Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получать ресурсы в Иране, где Индия является третьим по величине экспортером нефти. Это хорошо показывают недавние санкции ЕС по запрету европейским компаниям страховать танкеры, которые перевозят иранские энергетические ресурсы в любую точку мира. Учитывая, что почти все танкеры страхуются в западных странах, индийские компании, как сообщается, вынуждены полагаться на государственное страхование, которое покрывает только танкеры за $50 млн по сравнению с приблизительно $1 млрд., что, как правило, предлагается европейскими учреждениями. Грузоотправители поэтому сталкиваются с большими рисками транспортировки. Усилия Запада по подрыву финансовых учреждений в Иране также усложняют платежи за иранский экспорт нефти. Распоряжение, выданное Белый домом в ноябре 2011 года уполномочивает госсекретаря США накладывать финансовые санкции на любого субъекта, который работает на иранском рынке. Таким образом, оказывается давление на такие страны как Индия, чтобы они сократили импорт, поддерживающий иранскую экономику. Для того, чтобы избежать этих угрозой санкций, Индия и Китай, как полагают, используют схему бартера продуктов питания, товаров народного потребления и переходят в расчете на местную валюту за нефть. Но эта система может оказаться недостаточно эффективной для удовлетворения платежей, необходимых для поддержания текущего уровня импорта нефти.

Как свидетельствует появление этой системы бартера с Ираном, Китай, как и Индия, имеет серьезный спрос на энергетическую безопасность. Китай пред­ставлен почти в каждом географическом районе, который имеет важное значение для энергетической безопасности Индии. В текущей конкуренции за энергетиче­ские контракты, которые сложились между двумя странами, Индия не извлекает преимуществ из очень тесных связей с Соединенными Штатами. Неограничен­ные по демократическим стандартам, поощряемые Соединенными Штатами, из­влекающие выгоду из глобального значения Китая и финансовых озможностей, китайские государственные компании оказались более готовы и в состоянии обе­спечить специальные предложения любой ценой, чем их индийские коллеги.

Хотя Индия получила доступ в нефтедобывающих государствах, таких как Су­дан, она по-прежнему отстает от Китая в налаживании энергетических поставок из Африки, как это видно по неудавшимся сделкам в Нигерии и Анголе. Индия также не смогла обеспечить сделки в Центральной Азии, Южной Америке и Юго-Восточной Азии, где она сталкивается с конкуренцией со стороны Китая, несмо­тря на постоянный общественный диалог, подчеркивающий сотрудничество. китайские фирмы, например, получили преференционные соглашения в области энергетических ресурсов в Мьянме, якобы из-за стойкому сопротивлению Китая карательным усилиям США против военного режима Мьянмы. Хотя последние политические реформы в Мьянме могут ограничить преимущество Китая в этом


смысле, индийские усилия по созданию более тесных отношений с Мьянмой, в том числе недавнее предложение удвоить товарооборот к 2015 году, будет доволь­но бледным по сравнению с глубоко укоренившимся присутствием Китая.

Это сложная задача — остаться и конкурировать с Китаем и быть в близких отношениях с Соединенными Штатами, что проявляется в отношениях Индии с Ираном. в то время как Нью-Дели сталкивается с давлением со стороны За­пада, пытающегося обуздать связи с Ираном, Пекин продолжает выстраивать тесные двусторонние отношения с Тегераном в рамках политики невмешатель­ства в целях обеспечения своей энергетической безопасности и стратегических интересов. Пекин был весьма значимым фактором в приобретении Ираном возможностей на протяжении 1980-х и в начале 1990-х годов, которые помогли инициировать его ядерную программу. Хотя Китай ограничивает официальную поддержку иранской ядерной программы с 1997 года под сильным давлением США, американские чиновники подозревают, что неформальная поддержка про­должается под эгидой неправительственных организаций. Китай продолжает по­ставлять оружие в Иран, и хотя значение этих трансфертов сократилось в первом десятилетии 2000-х годов, китайское оружие по-прежнему предположительно попадает военизированным группам на Ближнем Востоке через Иран к большо­му разочарованию Вашингтона.

Китай также функционирует в качестве дипломатического союзника, кото­рый может предложить работать с Ираном в рамках Международного агентства по атомной энергии и Совета Безопасности ООН. Пекин говорит о своей под­держке дипломатии, а не методам силы в отношениях с Тегераном, и непрекло­нен в осуждении односторонних или двусторонних санкций, которые запрещают экономическое взаимодействие, направленное на изоляцию Ирана.

