ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1451
Скачиваний: 1
мысли, совести, религии и убеждений. Нарушение этих прав в свою очередь, приводит к нарушениям других прав и свобод человека, указанные во второй главе Конституции Таджикистана.
Необходимо помнить, что право на свободу мысли, совести, религии и убеждений, тесно связаны с другими правами человека, в том числе с правами: на жизнь, на личную свободу и безопасность, на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, на свободу от дискриминации и любого подстрекательства к ним, на справедливое и публичное заслушивание независимым и беспристрастным судом, на свободу передвижения и выборе места жительства, на свободу мнения и свободное выражение своего мнения, на свободу мирных собраний и ассоциаций, на право невмешательство в личную жизнь и другими правами и основными свободами человека. Невозможно пользоваться свободой религии или убеждений, если ограничиваются или отрицаются вышеназванные права и свободы человека.
На наш взгляд, с учетом нынешней обстановки и тех норм, которые заложены в Конституции Республики Таджикистан, «светское государство» в мусульманской стране должно пониматься, исходя из принципов цивилизационной культуры.
В Таджикистане с учетом того, что цивилизационная культура первого государства таджикского народа, Государство Саманидов, возникла и сформировалась на иранско-исламские ценности, больше имело светские принципы, нежели религиозные, споры по западным принципам ни к чему не приведут.
К сожалению, принцип «светского государства» как и в 90 года ХХ века, одной группой политических сил все еще считается дискриминационным и неуместным в Конституции, другая же настаивает на этом понятии как на одном из важных принципов сохранения государства.
Религия ислама в государстве, исполняла роль цивилизационной ценности, была частью идеологии государственной власти. Поэтому в политике этот принцип должен пониматься не как атеистическое государство, а как принцип — выразитель национальных интересов, и цивилизационной культуры национального государства, потому что все еще, не исключается возможность использования отдельными политическими силами данного понятия для разжигания конфликта и противоречия в обществе.
Понятие «светское» же не умоляет право на свободу мысли, совести, религии и убеждений на Западе, откуда берет начало это понятие. К сожалению, у нас же в Таджикистане, в некоторых случаях нетерпимость институционализируется на уровне законодательства и чаще, как ныне в Таджикистане, в ее основе лежат умышленно нетерпимые отношения и поведения, обусловленные привычками, предрассудками или ненавистью к традициям, нравам и привычкам. Поэтому, особое внимание надо обратить на статью 26 Конституции Таджикистана, где говорится, что каждый гражданин имеет право самостоятельно определять свое
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов. Это право означает, что человек свободен, менять свою религию или убеждения, сохраняя свою культуру и часть культуры, цивили-зационную культуру и религию. Эти положения рассматриваются, развернуто в международных документах: 1) в статье 18 Всеобщей Декларации прав человека указывается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждение'; 2) в статье IS. Международного пакта о гражданских и политических правах указывается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждение по своему выбору»; 3) в статье I Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений указывается, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или любые убеждения по своему выбору». Эти документы признаны Республикой Таджикистан и их нормы отражены в Конституции.
В соответствие с Конституцией РТ, каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии19. Конституция РТ дает каждому право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии20.
В Таджикистане свободно функционируют Партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), другие так называемые «светские партии», православная Церковь и другие религиозные течения.
Другой наболевшей проблемой для Таджикистана является миграция граждан за пределами страны и нарушение их права и свободы. Как известно, в настоящее время большое количество работоспособных граждан Таджикистана, легально выезжают на заработки в Россию, поступают на службу в российскую армию. Многие рабочие мигранты стремятся получить российское гражданство, при этом они не отрываются от своей таджикской основы, до прошлого года у многих мигрантов была надежда, что российской стороной, будет ратифицирован договор о двойном гражданстве. Сейчас выезжающие на работу в Россию, таджики создают там свои семьи, и родственники воспринимают это нормально, а для России — это одно из решений своей демографической проблемы. В Таджикистане не осуждается, когда таджик берет в жены русскую женщину, не заставляют жен принять религию, гражданство, изменять фамилию.
По Конституции РТ все нации и народности, проживающие на территории страны, имеют право свободно пользоваться своим родным языком21. Граждане Таджикистана за пределами страны находятся под защитой государства22.
Государственным языком является таджикский (персидский) язык23. Говоря
0 толерантности таджиков можно напомнить, что незнание государственного языка в Таджикистане не влечет за собой сколько-нибудь серьезных последствий. Большинство граждане Таджикистана в достаточной степени владеет русским языком, а не владеющие таджикским языком граждане без морального и материального ущерба, как в быту, так и на работе чувствуют себя свободно. По закону исключение должны были бы составлять, хотя бы государственные служащие высшего эшелона власти, для которых знание государственного языка и таджикское гражданство являться обязательными. Однако, на государственной службе, работают люди, не владеющие таджикским языком, имеющие российское и другое гражданство. Все местное население смотрит телевидение, слушают радио и читают прессу на русском и других языках свободно24.
