Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индия выступила с инициативой создания совместной рабочей группы с Ка­захстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном для обмена раз­ведданными, информацией и проведения регулярных консультаций. Этот шаг является очень важным для будущего сотрудничества в области обороны между Индией и государствами Центральной Азии. Наиболее возможными аспектами сотрудничества между двумя сторонами являются обмен оружием и оборудо­ванием, необходимым для решения проблемы терроризма и связанными с ним вопросами, а также проведение регулярных учений, которые могли бы помочь укрепить нынешнее понимание проблем безопасности. Индия также может быть важным партнером, когда дело дойдет до оказания помощи военизированным формированиям государств Центральной Азии. [9]


[lj Nirmala Joshi, « — India and Central Asia: Bilateral Dimensions», in V. NagendraRao and Mohammad MonirAlam, Central Asia: Present Challenges and Future Prospects (New Delhi: Knowledge World, 2005), p. 227.

[2] Vinay Kumar Kaul, « — Terrorism in Asia: New Threats and Challenges», in A. S. Narang and PramilaSrivastav (ed.), Terrorism: The Global Perspective (New Delhi: Kanishka Publishers, 2001), pp. 117-21.

[3] Meena Singh Roy, « — India's Interest in Central Asia», Strategic Analysis, vol. XXIV, No. 12, March 2001, p. 2277

[4] P. Stobdan, « — Central Asia: India's Strategic Approach», Strategic Analysis, vol. XVIII, No. 6, September 1999, p. 739.

[5] Meena Singh Roy, « — Commonalities of India and Russian Interest in Central Asia», in V. D. Chopra, New Trends in Indo-Russian Relations (New Delhi: Kalpaz Publications, 2003), p. 213.

[6] Svante E. Cornell, « — Military and Economic Security Perspectives», NBR Analysis, vol. 14(3), October 2003, p. 10, available at http://www.nbr.org/publications/analysis/pdf/Preview/ vol14no3_preview.pdf

[7] Poonam Mann, « — Fighting Terrorism: India and Central Asia», Strategic Analysis, vol. XIV, No. 2, February 2001, pp. 2047-48.

[8] Meena Singh Roy, n. 4,pp. 212-13. [9]Nirmala Joshi, n. 1, pp. 226-27.


Ответ Индии на арабскую весну


Адит Чарли


«Как крупнейшая демократия мира, Индия поддерживает народные устрем­ления к демократическому и плюралистическому порядку. Тем не менее, такие преобразования не могут подталкиваться с помощью внешнего вмешательства, которые усугубляет страдания простых граждан. Ухудшение ситуации в Сирии вызывает особую озабоченность ... Мы должны призвать все стороны подтвер­дить свою приверженность урегулированию кризиса мирным путем, через все­объемлющий политический процесс, который может удовлетворить законные чаяния всех сирийских граждан» — из выступления премьер-министра Индии Манмохана Сингха на 16-м саммите Движения неприсоединения, Тегеран, 30 ав­густа 2012.

Заявление премьер-министра, озвученное всего через несколько недель после того, как Индия воздержалась от решения Генеральной Ассамблеи ООН по Си­рии, подчеркивает осторожную точку зрения Нью-Дели на гражданскую войну. Страна заняла сдержанную позицию, в соответствии с положением дел других популистских движений на Ближнем Востоке. Можно утверждать, что внешняя политика Индии в подходе к арабской весны была обусловлена внутренними социально-политическими расчетами и страхами энергетической безопасно­сти. Пять основных компонентов могут быть идентифицированы как часть ре­акции Индии: забота о благополучии зарубежных граждан, защита националь­ных интересов, сохранение равновесия внутри страны, укрепление принципов государственного суверенитета и невмешательства, и склонность к сохранению статус-кво.

Стратегический регион

Ближний Восток рассматривается Индией как регион стратегической важно­сти по нескольким причинам. Для начала, богатый нефтью регион Персидского залива является домом для более чем пяти миллионов индийских рабочих-ми­грантов. По оценкам Всемирного банка нерезиденты индийцы переслали около $64 млрд. в Индию в течение 2011-12 гг. Значительная часть этой прибыли посту­пила от диаспоры в странах Персидского залива.

