Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индией в Афганистане важной автодороги Деларам-Зерандж.Индия предлагает бесплатное медицинское обслуживание в больницах по всему Афганистану. Она избрала линию на применение в Афганистане «мягкой силы». Индийская про­дукция активно завоевывает местный рынок, а теле— и киноиндустрия популярны среди афганского населения. Афганистан рассматривает Индию как своего страте­гического партнера. Для Индии тесные отношения с Афганистаном в перспективе означают для нее не только новые торговые пути, но и доступ к огромным энерге­тическим запасам Центральной Азии, а также прочные индийско— афганские от­ношения позволят уменьшить влияние Пакистана в Афганистане.

Пакистан и Иран, как страны-наблюдатели в ШОС, в силу многих общих ци-вилизационных основ тесно связаны исторически с Афганистаном и имеют боль­шое влияние в этой стране. Пакистан и Иран тесно работают с национальными, религиозными, политическими и военными группировками Афганистана, что явно свидетельствует об их намерениях играть важную роль в стране в стратеги­ческой перспективе. В связи с изменением ситуации в Афганистане усилили свою деятельность и Иран, и Пакистан в большей мере в экономической области, хотя все еще сохраняются их воздействия на отдельные военно-политические группи­ровки ИРА. В настоящее время создана пакистано-афганская комиссия на уровне министров, занимающаяся вопросами развития сотрудничества между ИРП и ИРА в области торгово-экономического взаимодействия, координации программ восстановления Афганистана. Пакистан снял с местных экспортеров таможен­ные пошлины более чем на 33 наименования товаров( стройматериалы,продукты питания,лекарственные препараты, одежда,предметы домашнего обихода и т. д. Пакистан экспортирует в Афганистан бензин, ГСМ, удобрения и т. д. С 2002 года действует соглашение о транзитных перевозках между государствами, налажено сотрудничество в банковском секторе. Но принципиальным раздражителем дву­сторонних отношений остается нерешенная "проблема линии Дюранда".

С самого начала восстановления «постталибовского» Афганистана Иран де-факто занял одно из центральных мест в подъеме афганской экономики. При этом, если остальные зарубежные доноры: США, Евросоюз, Япония и другие страны, участвовали, в основном, в восстановлении дорог, телекоммуникаций и связи, оказании гуманитарной помощи, то Иран направил средства в важнейшие для Афганистана области: сельское хозяйство и энергетику. Одним из важнейших направлений ирано-афганского сотрудничества стала помощь в восстановлении наземных путей сообщения. Интересы Ирана в Афганистане, прежде всего, связа­ны с укреплением влияния в западных провинциях страны, которые исторически относились к Персидской империи. В списке стран, инвестирующих в последние годы средства в экономику Афганистана, Иран прочно входит в первую пятерку. В настоящее время Иран является одним из ведущих торговых партнеров Афга­нистана, заметно потеснив соседний Пакистан. (6) Очевидно, что в перспекти­


ве Иран и Пакистан через экономическую составляющую могут иметь возмож­ность влиять на внутри— внешнеполитические процессы нового Афганистана.

Между тем, в условиях неопределенности геополитической ситуации в Аф­ганистане после вывода коалиционных войск и процесса становления новой по­литической структуры страны, в первую очередь для государств, прилегающих к Афганистану, нарастает фактор военной угрозы. Видимо, после завершения стабилизационных мер в Афганистане, иностранные военные должны покинуть страну, так как они находятся на афганской территории по решению ООН и в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН от 20 декабря 2001 года). И вывод иностранных военных из Афганистана должен быть осуществлен после отчета в ООН о выполнении мандата и по решению СБ ООН. В настоящее вре­мя Россия требует от США и НАТО отчитаться перед Совбезом ООН за итоги миссии в Афганистане и только потом они могут претендовать на новый тренин-говый мандат после 2014 г.Пентагон в Афганистане после 2014 года предлагает оставить 3-9 тыс. американских военнослужащих для обучения местных сил безо­пасности, а НАТО, видимо, определят окончательно масштаб будущей миссии до конца 2013 г. Между тем на таджикско-афганской, афганско-узбекской, афганско-туркменской границе ощутимо напряженное положение, усиливается фактор во­енной угрозы новым государствам.

На наш взгляд, предпринимая превентивные меры по обеспечению безопасности от новых угроз, необходимо уже сейчас усиливать военную составляющую региональной системы безопасности. Прежде всего следует ожидать усиление ОДКБ в афганском векторе, так как организация является единственным наднациональным фактором обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности его участников на евразийском пространстве. В рамках ОДКБ уже сейчас наращиваются совместные усилия по противодействию новым вызовам и угрозам коллективной безопасности, о чем свидетельствует практика совместных мероприятий и действий оперативных подразделений в рамках операций «Нелегал», «Канал», «Прокси». На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую ОДКБ входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, в том числе и КСБР ЦАР. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси». В рамках системных шагов ОДКБ по противодействию незаконной миграции и торговле людьми проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал». Предстоящий вывод Международных сил


содействия безопасности, может осложнить ситуацию в постсоветской Азии. В декабре 2011 года утвержден План мероприятий ОДКБ по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, который предусматривает налаживание взаимодействия с МССБ, практические меры по формированию «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана, привлечение представителей правоохранительных органов ИРА к участию в антинаркотической операции «Канал», подготовку кадров для афганских антинаркотических структур.Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет координировать усилия по распределению функций между региональными организациями в сфере обеспечения безопасности в государствах Евразии (7). Пока остается открытым и проблема взаимодействия НАТО и ОДКБ по обеспечению региональной безопасности в контексте афганского фактора.

