ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1453
Скачиваний: 1
На пути реализации конкретных проектов развития постсоветской Азии проблему создают афганский фактор и существующие в регионе этнополитические проблемы. В Афганистане берут начало маршруты наркотрафика, на территорию соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования, происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская идеология.
Очевидно, что для мирного урегулирования афганской проблемы необходимо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной. Большинство государств, имеющих влияние в Афганистане, являются участниками либо наблюдателями в ряде региональных международных организаций, в частности в НАТО, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Именно на базе региональных организаций, участники которых остро испытывают на свою безопасность влияние афганского конфликта и объективно заинтересованы в мирном разрешении проблемы, может быть построен процесс афганского урегулирования. Традиционные опасности, исходящие с афганской земли, — терроризм, религиозный экстремизм и наркотрафик — приобрели для соседних новых стран, являющихся членами ОДКБ и находящихся в зоне ответственности организации. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития новых государств зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.
Еще в 2008 г. экспертами Ю. Крупновым, А. Дереникьяном предлагалась идея формирования единого экономического пространства на Среднем Востоке, где должны стать общие инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспечения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения перспективной занятости». Учитывая, что стабильное развитие региона возможно только при условии урегулирования афганского фактора в регионе, авторы концепции предложили Комплексный план развития Афганистана. Они подчеркивают, что странам-соседям Афганистана необходимо помочь ему для обеспечения прочной кооперативной безопасности и формирования единого спокойного нового макрорегиона, а для этого Афганистану должен быть гарантирован нейтральный статус. Одной из важных задач, которую необходимо решать в Афганистане в ближайшем будущем: во-первых, восстановление Афганистана в качестве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития; во-вторых, обеспечение прочной кооперативной безопасности и стабильности в регионе и т. д.
В условиях растущей наркоугрозы и связанной с ней организованной преступности, Таджикистан оказался на переднем плане борьбы с этими вызовами. По предложению таджикской стороны сейчас формируется антинаркотический пояс безопасности вокруг Афганистана. В Таджикистане есть понимание того, что необходимо искоренять базу, на которую опираются эти негативные факторы — бедность, коррупция, трайбализм. В данном контексте является важным для Таджикистана в марте текущего года озвученное предложение директора ФСКН России о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, призванной через реализацию комплекса экономических проектов обеспечить форсированное развитие экономик стран региона и повышение уровня жизни населения. В контексте реализации вышеуказанного предложения, 17 апреля 2013 года на заседании Правительственной комиссии РФ был рассмотрен вопрос об экономическом развитии центральноазиатского региона как ключевом направлении ликвидации наркопроизводства и создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Для отвлечения населения центральноазиатского региона от участия в наркотрафике в регионе планируется создание новых рабочих мест и модернизация, в первую очередь, беднейших стран региона Таджикистана и Кыргызстана. Используя «мягкую силу», планируется создать комплексный антинаркотический пояс безопасности. Данное предложение отвечает стратегическим интересам Таджикистана.
Таджикистан определил в своей геостратегии такие приоритеты, как обеспечение коммуникационной, энергетической, продовольственной безопасности. Для реализация данных стратегии Таджикистану необходимы многостороннее международное сотрудничество и интеграция в Большое пространство. Вхождение в инициированную Россией, Казахстаном, Белоруссией Евразийский союз отвечает национальным интересам Таджикистана. И проблема интеграции для реализации национальных интересов Таджикистана актуальна. Но в то же время, в Таджикистане есть свое видение развития евразийства. Воспринимая позитивно идеи евразийства, в Таджикистане существуют определенные позиции на перспективы развития идей евразийства:
1. На постсоветском пространстве цивилизационное развитие следует начинать не с восстановления советского наследия, а закладывать и укреплять основы новой цивилизации. Евразийство ставит задачу объединения народов и государств Евразии, предлагая соразвитие локальных цивилизаций в их многообразии, учитывая при этом, что в начале ХХ1 века, в условиях ускорения глобализации, на евразийском континенте активно идет процесс интеграции ценностей, что в конечном итоге приведет к сложению евразийской цивилизации. В процессе становления новой евразийской цивилизации, евразийцы будут стремиться к сохранению цивилизационного многообразия.
-
Евразийство как идеология мира должна исключать идеи конфронтацион-ного восприятия мира в модели Восток-Запад. Борьба конфронтационных идей на протяжении истории являлась основным сдерживающим фактором соразви-тия. В евразийстве доминирующим фактором должны быть цивилизационные ценности и идеи равенства.
-
Объединяющая платформа евразийства должна вобрать в себя ценности существующих на постсоветском пространстве локальных цивилизаций (православно-христианской, исламской (со спецификой оседлоземледельческих и кочевых цивилизаций ЦА).
-
Политическая составляющая евразийства должна учитывать цивилизацион-ные ценности политической культуры локальных цивилизаций на постсоветском пространстве.
-
Целесообразно из идеологии евразийства исключить категорию Империя, несущей негативную историческую память для большинства евразийского сообщества. На постсоветском пространстве приемлем союз равноправных государств, учитывающих взаимные национальные интересы.
