Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможно, он сыграл в наращивании протестов в Каире. Анвар Алам, академи­ческий ученый из Университета Джамия Миллия Исламия в Центральном Дели, в мае 2011 г. заметил: «гнев вспыхнул в Египте по трем причинам. Во-первых, закрытие границы с Радой (sic!) правительством Мубарака в 2010 г. ввиду изра­ильской блокады Сектора Газа, которая использовалась в качестве единственного выхода для жителей Газы и для обеспечения необходимыми товарами для повсед­невной жизни».

Среди 1,2 миллиарда граждан Индии (примерно одна шестая часть населения мира) есть люди, практикующие все вероисповедания. Мусульмане составляют самое крупное меньшинство. С точки зрения голых цифр Индия обладает вторым по величине мусульманским населением в мире после Индонезии. Индийцы при­надлежат к более чем 2000 этническим группам и говорят на 22 «официальных» языках. Светская республика Индия является чрезвычайно чувствительной в под­держке любых международных инициатив, которые могут нарушить равновесие внутри страны.

В то же время Индия не разделяет мнение о том, что реформы должны быть ограничены в связи с сектантской напряженностью. Хотя страна не является вестником демократии, Индия поддерживает требования смены власти и само­управления, если это то, чего хочет население. Тем не менее, Индия не предпи­сывает и не одобряет внешнее участие в качестве средства для достижения таких перемен. По идеологическим и национальным чувствительным причинам, Индия осуждает все формы внешнего вмешательства в дела другого государства.

Государственный суверенитет versus Ответственность защищать

Идеологически индийское государство не устраивает понятие «ответствен­ность защищать» (Responsibility to Protect, R2P). Индия продолжает быть заци­кленной на Вестфальской системе целостности суверенитета и территориальной, согласно которому внутренние дела являются исключительной прерогативой го­сударства.

(R2P дает международному сообществу полномочия по предотвращению крупномасштабных нарушений прав человека в государстве путем принуждения, если государство не смогло или не пожелало сделать это самостоятельно. Эта идея поддерживает внешнее вмешательство с целью предотвращения или оста­новки четырех типов злодеяний, а именно, геноцида, военных преступлений, пре­ступлений против человечности и этнических чисток).

Индия критиковала селективное использование R2P. По словам постоянного представителя в ООН г-на Хардипа Сингха Пури, R2P «избирательно применя­лось для продвижения национальных интересов, а не защиты гражданских лиц». В то время как к R2P призывали (в основным западные страны) для поддержки


интервенции в Ливии и Сирии, наблюдалось непропорциональное молчание по применению того же принципа когда государственные силы безопасности раз­громили бунты в Бахрейне и Йемене.

Индия опасется, что доктрина R2P может быть использована для вмешатель­ства в ее внутренние дела. В стране происходили вооруженные конфликты и движения за свободу на северо-востоке Индии в течение многих лет. Маоистское повстанческое движение бушует в девяти индийских штатах. Индия отказала в международном вмешательстве в проблемы с Пакистаном по поводу контроля над «спорными территориями» Джамму и Кашмир. Индия не хочет принимать сигналы от международного сообщества о том, как решать свои двусторонние конфликты и внутренние вызовы. Кроме того, правительство Индии имеет пло-ху репутацию в области прав человека в Джамму и Кашмир. Силы безопасности обвинялись в системных нарушениях прав человека, которые варьируются от массового убийства, исчезновения людей, пыток, изнасилований и сексуального насилия до политических репрессий и подавления свободы слова.

Фиксация Индии с Вестфальской системой прекрасно проанализирована г-ном Кумарасвами в его работе 2012 г.: «... Индийское молчание по таким во­просам как демократизация, права человека и управление перед лицом арабской весны следует рассматривать в контексте внутренней ситуации страны, страх государства поощрять похожую интервенционистскую политики мирового со­общества. Как и многие другие страны третьего мира и уязвимые государства, Нью-Дели находит убежище в суверенитете и невмешательстве».

Серединный путь

Можно сделать вывод, что позиция Индии по арабской весне во многом за­висит от стремлений в области энергетической безопасности, соображений со­циальной стабильности и ее истории внутренних и трансграничных конфликтов. Высокие ставки заставляют Индию стимулировать направление, которое ни по­такает, ни препятствует намерениям арабских государств. Выбор серединного пути не является знаком одобрения для тоталитарных режимов. Не может эта по­зиция и резонировать в равнодушии к популистским настроениям. Это, вероятно, является единственным возможным вариантом для Индии.

