Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1451

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мысли, совести, религии и убеждений. Нарушение этих прав в свою очередь, при­водит к нарушениям других прав и свобод человека, указанные во второй главе Конституции Таджикистана.

Необходимо помнить, что право на свободу мысли, совести, религии и убеж­дений, тесно связаны с другими правами человека, в том числе с правами: на жизнь, на личную свободу и безопасность, на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, на сво­боду от дискриминации и любого подстрекательства к ним, на справедливое и пу­бличное заслушивание независимым и беспристрастным судом, на свободу пере­движения и выборе места жительства, на свободу мнения и свободное выражение своего мнения, на свободу мирных собраний и ассоциаций, на право невмеша­тельство в личную жизнь и другими правами и основными свободами человека. Невозможно пользоваться свободой религии или убеждений, если ограничива­ются или отрицаются вышеназванные права и свободы человека.

На наш взгляд, с учетом нынешней обстановки и тех норм, которые заложены в Конституции Республики Таджикистан, «светское государство» в мусульманской стране должно пониматься, исходя из принципов цивилизационной культуры.

В Таджикистане с учетом того, что цивилизационная культура первого госу­дарства таджикского народа, Государство Саманидов, возникла и сформирова­лась на иранско-исламские ценности, больше имело светские принципы, нежели религиозные, споры по западным принципам ни к чему не приведут.

К сожалению, принцип «светского государства» как и в 90 года ХХ века, одной группой политических сил все еще считается дискриминационным и не­уместным в Конституции, другая же настаивает на этом понятии как на одном из важных принципов сохранения государства.

Религия ислама в государстве, исполняла роль цивилизационной ценности, была частью идеологии государственной власти. Поэтому в политике этот прин­цип должен пониматься не как атеистическое государство, а как принцип — вы­разитель национальных интересов, и цивилизационной культуры национального государства, потому что все еще, не исключается возможность использования от­дельными политическими силами данного понятия для разжигания конфликта и противоречия в обществе.

Понятие «светское» же не умоляет право на свободу мысли, совести, рели­гии и убеждений на Западе, откуда берет начало это понятие. К сожалению, у нас же в Таджикистане, в некоторых случаях нетерпимость институционализируется на уровне законодательства и чаще, как ныне в Таджикистане, в ее основе лежат умышленно нетерпимые отношения и поведения, обусловленные привычками, предрассудками или ненавистью к традициям, нравам и привычкам. Поэтому, особое внимание надо обратить на статью 26 Конституции Таджикистана, где говорится, что каждый гражданин имеет право самостоятельно определять свое


Защита прав и свобод человека в условиях глобализации отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов. Это право означает, что человек свободен, менять свою религию или убеждения, сохраняя свою культуру и часть культуры, цивили-зационную культуру и религию. Эти положения рассматриваются, развернуто в международных документах: 1) в статье 18 Всеобщей Декларации прав человека указывается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре­лигии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждение'; 2) в статье IS. Международного пакта о гражданских и политических правах указыва­ется, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждение по своему выбору»; 3) в статье I Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дис­криминации на основе религии или убеждений указывается, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или любые убеждения по своему выбору». Эти документы при­знаны Республикой Таджикистан и их нормы отражены в Конституции.

В соответствие с Конституцией РТ, каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии19. Конституция РТ дает каждому право ис­поведовать любую религию или не исповедовать никакой религии20.

В Таджикистане свободно функционируют Партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), другие так называемые «светские партии», православ­ная Церковь и другие религиозные течения.

Другой наболевшей проблемой для Таджикистана является миграция граж­дан за пределами страны и нарушение их права и свободы. Как известно, в на­стоящее время большое количество работоспособных граждан Таджикистана, легально выезжают на заработки в Россию, поступают на службу в российскую армию. Многие рабочие мигранты стремятся получить российское гражданство, при этом они не отрываются от своей таджикской основы, до прошлого года у многих мигрантов была надежда, что российской стороной, будет ратифициро­ван договор о двойном гражданстве. Сейчас выезжающие на работу в Россию, таджики создают там свои семьи, и родственники воспринимают это нормаль­но, а для России — это одно из решений своей демографической проблемы. В Таджикистане не осуждается, когда таджик берет в жены русскую женщину, не заставляют жен принять религию, гражданство, изменять фамилию.


По Конституции РТ все нации и народности, проживающие на территории страны, имеют право свободно пользоваться своим родным языком21. Граждане Таджикистана за пределами страны находятся под защитой государства22.

Государственным языком является таджикский (персидский) язык23. Говоря

0 толерантности таджиков можно напомнить, что незнание государственного языка в Таджикистане не влечет за собой сколько-нибудь серьезных последствий. Большинство граждане Таджикистана в достаточной степени владеет русским языком, а не владеющие таджикским языком граждане без морального и матери­ального ущерба, как в быту, так и на работе чувствуют себя свободно. По зако­ну исключение должны были бы составлять, хотя бы государственные служащие высшего эшелона власти, для которых знание государственного языка и таджик­ское гражданство являться обязательными. Однако, на государственной службе, работают люди, не владеющие таджикским языком, имеющие российское и дру­гое гражданство. Все местное население смотрит телевидение, слушают радио и читают прессу на русском и других языках свободно24.

