Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1453

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На пути реализации конкретных проектов развития постсоветской Азии проблему создают афганский фактор и существующие в регионе этнополитические проблемы. В Афганистане берут начало маршруты наркотрафика, на территорию соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования, происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская идеология.

Очевидно, что для мирного урегулирования афганской проблемы необходи­мо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной. Большин­ство государств, имеющих влияние в Афганистане, являются участниками либо наблюдателями в ряде региональных международных организаций, в частности в НАТО, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Именно на базе региональных организаций, участники которых остро испытывают на свою безопасность влияние афганско­го конфликта и объективно заинтересованы в мирном разрешении проблемы, может быть построен процесс афганского урегулирования. Традиционные опас­ности, исходящие с афганской земли, — терроризм, религиозный экстремизм и наркотрафик — приобрели для соседних новых стран, являющихся членами ОДКБ и находящихся в зоне ответственности организации. Основу для активи­зации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной преступностью и с наркоторгов­лей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, не­обходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития новых государств зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.

Еще в 2008 г. экспертами Ю. Крупновым, А. Дереникьяном предлагалась идея формирования единого экономического пространства на Среднем Востоке, где должны стать общие инфраструктуры электроэнергетики, ирригации и обеспе­чения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения перспективной занятости». Учитывая, что стабильное развитие региона возмож­но только при условии урегулирования афганского фактора в регионе, авторы концепции предложили Комплексный план развития Афганистана. Они подчер­кивают, что странам-соседям Афганистана необходимо помочь ему для обеспече­ния прочной кооперативной безопасности и формирования единого спокойного нового макрорегиона, а для этого Афганистану должен быть гарантирован ней­тральный статус. Одной из важных задач, которую необходимо решать в Афга­нистане в ближайшем будущем: во-первых, восстановление Афганистана в каче­стве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития; во-вторых, обеспечение прочной кооперативной безопасности и стабильности в регионе и т. д.


В условиях растущей наркоугрозы и связанной с ней организованной преступности, Таджикистан оказался на переднем плане борьбы с этими вызовами. По предложению таджикской стороны сейчас формируется антинаркотический пояс безопасности вокруг Афганистана. В Таджикистане есть понимание того, что необходимо искоренять базу, на которую опираются эти негативные факторы — бедность, коррупция, трайбализм. В данном контексте является важным для Таджикистана в марте текущего года озвученное предложение директора ФСКН России о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, призванной через реализацию комплекса экономических проектов обеспечить форсированное развитие экономик стран региона и повышение уровня жизни населения. В контексте реализации вышеуказанного предложения, 17 апреля 2013 года на заседании Правительственной комиссии РФ был рассмотрен вопрос об экономическом развитии центральноазиатского региона как ключевом направлении ликвидации наркопроизводства и создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Для отвлечения населения центральноазиатского региона от участия в наркотрафике в регионе планируется создание новых рабочих мест и модернизация, в первую очередь, беднейших стран региона Таджикистана и Кыргызстана. Используя «мягкую силу», планируется создать комплексный антинаркотический пояс безопасности. Данное предложение отвечает стратегическим интересам Таджикистана.

Таджикистан определил в своей геостратегии такие приоритеты, как обеспе­чение коммуникационной, энергетической, продовольственной безопасности. Для реализация данных стратегии Таджикистану необходимы многостороннее международное сотрудничество и интеграция в Большое пространство. Вхожде­ние в инициированную Россией, Казахстаном, Белоруссией Евразийский союз отвечает национальным интересам Таджикистана. И проблема интеграции для реализации национальных интересов Таджикистана актуальна. Но в то же время, в Таджикистане есть свое видение развития евразийства. Воспринимая позитив­но идеи евразийства, в Таджикистане существуют определенные позиции на пер­спективы развития идей евразийства:

1. На постсоветском пространстве цивилизационное развитие следует на­чинать не с восстановления советского наследия, а закладывать и укреплять ос­новы новой цивилизации. Евразийство ставит задачу объединения народов и государств Евразии, предлагая соразвитие локальных цивилизаций в их многооб­разии, учитывая при этом, что в начале ХХ1 века, в условиях ускорения глобали­зации, на евразийском континенте активно идет процесс интеграции ценностей, что в конечном итоге приведет к сложению евразийской цивилизации. В процес­се становления новой евразийской цивилизации, евразийцы будут стремиться к сохранению цивилизационного многообразия.


  1. Евразийство как идеология мира должна исключать идеи конфронтацион-ного восприятия мира в модели Восток-Запад. Борьба конфронтационных идей на протяжении истории являлась основным сдерживающим фактором соразви-тия. В евразийстве доминирующим фактором должны быть цивилизационные ценности и идеи равенства.

  2. Объединяющая платформа евразийства должна вобрать в себя ценности существующих на постсоветском пространстве локальных цивилизаций (право­славно-христианской, исламской (со спецификой оседлоземледельческих и коче­вых цивилизаций ЦА).

  3. Политическая составляющая евразийства должна учитывать цивилизацион-ные ценности политической культуры локальных цивилизаций на постсоветском пространстве.

  4. Целесообразно из идеологии евразийства исключить категорию Империя, несущей негативную историческую память для большинства евразийского со­общества. На постсоветском пространстве приемлем союз равноправных госу­дарств, учитывающих взаимные национальные интересы.