Геополитические реалии таковы, что государства ШОС оказываются в мас­штабной «дуге нестабильности», начинающейся на Ближнем Востоке и Север­ной Африке и через Кавказ и Каспий проходящей в Центральную и Южную Азию. В этих условиях, перед потенциальными военными угрозами, возможно, уже сейчас необходимо предпринимать превентивные меры. Геополитический потенциал ШОС больше и шире в пространственно, чем у ОДКБ. Между тем, ме­ханизмов реагирования на новые угрозы и вызовы государствам ШОС явно не­достаточно в том виде, в котором «предусматриваются такие меры, как заявления генерального секретаря; созыв внеочередного заседания совета министров или секретарей совбезов ШОС; направление миссий ШОС для ознакомления с об­становкой на месте»... Государствам-членам ШОС и наблюдателям организации следует, видимо, усилить договорно-правовую базу военного сотрудничества. Может быть, эти гарантийные договоры о взаимопомощи должны действовать на ближайшие 25 лет. Эти международно-правовые документы должны гаранти­ровать неприкосновенность границ, оказание взаимопомощи в случае военной угрозы.

Кроме того, нагнетаемая вокруг иранской ядерной программы военно-поли­тическая обстановка и перспективы военной угрозы вызывают напряженность в государствах, граничащих или расположенных вблизи границ Ирана. В данном контексте реальной угрозе подвергается безопасность постсоветских государств: это угроза экономическим интересам новых государств, экологические и гумани­тарные риски из-за распространения радиации, это проблема миграции в услови­ях экологической катастрофы. Особенно эти обстоятельства беспокоят в связи с возможностью применения в конфликтах ядерного оружия. Существует заявле­ние американского консультанта и аналитика по Ближнему Востоку Питера Айра о том, что США применяли тактическое ядерное оружие как минимум один раз


в Ираке и несколько раз в Афганистане — в горах Тора Бора, непосредственно у границ Таджикистана. Есть предположение, что реорганизация Глобального ударного командования ВВС США связана с задачей достижения необходимой «гибкости», которая позволит Соединённым Штатам применять тактическое ядерное оружие и в дальнейшем (8). Эти факты свидетельствуют об усилении рисков безопасности для приграничных государств постсоветской Азии, в част­ности Таджикистана. Видимо, афганский и иранский факторы будут осложнять геополитическую обстановку в течение неопределенного времени. Кроме того, в первую очередь военной угрозе подвергаются государства, прилегающие к Афга­нистану, поэтому, может быть, стоит подписание некого Амударьинского гаран­тийного пакта между Афганистаном, Таджикистаном, Узбекистаном. Возможно, с подключением в пакт других заинтересованных государств. Гарантом выполне­ния условий пакта, возможно, должны выступить Россия, Казахстан, Китай. Все эти «перекрещивающиеся» договоренности, возможно, дадут дополнительные гарантии безопасности региону. Эти «договоры перестраховки» должны явит­ся определенной мерой перед надвигающейся внешней угрозой постсоветскому пространству.

Источники

  1. Серебрякова Н.В. Центральноазиатская политика КНР как региональная проекция «теории гармонич­ного мира»//Мировые державы в Центральной Азии. М, 2011, с. 74-75.

  2. Политика мировых держав в Центральной Азии и ее влияние на перспективы развития ШОС//Миро-вые державы в Центральной Азии. М., 2011,с.22-23; Карякин В.В. Современная геополитическая дина­мика Ближнего и Среднего Востока. М., 2010, с. 9; Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия.//В сб. материалов Междунар. конф. «Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реали­ях». Душанбе, 9 ноября 2010 г.— Душанбе, 2011, с. 221-222.

  3. Матвеев В.А. Роль России в решении проблемы стабилизации социально-экономического положения в центрально-азиатском регионе//Мировые державы в Центральной Азии. М., 2011, с. 214-215.

  4. Матвеев В.А. Роль России в решении проблемы стабилизации социально-экономического положения в центральноазиатском регионе//Мировые державы в Центральной Азии, с. 214.

  5. Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия. Проектно-ана-литический доклад. М., 2008; Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы вза­имодействия //Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях. Душанбе, 2011, с. 236-238; В Институте демографии и развития РФ в рамках проекта «Проектное государство» 1 декабря 2011 г. состоялась проектная сессия по теме: «Определение матрицы проектов совместного развития России и Центральной Азии и само­определение к реализации проектов».

  6. Арианфар А. Стратегический провал США в Афганистане и Средней Азии неизбежен //http://www. regnum.ru/news/polit/1654583.html#ixzz2S1QGKqMp Эксперт: Афганистан разделят на «исламский эмират» и «государство Хорасана»//http://www.regnum.ru/news/polit/152286l.html#ixzz1sapckVC5 Столповский О.А. Потенциал влияния Ирана на развитие ситуации в Афганистане // Материалы между-нар. конф. «ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-


соседей».М., 2009, с. 124-125.

  1. Бордюжа Н. ОДКБ — гарант стабильности и безопасности в Евразии// Независимая газета-НВО— http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1334896320

  2. Савин Л. США применяли тактическое ядерное оружие в Афганистане и Ираке//Фонд стратегической культуры. 07.04.2012. См.также: http://www.presstv.ir/detail/212827.html