Для реализации коммуникационной стратегии, выхода из географического тупика для Таджикистана важна стабилизация афганского фактора. В настоящее время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афганской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках контактной группы Афганистан— ШОС, осознавая, что необходимо принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане — одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.
Наиболее оптимальным для урегулировочного процесса представляется подключение возможностей соседних Афганистану стран-членов ШОС— Таджикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд проектов, которые могут содействовать развитию Афганистана. Например, реализация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких, как строительство
железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан (Мазари Шариф) — Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства энергетического проекта ЛЭП CASA-1000 и Рогун-Мазори-Шариф-Герат-Меш-хед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана) серьезно содействовали бы развитию Северного Афганистана, способствовали бы укреплению регионального взаимодействия и обеспечению безопасности.
Один из ведущих экспертов по Центральной Азии, глава Центра изучения Афганистана (Германия) Азиз Арианфар представляет следующее свое видение будущего Афганистана. Он считает, что в нынешних условиях мир и стабильность в регионе может обеспечить только восстановление нейтрального статуса Афганистана, подписание при посредничестве и под гарантии ООН договора между Афганистаном и Пакистаном, который содержал бы три основных пункта: невмешательство во внутренние дела друг друга, ненападение друг на друга, отсутствие территориальных претензий друг к другу. По его мнению, «в нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии принципиально важен фактор Пакистана. Пакистан умело маневрирует между Китаем и Америкой. С одной стороны, Исламабад получает деньги от Пекина для того, чтобы вытеснить американцев из Афганистана, а с другой стороны — получает дань от Вашингтона для того, чтобы помочь американцам задержаться в Афганистане». По мнению Арианфара, «стратегия Пакистана в отношении Афганистана на сто восемьдесят градусов отличается от стратегии США в этой стране. Пакистанская политика направлена на создание конфедерации с Афганистаном. В свою очередь, американцы хотят иметь в Кабуле марионеточное правительство, которое прислушивалось бы к их командам, и при помощи которого можно было бы контролировать Пакистан и соседние с Афганистаном страны». Эксперт заявил, что политическая система Афганистана может будет конфедеративной, с двумя сегментами автономного управления: пуштунским «исламским эмиратом Афганистана» под властью талибов и со столицей в Кандагаре и «исламским государством Хорасана» под контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-Шарифе. На наш взгляд, подобное политическое устройство отвечало бы интересам безопасности приграничных государств постсоветской Азии: иметь мягкий буфер (между перманентно нестабильным югом Афганистана и новыми государствами региона) в виде дружественной этнической автономии на севере Афганистана, с населением которой во все исторические периоды существовали этнические, политические, экономические и культурные связи, а в настоящее время уже налаживаются тесные экономические и культурные контакты. Другое дело, насколько этот процесс будет бесконфликтным и не будет нести в себе уже и военную угрозу приграничным странам, с потенциалом дестабилизации новых государств региона. Между тем, придание статуса наблюдателя Афганистану в
ШОС не только способствовал бы сближению позиций при реализации многих экономических, коммуникационных, энергетических проектов государств-членов ШОС, но способствовал бы повышению геополитического потенциала организации.
Афганистан заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со странами ШОС. И в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнерстве с США, Великобританией и Индией — это свершившийся факт. По крайней мере, в ближайшей время руководство Афганистана будет строить свою политику в соответствии с этими соглашениями. Американский фактор будет влиять на взаимодействие Афганистана в рамках ШОС, особенно тогда, когда речь будет идти об усилении военно-политического сотрудничества в рамках организации.
Индия, государство-наблюдатель в ШОС, заинтересована в реализации своих коммуникационных и энергетических проектов в северном векторе своей внешней политике, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана. Индия заинтересована в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия), транспортного коридора "Север-Юг". Основными факторами, которые способствуют сближению Индии с новыми государствами, отчасти является проблема урегулирования ситуации в Афганистане, борьба против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика.Индия заинтересована в стабилизации положения в Афганистане и снижении влияния Пакистана на афганскую ситуацию. Индия, крупнейший региональный донор Афганистана, направила в эту страну помощь в объеме 550 миллионов долларов. Индия занимает сегодня шестое место по объему инвестиций в экономику Афганистана (это составляет $2,1 млрд.). В настоящее время в Афганистане находится более 4 тысяч граждан Индии, участвующих в различных проектах по восстановлению Афганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования, здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства в Герате, Ма-зари-Шарифе, Джелалабаде и Кандагаре. С 2011 года Индия приступила к поставкам оружия Афганистану, что положила начало оборонному взаимодействию двух стран. Вопросы расширения афгано-индийского оборонного сотрудничества и обеспечения стабильности в Афганистане обсуждались в 2011 г. во время переговоров министров обороны Индии и Афганистана. Кроме предоставления экономической и гуманитарной помощи Афганистану Индия в настоящее время оказывает содействие в подготовке юристов и сотрудников дипломатической службы. В последующие несколько лет Индия предоставит Афганистану экономическую помощь в размере $500 млн. Эти средства будут направлены на возрождение афганской экономики и восстановление этой страны. С 2002 года Индия уже предоставила Афганистану экономическую помощь на сумму $1,5 млрд. Она участвует в проектах по реконструкции дамбы в провинции Герат. Завершается строительство