Китай, таким образом, имеет важное значение для Ирана в связи с тем, что Ин­дия не сможет действовать так же, особенно, учитывая ее сильную зависимость от хороших отношений с Соединенными Штатами и основные возражения против иранской ядерной программы. Даже когда азиатские государства, такие как Япо­ния и Южная Корея снизили импорт иранской нефти для того, чтобы выиграть от требований Вашингтона применить санкции, Пекин остается решительным в преследовании своих интересов в Иране. На самом деле падение китайского им­порта сырой нефти из Ирана в начале 2012 года было компенсировано приблизи­тельно 35% увеличением импорта в мае-июне почти на 524000 баррелей в день. Хотя ежегодные уровни импорта в 2012 году не прогнозировались выше поста­вок 2011 года, Китай резко увеличил импорт, а другие страны его сократили, что предполагает, что Пекин не считает необходимым поддаваться

Угрозам санкций и, следовательно, сохраняет преимущество над Индией в обеспечении энергетических интересов в Иране. Учитывая изначально конку­


рентный характер китайско-индийских связей, политики в Нью-Дели считают, что они не могут позволить себе такое неудобство. Сложности отношений Ин­дии с Соединенными Штатами таким образом, представляют головоломку. Пре­имущества отношений с Вашингтоном зависит от Нью-Дели, и еще можно много выиграть из этих отношений, особенно в деле утверждения Индией себя в ка­честве мощного игрока на международной арене наряду с Китаем. В настоящее время Нью-Дели не могут позволить себе поставить под угрозу свою самую мощ­ную дружбу. Тем не менее, дилемма, вызванная отношениями Индии и США про­является в подходе Индии к Ирану, так как индийские энергетические интересы сталкиваются более сильными мерами США, направленными на международную изоляцию Ирана.

Понимание индо-иранских связей

Хотя не в интересах Нью-Дели ставить под угрозу отношения с Вашингтоном, Индия не может спокойно ждать, что ее отношения с Ираном ухудшатся в ответ на давление, исходящие из Соединенных Штатов. Чтобы понять интересы Индии в Иране, нужно сначала взглянуть на острую необходимость страны в энергети­ческой безопасности и очевидную проблему с альтернативными вариантами. Не­смотря на недавнее замедление экономического роста, Индия по-прежнему яв­ляется одной из самых быстрорастущих экономик в мире и третьей по величине в Азии. Устойчивый рост в 6% -8% потребовал большого потребления энергии, втягивая Индию в мировые рынки и сделав энергетическую безопасность выс­шим политическим приоритетом.

Действительно, Индия стала четвертой по величине основным потребителем энергии в мире в 2010 году, увеличив на 9,2% потребление между 2009 и 2010 гг. С ограниченным внутренним производством нефти и небольшими ее запаса­ми, что может гарантировать устойчивость на протяжении только двух десятиле­тий, Индия полагается на импорт нефти для удовлетворения ее увеличивающего спроса на энергоносители; уже в 2005 году импорт составил 72% от общего объ­ема потребляемой Индией нефти. Более трети этого импорта поступает от стран Совета по сотрудничеству Персидского залива, прежде всего из Саудовской Ара­вии, на долю которой приходится около 25% импортируемой нефти Индии.

Соответственно, Индия сталкивается с критической необходимостью дивер­сификации поставщиков и адекватным обеспением ресурсами энергии из-за ру­бежа для поддержания высоких темпов роста и развития, необходимого для обе­спечения ее восхождения на международной арене.

Альтернативных источников энергии пока оказалось не достаточно для удовлетворения высокаго спроса Индии. Уголь является основным источником энергии и электричества в Индии, но внутренние резервы угля в стране могут закончиться через 40 или 50 лет и причиняют вред окружающей среде из­


за высокого уровня золы и серы. Ядерная энергетика стала более реальной альтернативой с подписанием американо-индийского ядерного соглашения в 2008 году, но осторожность, связанная с ядерным кризисом в Японии после землетрясения и цунами в 2011 году, отсутствием свободных земель для строительства реакторов, и строгие законы об ответсвенности поставщиков за несчастные случаи на атомном производстве подрывают цели сделки и препятствуют существенному развитию ядерной энергии.

Прогресс в гидроэнергетике также замедлился, особенно после того, как усилия по развитию попали под экологический, социальный и политический контроль. Хотя возобновляемые источники энергии могут несколько облегчить высокие потребности Индии в энергии, необходимы дальнейшие исследования и существенных инвестиции для того, чтобы проверить их жизнеспособность. Кроме того, попытки Индии включиться в международный диалог по этим во­просам не были плодотворными в решении энергетических проблем страны.