Таким образом, в Таджикистане нет даже предпосылок о дискриминации по языку и другим признакам. Для защиты прав и свобод человека существует систе­ма политических, юридических и других ограничений полномочий государства в отношениях с гражданами, которые должны решаться постепенно, путем целе­направленной деятельности государственных, общественных институтов и всех граждан страны25.

Можно уверенно сказать, что завершается тяжелый переходный период и на­чинается строительства новой политической системы в Таджикистане, проходит период, когда в Таджикистане:

  • основная масса населения, не знал важность элементарных прав и свобод, предусмотренных в Конституции Таджикистана и механизм защиты своих прав;

  • в вопросе защиты прав и свобод человека главным являлся юридическое их провозглашение, не принималось во внимание реальная и гарантированная их реализация;

  • созданы и создаются необходимые реальные политико-правовые и административные, нравственно-психологические механизмы, способные обе­спечить защиту прав и свобод человека и гражданина.

  • средства массовой информации, школьная система и другие структуры, стали более активно заниматься распространением и пропагандой законодатель­


ных актов, фактически, а неформально подходить к этой проблеме, объективно и гласно стали освещаться работы органов государства, занимающихся защитой прав и свобод граждан.

Следует сказать, что уровень развития прав и свобод личности, человека, их юридический приоритет для Таджикистана является одним из важных показа­телей уровня развития взятого курса Таджикистаном на достижение правового демократического светского государства.

В условиях глобализации в Таджикистане все эти особенности должны учи­тываться при проведении мониторинга соблюдения и защиты прав и свобод че­ловека, выборе политического, стратегического партнеров и в области законода­тельства

Глобализацию в форме государственной демократии и идеологии демократи­зации мировых процессов, можно характеризовать, как новую идеологию соци­ально-общественной формации финансового капитала, которая как все преды­дущие религиозные, колониальная, коммунистическая и т. д. глобализационные идеологии берет начало от культурно — цивилизационной системы.

Как говорилось выше, в настоящее время трудно назвать такие обществен­ные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств, когда границы сфер международного и внутригосударственного права, публич­ного и частного права становятся все менее и менее четкими, что является след­ствием взаимозависимости капитала и политической власти. Эти факторы непо­средственно влияют на формирование и развития прав и свобод человека и, под влиянием глобализации, все чаще, международное право непосредственно будет применяться физическими лицами, корпорациями, органами государственной власти (субъектами внутригосударственного права) в отношениях между собой. В связи с этим проблема разрешения коллизий международного и внутригосудар­ственного права будет иметь большое практическое значение, особенно в приме­нении и защиты прав и свобод человека.

В условиях глобализации и ужесточения конкуренции, принципы финансово­го капитала, становятся основным двигателем экономики и прогресса, личные ин­тересы человека и общественных групп втянутые в системе сетевых управлений, не всегда будут совпадать с интересами национального государства. Поэтому, процессы глобализации и взаимоотношения личности, общества и государства могут приводить к конфликту и еще большему обнищанию народа, к ущемлению прав и свобод человека вместо их защиты и обеспечения. Обеспечение политико-правовых гарантий прав и свобод человека и их эффективности зависит не всегда от политики государства, а больше будет завысить от сетевых и глобальных сете­вых структур управления мировыми процессами.

Права человека и основные свободы носят универсальный характер, в том числе, право на развитие, и осуществление усилий направленных на обеспечение


уважения, защиты и соблюдения прав человека. Они являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными, обеспечиваются на основе применения соответствующих положений законодательства, распространения информации, образования и профессиональной подготовки и обеспечения эффективных механизмов, путем создания или укрепления национальных учреждений, выполняющих контрольные и правоохранительные функции.

Таким образом, для социального развития Таджикистана существует законо­дательная база, необходимо поощрять и защищать все права человека и основные свободы, включая право на развитие как неотъемлемую часть основных прав че­ловека.

Таджикистан принимает необходимые меры для обеспечения социального развития, нации и народности, проживающие в республике. По закону они имеет все права участвовать в процессе экономического, социального, культурного и политического развития страны, законы содействуют тому, что наряду с государ­ством, которое несет главную ответственность за создание внутренних и между­народных условий, все люди осознали и также брали на себя индивидуальную и коллективную ответственность за процесс развитие страны1.

Таджикистан фактически, ратифицировал все существующие международные конвенции и пакты по правам человека. Законодательно подтверждает и поощря­ет уважения всех прав человека и основных свобод, которые носят универсаль­ный характер, и являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными; принимает меры, чтобы каждый человек и социальные группы обладали правом участвовать в процессе экономического, социального, культурного и политиче­ского развития; содействует пользоваться всеми благами, самое главное содей­ствует тому, чтобы все люди брали на себя индивидуальную и коллективную от­ветственность за процесс развития и защиты прав и свобод человека.

Приложение

Т

1 Конституция РТ ст. 2. См. также, соответствующих положений Венской декларации и Программы действий


Основные документы ООН[1]

Участие Тад­жикистана

Основные доку­менты СНГ[2]

Участие Тад­жикистана

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Присоединение в 1995 г.

Конвенция СНГ о правах и основных сво­бодах человека

Ратифицирована в 1997 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Присоединение в 1999 г.

Конвенция о стан­дартах демократиче­ских выборов, избира­тельных прав и свобод

Ратифицирована в 2003 г.



аблица участие в правозащитных договорах