Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ше — рекомендовать студентам первоисточники или весьма посредственное их изложение в сегодняшней литературе? Как издается последняя, известно всем. И снова — сугубо формализованный подход без всякой дифференциации.

5. И, наконец, повсеместное директивное внедрение кредитно-рейтинговой или балльно-рейтинговой системы оценки знаний, появившейся на свет из так называемой Болонской школы. В принципе, эта система вполне имеет право на жизнь, если выполняются ее содержательные основы. Однако, опять все форма­лизуется в крайней форме. Опять предаются забвению многократно проверен­ные приемы и традиции российского и советского образования. Не вдаваясь в детали, утверждаем, что кредитно— рейтинговая система в том виде, как она реализуется, в частности, в Таджикистане — это урод на глиняных ногах. Здесь пренебрегают ее главным принципом — использованием асинхронного обуче­ния, когда каждым студентом может быть выбрана своя «траектория» осво­ения материала. Ни система финансирования, ни контингент преподавателей, ни отсутствие необходимого числа и качества академических консультантов, ни материальная база категорически не позволяют реализовать разработанную в Болонском университете систему. Информация о ряде провинциальных ВУЗов России говорит о том, что и там ситуация аналогична изложенной. Возникает вопрос: для чего и кому это необходимо? Тем более, что в недавно утвержден­ном Законе об образовании РФ, который вступает в действие с сентября 2013г., скромно, только в одном пункте, говорится о возможности использования кре­дитов (зачетных единиц). И нет ни слова о неизбежной необходимости этого.

К сказанному можно добавить повсеместную фетишизацию персональных компьютеров, которая вместо выявления настоящих талантов приводит к зом-бированию, низвержению с престола Её величества книги, полной дискредита­ции самого лучшего способа обучения— живого общения того, кто учит, с тем, кто учится. Сегодняшнее состояние использования вычислительной техники сходно со стрельбой из пушки по воробьям. Там, где можно обойтись обычным калькулятором и даже древними счетами с косточками, мы тратим силы и сред­ства на написание компьютерных программ, обслуживание и ремонт сложной техники. Автору уже неоднократно приходилось писать и говорить о том, что система «человек— компьютер» являются огромным достижением прогресса, когда пользователь хорошо подготовлен к восприятию и анализу материала. И, наоборот, это система является коллективным вредителем, когда последний не может в силу своей недостаточной грамоты отличит зерна от плевел. К сожале­нию, последний вариант встречается гораздо чаще первого.

Вспомним еще раз о том, что образование — фундамент благополучия нации, а высококачественная подготовка управленцев — единственный путь социально -экономического развития. И в связи с этим сделаем вполне


допустимый на сегодняшний день вывод. На постсоветском пространстве проводится акция по разрушению фундамента и планомерному ухудшению качества управления социальными и экономическими процессами. Как и кем она инициируется, судить очень сложно. Но то, что она осуществляется той же категорией людей, которая приложила максимум усилий для стагнации экономики стран СНГ во времена развала СССР, безусловный факт.


Евразийская интеграция: текущая ситуация и перспективы


Кабаев Д. А.


Евразийская интеграция: глобальный аспект

В общемировом историческом контексте экономическая интеграция на ев­разийском пространстве — это логичный и закономерный процесс. В условиях глобализации и усиления конкуренции во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к возникновению и укреплению региональных экономических объ­единений. С учетом сохраняющихся кризисных явлений в мировой Финансово-экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами груп­пы государств более успешно действуют в глобальной экономике, получая реаль­ные конкурентные преимущества.

По пути наращивания многостороннего сотрудничества идут и государ­ства-участники Содружества Независимых государств. Сегодня в соответствии с принципом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ успешно развиваются различные интеграционные форматы: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Договора о коллектив­ной безопасности ОДКБ), Таможенный союз (ТС), Единое экономическое про­странство (ЕЭП). Они органично дополняют друг друга, создавая широкую платформу партнерства.

Во «главу угла» при этом ставятся интересы наших граждан, задача поддер­жания и упрочения традиционных связей между странами. Объективным пре­имуществом нашего объединения являются языковая общность, схожие миро­воззренческие и жизненные стандарты, отлаженные производственные модели взаимодействия.