План США по разработке производства с нулевыми выбросами от угля про­валился, так как не был выгоден Индии, а надлежащего финансирования не оказа­лось. Международное партнерство по вопросам использования смешанной энер­гии также не имело подходящего момента. Общая эффективность от диалога по вопросам энергетики является еще более ограниченной из-за того, что Индия не является членом Международного энергетического агентства, основного фору­ма, где обсуждается политика между странами-потребителями. Таким образом, энергетическая безопасность Индии, вероятно, останется в значительной степе­ни зависимой от импорта, а именно нефти и природного газа, и страна будет все больше стремиться осуществить взаимные инвестиции, так как это работает на обеспечение долгосрочных двусторонних отношений по поставкам.

Именно на этом фоне и должно рассматриваться значение отношений Индии с Ираном. Иран обладает третьими по величине запасами нефти в мире, на которые приходится более 15% прогнозируемых мировых запасов, и вторыми по величине доказанными запасами природного газа, по оценкам на 2011 г. примерно в 29,61 триллиона кубических метров. Он занимает четвертое место в мировом произ­водстве нефти и третье место в экспорте нефти. Эти уровни запасов и добычи делают Иран естественным партнером для энергоемкой Индии. Нью-Дели четко осознает иранский импорт энергоносителей в качестве важного фактора в обе­спечении экономического роста, и стала одной из основных стран=импортеров.

Переговоры по трубопроводу Иран-Пакистан-Индия (IPI) также продол­жаются, несмотря на критику США и Отсутствие прогресса. Если они будут продолжены, трубопровод сможет поставлять Индии примерно 90 миллионов кубических метров сжиженного природного газа (СПГ) в день, или около 20% от ожидаемого спроса на 2030 г. Несмотря на подписание предварительных со­глашений в 2005 году, проект IPI не был реализован из-за разногласий по поводу


цен, транзитных пошлин и таможенных тарифов. Хотя Индия по-прежнему офи­циально поддерживает проект, а Пакистан и Иран подчеркнули свою привержен­ность окончанию ирано-пакистанской фазы в 2014 году, маловероятно, что этот проект будет в состоянии преодолеть проблемную геополитику региона. Тем не менее, продолжение переговоров говорит об очевидной решимости Индии со­хранить возможность и отметить значение Ирана, как существующее, так и по­тенциальное, для индийской энергетической безопасности.

Иран является важным для энергетических интересов Индии также потому, что является связующим звеном с Центральной Азией и Каспийским регионом, которые могут похвастать богатством энергетических ресурсов и предлагают стратегические возможности для Индии работать в качестве партнера по без­опасности и торговли, сохраняя свою позицию крупного игрока среди междуна­родных сил, действующих в регионе. С блокировкой Китая больших контрактов в Центральной Азии в рамках заявленных усилий по созданию энергетического моста от Каспия до Синьцзяна, в интересах Индии увеличить свое присутствие в Центральной Азии и Каспийском регионе. Не простые отношений с Пакистаном и нестабильность в Кашмире и Афганистане естественно делает Иран важным проходом и, следовательно, является ключевым фактором в реализации Индии ее региональных интересов.

Иран, таким образом, имеет решающее значение для стратегии Нью-Дели по удовлетворению внутреннего спроса на энергоносители. Иранская нефть помо­гает Индии поддерживать диверсифицированную нефтяную корзину и избегать чрезмерной зависимости от Саудовской Аравии. Индия в настоящее время пози­ционируется как четвертый по величине получатель саудовской нефти после Ки­тая, США и Японии. Импорт сырой нефти из Саудовского королевства, которое было для Индии основным поставщиком нефти во время экономического бума, как ожидается, удвоится в течение следующих двух десятилетий. Хотя Эр-Рияд неоднократно подчеркивал свою приверженность надежной поставке друже­ственным странам, таким как Индия, независимо от глобальных тенденций цен, Индия опасается традиционно тесных связей Саудовской Аравии с Пакистаном и поддержки радикальных исламистских группировок. Эти факторы продолжают обострять отношения между Нью-Дели и Эр-Риядом и продвигать заинтересо­ванность Индии в диверсификации поставок энергоносителей.

Тем не менее, значение Ирана заставляет Индию выходить за рамки амбиций, непосредственно связанных с энергетической безопасностью. В частности, близ­кие индо-иранские отношения могут служить в качестве стратегической провер­ки в отношении Пакистана. Этот потенциал имеет двоякий характер. Во-первых, религиозные связи между Индией и Ираном предлагают средство для повыше­ния статуса Индии в преимущественно мусульманских странах, который исто­рически был подорван негативными настроениями в Пакистане. Иран и Индия