На начальном этапе арабской весны главным приоритетом Индии являлось обеспечение безопасности своих граждан за границей. Количество нерезидентов индийцев в стране, охваченной волнениями, определялось интенсивностью офи­циальной реакция Центра на важные события. В случае с Тунисом было очевидно,


что там нет существенного народонаселения из числа индийцев. Таким образом, беспорядки в Тунисе не вызвали реакции со стороны правительства д-р Сингха. Только после того, как движение распространилось на площади Тахрир в еги­петском Каире (страны, где проживает около 4000 индийцев) дипломатическая машинерия Индии пришла в действие. Обеспокоенность за благополучие своих граждан отразилось на позиции страны в отношении Бахрейна, Ливии и Йемена, где проживает более 400.000 индийцев. Важной особенностью решения Индии была эвакуация своих людей из Египта и Ливии. Важно отметить, что успешная эвакуация не была бы возможна без поддержки со стороны действующего пра­вительства. В Египте и Ливии Индии пришлось договариваться с режимами, чье время было на исходе. Склонность Нью-Дели действовать с крайней осторожно­стью и сдержанностью сильно повлияла на задержку официального ответа Ин­дии на арабское пробуждение. Проще говоря, Индия ждала до тех пор, пока ее граждане не были безопасно эвакуированы, прежде чем озвучивалась официаль­ная позиция государства. Первое официальное заявление о Египте было сделано 30 января 2011 года, более чем через неделю после того, как протестующие нача­ли собираться на площади Тахрир. Индия сильно критиковалась за свое «безраз­личие» и оставалась «немым зрителем» на ранних стадиях событий.

Энергетическая безопасность

Энергетическая безопасность является национальным приоритетом для Ин­дии, поскольку она должен обеспечивать потребности 1,2 млрд. человек. Взаи­мосвязь между энергией, ресурсами и национальной безопасностью подчеркива­ет политический подход страны в регионе. Внутренний спрос в Индии на нефть составлял 3.34 млн. баррелей в день в 2010 году, 3,46 млн. баррелей в день в 2011 году и 3,58 млн. баррелей в день в 2012 году. Соответствующее внутреннее про­изводство за тот же трехлетний период составил 0,86, 0,9 и 0,92 млн. баррелей в день соответственно. Это увеличение дефицита будет покрываться за счет им­порта в основном из региона Ближнего Востока, на долю которого приходится две трети от нефтяного импорта Индии. Внешняя зависимость от нефти будет продолжаться и в следующем десятилетии, так как Индия нацелена на модерниза­цию гражданской инфраструктуры и расширение экономического развития сво­его хинтерланда, т. е. глубинки.

Шаткое положение Индии в области энергии означает, что она не может позволить себе неопределенность в поставках. Следует напомнить, что ливийские потрясения вызвали приостановку добычи нефти, хоть и на короткое время. Хотя Индия не является основным импортером ливийской нефти, она реально почувствовала на себе последствия от этого. Цены на нефть подскочили до $120 за баррель в 2011 году, впервые с 2008 года. Интересно, что цены на нефть


могут подняться до $200 — $300 за баррель, если основной экспортер сырой нефти в мире Саудовская Аравия также станет жертвой серьезных политических волнений, как сказал бывший министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани. Хотя Сирия производит относительно скромные объемы нефти и газа, ее расположение является стратегическим в плане региональной безопасности и перспективных маршрутов транзита энергоносителей.

Индия является четвертым по величине в мире импортером нефти, и поэто­му малейшее движение вверх цен на нефть может нарушить финансовые расче­ты Центра. В течение последних двух лет Индия стокнулась с тем, что средняя стоимость импорта сырой нефти выросла на $27 за баррель, подняв на расходы импорт нефти со 100 до $140 млрд. Данные расходы выросли более чем в три раза с $48 млрд. в 2006-2007 годах. Кроме того, центр субсидирует коммерческое использование бензина, дизельного топлива, сжиженного нефтяного газа и керо­сина. А исследование Goldman Sachs от 2011 г. показало связь в росте мировых цен на нефть на $10 со снижением на 0,2% экономического роста Индии.

