ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1097
Скачиваний: 2
81
Индия
Университета о проблеме «ядерной утечки» — продажа, кража, диверсия или
злоупотребление ядерным оружием и материалами ядерной программы бывшей
советской ядерной программы — говорит о том, что пока вероятность ядерной
войны между США и Россией значительно сокращалась, вероятность, что ядер-
ное оружие будет задействовано в России, Европе, Ближнем Востоке или в США,
возрастала (Элисон и др. 1996: 3). Некоторое число инцидентов серьезных ядер-
ных утечек уже имело место, а произошедшие в России экономические перево-
роты и институциональная дезинтеграция, вероятно, создают серьезные случаи,
делают инциденты с вовлечением расщепляющихся материалов отчетливой воз-
можностью. Ядерная утечка, приводится в заключении исследования, «остается
великим вызовом на ядерной повестке пост-Холодной войны, на который не дано
ответа» (1996: 3) В мировом порядке, где США с военной стороны непревзой-
денны, отмечаются, что желание ущемленных сторон внушительно ударить в от-
вет может стать сильным. Сдерживание не работает в таких ситуациях с тех пор,
отмечают эксперты по обороне, как возмездие требует знания о том, кто может
начать атаку, и где они расположены, оба неизвестных в быстром и изменчивом
мире постмодерна.
Единственный путь понимания беспокойства относительно распространения
оружия массового уничтожения заключен в терминах, предложенных понятием
Ульриха Бека «общество риска» (Бек 1992). Общество риска, по Беку, это новый
порядок модерна, это второй модерн, следующий за классическим или простым
модерном, который породил индустриальное общество, где «побочные эффек-
ты» и непреднамеренные последствия модернизации находятся в столкновении
и противостоянии. Это содержит в себе то, что Бек называет «рефлексивной мо-
дернизацией» индустриального общества, вторая волна модернизации, которая
пытается схватиться с беспрецедентными и прежде непризнанными невидимыми
рисками, порожденными институтами, структурами и отношениями, которые
характеризуют обычный модерн. И хотя обычный модерн всегда производил
опасности в форме социальных и экологических побочных эффектов для инду-
стриальных общностей, развитие и последующие проблемы ядерной и биохими-
ческой технологий во второй половине ХХ века отметили революционный, но
незамеченный переход к безграничному, глобальному обществу риска, такому
социальному порядку, где опасности более не сдерживаются границами. Опре-
деляющим событием этого социального порядка стала авария на Чернобыльской
АЭС, которая извергла токсичную радиоактивность на Европу и мир.
Бек на удивление мало комментирует специфические корни глобального об-
щества риска, но можно сказать, что оно берет свое начало в 1945 г. с возникнове-
нием первых атомных бомб. Технологический триумф индустриального модерна
теперь предлагает средства для уничтожения современных городов и государств.
Большой успех модерна произвел свой потенциал для своего же уничтожения.
Геополитические условия постмодерна
82
Геополитика XIX
Геополитический конфликт спровоцировал рождение глобального общества
риска, но его радикальные последствия были сдержаны, поскольку геополитика
Холодной войны вытеснила вопросы о качественном изменении в природе само-
го модерна. Как замечает Бек (1998: 145), Холодная война «предоставила такой
порядок миру, который проскользнул в атомный век, порядок террора, если быть
точным, но одно из этого сделало возможным заместить внутренние кризисы
внешними причинами, то есть, врагами». Революционные последствия продол-
жающейся операции научно-технической модернизации никогда не были доста-
точно достигнуты. Дискурсы национальной безопасности оправдывали развитие
некоторых наиболее смертельных вооружений и веществ, когда-либо изобретен-
ных научно-технической цивилизацией. Слепо произведенные и без труда узако-
ненные в период Холодной войны, эти научно-технические достижения теперь
распространены, как последствие шпионажа и «нормального научного прогрес-
са» за пределами лабораторий и государств, в которых они были изобретены.
Современные геополитические условия в результате являются местом, где
такие страны, как США, вынуждены противостоять «побочным эффектам» Хо-
лодной войны, и тому, что определено в понятии «отдача», эффект бумеранга
от комплексов вооружений, создающих теперь опасное положение из-за некон-
тролируемого распространения и/или необратимого токсичного наследия и его
смертельных продуктов. Скандал в США в отношении обвинения китайского
шпионажа в американских ядерных лабораториях является одним из недавних
примеров той самой «отдачи», где оружие, предназначенное для «национальной
безопасности» заканчивает представлением угрозы «национальной безопасно-
сти» через распространение к потенциальным врагам. То, что немногие десятиле-
тия Холодной войны создали такое количество смертельного оружия, токсичных
веществ и загрязненных территорий, что это создает угрозу людям всего нового
тысячелетия, является более общей и неизбежной «отдачей» (Кулец 1998). Для
Бека общество риска — это объективные условия, где государства и общества вы-
нуждены столкнуться с «побочными эффектами» модернизации, которая более
не может быть воплощена и воспринимаема как простые «побочные эффекты».
