ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1084
Скачиваний: 2
91
Индия
ражено возмущение сервисом Google maps из-за того, что на карте Google гра-
ница между Камбоджей и Таиландом, «искажает правду и действительность, и
является профессионально безответственной». Камбоджа потребовала, чтобы
компания «отозвала очень плохую и международно-непризнанную карту» и за-
менила её другой [3].
В целом идеологизированные карты-схемы являются инструментом:
А) политической пропаганды, поскольку обеспечивают визуально-символи-
ческое подкрепление политических притязаний на территорию и «справедли-
вые» границы;
Б) идеологического легендирования посредством символического формиро-
вания и идентификации социума в пространственном (географическом) и вре-
менном (историческом) аспектах.
ЛЕГЕНДА КАРТЫ и суть ее идеологизации, как метод политико-идеологи-
ческого воздействия заключается в следующем. Посредством легенды (услов-
ных знаков, текстовых пояснений и т.д.) пользователю доводится необходимая
политическая установка, дающая необходимое, политически выверенное пред-
ставление об отраженном на карте. Это может быть версия исторического либо
географического сюжета, выполненная текстуально и/или графически (посред-
ством трактовок и комбинаций графики и цвета). Зачастую данный метод идеоло-
гизации легендирования карт используется в картографии военно-политических
конфликтов, сама форма трактовки которых всегда субъективна и отражает по-
литический интерес сторон в исторической и географической плоскостях.
Временной (исторический) аспект. Основной метод в данном случае — изби-
рательность или отбор информации. В рамках пропагандистско-идеологического
подхода (в отличие от информационно-географического), отбор информации
осуществляется с политико-идеологической, а не с научно-исследовательской
целью. Отбор отражаемой информации непосредственным образом влияет на
тематическое содержание карты и атласа (и наоборот) благодаря неизбежным:
•
обобщениям;
•
искажениям;
•
упрощению.
Визуально избирательность может быть закамуфлированной либо выражен-
ной, например, с помощью «белых пятен». Содержательно она может иметь ме-
сто благодаря наложению на одну карту разных по времени исторических сюже-
тов и субъектов. С помощью этого метода можно, например, отразить как единое
целое территорию, никогда не бывшую в пределах заявленной юрисдикции либо,
наоборот, политически фрагментировать единое географическое пространство.
Де-факто речь идет о конструировании (деконсолидации) непрерывного эт-
но-национального мейнстрима, предполагающего наличие некоего меняющегоcя,
но при этом остающегося устойчивым «фокуса идентификации». Как следствие,
Политическая картография
92
Геополитика XIX
нам навязывается видение прошлого и желаемого будущего посредством полити-
ческих и идентификационных границ и предпочтений настоящего.
Пример — выпущенная в начале 2009 года настенная карта «Соборная Укра-
ина» на которой отображены следующие «украинские этнические земли, кото-
рые в 1919 году были в составе Украины»: Кубань, Ставрополье, Черноморщина,
Восточная Слобожанщина, Старобущина (ныне в составе России), Берестейщи-
на и Гомельщина (ныне в составе Белоруссии), Холмщина, Подляшье, Надсянье,
Северная Лемковщина (Польша), Северная Лемковщина (Словакия), Мармаров-
щина, Южная Буковина (ныне в составе Румынии), Приднестровье.
Пространственный (географический) аспект. Основной прием в данном слу-
чае связан с использованием текстовых пояснений, условных знаков и прочей
атрибутики. Наглядный пример — «проблема Южно-Курильских островов»
[3]. На японских картах сервиса Google maps эти острова подписаны кирилли-
цей и кандзи — иероглифами, как географические объекты в Японии. Острова,
на которые Япония не претендуют, а также Сахалин, подписаны кириллицей и ка-
таканой — слоговым алфавитом, используемым только для заимствованных слов
или иностранных географических объектов. Названия спорных островов те же,
что и на кириллице. Государственные границы по морю на картах не обозначены.
Отличие спорных с точки зрения японцев территорий ещё и в том, что если на
Сахалине и Камчатке населённые пункты подписаны, то на географических кар-
тах островов населённые пункты не указаны, хотя они хорошо видны на спутни-
ковой версии карты.
В техническом плане эффект на карте достигается с помощью монотонной
штриховки либо ярких цветов. Монотонность на современных политических
картах, как правило, отражает единство политического управления социумом. В
том числе даже там, где оно возможно только в перспективе. Яркость и выражен-
ность тонов демонстрируют обратный эффект. Цели:
•
очертить пространство власти и администрирования;
•
обозначить и максимально выразить границы «исторически устойчиво-
го» суверенитета и права коллективной собственности;
•
отразить пределы этнического ареала доминирования.
