ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1169
Скачиваний: 1
Индия выступила с инициативой создания совместной рабочей группы с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном для обмена разведданными, информацией и проведения регулярных консультаций. Этот шаг является очень важным для будущего сотрудничества в области обороны между Индией и государствами Центральной Азии. Наиболее возможными аспектами сотрудничества между двумя сторонами являются обмен оружием и оборудованием, необходимым для решения проблемы терроризма и связанными с ним вопросами, а также проведение регулярных учений, которые могли бы помочь укрепить нынешнее понимание проблем безопасности. Индия также может быть важным партнером, когда дело дойдет до оказания помощи военизированным формированиям государств Центральной Азии. [9]
[lj Nirmala Joshi, « — India and Central Asia: Bilateral Dimensions», in V. NagendraRao and Mohammad MonirAlam, Central Asia: Present Challenges and Future Prospects (New Delhi: Knowledge World, 2005), p. 227.
[2] Vinay Kumar Kaul, « — Terrorism in Asia: New Threats and Challenges», in A. S. Narang and PramilaSrivastav (ed.), Terrorism: The Global Perspective (New Delhi: Kanishka Publishers, 2001), pp. 117-21.
[3] Meena Singh Roy, « — India's Interest in Central Asia», Strategic Analysis, vol. XXIV, No. 12, March 2001, p. 2277
[4] P. Stobdan, « — Central Asia: India's Strategic Approach», Strategic Analysis, vol. XVIII, No. 6, September 1999, p. 739.
[5] Meena Singh Roy, « — Commonalities of India and Russian Interest in Central Asia», in V. D. Chopra, New Trends in Indo-Russian Relations (New Delhi: Kalpaz Publications, 2003), p. 213.
[6] Svante E. Cornell, « — Military and Economic Security Perspectives», NBR Analysis, vol. 14(3), October 2003, p. 10, available at http://www.nbr.org/publications/analysis/pdf/Preview/ vol14no3_preview.pdf
[7] Poonam Mann, « — Fighting Terrorism: India and Central Asia», Strategic Analysis, vol. XIV, No. 2, February 2001, pp. 2047-48.
[8] Meena Singh Roy, n. 4,pp. 212-13. [9]Nirmala Joshi, n. 1, pp. 226-27.
Ответ Индии на арабскую весну
Адит Чарли
«Как крупнейшая демократия мира, Индия поддерживает народные устремления к демократическому и плюралистическому порядку. Тем не менее, такие преобразования не могут подталкиваться с помощью внешнего вмешательства, которые усугубляет страдания простых граждан. Ухудшение ситуации в Сирии вызывает особую озабоченность ... Мы должны призвать все стороны подтвердить свою приверженность урегулированию кризиса мирным путем, через всеобъемлющий политический процесс, который может удовлетворить законные чаяния всех сирийских граждан» — из выступления премьер-министра Индии Манмохана Сингха на 16-м саммите Движения неприсоединения, Тегеран, 30 августа 2012.
Заявление премьер-министра, озвученное всего через несколько недель после того, как Индия воздержалась от решения Генеральной Ассамблеи ООН по Сирии, подчеркивает осторожную точку зрения Нью-Дели на гражданскую войну. Страна заняла сдержанную позицию, в соответствии с положением дел других популистских движений на Ближнем Востоке. Можно утверждать, что внешняя политика Индии в подходе к арабской весны была обусловлена внутренними социально-политическими расчетами и страхами энергетической безопасности. Пять основных компонентов могут быть идентифицированы как часть реакции Индии: забота о благополучии зарубежных граждан, защита национальных интересов, сохранение равновесия внутри страны, укрепление принципов государственного суверенитета и невмешательства, и склонность к сохранению статус-кво.
Стратегический регион
Ближний Восток рассматривается Индией как регион стратегической важности по нескольким причинам. Для начала, богатый нефтью регион Персидского залива является домом для более чем пяти миллионов индийских рабочих-мигрантов. По оценкам Всемирного банка нерезиденты индийцы переслали около $64 млрд. в Индию в течение 2011-12 гг. Значительная часть этой прибыли поступила от диаспоры в странах Персидского залива.
