционных процессов, и нам нужно обсуждать сегодня не абстрактные задачи, а работать в конкретных направлениях. К тому же, прагматичное сотрудничество России и Таджикистана, с первыми проростка­ми результатов от предпринятых инициатив, создаст новые условия присутствия


России в Афганистане. Появится возможность альтернативного развития — вы­теснение наркоэкономики и замена ее прогрессивным экономическим ростом.

Безусловно, визит В.Путина не стал формальным мероприятием, и мы являемся свидетелями принятия важных решений, вместе с тем, России необходимо работать не в режиме тактики в вопросах евразийской интеграции, а в режиме стратегии. Нарастание от внешнеполитичсеких игроков новых вызовов — закономерно, но сегодня государствам постсоветского евразийского пространства необходимо выходить на новый уровень взаимодействия с такими игроками — не выступать в роли вечного челленджера, принимающего заданную модель поведения и правила игры, навязанные кем-то, а открыто противопоставлять свои решения, интересы и амбиции. Это и есть стратегия по-евразийски.

Эксперты обсуждали важность осознания Москвой необходимости этого со­трудничества и необходимости достаточной политической воли с обеих сторон.

Обычно, острой нехваткой политической воли у нас любят объяснять про­вальные проекты, что, мол, проект был замечательный, но политической воли не хватило... «План Крупнова», по сути, доказательство обратного: инициатива и проекты, готовые работать на неполитической основе.

Москва тоже не дремлет, и уже 3 октября состоялся «круглый стол» в РИА Новости на тему: «Таджикистан и Россия: проблемы и перспективы сотрудни­чества в контексте евразийской интеграции». Здесь обсуждались вопросы воз­можных масштабных инвестиций в целях подъема экономики Таджикистана, перспективах присоединения Таджикистана к Таможенному Союзу и будущему Евразийскому союзу. Кроме того, для Москвы оказались важными вопросы не­легальной миграции из Таджикистана в Россию, проблема наркотрафика через таджикскую территорию из Афганистана, а также вопросы региональной без­опасности, связанные с созданием в Афганистане и регионе сети военных баз после вывода основной части американских войск и контингента НАТО из Аф­ганистана.

Но самым громким событием осени в российско-таджикских отношенях, стал визит Президента Российской Федерации в Таджикистан, который состоялся 4-5 октября 2012 года. В рамках переговоров с Президентом республики Таджикистан — Эмомали Рахмоном был подписан ряд соглашений, в частности в военной, энергетической и миграционной сфере, нацеленных на взаимовыгодное развитие сотрудничества двух стран. В целом, необходимо отметить, итог пребывания В.В. Путина в Таджикистане можно расценивать как положительный, основным достижением, которого является — продление пребывания 201-й российской военной базы в Таджикистане до 2042 года, «взамен» же Таджикистан подписал с российской стороной «Меморандум о намерениях по дальнейшему сотрудничеству в сфере миграции», согласно