•
Одновременно фактически как бы затушевывается:
•
многоаспектность и многомерность суверенитета;
•
наличие прочих субъектов, претендующих на те же права;
•
проблематичность и неоднозначность подобных прав на соответствую-
щих территориях.
С одной стороны цветовая монотонизация этнических границ способна по-
стулировать и создавать цельную политическую идентичность даже там, где ее
не было. Такой картографический продукт, как, например, карта этнического рас-
селения разделенного политическими границами народа, позволяет зафиксиро-
Николай Малишевский
93
Индия
вать в единстве цвета, как бы поверх этих границ, единство ареала расселения.
Несовпадение этнических и политических границ открыто для противоречивых
трактовок, не всегда выгодных в политическом отношении, обычно игнорируют
либо специфически преодолевают, визуально «распространяя» пределы этниче-
ского расселения вплоть до существующих в данный момент административных/
политических границ [2].
С другой стороны, с помощью яркого расцвечивания определенных террито-
рий на фоне остального монотонного пространства, можно:
•
неформально обозначить территориальные претензии;
•
подвести обоснование под сепаратистские устремления.
Прием, используемый в первом случае — через этническую атрибуцию тер-
ритории посредством легенды (например, через трактовку пределов как границы
территорий компактного расселения этноса) неявно сообщается об ареале рассе-
ления этноса как пространстве коллективной этно-политической собственности.
Прием, используемый во втором случае — изображение ареалов многопле-
менного этнического расселения в стилистике картографического отражения
политических образований. Зачастую он имеет место в исторических картах
и атласах «безгосударственных» этносов. Цветовая проработка дополняется
тщательным картографированием границ этнического расселения, как бы возме-
щающими отсутствие четких политических границ и выступающими в их роли.
Де-факто лингвистическая карта в таком случае выступает в роли политической,
где цвет штриховки отражает не столько культурную, сколько политическую са-
мость.
Вывод: политическая картография не просто определяет политический ланд-
шафт и структуру пространства, но, с течением времени, все больше и больше
формирует их и становится активным организатором картографируемого поли-
тико-географического пространства, способствуя установлению более полного
политико-административного контроля над ним.
Берлянт А.М. Картография / А.М. Берлянт. — М.: Аспект Пресс, 2002. –с. 21.
Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: «Европа»,
2006. — 128 с.
Дорфман М. Политическая картография Google maps / М. Дорфман [Электронный ре-
сурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.iarex.ru/interviews/19445.html. — Дата до-
ступа: 27.04.2012.
Google Earth Community Layer / [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа:
http://www.gearthblog.com/blog/archives/2005/08/keyhole_communi.html. — Дата досту-
па: 30.04.2012.
Paterson M. The Web and Ethics in Cartography / M. Paterson [Электронный ресурс]. —
2012. — Режим доступа: http://maps.unomaha.edu/MP/Articles/WebEthics/Ethics.html. —
Дата доступа: 30.04.2012.
Политическая картография
95
Индия
Рецензии
Ален Сораль. Понять Империю.
Грядущее глобальное управление или восстание наций? ГРА, 2012.
Вячеслав Алтухов
Под эгидой Глобального Революционно-
го Альянса (http://granews.info) опубликован
русский перевод книги современного величай-
шего мыслителя Европы, Алена Сораля, под на-
званием «Понять Империю. Грядущее глобаль-
ное управление или восстание наций?».
Ален Сораль начал свою книгу с утверж-
дения того, что История не имеет ни начала,
ни конца, но, тем не менее, существуют некие
«узлы» по Солженицыну, иначе говоря бифур-
кационные точки, при прохождении которых
Дух истории меняет свой вектор вплоть до диа-
метрально противоположного. Исходя из того,
что автор француз, то таким узлом в истории
Франции является Французская революция,
которая с точки зрения Жюля Мишле была
история о том, как христианский Бог был политически побежден Разумом. Ален
Сораль говорит, что под Разумом не стоит понимать рационализм, присущий
точным наукам, тем более, что за претензиями на научность всегда стоит побе-
дившая идеология.
Автор прекрасно описывает трансформации в социально-политических про-
цессах французского общества как в эпоху предшествующей французской ре-
волюции, так и после, подробно вскрывая проблематику точки перехода, про-
слеживая структурные изменения общественно-социальной среды к текущему
положению дел. Рассмотрим подробнее динамику событий, изложенных в своей
книге Аленом Соралем, прежде чем перейти к основному моменту, связанному с
вызовами дня сегодняшнего.
Начиная от начала исторического времени социальное устройство
индоевропейских обществ складывается исходя из обращения человека к Богу,
который сообщает через посредника (в этой роли выступает фигура Шамана)
о божественном законе, который есть порядок и благо. Но поскольку человек
несовершенен и совершает зло, то он пытается искупить свои проступки