ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1454
Скачиваний: 1
Новый шелковый путь и евразийская интеграция
Cавин Л.В.
Текущая мировая геополитическая турбулентность, пересекающиеся центробежные и центростремительные процессы в международных отношениях и новые подходы к безопасности вынуждают взглянуть по новому на регион Центральной Азии. Чтобы провести адекватный анализ нынешней ситуации необходимо применить комплексную методологию и рассмотреть данный регион, а также взаимоотношения и интересы всех, вовлеченных в него акторов с позиции: 1) терминологического аппарата; 2) геопространственного подхода; 3) исторической преемственности; 4) школ международных отношений, особенно, связанных с интеграционными процессами; 5) вопросов обеспечения безопасности.
Дискурсивная проблематика
Является ли Центральная Азия местом, соответствующим своему названию? Какова роль западного научного дискурса в навязывании концепций и своего видения пространства: от культурно-исторических феноменов до политической географии? Несмотря на то, что слово Азия уже употреблялось во времена походов Александра Македонского, оно не относилось к территории современной Центральной Азии. Бактрия и Согдиана, а также Скифия, примыкающая к ним на Севере составляли рассматриваемый нами географический ареал, а по иранской версии Центральной Азией являлся Туран.
Впервые Центральная Азия появилась как отдельный регион в работах географа Александра фон Гумбольта в 1843 г. С точки зрения современного геополитического анализа этот регион именуется Хинтерландом, т. е. зоной, удаленной от Римланда (береговая территория) и Хартланда, который по версии Халфорда Макниндера совпадает с Российской Южной Сибирью1.
Что касается Великого Шелкового пути, это название также было предложено немецким ученым Фердинандом Рихтгофеном в 1877 году.
Крайне показательно, что Евразию тоже «придумали» немцы — впервые эта концепция появилась в работе Эдуарда Зюсса в его фундаментальной работе «Лик Земли»2, где он употребил это понятие, указав, в первую очередь, на условность границ между Европой и Азией.
Если рассматривать введение новых научных терминов, необходимо обратить на связь с внешней политикой европейских государств. В это время (вторая половина XIX в.) шло объединение немецких земель, а также происходили частые конфликты с Францией, Германией и Россией по поводу колоний. К этому периоду нужно отнести и появление двух Центральных Азий, возникших в результате Большой игры между Российской и Британской Империями. Эдвард Саид прекрасно проиллюстрировал в своих трудах3 взаимосвязь научного дискурса и культурных практик с империалистической политикой, где интеллектуалы тех или иных стран не только обосновывают свое вмешательство и контроль над другими странами (США продолжают следовать этой политике и сейчас), но некоторые форматы доминирования и господства производятся исходя из искусственно спланированного неравенства с музыке, культуре, живописи и пр. видах деятельности.
Следовательно, мы продолжаем употреблять западные концепты, имплицитно соглашаясь с превосходством исторической западной науки, которая продолжает довлеть над нашим геополитическим сознанием. А это не что иное, как форма культурно-идеологической гегемонии Запада.
1 Mackinder,
H.J. "The geographical pivot of history". The Geographical
Journal,
1904, 23,
pp.
421-437
2 Suess,
Eduard. Das Antlitz der Erde. Wien,
1885
3 См.
Саид Э. Ориентализм. Западные концепции
Востока. ; Культура и империализм.
4 Арзуманян
Р. Возвращение географии. 19.11.2013//
Геополитика
http://www.geopolitica.ru/article/vozvrashchenie-geografii?nopaging=1#.UVhDdRfwn6UХотя
есть и противоположные примеры.
Американский геополитик Роберт Каплан
указывает на культурно-лингвистическую
традицию, которая связана с Ираном —
суффикс «-стан»
(istan),
который повсеместно встречается на
политической карте мира в Центральной
Азии является не чем иным как персидским
обозначением «места»
4.
Но по причине устойчивого западноцентризма
в политических и гуманитарных науках
подобные примеры остаются пока в основном
в потенциале «местного»
soft power.
Тысячелетний узел
1 См.
в первую очередь работы Фредерика
Старра:
A Strategic Assessment of Central Asia and the Caucasus,
1999-2000 и
The New Silk Roads.
Также полный список его работ можно
найти на:
http://
www.silkroadstudies.org/new/inside/staff/staff_web/frederick_starr.htm
2 Следует
отметить, что данные центры связаны с
неоконсервативными кругами, которые
являются сторонниками экспансионизма
и жестких мер во внешней политике.
3 Здесь,
несомненно, мы видим связь с Великим
Ближним Востоком (Бернар Льюис и Ральф
Петерс являются основными авторами
этой идеи), что является дополнительным
обоснованием безусловного
неоимпериализма и западноцентризма в
таком подходе.
Рассматривая
Центральную Азию под призмой
пространственного анализа, однозначно,
можно сказать, что этот участок Евразии
является важным пересечением маршрутов
и миграций различных народов. Центральная
Азия включает в себя Великий Шелковый
Путь и сама является таковым. Иными
словами, это субъект и предикат. Выражаясь
современным языком геоэкономики, это,
в первую очередь хаб, где связаны потоки
человеческих и природных ресурсов.
Страны, входящие в этот узел, так или
иначе являются реципиентами этих
потоков, наряду с акторами, находящимися
в зоне Римланда и Хартланда, которые
эти потоки формируют и заинтересованы
в их постоянной циркуляции. Вполне
логично, что при попытке максимизации
прибылей и преференций со стороны
наиболее удаленных акторов от хаба
Центральной Азии, данные расходы
непременно понесут государства региона.
Если очертить концентрическими кругами
Центральную Азию, то в зону первого
дальнего круга неизбежно попадет
ЕвроСоюз, который имеет свои интересы
в Центральной Азии, а также Африка и
Япония, а в зоне второго круга окажется
США, страны Латинской Америки и Австралии.