На начальном этапе арабской весны главным приоритетом Индии являлось обеспечение безопасности своих граждан за границей. Количество нерезидентов индийцев в стране, охваченной волнениями, определялось интенсивностью официальной реакция Центра на важные события. В случае с Тунисом было очевидно,
что там нет существенного народонаселения из числа индийцев. Таким образом, беспорядки в Тунисе не вызвали реакции со стороны правительства д-р Сингха. Только после того, как движение распространилось на площади Тахрир в египетском Каире (страны, где проживает около 4000 индийцев) дипломатическая машинерия Индии пришла в действие. Обеспокоенность за благополучие своих граждан отразилось на позиции страны в отношении Бахрейна, Ливии и Йемена, где проживает более 400.000 индийцев. Важной особенностью решения Индии была эвакуация своих людей из Египта и Ливии. Важно отметить, что успешная эвакуация не была бы возможна без поддержки со стороны действующего правительства. В Египте и Ливии Индии пришлось договариваться с режимами, чье время было на исходе. Склонность Нью-Дели действовать с крайней осторожностью и сдержанностью сильно повлияла на задержку официального ответа Индии на арабское пробуждение. Проще говоря, Индия ждала до тех пор, пока ее граждане не были безопасно эвакуированы, прежде чем озвучивалась официальная позиция государства. Первое официальное заявление о Египте было сделано 30 января 2011 года, более чем через неделю после того, как протестующие начали собираться на площади Тахрир. Индия сильно критиковалась за свое «безразличие» и оставалась «немым зрителем» на ранних стадиях событий.
Энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность является национальным приоритетом для Индии, поскольку она должен обеспечивать потребности 1,2 млрд. человек. Взаимосвязь между энергией, ресурсами и национальной безопасностью подчеркивает политический подход страны в регионе. Внутренний спрос в Индии на нефть составлял 3.34 млн. баррелей в день в 2010 году, 3,46 млн. баррелей в день в 2011 году и 3,58 млн. баррелей в день в 2012 году. Соответствующее внутреннее производство за тот же трехлетний период составил 0,86, 0,9 и 0,92 млн. баррелей в день соответственно. Это увеличение дефицита будет покрываться за счет импорта в основном из региона Ближнего Востока, на долю которого приходится две трети от нефтяного импорта Индии. Внешняя зависимость от нефти будет продолжаться и в следующем десятилетии, так как Индия нацелена на модернизацию гражданской инфраструктуры и расширение экономического развития своего хинтерланда, т. е. глубинки.
Шаткое положение Индии в области энергии означает, что она не может позволить себе неопределенность в поставках. Следует напомнить, что ливийские потрясения вызвали приостановку добычи нефти, хоть и на короткое время. Хотя Индия не является основным импортером ливийской нефти, она реально почувствовала на себе последствия от этого. Цены на нефть подскочили до $120 за баррель в 2011 году, впервые с 2008 года. Интересно, что цены на нефть
могут подняться до $200 — $300 за баррель, если основной экспортер сырой нефти в мире Саудовская Аравия также станет жертвой серьезных политических волнений, как сказал бывший министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани. Хотя Сирия производит относительно скромные объемы нефти и газа, ее расположение является стратегическим в плане региональной безопасности и перспективных маршрутов транзита энергоносителей.
Индия является четвертым по величине в мире импортером нефти, и поэтому малейшее движение вверх цен на нефть может нарушить финансовые расчеты Центра. В течение последних двух лет Индия стокнулась с тем, что средняя стоимость импорта сырой нефти выросла на $27 за баррель, подняв на расходы импорт нефти со 100 до $140 млрд. Данные расходы выросли более чем в три раза с $48 млрд. в 2006-2007 годах. Кроме того, центр субсидирует коммерческое использование бензина, дизельного топлива, сжиженного нефтяного газа и керосина. А исследование Goldman Sachs от 2011 г. показало связь в росте мировых цен на нефть на $10 со снижением на 0,2% экономического роста Индии.