Таким образом, в Таджикистане нет даже предпосылок о дискриминации по языку и другим признакам. Для защиты прав и свобод человека существует система политических, юридических и других ограничений полномочий государства в отношениях с гражданами, которые должны решаться постепенно, путем целенаправленной деятельности государственных, общественных институтов и всех граждан страны25.
Можно уверенно сказать, что завершается тяжелый переходный период и начинается строительства новой политической системы в Таджикистане, проходит период, когда в Таджикистане:
-
основная масса населения, не знал важность элементарных прав и свобод, предусмотренных в Конституции Таджикистана и механизм защиты своих прав;
-
в вопросе защиты прав и свобод человека главным являлся юридическое их провозглашение, не принималось во внимание реальная и гарантированная их реализация;
-
созданы и создаются необходимые реальные политико-правовые и административные, нравственно-психологические механизмы, способные обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.
-
средства массовой информации, школьная система и другие структуры, стали более активно заниматься распространением и пропагандой законодатель
ных актов, фактически, а неформально подходить к этой проблеме, объективно и гласно стали освещаться работы органов государства, занимающихся защитой прав и свобод граждан.
Следует сказать, что уровень развития прав и свобод личности, человека, их юридический приоритет для Таджикистана является одним из важных показателей уровня развития взятого курса Таджикистаном на достижение правового демократического светского государства.
В условиях глобализации в Таджикистане все эти особенности должны учитываться при проведении мониторинга соблюдения и защиты прав и свобод человека, выборе политического, стратегического партнеров и в области законодательства
Глобализацию в форме государственной демократии и идеологии демократизации мировых процессов, можно характеризовать, как новую идеологию социально-общественной формации финансового капитала, которая как все предыдущие религиозные, колониальная, коммунистическая и т. д. глобализационные идеологии берет начало от культурно — цивилизационной системы.
Как говорилось выше, в настоящее время трудно назвать такие общественные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств, когда границы сфер международного и внутригосударственного права, публичного и частного права становятся все менее и менее четкими, что является следствием взаимозависимости капитала и политической власти. Эти факторы непосредственно влияют на формирование и развития прав и свобод человека и, под влиянием глобализации, все чаще, международное право непосредственно будет применяться физическими лицами, корпорациями, органами государственной власти (субъектами внутригосударственного права) в отношениях между собой. В связи с этим проблема разрешения коллизий международного и внутригосударственного права будет иметь большое практическое значение, особенно в применении и защиты прав и свобод человека.
В условиях глобализации и ужесточения конкуренции, принципы финансового капитала, становятся основным двигателем экономики и прогресса, личные интересы человека и общественных групп втянутые в системе сетевых управлений, не всегда будут совпадать с интересами национального государства. Поэтому, процессы глобализации и взаимоотношения личности, общества и государства могут приводить к конфликту и еще большему обнищанию народа, к ущемлению прав и свобод человека вместо их защиты и обеспечения. Обеспечение политико-правовых гарантий прав и свобод человека и их эффективности зависит не всегда от политики государства, а больше будет завысить от сетевых и глобальных сетевых структур управления мировыми процессами.
Права человека и основные свободы носят универсальный характер, в том числе, право на развитие, и осуществление усилий направленных на обеспечение
уважения, защиты и соблюдения прав человека. Они являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными, обеспечиваются на основе применения соответствующих положений законодательства, распространения информации, образования и профессиональной подготовки и обеспечения эффективных механизмов, путем создания или укрепления национальных учреждений, выполняющих контрольные и правоохранительные функции.
Таким образом, для социального развития Таджикистана существует законодательная база, необходимо поощрять и защищать все права человека и основные свободы, включая право на развитие как неотъемлемую часть основных прав человека.
Таджикистан принимает необходимые меры для обеспечения социального развития, нации и народности, проживающие в республике. По закону они имеет все права участвовать в процессе экономического, социального, культурного и политического развития страны, законы содействуют тому, что наряду с государством, которое несет главную ответственность за создание внутренних и международных условий, все люди осознали и также брали на себя индивидуальную и коллективную ответственность за процесс развитие страны1.
Таджикистан фактически, ратифицировал все существующие международные конвенции и пакты по правам человека. Законодательно подтверждает и поощряет уважения всех прав человека и основных свобод, которые носят универсальный характер, и являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными; принимает меры, чтобы каждый человек и социальные группы обладали правом участвовать в процессе экономического, социального, культурного и политического развития; содействует пользоваться всеми благами, самое главное содействует тому, чтобы все люди брали на себя индивидуальную и коллективную ответственность за процесс развития и защиты прав и свобод человека.
Приложение
Т
1
Конституция РТ ст. 2. См. также,
соответствующих положений Венской
декларации и Программы действий
Основные
документы ООН[1]
Участие
Таджикистана
Основные
документы СНГ[2]
Участие
Таджикистана
Международная
конвенция о ликвидации всех форм
расовой дискриминации
Присоединение
в 1995 г.
Конвенция
СНГ о правах и основных свободах
человека
Ратифицирована
в 1997 г.
Международный
пакт о гражданских и политических
правах
Присоединение
в 1999 г.
Конвенция
о стандартах демократических
выборов, избирательных прав и
свобод
Ратифицирована
в 2003 г.
аблица участие в правозащитных
договорах