Однако вовлеченность международных
акторов в процессы, происходящие на
рассматриваемой территории, далеко не
пропорциональна, что можно видеть по
усилиям в первую очередь ЕС и США,
установить свои правила игры в Центральной
Азии. Проект Нового шелкового пути,
разработанный американскими аналитическими
центрами1,
такими как Институтом Центральной Азии
и Кавказа при Университете Дж. Хопкинса
и Центром Стратегических и Международных
исследований2
подразумевает особую стратегию США для
стран Центральной Азии, включая
противодействие другим важным акторам
Евразии, прежде всего России, Китаю и
Ирану. Научные работы Фредерика Старра,
являющимся автором концепции Нового
шелкового пути и Большой Центральной
Азии, обосновывают интересы геополитической
и экономической стабильности под
управлением и ведущей роли США в этом
проекте. Как и характерно для работ
американских геополитиков, под Большой
Центральной Азией подразумевается
трансформация региона и пересмотр
существующих границ3,
а к региону присоединяется еще и Кавказ.
При этом в реализации данной стратегии предусмотрены следующие императивы:
-
Эксклюзивность интересов США, особенно в Афганистане, которая связана с экономическим, научно-техническим и коммерческим потенциалом;
-
Решение проблемы построения демократии;
-
Упор на координацию, а не интеграцию стран Центральной Азии;
-
Замораживание текущих отношений между США и другими геополитическими акторами — Китаем, Ираном, Пакистаном и Россией.
Исходя из данного плана действий Вашингтона можно предположить, что упор Белого дома будет сделан на многосторонний подход в регионе, поощрение как правительств, так и неправительственных организаций стран на проведение неолиберальных реформ, которые выгодны США и ЕС, а также пассивное противодействие любым интеграционным процессам, будь то российско-центральноа-зиатские отношения или увеличение иранского присутствия.
Дополнительную сложность ситуации придает тот факт, что на геополитические процессы и противоречия накладываются энергетические, которые включают в себя вопросы добычи и транспортировки углеводородов, а также чувствительная для всех акторов тема адекватного распределения водных ресурсов.
C другой стороны, Центральная Азия является важным геостратегическим регионом как таких эмерджентных стран, как Индия и Китай, которые рассматривают его как логистическое звено с богатыми на углеводороды прикаспийскими государствами.
Е
сли рассматривать
Центральную Азию по определению
Юнеско, то в эту зону также вписываются
Афганистан и Пакистан, а Афганистан
будет являться центром этого региона.
Подобное очерчивание границ важно для
понимания прежде всего присутствия
США в регионе и, непосредственно, в
Афганистане, который в такой
призме обзора является своего рода геостратегическим паноптикумом, позволяющим Вашингтону контролировать действия всех игроков Южной Евразии.
Турция также претендует на управление делами региона, особенно в контексте проекта пантюркизма, однако у Анкары не хватает инструментов реальной политики, чтобы оказывать влияние и на Кавказ, и на Северную Африку, и на арабский мир, и на тюркосферу в целом, что предусмотрено концепцией
«стратегической глубины» и динамической дипломатии Ахмета Давутоглу. Сирийский кризис показал несостоятельность этой концепции, особенно в отношении пункта «нулевых проблем с соседями»1.
Большая игра-3
Исторически регион являлся важным коридором между Восточным Средиземноморьем, Индией и Китаем, Персией и Кавказом. XIX век был связан противоборством между Российской Империей и Англией за сферы влияния в Центральной Азии. На данный момент несколько изменилась конфигурация и возможности акторов, втянутых в противоборство. Англосфера, представленная США и Великобританией вместе с младшим партнером в лице стран ЕС изменила тактику, но не стратегию. Метод «умной силы»2, который сочетает в себе как жесткие методы от военного вмешательства до экономических санкций, так и мягкий подход, основанный на гибкой дипломатии и гуманитарных программах, в последние годы достигал своей цели, подрывая возможность выработки собственного пути развития для стран Центральной Азии, особенно тех, которые ограничены в природных ресурсах и не имеют развитой инфраструктуры. В качестве институционального закрепления Запада была предложена модель развития, под общим названием «построение государства»3, которая подразумевала технологическую, финансовую и военную помощь развитых стран при условии внедрения неолиберальной повестки дня. Данная программа оказалась неэффективной вследствие нежелания руководства стран-целей менять механизмы власти и неадекватной работы подрядчиков из США и ЕС, где западные компании критиковались за утилитарный подход и разграбление природных ресурсов. Тем не менее, у США и их партнеров остается еще ряд опций для осуществления своего влияния в регионе, в основном проводимое через эффективное манипулирование противоречий между странами и механизмы коррупции лиц, принимающих решения.
1 Davutoglu,
Ahmet. Turkey's Zero-Problems Foreign Policy.// Foreign Policy, MAY
20, 2010.
http://www.
foreignpolicy.com/articles/2010/05/20/turkeys_zero_problems_foreign_policy
2 CSIS
Commission on Smart Power: a smarter, more secure America//cochairs,
Richard L. Armitage, Joseph S. Nye, Jr. Washington, CSIS Press,
2007
3 James
Dobbins, Seth G. Jones, Keith Crane, Beth Cole DeGrasse. The
Beginner's Guide to Nation-Building. Santa Monica, RAND Corporation,
2006
Однозначно,
несмотря на заявления России о наличии
особых интересов в зоне постсоветского
пространства в Азии, Москва не в состоянии
справиться с противодействием Запада
в новой Большой игре. Индия как партнер
по БРИКС и Китай как коллега по ШОС
должны гармонично дополнить усилия
Москвы по выдавливанию геополитической
агентуры Запада из региона.