Соединенные Штаты также разделяют с Индией вовлечение в Ближний Восток во многом из тех же соображений. Тем не менее, последние технологические достижения и открытия внутренних резервов ископаемого топлива (сланцевый газ и новые газовые месторождения) могут изменить правила игры. Если США снизят свою зависимость от импорта ближневосточной нефти, геополитика региона будет изменена навсегда. Выступаяя на встрече, организованной аналитическим центром в прошлом году, советник по национальной безопасности Индии г-н Шив Шанкар Менон, сказал: «западные развитые экономики теперь могут позволить себе хаос под называем Арабская весна, который они несут на Ближний Восток. Они могут активно способствовать смене режима в этом регионе. В основном жертвами неопределенности в поставках будут развивающиеся экономики, такие как Китай и Индия, которые все еще диверсифицируют свои источники поставок в долгосрочные гибкие контракты с другими странами за пределами региона».
Статус кво
Что г-н Менон забыл вкратце отметить, это то, что Индия имеет несколько причин на то, чтобы поддерживать статус-кво. Индия имеет тесные связи с государствами на Ближнем Востоке, несмотря на то, что многие из них автократические режимы. Индия не хочет проповедовать о политических и структурных изменениях даже для своих ближайших соседей. Г-н Кумарасвами, исследователь из Института международных отношений Леонардо Дэвиса намекает на это в своей работе Reading the Silence: India and the Arab Spring (2012).
«Предпочтительный вариант для Индии состоит в том, чтобы позволить различным обществам определить самим их индивидуальные судьбы. Продвижение демократии как таковое никогда не являлось внешней политики Индии».
Военная интервенция в 1971 г. в Восточном Пакистане (которая установила республику Бангладеш) и борьба против апартеида в Южной Африке являлись двумя существенными исключениями из этого правила.
В то же время Индия имеет глубокое чувство сопереживания по отношению к палестинской проблеме. Индия поддержала Палестину в историческом голосовании Генеральной Ассамблеи ООН в начале этого года, что повысило статус Палестинской администрации от организации до государства наблюдателя, не являющегося членом ООН. Несмотря на это, промышленные и оборонные отношения Индия с Израилем были успешными.
До недавнего времени Индия была вторым по величине импортером тяжелой сырой нефти из Ирана. Иран также предоставляет важные торговые маршруты в Центральную Азию, Россию и Афганистан, позволяя Нью-Дели работать в обход Пакистана, так как Исламабад не позволяют транспортировку по своей территории.
Отношения между Нью-Дели и Риадом испытали сильный толчок в прошлом году после выдачи разыскиваемых террористов Абу-Джундала в Индию. Саудовская Аравия является домом для 2,5 млн. индийцев, что делает ее одним из крупнейших бастионов для индийской диаспоры.
К сожалению для Индии Иран и Саудовская Аравия имеют диаметрально противоположные взгляды на будущее Сирии. Осажденного президент Сирии Башар аль-Асад получает поддержку от шиитского режима в Иране, в то время как суннитские правители Саудовской Аравии и Катара, как говорят, работают за кулисами вместе с западными союзниками, чтобы осуществить изменения. Во многих случаях протесты в арабском мире, кажется, переходят от идеала по установлению демократии в сторону увеличения поляризации и сектантства. Индия не одобряет подобную загадку.
Сектантские трения
Кроме того, Индия имеет значительное количество как суннитов, так и шиитов. Два течения имели историю ожесточенных столкновений, особенно в северных индийских штатах Джамму и Кашмир и Уттар-Прадеш. Таким образом, Индия воздерживается от публичной поддержки шиитов и алавитов, которык представляют сирийский режим и не придерживается мнения Саудовской Аравии, доминирующей над суннитами. Индия также обеспокоена по поводу возможного мнения о заговоре с Западом против мусульманских государств. Эта точка зрения важна, так как некоторые ученые указывают на роль Израиля, которую,