Соединенные Штаты также разделяют с Индией вовлечение в Ближний Вос­ток во многом из тех же соображений. Тем не менее, последние технологические достижения и открытия внутренних резервов ископаемого топлива (сланцевый газ и новые газовые месторождения) могут изменить правила игры. Если США снизят свою зависимость от импорта ближневосточной нефти, геополитика региона будет изменена навсегда. Выступаяя на встрече, организованной ана­литическим центром в прошлом году, советник по национальной безопасности Индии г-н Шив Шанкар Менон, сказал: «западные развитые экономики теперь могут позволить себе хаос под называем Арабская весна, который они несут на Ближний Восток. Они могут активно способствовать смене режима в этом реги­оне. В основном жертвами неопределенности в поставках будут развивающиеся экономики, такие как Китай и Индия, которые все еще диверсифицируют свои источники поставок в долгосрочные гибкие контракты с другими странами за пределами региона».

Статус кво

Что г-н Менон забыл вкратце отметить, это то, что Индия имеет несколько причин на то, чтобы поддерживать статус-кво. Индия имеет тесные связи с госу­дарствами на Ближнем Востоке, несмотря на то, что многие из них автократиче­ские режимы. Индия не хочет проповедовать о политических и структурных из­менениях даже для своих ближайших соседей. Г-н Кумарасвами, исследователь из Института международных отношений Леонардо Дэвиса намекает на это в своей работе Reading the Silence: India and the Arab Spring (2012).


«Предпочтительный вариант для Индии состоит в том, чтобы позволить раз­личным обществам определить самим их индивидуальные судьбы. Продвижение демократии как таковое никогда не являлось внешней политики Индии».

Военная интервенция в 1971 г. в Восточном Пакистане (которая установила республику Бангладеш) и борьба против апартеида в Южной Африке являлись двумя существенными исключениями из этого правила.

В то же время Индия имеет глубокое чувство сопереживания по отношению к палестинской проблеме. Индия поддержала Палестину в историческом голо­совании Генеральной Ассамблеи ООН в начале этого года, что повысило статус Палестинской администрации от организации до государства наблюдателя, не являющегося членом ООН. Несмотря на это, промышленные и оборонные от­ношения Индия с Израилем были успешными.

До недавнего времени Индия была вторым по величине импортером тяжелой сырой нефти из Ирана. Иран также предоставляет важные торговые маршруты в Центральную Азию, Россию и Афганистан, позволяя Нью-Дели работать в обход Пакистана, так как Исламабад не позволяют транспортировку по своей террито­рии.

Отношения между Нью-Дели и Риадом испытали сильный толчок в прошлом году после выдачи разыскиваемых террористов Абу-Джундала в Индию. Саудов­ская Аравия является домом для 2,5 млн. индийцев, что делает ее одним из круп­нейших бастионов для индийской диаспоры.

К сожалению для Индии Иран и Саудовская Аравия имеют диаметрально противоположные взгляды на будущее Сирии. Осажденного президент Сирии Башар аль-Асад получает поддержку от шиитского режима в Иране, в то время как суннитские правители Саудовской Аравии и Катара, как говорят, работают за кулисами вместе с западными союзниками, чтобы осуществить изменения. Во многих случаях протесты в арабском мире, кажется, переходят от идеала по уста­новлению демократии в сторону увеличения поляризации и сектантства. Индия не одобряет подобную загадку.

Сектантские трения

Кроме того, Индия имеет значительное количество как суннитов, так и ши­итов. Два течения имели историю ожесточенных столкновений, особенно в се­верных индийских штатах Джамму и Кашмир и Уттар-Прадеш. Таким образом, Индия воздерживается от публичной поддержки шиитов и алавитов, которык представляют сирийский режим и не придерживается мнения Саудовской Ара­вии, доминирующей над суннитами. Индия также обеспокоена по поводу возмож­ного мнения о заговоре с Западом против мусульманских государств. Эта точка зрения важна, так как некоторые ученые указывают на роль Израиля, которую,