Для реализации коммуникационной стратегии, выхода из географического тупика для Таджикистана важна стабилизация афганского фактора. В настоящее время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию афган­ской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках контактной группы Афганистан— ШОС, осознавая, что необходимо принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане — одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приори­тетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обе­спечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуни­кациями. Основу для активизации регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями, организованной пре­ступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афган­ского фактора.

Наиболее оптимальным для урегулировочного процесса представляется подключение возможностей соседних Афганистану стран-членов ШОС— Тад­жикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд про­ектов, которые могут содействовать развитию Афганистана. Например, реали­зация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких, как строительство


железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан (Мазари Шариф) — Тад­жикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства энергетического проекта ЛЭП CASA-1000 и Рогун-Мазори-Шариф-Герат-Меш-хед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикиста­на, Афганистана и Пакистана) серьезно содействовали бы развитию Северного Афганистана, способствовали бы укреплению регионального взаимодействия и обеспечению безопасности.

Один из ведущих экспертов по Центральной Азии, глава Центра изучения Афганистана (Германия) Азиз Арианфар представляет следующее свое видение будущего Афганистана. Он считает, что в нынешних условиях мир и стабильность в регионе может обеспечить только восстановление нейтрального статуса Афганистана, подписание при посредничестве и под гарантии ООН договора между Афганистаном и Пакистаном, который содержал бы три основных пункта: невмешательство во внутренние дела друг друга, ненападение друг на друга, отсутствие территориальных претензий друг к другу. По его мнению, «в нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии принципиально важен фактор Пакистана. Пакистан умело маневрирует между Китаем и Америкой. С одной стороны, Исламабад получает деньги от Пекина для того, чтобы вытеснить американцев из Афганистана, а с другой стороны — получает дань от Вашингтона для того, чтобы помочь американцам задержаться в Афганистане». По мнению Арианфара, «стратегия Пакистана в отношении Афганистана на сто восемьдесят градусов отличается от стратегии США в этой стране. Пакистанская политика направлена на создание конфедерации с Афганистаном. В свою очередь, американцы хотят иметь в Кабуле марионеточное правительство, которое прислушивалось бы к их командам, и при помощи которого можно было бы контролировать Пакистан и соседние с Афганистаном страны». Эксперт заявил, что политическая система Афганистана может будет конфедеративной, с двумя сегментами автономного управления: пуштунским «исламским эмиратом Афганистана» под властью талибов и со столицей в Кандагаре и «исламским государством Хорасана» под контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-Шарифе. На наш взгляд, подобное политическое устройство отвечало бы интересам безопасности приграничных государств постсоветской Азии: иметь мягкий буфер (между перманентно нестабильным югом Афганистана и новыми государствами региона) в виде дружественной этнической автономии на севере Афганистана, с населением которой во все исторические периоды существовали этнические, политические, экономические и культурные связи, а в настоящее время уже налаживаются тесные экономические и культурные контакты. Другое дело, насколько этот процесс будет бесконфликтным и не будет нести в себе уже и военную угрозу приграничным странам, с потенциалом дестабилизации новых государств региона. Между тем, придание статуса наблюдателя Афганистану в


ШОС не только способствовал бы сближению позиций при реализации многих экономических, коммуникационных, энергетических проектов государств-членов ШОС, но способствовал бы повышению геополитического потенциала организации.

Афганистан заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со стра­нами ШОС. И в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнер­стве с США, Великобританией и Индией — это свершившийся факт. По крайней мере, в ближайшей время руководство Афганистана будет строить свою полити­ку в соответствии с этими соглашениями. Американский фактор будет влиять на взаимодействие Афганистана в рамках ШОС, особенно тогда, когда речь будет идти об усилении военно-политического сотрудничества в рамках организации.

Индия, государство-наблюдатель в ШОС, заинтересована в реализации своих коммуникационных и энергетических проектов в северном векторе своей внеш­ней политике, но это возможно только при условии стабилизации Афганистана. Индия заинтересована в строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан, Аф­ганистан, Пакистан, Индия), транспортного коридора "Север-Юг". Основными факторами, которые способствуют сближению Индии с новыми государствами, отчасти является проблема урегулирования ситуации в Афганистане, борьба против религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика.Индия заинтере­сована в стабилизации положения в Афганистане и снижении влияния Пакистана на афганскую ситуацию. Индия, крупнейший региональный донор Афганистана, направила в эту страну помощь в объеме 550 миллионов долларов. Индия зани­мает сегодня шестое место по объему инвестиций в экономику Афганистана (это составляет $2,1 млрд.). В настоящее время в Афганистане находится более 4 ты­сяч граждан Индии, участвующих в различных проектах по восстановлению Аф­ганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования, здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства в Герате, Ма-зари-Шарифе, Джелалабаде и Кандагаре. С 2011 года Индия приступила к по­ставкам оружия Афганистану, что положила начало оборонному взаимодействию двух стран. Вопросы расширения афгано-индийского оборонного сотрудничества и обеспечения стабильности в Афганистане обсуждались в 2011 г. во время пере­говоров министров обороны Индии и Афганистана. Кроме предоставления эко­номической и гуманитарной помощи Афганистану Индия в настоящее время ока­зывает содействие в подготовке юристов и сотрудников дипломатической службы. В последующие несколько лет Индия предоставит Афганистану экономическую помощь в размере $500 млн. Эти средства будут направлены на возрождение аф­ганской экономики и восстановление этой страны. С 2002 года Индия уже предо­ставила Афганистану экономическую помощь на сумму $1,5 млрд. Она участвует в проектах по реконструкции дамбы в провинции Герат. Завершается строительство