Это также момент политического выбора, когда государства и граждане могут
воспринять, что множество беспрецедентных рисков, созданных как нечто само
собой разумеющееся, опосредованные рациональным действием, как, например,
производство «национальной безопасности», вызывает крайне исчисляемую
рациональность и риск в вопросе. Рефлексивная модернизация, по Беку, может
быть по-настоящему отражающей модернизацией, которая ставит вопрос перед
рациональностью, полезностью и безопасностью преследования определенной
модернизационной логики, или может быть модернизацией, которая объединя-
ет инструментальную рациональность и ищет «решение»проблемы «побочных
эффектов» с большей рациональностью, которая породила их до этого. Струк-
Герард О’Туатайл
83
Индия
тура общества риска Бека как вовлекающего в выбор между «хорошей» реф-
лексивной модернизацией и «плохой» отражающей модернизацией является,
возможно, чрезмерно широкой, но, тем не менее, это полезный начальный пункт
для того, чтобы задуматься над дискуссией о современной национальной без-
опасности, над тем, как защититься против стратегических ракет и химико-био-
логического оружия (Фалкенрат и др. 1998). Независимо от того, сокращается
ли политика современной «национальной безопасности» или, скорее, на самом
деле углубляется и распространяет риск, это вопрос, который особенно уместен
при покидании наиболее жестокого века в истории человека.
Для критических геополитиков уместным является вопрос, касающийся той
же проблемы, как построены детерриториализованные опасности и как они
представлены институтами «национальной безопасности». Одна интересная
черта дискурса детерриториализованной угрозы — с его запасом образов миро-
вых заговоров, террористических сетей и запрещенного оружия массового пора-
жения — это его тенденция возвращать эти угрозы в территориальный регистр,
чтобы вылить поток бесформенных глобальных угроз в старые территориальные
бутылки. Таким образом, например, вопрос управления опасностями, вызван-
ными стареющими военно-индустриальными комплексами Холодной войны,
становится вопросом «ядерной утечки» только в России. Аналогично, угроза
от оружия массового уничтожения становится вопросом сдерживания «некон-
тролируемых государств» (хотя даже и оборудование и ученые, производящие
это оружие, часто западные). Угрозы транснационального терроризма стано-
вятся угрозой иностранных государств, спонсирующих терроризм (хотя даже и
многие террористы являются местными). Общей тенденцией является проекти-
рование угрозы как существующей «где-то там» с «ними», без признания, что
угроза также «здесь» с «нами». Угроза всему, исходящая от наших собственных
стареющих комплексов химического оружия редко бывает концептуализирова-
на и адресована экспертам по безопасности [3]. Фундаментальные вопросы о
производстве, распространении и управлении рисками прежде невиданных не-
проблематизированных продуктов нашей научно-технической современности
Холодной войны еще не поставлены. Территориальная логика «здесь» и «там»,
а также легкая этноцентрическая гордость со своим «мы» как отличным и пре-
восходящим «их» все еще обрамляет множество современных дискурсов о за-
падной безопасности (Шапиро 1997).
Заключение
Тенденции к гиперболизации и преувеличению являются обычными
проблемами литературы, ищущей путь к определению мира постмодерна. Это
важно, поэтому в стремлении охарактеризовать геополитическую ситуацию
Геополитические условия постмодерна
84
Геополитика XIX
постмодерна, где постмодерн мы осторожно определяем как отличительный
момент в геополитической истории модерна, как целое, а не радикальный разрыв
с ней. Длительное время будучи защищенной от серьезной проблематизации
и постановки вопросов со стороны очевидного кризиса геополитики
Холодной войны, область геополитического исследования и теоретизации
никогда не была полностью сцеплена с основательными экономическими,
технологическими, культурными и политическими изменениями начиная с
последних трех десятилетий Холодной войны. Уверенное и наивное наблюдение,
антиисторическая категоризация и идеологическая догма, Холодная война
представляла модернизацию классических геополитических видений и
объяснительных принципов. Она продолжала быть доминируемой со стороны
территориального и статического видения мировой политики, в то время как
ее методы объяснения были процедурно модернистскими, обращающиеся
к полностью сформировавшемуся внешнему миру, глубине герменевтики и
антиисторическим сущностям (Далби 1990). Пока растущая значимость мира
экономики, убывающая имперская власть самых больших территориальных
государств, распространение технологического знания и военной
производительности были частично признаны в 1970-х гг., 1980-е гг. увидели
возвращение более манихейского, бесхитростного видения мировой политики с
ее президентскими выборами Рональда Рейгана.