Ядро евразийской интеграции

Как неоднократно подчеркивало руководство нашей страны, евразийская интеграция — стратегический выбор России. При этом особое значение имеет развитие взаимодействия в рамках наиболее комплексных и глубоких интеграционных форматов — Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали ядром евразийской интеграции.


Ориентиры работы Москвы, Астаны и Минска на перспективу зафиксирова­ны в принятой на саммите Высшего Евразийского экономического совета 18 ноя­бря 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции.

Курс на дальнейшее развитие и углубление евразийских интеграционных про­цессов был подтвержден в ходе состоявшегося 19 декабря 2012 г. в Москве оче­редного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство

В настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию и обе­спечению функционирования Таможенного союза. Заработала единая система регулирования во многих ключевых экономических областях. Сформирована единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регу­лирования, ведения согласованной политики в области технического регулирова­ния, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

С 1 июля 2011 года осуществлен перенос таможенного, санитарного, ветери­нарного, карантинного фитосанитарного, транспортного государственного кон­троля с российско-белорусской и российско— казахстанской границы на внеш­нюю границу Таможенного союза. Полностью образована единая Таможенная территория Таможенного союза со свободным перемещением товаров внутри нее и единым подходом ко всем товарам. Устранение административных барье­ров существенно облегчает ведение хозяйственной деятельности не только для национальных операторов трех стран, но и для зарубежного бизнеса.

Планомерно идет работа по созданию Единого экономического простран­ства «тройки». С 1 января 2012 года вступил в силу пакет из 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В развитие этого базового пакета до 2015 года предусматривается принять более пятидесяти международных нор­мативно-правовых документов, а также внести необходимые изменения в нацио­нальные законодательства России, Белоруссии и Казахстана.

Создав Таможенный союз, стороны обеспечили свободу передвижения това­ров. Введя в действие пакет международных договоров ЕЭП, обеспечили также предпосылки для свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В перспективе — выход на осуществление согласованной валютной и макроэконо­мической политики.

Практические результаты интеграции

Новые интеграционные форматы уже приносят вполне конкретную практическую отдачу. Выражается она не только в цифрах прироста ВВП и взаимной торговли, хотя и они значительны. Например, за первые полгода


с начала полномасштабной работы ТС в июле 2011 года объем взаимной торговли государств — участников Таможенного союза вырос почти на 40%, за январь-сентябрь 2012 г. — на 10%. В целом по государствам ТС/ЕЭП прирост произведенного ВВП за январь— сентябрь 2012 г. составил 4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, в т. ч. ВВП России — на 3,8%, Белоруссии — на 2,5%, Казахстана — 5,2%.

Наряду с этим прямым результатом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства стало улучшение общего инвестицион­ного климата в странах ТС и ЕЭП, обеспечение более комфортгых условий ве­дения бизнеса, в том числе малого и среднего, создание новых рабочих мест. По актуальным статданным, количество безработных, состоящих на учете в органах занятости населения на начало октября 2012 г. в целом по странам Таможенного союза и Единого экономического пространства было ниже аналогичного пока­зателя 2011 года на 19,6% (в Белоруссии снижение составило 12,8%, России —

19,1%, Казахстане — 30,5%).

Наднациональный орган евразийского интеграционного проекта

Важным элементом, способствующим углублению евразийской интеграции, является создание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия, приступившая к работе с 1 февраля 2012 г. — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического простран­ства. В соответствии с соглашениями по ЕЭП, а также Договором о Евразийской экономической комиссии на наднациональный уровень ЕЭК передан целый ряд функций и полномочий. К ведению Комиссии перешли вопросы таможенно-та­рифного и технического регулирования, установления торговых режимов в от­ношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая политика, ряд других позиций.

Принципиально важно, что механизм принятия решений в рамках ЕЭК ис­ключает доминирование какого-либо государства-участника Таможенного со­юза. В ее руководящий орган — Коллегию — входят по три представителя от каждого из государств «тройки». Комиссия становится ключевой структурой на евразийском пространстве. Постепенно государства ТС и ЕЭП будут передавать ей все новые и новые полномочия.

Возможное расширение интеграционного проекта

Российская сторона рассматривает евразийскую экономическую интеграцию как безусловный приоритет своей работы на пространстве СНГ. Продвижение интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления дистанцироваться от других стран. Напротив, евразийский проект с самого