Это объясняет то, почему правительство доктора Сингха воздержалось от голосования в Совете Безопасности ООН в отношении главы 7 Резолюции, которая стремилась обеспечить создание бесполетной зоны над Ливией. В 2012 году Индия воздержались от разработанной Саудовской Аравии резолюции, которая ввела санкции в отношении Сирии и призывала президента Башара Аль-Асада уйти. Кроме имеющих веские причины для обеспечения своего положения, позиционирование Индии, к сожалению, вновь подтверждает стереотипы о ее


неспособности принять руководящую роль в международных делах. Если она будет выглядеть нерешительной и ограниченной в решающие моменты, то это может поставить под угрозу Индии искомую заявку на постоянное членство в СБ ООН. Но на данный момент чиновники в Нью-Дели имеют небольшой выбор...


Балансирующие конкуренты: Индия между Ираном и США


Харш Нант, Джулия Супер


Индия и Соединенные Штаты Америки: конвергенция и ограничения


Индия продолжает уделять большое значение отношениям с Соединенными Штатами, не­смотря на давнее чувство обиды за поддержку США Пакистана. На данный момент, существует, по крайней мере, определен­ное согласование интересов по ключевым вопросам, которые естественно связывают Соеди­ненные Штаты и Индию. Не в последнюю очередь являются и общие желания уравновесить рост Китая и предотвратить развитие программы ядерного оружия в Иране. Экономиче­ские интересы в виде торговли и инвестиций также занимают не последнее место в отношениях, и, в конечном счете, обе страны заинтересованы в стабилизировании региональ­ных соседей Индии, чтобы ограничить терроризм, продвигать экономическую стабильность и создавать условия, в которых Индия может успешно набирать вес как влиятельный демократический глобальный игрок.

Так как интересы выстраиваются в один ряд с этими вопросами, Индия хоро­шо позиционируется, получая пользу от своих отношений с Соединенными Шта­тами. Политически статус сверхдержавы Соединенных Штатов в еще-однополяр-ном мире может помочь Индии обезопасить глобальное признание как центра азиатской безопасности и законной международной силы.

Этот потенциал особенно стал очевиден в 2010 году, когда президент США Барак Обама поддержал усилия Индии на получение постоянного места в Сове­те Безопасности ООН вслед за укреплением индийско-американских связей. В военном плане регулярные совместные учения помогли Индии продвигать свои


военно-морские возможности в Индийском океане и предоставили армии и во­енно-воздушным силам тренинги по борьбе с повстанцами и радиолокационные технологии. Развитие более тесных связей умножает возможности для США по­ставлять оружие и технологии.

Хотя Индия отклонила предложения Lockheed Martin и Boeing заключить контракт на 126 средних многоцелевых боевых самолетов на сумму более $10 млрд, несмотря на усиленное лоббирование военно-промышленного комплекса США и риторическую поддержку от самого Обамы, Соединенные Штаты ока­зались готова продавать наукоемкие технологии оборонного назначения и стре­мится рассмотреть условия по передачи лицензий на производство и совместное развитие отраслевых технологий. Кроме того, соглашение по сотрудничеству в области мирной ядерной энергии с Соединенными Штатами, которое было под­писано в 2008 году, предоставляет Индии возможность покупать ядерные тех­нологии на мировом рынке и направлено на оказание поддержки в расширении гражданских энергетических программ.

Сделке не хватает энтузиазма чтобы двигаться вперед, отчасти из-за внутрен­них проблем в сфере ядерной безопасности и нового ядерного законодательства в Индии, которое установило более высокие лимиты по финансовой ответствен­ности за несчастные случаи, чем промышленные стандарты, и позволяет ядерным операторам подавать иски в суд на поставщиков. Однако, это действительно зна­менует собой важный новый уровень сотрудничества, который мог бы помочь Индии развивать свои секторы энергии и технологии. На этих основаниях со­глашение ставит Индию в сильную позицию, которая утверждает собственную гражданскую ядерную программу.

Тем не менее, в индийско-американского отношениях проблемы имеются на нескольких фронтах. Впечатляющий экономический рост Индии, который ле­жит в основе укрепления связей с Соединенными Штатами в последние годы, поставлен под угрозу политическим параличем в Нью-Дели. Хотя некоторые на­дежды, возлагаемые на соглашение между Нью-Дели и Вашингтоном являются явно нереальными, большая часть ответственности за очевидный откат в тоне и теноре этого критического отношения лежит на политических коридорах Нью-Дели. Интенсификация администрации Обамы ограничений на въезд хорошо образованных индийских специалистов в Соединенные Штаты для работы в ИТ-секторе вызвала опасения в Индии и спекуляции среди «торговых войн». Реше­ние Индии задним числом изменить налоговое законодательство, связанное с иностранными слияниями и поглощениями, подорвало энтузиазм для иностран­ных инвестиций в Индию.

С точки зрения энергетической безопасности, действия Соединенных Штатов и Европейского союза (ЕС) значительно препятствует стремлению Индии