С крахом коммунизма в Советском Союзе и появлением новых кризисов от
Балкан до Азии геополитика была насильно вовлечена в рефлексивную модер-
низацию, неизбежную вторую волну модернизации, которая переместила ее над
геополитическими принципами и видениями Холодной войны. Геополитическая
теоретизация и концептуализация теперь активно схватывается с проблематикой
глобализации, информационализации и распространения безграничных рисков.
Изменения, которые эта разворачивающаяся динамика разработала для вообра-
жения пространства мировой политики, значение национальной безопасности
и практика внешней политики, форсировали геополитическую теоретизацию,
иногда против воли, разрабатывать сверх простых идеологических/территори-
альных и статических представлений. Новые геополитические дискурсы вместе с
быстрыми, подвижными и бесформенными опасностями позднего ХХ века были
сконструированы в результате этой рефлексивной модернизации, дискурсов, ко-
торые стремятся обратиться к логике детерриториализации, в то время как не-
обязательно отказываются от геополитических представлений модерна.
Хотя проблематика геополитики в настоящее время неизбежно постмодер-
нична, это не означает, что геополитический дискурс и практики стали постмо-
дернистскими. На самом деле, современные геополитические дискурсы все еще
неуклонно модернистские в методе, развертывании некритического картезиан-
ского перспективализма (постмодернисткий метод размышления о размышле-
Герард О’Туатайл
85
Индия
нии), чтобы представлять мир как уже явно наполненный смыслом, дисциплини-
рующий непослушную сложность через обращение к непроблематизированным
авторитетам и знаниям, сокращая детерриториальные вопросы к знакомым тер-
риториальным регистрам, а также отступая перед не отвеченной исключительно-
стью (обществ). Все эти проблемы отмечают дискурс администрации Клинтона
по поводу появляющихся угроз, угроз настолько о развитом модерне, насколько
и о «неконтролируемых государствах и ядерных преступниках» (Далби 1998).
Нужен такой критический постмодернистский подход к новым геополитиче-
ским дискурсам и практикам, который сможет представить состояние наших
современных условий без объективирования их, и также, в то же время, сможет
поставить под вопрос отношения сохранения власти в геополитических дискур-
сах. Геополитика в новом тысячелетии как открытая проблематика, касающаяся
государств, государственного управления и безопасности в мировой политике,
является крайне важной, чтобы быть оставленной некритическим геополитикам.
[1] Сложность мировой политики превышает категории конвенциональной и крити-
ческой геополитики. Понятия геополитики модерна и постмодерна являются грубыми эт-
ноцентрическими категориями, которые определенно основаны на опыте доминирующих
государств в мировой системе. «Геополитика модерна», в той степени, в которой это по-
нятие может быть установлено, связано с вестфальской идеей дискретных территориаль-
ных государств, концептуализацией взаимоотношений между географией, идентичностью
и суверенной властью, которая происходит из вестфальской Европы и была впоследствии
экспортирована в весь остальной мир. Эта евроцентричная схема никогда не описывала
адекватно беспорядочные комбинации территорий, идентичностей, а также множества
конкурирующих суверенных властных структур, которые характеризовали мировую по-
литику с XVII века и далее. «Геополитика постмодерна», в той степени, в которой это
понятие может быть установлено как скорее связанное с идеей транснациональных пото-
ков, чем территориальных неподвижностей, оно настолько же специфическое в отноше-
нии опыта относительно маленьких общностей государств развитого капитализма, чем
все государства и народы в мировой системе. Я сосредоточился на дилеммах американской
внешней политики, и хотя США составляют только малую часть мирового населения, они
вступают в новое тысячелетие как государство primus inter pares («первый среди равных»)
в современной мировой системе.
[2] Взаимоотношения между «геополитикой» и «технологиями» никогда не были
адекватно теоретизированы. Технологии войны, транспортировки и коммуникации явля-
ются решающими в формировании геополитических условий, но ни конвенциональные, ни
критические геополитики не исследовали взаимоотношения между социо-техническими се-
тями и геополитическими практиками ни в какой мере. Для начала, хотя бы, посмотрите
Матляра (1994).
[3] В их схеме «новой стратегии безопасности для Америки» Картер и Пери (1999)
определяют то, что они называют «угроза внутри». Эта угроза не является, как бы то
ни было, той, что может быть поставлена американским гражданам со стороны американ-
ского истеблишмента по защите и комплексам вооружений. Для них это угроза самоуспо-
коения, которая может временно утихомирить США, чтобы не тратить достаточно
средств на поддержку модернизации своих вооруженных сил.
Геополитические условия постмодерна